Управление стрессами в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:11, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в разработке рекомендаций по стимулированию персонала ЗАО «Мирный».
Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач:
– рассмотреть основы организации управления персоналом предприятия;
– определить сущность мотивации труда на предприятии;
– рассмотреть существующие методы мотивации труда на российских
предприятиях;
– рассмотреть вопрос организации управления системой стимулирования труда на предприятии;
– провести анализ существующей системы стимулирования труда на примере ЗАО «Мирный;
– разработать рекомендации по стимулированию различных категорий персонала предприятия на основе полученных результатов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1 Управление стрессами в организации……………………………………..5
1.1 Понятие стресса и его особенности…………………………….………..5
1.2 Физиологические механизмы стресса и его последствия для
работника……………………………………………………………………….9
1.3 Причины возникновения стресса на рабочем месте и его
при-знаки………………………………………………………………………...14
2 Организационно-экономическая характеристика ЗАО "Мирный"………..20
2.1 Организационно-правовое положение ЗАО "Мирный"………………….20
2.2 Общая характеристика деятельности ЗАО "Мирный"………………...22
2.3 SWOT–анализ………………………………………………………………26
3 Уровень стресса в ЗАО «Мирный»………………………………………....29
3.1 Анализ существующего уровня стресса в ЗАО «Мирный»……………..29
3.2 Рекомендации по снижению уровня стресса в ЗАО «Мирный»………….33
Выводы и предложения………………………………………………………....37
Список использованной литературы…………………………………………...39

Работа состоит из  1 файл

Теория организации курсовая.doc

— 287.50 Кб (Скачать документ)

В-третьих, из-за того, что  стрессовая ситуация сохраняет свою актуальность (конфликт ведь не разрешился благополучно и какая-то потребность так и осталась неудовлетворенной, иначе не было бы отрицательных эмоций), в кору головного мозга вновь и вновь поступают импульсы, поддерживающие активность доминанты, а в кровь продолжают выделяться гормоны стресса. Следовательно, надо снизить для себя значимость этого несбывшегося желания или же отыскать путь для его реализации [12, с. 103].

Нужно отметить взаимосвязь между темпераментом человека и его реакцией на стресс. Специалисты [14, с. 16] указывают, что у меланхоликов стрессовые реакции чаще всего связаны с тревогой или испугом, фобией или невротической тревожностью. У холериков – типичная стрессовая реакция – гнев. Вот почему они чаще страдают гипертонией, язвой желудка, язвенным колитом. У флегматиков под действием стресса снижается активность щитовидной железы, замедляется обмен веществ и может повышаться содержание сахара в крови, что приводит к преддиабетическому состоянию. В стрессовых ситуациях они “нажимают” на еду, в результате чего могут становиться тучными. Легче всего, благодаря своей сильной нервной системе, переносят стрессы сангвиники.

Стрессы в организационном  поведении вызывают стрессовую реакцию, модель которой представлена на рисунке 2 [8, с. 547].

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 - Модель стрессовой реакции.

 

Говоря о  реакции человеческого организма  на стресс, необходимо сказать, что  проводя свои исследования, Г. Селье случайно обнаружил явление, которое назвал синдромом общей адаптации (general adaptation syndrome – GAS), а десять лет спустя в его работах появился сам термин «стресс».

Адаптационный синдром представляет собой модель реакции человека на воздействие  стрессоров [9, с. 60]. Классическая модель включает три стадии развития стресса (тревога (А), сопротивление(Б), истощение(В)) и отражает физиологически ориентированный подход к стрессу (рис. 3.).

 


 

 

 

 

Рисунок 3 - Фазы адаптационного синдрома

 

  • фаза А: тревога – состояние возбуждения с упадком и последующей мобилизацией адаптационных ресурсов.
  • фаза Б: сопротивление – напряжение сил для противостояния стрессу на основе сбалансированного расходования адаптационных возможностей.
  • фаза В: истощение – упадок сил вследствие истощения запасов адаптационной энергии.

Исследования показывают, что у человека, почти постоянно находящегося в состоянии эмоционального напряжения могут возникнуть такие физиологические нарушения, как язва двенадцатиперстной кишки и желудка, колит, грудная жаба, гипертония, астма, сенная лихорадка, ожирение, диабет, некоторые кожные болезни, люмбаго и др. [6, с. 43].

В то время  как взаимосвязи между стрессом и физическим здоровьем человека уделялось пристальное внимание, особенно медиками, воздействие стресса на психологическое состояние исследовано не столь подробно. В то же время имеются данные [14, с. 16], что имеется прямая зависимость между высоким уровнем стресса и такими агрессивными действиями, как саботаж, межличностная агрессия, враждебное поведение и жалобы. Психологические проблемы подобного типа, вызванные стрессом, приводят в свою очередь к неудовлетворительному исполнению служебных обязанностей, заниженной самооценке, сопротивлению указаниям руководства, неспособности сосредоточиться и принять решение и к неудовлетворенности работой. Эти последствия стресса приносят прямые убытки организации.

Высокий уровень  стресса оказывает также не всегда заметное, но абсолютно реальное воздействие на продуктивность работы менеджеров, занимающих ключевые посты в организации. Командная работа, а именно таковой является деятельность в организации, полагается на сильные стороны руководителя, авторитетного лидера, и является фактором успеха работы организации. На протяжении последних двух лет проводились исследования влияния перегрузок в работе руководителя на эффективность деятельности предприятия [13, с. 26]. Так, например, менеджеры, постоянно подвергающиеся воздействию стресса, становятся жертвой резких перепадов настроения, и их подчиненные вскоре приобретают привычку не беспокоить их, даже когда речь идет о серьезных вопросах.

Иногда менеджеры  осознают недостатки собственного поведения; они чувствуют, что не соответствуют  ожиданиям, связанным с занимаемой должностью, и страдают от потери самоуважения. В подобном состоянии они могут медлить и откладывать принятие решений. И, наконец, они негодуют когда руководство пытается вернуть их в рабочее состояние, и начинают ненавидеть свою работу.

Еще одним аспектом воздействия  стресса является изменение в  поведении человека. Прямым результатом  сильных стрессов на работе могут являться такие поведенческие реакции, как недоедание или переедание, злоупотребление курением, алкоголем, наркотиками и антидепрессантами. В ряде исследований получены определенные свидетельства о наличии прямой связи между стрессом и прогулами, а также текучестью кадров.

Таким образом, в производственной обстановке работа в условиях повышенного уровня стресса, может вызвать «неэффективное поведение, избыточные реакции или неспособность восстановиться после работы» [8, с. 547]. Это определение, данное Гайллардом, подытоживает результаты огромного числа публикаций, авторами которых показано, что повышенный стресс на работе, (как бы он ни определялся для ситуации конкретного человека) может привести к ухудшению трудовых показателей, учащению несчастных случаев, затруднениям в общении с людьми, более частым невыходам на работу, пониженной удовлетворенности ею и проблемам, тесно связанным со здоровьем.

                                                                                                                                    

1.3 Причины возникновения стресса на рабочем месте и его признаки

 

Снижая эффективность  и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как  на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся.

Стрессы возникают под действием стрессоров – это неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний [2, с. 530]. Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. Можно привести следующую классификацию стрессоров [11, с. 84]:

1) По характеру:

а) физиологические ( это экстремальные воздействия внешней среды – неприемлемые для организма уровень температуры, освещения, давления, болевые ощущения, непосильная физическая нагрузка и пр.);

б) психологические (психологическое напряжение, отрицательные эмоции, конфликтные ситуации и пр.).

2) По содержанию:

а) организационные ( перегрузка или недогрузка работника, конфликт или неопределенность ролей, неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью и пр.);

б) личностные (события личной жизни негативного или позитивного характера).

3) По источнику:

а) внешние (находятся за пределами организации – международные события, экономическая и политическая нестабильность, социальные проблемы, напряженность в обществе и пр.);

б) внутренние (связаны с организацией и самим работником – несовершенные организационная структура и стиль управления, специфическое восприятие, различия в опыте и пр.).

4) По специфике воздействия:

а) общие (характерны для типичных ситуаций – хронические, часто повторяющиеся проблемы);

б) специфические (связанны с особенностями личности, ситуации).

Факторы, вызывающие стресс, или так называемые стрессоры, воздействующие на работников в наши дни, включают [8, с. 547]:

1) факторы стресса вне организации;

2) групповые факторы стресса;

3) факторы стресса, связанные с организацией;

Рассмотри их подробнее.

1) Факторы стресса вне организации.

Стресс на работе нельзя ограничивать событиями  и условиями, имеющими место непосредственно на рабочем месте. Любая организация является открытой социальной системой, и на ее элементы – работников – естественно воздействуют внешние факторы, такие как изменения в обществе, экономические и финансовые условия, изменения в их личной жизни (семейные проблемы, старение, смерть близкого родственника, рождение ребенка и т.п.).

Так, можно сказать, что  неудовлетворительное финансовое положение  может побуждать людей брать  дополнительную работу, в результате чего сокращается время отдыха и усиливается стресс. Серьезным фактором стресса работников являются и семейные кризисы. Имеются также данные о том, что в семьях, где работают оба супруга, находящийся в стрессовых условиях муж может «передать» свой стресс жене.

2) Групповые факторы стресса.

К групповым  факторам стресса можно отнести  следующие:

2.1 отсутствие групповой сплоченности – отсутствие возможности для работника чувствовать себя членом коллектива вследствие специфики рабочего места, из-за того, что руководитель не допускает или ограничивает эту возможность, или потому, что другие члены группы не принимают его в свои ряды, может явиться источником сильного стресса, особенно для работников с высоким стремлением к аффилиации;

2.2 наличие внутриличностных, межличностных и внутригрупповых конфликтов – наличие серьезных противоречий или несовместимости отдельных характеристик личности работника, например, его личных целей, нужд, ценностей, с социально одобряемыми в группе, где он работает, а значит, вынужден постоянно находиться, общаться, взаимодействовать, также является серьезным стрессогенным фактором.

3) Факторы стресса, связанные с организацией.

Причины связанного с работой стресса исследуются  уже немалое время, и перечень потенциальных факторов, вызывающих стресс, весьма длинен. В нем можно найти физические факторы, превращающие рабочее место во враждебную среду (повышенная температура, шум, многолюдность и т.д.), а также массу психосоциальных факторов, обусловленных конкретной комбинацией трудовых, организационных и социальных особенностей рабочего места. К наиболее точно установленным стрессорам, связанным с производственной средой, относятся:

    1. неуверенность в завтрашнем дне – для многих работников постоянным стрессором является боязнь потерять свою работу из-за сокращения, неадекватных трудовых показателей, возраста или по другой причине;
    2. невозможность влиять на свою работу – как отмечают многие исследователи, то, в какой степени человек влияет на свою работу, может быть связано со стрессовым состоянием. Монотонная механическая работа и ответственность за вещи, на которые люди не могут влиять, являются особенно стрессовыми факторами для некоторых работников;
    3. характер выполняемой работы – сложность решаемых задач, самостоятельность в работе, степень ответственности, условия труда: степень опасности при выполнении работы, уровень шума и т.п., как показывают результаты многочисленных исследований, могут быть также отнесены к факторам, нередко провоцирующим стресс у работников;
    4. ролевая двусмысленность и ролевой конфликт – оба эти условия в большинстве случаев воспринимаются как стрессоры. Здесь под ролевой двусмысленностью подразумевается неопределенность в отношениях с человеком, исполняющим ту или иную роль, а под ролевым конфликтом – различные несовместимые ожидания в отношении значимых людей на работе;
    5. специфическая организационная структура – например, матричная структура организации, предполагающая двойное подчинение, нередко является источником стресса для работника, вынужденного одновременно выполнять распоряжения двух руководителей;
    6. стрессогенный стиль управления – частое использование методов неоправданного давления и угроз является одним из самых сильных факторов стресса для подчиненных;
    7. давление рабочего графика – сменная работа, а в особенности работа по скользящему графику, часто создает потребность в ряде психологических и связанных с внерабочей жизнью изменений, являющихся потенциальными стрессорами. С другой стороны, очень напряженный рабочий график, который делает затруднительным либо невозможным одновременное удовлетворение производственных и личностных потребностей, может также являться сильным стрессором для людей в самых разных трудовых ситуациях.

Все вышеперечисленные  условия являются потенциальными стрессорами, а не факторами, которые автоматически вызывают стресс. Реакции на эти стрессогенные факторы индивидуальны. На чувствительность или стрессоустойчивость влияет ряд ситуативных и личностных переменных.

Далее необходимо сказать  о внешних признаках стресса  в организационном поведении и о психических состояниях, которые под воздействием стрессоров проявляются в различных эмоциональных формах.

Условно различают три группы симптомов (внешних признаков) стресса [11, с. 87]:

1. Физиологические – негативные воздействия на все жизненно важные функции и здоровье человека (неврологические, эндокринные расстройства, сердечно-сосудистые заболевания, нарушения пищеварения и др.)

2. Психологические – отрицательные психологические состояния (утомление, беспокойство, тревога, страх, тоска, раздражительность и др.)

3. Поведенческие – негативные изменения в поведении человека ( снижение производительности труда, нарушение дисциплины, конфликтность, антисоциальное поведение, злоупотребление алкоголем и др.)

Психические состояния персонала в результате стрессов выступают в трех основных формах: утомление, монотония и психическая напряженность.

1. Утомление – временное снижение работоспособности под влиянием стрессовых нагрузок. Утомление проявляется в нарушениях основных функций и процессов, трансформации мотивов деятельности, падении качества работы.

2. Монотония – временное снижение работоспособности как результат однообразной деятельности. Формы проявления монотонии аналогичны, но работоспособность не прогрессивно падает, а колеблется. Наступление монотонии в значительной степени носит индивидуальный характер.

3. Психическая напряженность – состояние возбуждения вследствие ожидания неблагоприятного развития событий, которое быстро приводит к утомлению.

Психические состояния под воздействием стрессов проявляются в организационном поведении в эмоциональных формах пяти основных видов [11, с. 87]:

  1. гнев, раздражительность как излишне сильные отрицательные реакции на негативные факторы;
  2. возбужденность в виде излишнего уровня эмоционального ответа на воздействие внешней среды;
  3. переживание как тщательное, детальное обдумывание ситуации без объективной потребности в этом;
  4. грусть, тоска в виде пассивного переживания необратимых потерь;
  5. страх, тревога как ощущение угрозы биологическому и социальному существованию человека.

Информация о работе Управление стрессами в организации