Управление предприятием в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 11:04, реферат

Описание

Управление-это когда небольшое по усилию и затратам энергии воздействие приводит к ощутимому весомому результату.

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент предприятий (ТТТ).doc

— 154.50 Кб (Скачать документ)

    При коммуникации ее участники должны быть способны видеть, слышать, осязать, а также обладать определенными навыками и определенной степенью взаимного понимания.

    Для управления важное значение имеет  межличностная коммуникация, так как многие управленческие задачи решаются при непосредственном общении людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Управленческая  информация

    В процессе управления, которое представляет собой целенаправленное воздействие  на деятельность коллектива, предприятия, как при определении цели, так  и при уточнении этой цели, как  при принятии окончательного решения, так и при контроле за ходом его выполнения, необходима достаточно точная, хорошо обработанная информация.

    Информация это целенаправленное знание, которое необходимо для создания организации и осуществления процесса управления ею. Общие функции управления – планирование, организация, координация, мотивация и контроль являются процессами, перерабатывающими информацию.

    Информационное  обеспечение предприятия,  т.е. переработка, учет, анализ и прогноз информации   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Управленческие решения

    Управленческое  решение – это нахождение определенного  варианта действий посредством выявления и оценки альтернатив, осуществление этой деятельности и ее конечный результат.

    Управленческие  решения классифицируются по следующим  признакам:

    -по  стадиям жизненного цикла товара;

    - по сферам  деятельности;

    - по масштабности;

    - по видам и количеству целей;

    -по  времени;

    -по  степени использования информации.

    Принятие  и реализация решений – это  центр, вокруг которого вращается деятельность организации. Решение можно рассматривать как результат управленческого труда, а его принятие и реализацию – как процесс, ведущий к этому результату.

    Принятие  решений сокращает разрыв между  настоящим и будущим организации.

    Для принятия правильных решений требуются  знания и опыт. Значительную роль в этом играет также и интуиция. Она включает в себя  предчувствие, воображение, проницательность.

    Принятие  и реализация решений- сложный процесс, состоящий из нескольких стадий и этапов.

  1. Стадия признания необходимости решения
  2. Стадия выработки и принятия решения.
 

Стадия  признания необходимости решения  включает этапы:

-признания  наличия проблемы;

-формулирование  проблемы;

-определение  критериев решения проблемы. 

Стадия  выработки и принятия решения.

- разработка  альтернативных вариантов решения;

- оценка  альтернативных вариантов;

- выбор  и принятие решения.

Для обеспечения  высокого качества и эффективности  управленческих решений необходимо выделять критерии их оценки. Важнейшими критериями, на основе которых следует производить оценку рассматриваемых альтернативных вариантов решений, могут быть следующие:

- необходимые  финансовые ресурсы;

- риск  и неопределенность;

- ожидаемый  эффект от реализации проекта

- время  и др.

Важной  составляющей процесса выработки управленческих решений является управление рисками. Невозможно выбрать лучшую альтернативу готовящегося управленческого решения, не учитывая возможные риски, связанные с его реализацией.

Управление  рисками предполагает:

    1. Классификацию рисков (финансовые, производственные, кадровые и др);
    2. Сбор и анализ информации с учетом выявленных рисков.
    3. Выбор того или иного метода управления рисками.
 

    Важным  методом оптимизации управленческих решений является моделирование, которое, в свою очередь, делится на логическое, физическое и экономико- математическое.

    В основе логического моделирования  лежит анализ факторов, определяющих выбор решения.

    Физические  модели представляют собой пропорционально  уменьшенные в несколько раз  и изготовленные из разных материалов натуральные объекты.

    Экономико-математическое моделирование представляет процесс выражения экономических явлений математическими моделями.,  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Внутренняя  и внешняя среда организаций

    Функционирование  и развитие каждой организации осуществляется в среде (внутренней и внешней). Любое действие организации возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Состояние и деятельность организации в любой момент времени- есть результат действия ее внутренних факторов и воздействий внешней среды.

    Внутренняя  среда организации является источником ее жизненной среды. Она заключает в себе потенциал, который дает возможность организации функционировать, существовать и выживать в определенном промежутке времени.

    Внутренняя  среда организации представляет собой совокупность следующих основных составляющих

    -структура;

    -внутриорганизационные  процессы;

    -технология;

    -кадры;

    -организационная  культура.

    Структура организации отражает сложившиеся в организации выделение отдельных подразделений, связи между этими подразделениями и объединение подразделений в единое целое.

    Технология включает в себя технические средства и способы их комбинирования. Управление должно решать технологий и осуществления их наиболее эффективного использования.

    Кадры являются основой любой организации. Без людей нет организации. Организация живет и функционирует только потому, что в ней есть люди. Люди в организации создают ее продукт, они формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация.

    Внутренняя  жизнь организации состоит из большого количества различных действий, подпроцесов и процессов. В зависимости от типа организаций, ее размера и вида деятельности одни процессы и действия могут занимать в ней ведущее место, другие могут либо отсутствовать, либо осуществляться в небольшом объеме. Выделяют пять групп функциональных процессов, которые охватывают деятельность любой организации и которые являются объектом управления со стороны менеджмента. Ими являются:

    - производство,

    - маркетинг,

    - финансы,

    - работа с кадрами,

    - учет и анализ хоз.деятельности

    Менеджмент  осуществляет управление функциональными  процессами, протекающими в организации, формирует и изменяет внутреннюю среду организации.

    Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее жизнедеятельности, внутреннего потенциала на должном уровне. При этом организация, в свою очередь, в качестве компенсации за это должна отдавать результаты своей деятельности во внешнюю среду. Таким образом, организация находится в состоянии постоянного взаимообмена с внешней средой 
 

    Структуризация  деятельности организаций

    Важнейшей характеристикой организации является разделение труда. Даже если два человека работают вместе для достижения одной  цели, они должны распределить работу между собой. Такое распределение работы на составляющие компоненты называется горизонтальным разделением труда.

    В крупных и средних организациях горизонтальное разделение осуществляется путем образования подразделений, выполняющих специфические задания и добивающихся конкретных целей. Их называют отделами, службами, секторами и т.д. Как и организация, подразделения представляют собой группы людей, деятельность которых должна координироваться для достижения общих целей. Для этого служит вертикальное разделение труда, при котором руководитель одного уровня и соответственно подразделения координирует работу руководителей более низкого уровня, которые в свою очередь, также координируют работу руководителей следующих подразделений или рядовых исполнителей. В результате такого вертикального разделения труда образуются уровни управления.

    Из  этого следует что в организации  существует две внутренне органичные формы разделения труда. Первая- это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т.е. горизонтальное разделение, вторая- работа по координации действий, т.е. вертикальное разделение. Эта деятельность по координации действий и составляет сущность управления.

    В зависимости от характера связей между различными подразделениями  и других факторов различают следующие типы организационных структур управления.

    Линейная  структура предполагает, что во главе организации и каждого подразделения находится руководитель, который наделен всеми полномочиями. Его решения, передаваемые по цепочке сверху вниз, обязательны для выполнения всеми нижестоящими звеньями. На этой основе создается иерархия руководителей данной системы управления ( например, директор организации начальник цеха, мастер)

    Достоинства данной организационной структуры:

    - единство и четкость распоряжений;

    - простой контроль;

    - быстрые и экономичные формы  принятия решений;

    -  высокая ответственность руководителя  за результаты деятельности возглавляемого  подразделения. 

    Недостатки  данной структуры:

    - низкий уровень специализации  руководителей;

    -сложные  коммуникации между исполнителями

    - высокие профессиональные требования  к руководителю, который должен иметь обширные знания и опыт по всем управленческим функциям и видам деятельности организации.

    Такая структура используется обычно в  малых и средних организациях.

    Линейно-функциональная структура включает как линейную, так и функциональную организации.

    В данной структуре общий руководитель и руководители подразделений разделяют  свое воздействие на исполнителей. Общий руководитель осуществляет линейное воздействие на всех участников структуры, а функциональные руководители дают указания и распоряжения по соответствующим вопросам нижестоящим подразделениям- исполнителям, оказывают им технологическое содействие в выполнении работ.

    Достоинствами этой структуры являются:

    - высокая компетентность специалистов, отвечающих за конкретные функции;

    - экономия на управленческих расходах

    - быстрое решение простых проблем

    К недостаткам структуры можно  отнести:

    - длительная процедура принятия  решений;

    - двойное подчинение исполнителей;

Информация о работе Управление предприятием в условиях рыночной экономики