Управление предприятием в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 11:04, реферат

Описание

Управление-это когда небольшое по усилию и затратам энергии воздействие приводит к ощутимому весомому результату.

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент предприятий (ТТТ).doc

— 154.50 Кб (Скачать документ)

    Управление предприятием в условиях рыночной экономики.

    Менеджмент. 

    Основы  менеджмента.

    Сущность  и роль управления. 

    В экономике под управлением понимают сознательное воздействие человека на процессы участвующих в них людей и на объекты осуществляемые с целью придать определенную направленность в деятельности и получить желаемые результаты. Но не любое воздействие человека на объекты естественной и искусственной природы, на других людей можно и следует считать управлением.

    Управление- это когда небольшое по усилию и затратам энергии воздействие приводит к ощутимому весомому результату.

    Управление  возникло, превратилось в особый вид  деятельности, когда производственные, экономические процессы усложнились  и охватили значительную массу участников.

    В современных условиях развития общества появилось необходимость выделять руководителей, управляющих, в задачу которых вменяется: согласовать действия отдельных участников процесса; упорядочить процесс, достичь слаженности, координации действий.

    В управлении всегда присутствуют две стороны- управляющая и управляемая.

    Тех, кто управляет, принято называть- субъектами управления.

    Тех, кем управляют, и то чем управляют, называют- объектами управления. 

    субъекты  управления – это люди, в функции и задачи которых входят осуществление управления, т.е. руководители, начальники, организаторы. Если субъект управления управляет собственными действиями, т.е. субъект и объект объединяются в единое лицо, то к нему применяют термин- самоуправляемый.

    Выделяют  три основных уровня экономической системы: экономику личности и семьи, экономику предприятия и предпринимательской деятельности и экономику государства.

    И соответственно различают три уровня управления экономикой:

    1) управление на уровне личности  и семьи;

    2) на уровне предприятия

    3) государственное управление.

    Каждое  предприятие производит продукцию, товары, услуги, осуществляет определенную основную деятельность. В этом его главная цель и задача, смысл существования.

    Отсюда  следует, что в основу управления предприятием ставится управление производственным процессом вне зависимости от того, производятся ли товары или услуги.  

    организационно-распорядительное управление основано на принуждении, управляющие воздействия имеют вид директив, приказов, команд. Поэтому такой вид управления называют командным или командно-административным.

    Экономическое побуждение представляет метод управления, который опирается на интересы людей. Влияние со стороны органов управления на управляемых проявляется в форме стимулов побудителей:

    - з/плата, премирование, разные формы вознаграждений;

    - предоставление льгот;

    -расширение  экономической свободы, передача  в собственность имущественных ценностей.

    Третью  группу методов управления образуют  социально-психологические методы. По своей сути это методы убеждения, морального и нравственного воздействия на психологию людей. Эффективность и действенность социально-психологического метода управления очень сильно зависит от воспитания, от заложенной в человеке моральной программы. Виды управления можно характеризовать как отдельные технологические операции управления, которые составляют в своем единстве процесс управления.

    Экономический анализ представляет собой первоначальное изучение, исследование экономических процессов и выявление проблем. Экономический анализ должен предшествовать выработке управленческих решений, призван служить их исходной точкой и обоснованием.

    Прогнозирование- научное предвидение хода событий, построение гипотезы, которые могут иметь место в будущем. Прогнозирование необходимо в качестве одной из начальных стадий управления, чтобы оценить к чему могут привести управленческие воздействия и каковы их ожидаемые благоприятные неблагоприятные последствия. Прогнозы обычно строятся в нескольких вариантах, чтобы изучить разнообразные или альтернативные способы действий и избрать лучшие из них. Прогноз помогает заранее выявить  и оценить потребные ресурсы и выбрать рациональное управленческое решение.

    Планирование- является одной из важнейших функций и составных частей управления экономикой. Планирование это построение плана, способа будущих действий. В отличие от прогноза, план не гипотеза, не предположение, а установка, задание, образ поведения.

      
 
 
 
 
 
 

    Функции управленческой деятельности 

    В рыночной экономике каждый хозяйствующий  субъект вправе сам вырабатывать свой план действий, т.е. наблюдается самопланирование.

    Самым тщательным образом планируют свою деятельность фирмы. Чаще всего они разрабатывают, принимают и выполняют не только краткосрочные, текущие, но и долгосрочные планы на пять, десять, пятнадцать лет. Также составляются и гос.планы прогнозного характера и их называют индикативными

    Для функционирования производства предприятие должно получать исходные материалы и реализовывать выпущенную продукцию. Отсюда вытекает необходимость управлять снабжением и сбытом, иметь на предприятии соответствующие службы.

    Предприятие обязано выпускать продукцию  определенного качества, которое соответствует стандартам, принятым нормам, техническим условиям. Поэтому, управление предприятием включает управление качеством выпускаемого продукта, что, в свою очередь требует управления технологией.

    Совокупность  всех видов и форм управления предприятием, производством в зарубежной практике называют менеджментом.

    Существуют  четыре определения термина «менеджмент»:

  1. Способ, манера общения с людьми.
  2. Власть и искусство управления.
  3. Особого рода умения административных навыков
  4. Орган управления, административная единица.
 

В современной  теории и практике под  «менеджментом» понимается процесс руководства  отдельным работником, рабочей группой и организацией в целом.

    Понятие «менеджмент» практикуется как процесс  достижения цели организации руками других людей.

    Субъектом данного процесса является менеджер. 

    Организация составляет основу мира менеджеров, она  является причиной, которая обуславливает существование менеджмента. Организация- это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели.

Для того, чтобы организация могла добиться своих целей, задачи должны быть скоординированы.. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации. Оно представляет собой неотъемлемую часть любой человеческой деятельности, которая в той или иной степени нуждается в координации. Это и производство, и государства, города и территории, отрасли и т.д. 

    Менеджмент  определяется как процесс, с помощью  которого профессионально подготовленные  специалисты формируют организации  и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения.

    Процесс управления есть информационный процесс, т.е. процесс формирования, восприятия, передачи, обработки и хранения информации.. Эти пять стадий информационного процесса реализуются в ряде последовательных действий руководителей и исполнителей в соответствии с их должностными обязанностями.

    Сущность  и содержание процесса управления проявляется в его функциях. Процесс управления предполагает выполнение функций организации, планирования, координации, мотивации, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, которые соответствуют целям.

    Поэтому менеджмент-это и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, которые работают в организации. Это явл-ся основанием для рассмотрения менеджмента как процесса влияния на деятельность отдельного работника, группы и организации в целом с целью достижения максимальных результатов.

    Функции управления являются взаимосвязанными элементами процесса управления и включают планирование, организацию, мотивацию и контроль. 
 
 

               

                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Управление  персоналом. Эффективность работы руководителя.

    Стили руководства. 

    В системе управления предприятием важное  значение имеет управление коллективом. Можно выделить два основных закона существования коллектива: закон саморегуляции и закон  развития, отражающие две формы его существования - стабильное и динамичное. В любом коллективе заложено некоторое противоречие между стабильностью и изменчивостью, стремление сохранить наработанное и необходимостью совершенствования работы. В этих условиях для обеспечения эффективного функционирования, коллектив стремится к динамическому равновесию или балансу. Другими словами, любой коллектив ищет опоры в сильном, авторитетном руководстве, способном объединить его для эффективной работы.

    Потеря  коллективом внутренней стабильности и устойчивости происходит, если его возглавляет руководитель, имеющий уровень компетентности значительно ниже уровня компетентности своих подчиненных. Ежедневно в условиях рабочих контактов с подчиненными у него возникает микро конфликты, непонимание и недоразумения в связи с противоречием между его формальным статусом, находящимся выше формального статуса подчиненных и уровнем  компетентности, ниже уровня компетентности подчиненных. В данной ситуации коллектив выдвигает из своих рядов неформального лидера выполняющего функции компенсирующие недостатки формального лидера. Эффективность работы такого коллектива в определяющей мере зависит от формы взаимоотношений и взаимодействия формального и неформального лидеров. Существуют следующие формы таких взаимоотношений: открытый конфликт, в котором коллектив раскалывается на две враждующих лагеря, скрытая затяжная конкурентная «война» на выдавливание конкурента из организации и сотрудничество с разделением сфер влияния и круга решаемых вопросов.

    При подборе кандидатов на руководящие  посты, следует учитывать, что атмосфера в конкретной  организации во многом зависит от того из какой системы пришли руководители. Попав на новую руководящую должность, люди по инерции продолжают реализовывать тот управленческий стиль, который был усвоен ими на прежних должностях. В качестве критериев эффективности руководства можно использовать эффективность функционирования, возглавляемой ими организации: стабильность и надежность фирмы, наличие высоких результатов в работе, высокий авторитет руководства.

    Среди факторов, оказывающих влияние на атмосферу в фирме и эффективность ее функционирования можно выделить: внешний имидж, индивидуально-психологические особенности высших руководителей такие как: уровень интеллекта, воспитанность, образованность, черты характера, а также опыт, принадлежность к тому или иному социальному кругу, стили руководства.

    Выделяют  две основные классификации стилей руководства: по критерию стремления к доминированию: жесткий, мягкий и партнерский;

    по  критерию направленности: на достижение высоких результатов деятельности организации и на реализацию сугубо личных целей.

    Жесткий стиль - характеризуется единоличной формой принятия решений. Он эффективен в сложных стрессовых ситуациях, когда необходимо применить власть и подчинение. Данный стиль снижает эффективность работы коллектива, уменьшает активность подчиненных и повышает текучесть кадров.

Информация о работе Управление предприятием в условиях рыночной экономики