Теория и методы принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 17:43, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: раскрытие сущности и содержания управленческих решений; представление совокупности основных методов принятия решений, существующих на сегодняшний день.
Для конкретизации цели исследования необходимо предложить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретический аспект процесса принятия и реализации управленческих решений;
2. Обозначить факторы, которые могут оказать влияние на процесс принятия управленческих решений;
3. Описать суть основных методов принятия решений.
4. Привести пример использования указанных методов, а именно «дерева» решений и целочисленного программирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….……3
ТЕОРИЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ…………..…….6
Понятие и виды управленческих решений.…………………………..6
Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений………………………………………….………………..…...12
Уровни принятия управленческих решений………….………...…...17
МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ………………………………………..23
Экспертные методы принятия решений………………………….…23
Формализованные методы принятия решений…………………..…38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...…..50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….52

Работа состоит из  1 файл

теория управления-курсовая2.doc

— 241.50 Кб (Скачать документ)

Учитывая особенность  метода «коллажи и фантазии», результат  обсуждения может оказаться неоднозначным: или группа успешно решила проблему, или решение не получено.

«Коллажи и  фантазии» являются очень мощным методом, который использует зрительное восприятие, чтобы помочь словесному описанию проблемы. Хотя этот метод и не является универсальным, но он может применяться во многих ситуациях при условии его понимания и доверия к нему [12].

Метод сценария.  Это совокупность приемов и изложений процедур подготовки и реализации любых решений. Для политического решения данный метод особенно эффективен. Рассмотрим организационную сторону реализации данного метода.

1. Лидер составляет  подробное описание задания: цели, существующую ситуацию и проблему. Он также вырабатывает социально-психологические методы согласования потребностей и интересов между участниками процесса разработки и реализации политического решения;

2. Руководитель  и его подчиненные разрабатывают  варианты решения проблемы;

3. Специалисту  по формированию сценариев дается задание по возможному прохождению решений и предложенных результатов, а также реакций заинтересованных специалистов и потребителей решения;

4. Текст сценария  рассылается всем работникам, которые  на разных стадиях должны принять участие в разработке и реализации решения;

5. Созывается  совещание по обсуждению сценария.

Возможны три  варианта результатов обсуждения:

а) одобрение  сценария и утверждение технологии разработки и реализации политического  решения;

б) внесение в  него корректив, утверждение разработки и реализации политического решения;

в) очевидное  несогласие и переделка сценария;

6. Составляется  окончательный сценарий для ориентировки  всех участников процесса разработки  и реализации политического решения.

Сценарии позволяют с определенным уровнем достоверности выявить возможные тенденции развития событий, взаимосвязи между действующими факторами, сформировать карту состояний, к которым может прийти ситуация под влиянием тех или иных воздействий или неблагоприятное развитие событий.

Метод сценариев  гарантирует высокую эффективность  решений и достижения цели [3].

Метод большинства. Основывается на мнение простого или подавляющего большинства экспертов, консультантов, участвующих в разработке решений [25].

Метод комиссий. Состоит в открытой дискуссии по обсуждаемой проблеме для выработки единого решения экспертов, консультантов. Коллективные решения определяются в результате открытого или тайного голосования. В некоторых случаях к ним не прибегают, выявляя результирующее мнение в процессе дискуссии. Преимущества метода комиссий — возможен рост информированности экспертов, консультантов за счет обсуждения обоснования экспертных оценок, и обратная связь — под воздействием полученной информации руководитель может изменить первоначальную точку зрения [25].

Метод номинальных групп. Метод представляет собой некую переходную разновидность от индивидуального опроса к групповому. При реализации этого метода сначала производится индивидуальный опрос одних экспертов, а затем результаты данных интервью так же автономно и независимо друг от друга обсуждаются другими экспертами. Эксперты могут выразить согласие или несогласие с ранее прозвучавшими мнениями, необходимо, чтобы критика или выражение солидарности были четко аргументированы [24].

Экспертное фокусирование. Метод представляет собой одну из форм совместного очного обсуждения проблемы. Эксперты всесторонне рассматривают исследуемую ситуацию, "фокусируются" на ней. Основная цель - выявить структуру данной проблемы, определить по возможности все факторы, определяющие данную ситуацию, установить взаимосвязи между ними. Обсуждение носит более деловой характер, чем при классической версии мозгового штурма, то есть проходит без излишнего "бреда" [24].

Метод интеграции решений. Метод в своей основе аналогичен методу комиссий, однако в большей степени формализован. Метод заключается в выработке совместного решения проблемы на основе выявления сильных сторон отдельных решений и их объединения. Метод реализуется в несколько этапов. На первом этапе экспертам предлагается задача, и они рассматривают и решают ее независимо друг от друга. Затем в заранее подготовленный формуляр эксперты заносят свои индивидуальные решения, т.е. трактовку анализируемой ситуации или прогноз развития событий. На следующем этапе эксперты совместно обсуждают задачу и все предложенные решения с целью выявить сильные стороны каждого отдельного решения, которые также фиксируются в формуляре. При представлении индивидуальных решений возможны вариации - либо каждое решение презентуется автором и подробно аргументируется, либо соблюдается анонимность решений, чтобы избежать давления авторитетов. После того как обсуждены все решения и определены сильные стороны каждого из них, вырабатывается синтезированное решение на основе комбинирования преимуществ отдельных решений [24].

Деловая игра. Метод может быть реализован в разных формах. Наиболее распространенная форма - моделирование анализируемых процессов и/или будущего развития прогнозируемого явления в разных вариантах и рассмотрение полученных данных. Разработка процедуры проведения деловой игры - достаточно сложная задача, и ей должно быть уделено серьезное внимание. Должны быть четко определены и формально описаны следующие элементы игры: цели и задачи, роли участников, сюжет и регламент. Важным этапом любой деловой игры является рефлексия - разбор хода игры и подведение итогов. В данном случае рефлексия заключается не только в анализе самого игрового процесса, но и в анализе результатов моделирования исследуемого явления [24].

Метод "суда". Метод представляет собой одну из разновидностей деловых игр. Обсуждение поставленной задачи реализуется в виде судебного процесса: моделируется "процесс над проблемой". Выбираются "адвокат", "прокурор", "суд", "присяжные" и др. участники "процесса". Каждый отстаивает свою точку зрения, касающуюся анализируемого или прогнозируемого явления, аргументируя свои высказывания. Окончательный вердикт об исследуемой проблеме определяется в два этапа: голосование "присяжных" и конкретизация решения "судьями" [20].

"Консилиум". Эксперты исследуют проблему подобно тому, как врачи обследуют пациента: определяются "симптомы" проявления проблемы, вскрываются причины возникновения проблемы, производится анализ, ставится "диагноз", и дается прогноз развития ситуации [20].

Метод "индивидуального блокнота". Метод представляет собой заочную работу эксперта без непосредственного общения с исследователями. Эксперт получает блокнот, на первой странице которого описана проблема, и затем в течение оговоренного периода времени (определяемого сложностью проблемы и срочностью ее решения) заносит в этот блокнот все свои мысли, идеи, замечания, касающиеся поставленной задачи, после чего сдает блокнот исследователям. Существенную сложность представляет последующая обработка информации и ее интерпретация. Метод требует значительного вовлечения эксперта и, следовательно, предполагает высокий уровень оплаты его труда [24].

"Коллективный  блокнот". Метод в основе своей аналогичен "индивидуальному блокноту", однако в данном случае блокноты получают несколько экспертов, каждый из которых знает, что он является участником экспертной группы. Возможен вариант, когда в начале работы все эксперты собираются вместе и им рассказывают о сущности возникшей проблемы и формулируют задачу. Далее каждый эксперт работает со своим блокнотом в течение определенного времени (при этом также возможно, что разные эксперты сосредотачиваются на разных сторонах проблемы). Второй этап реализации экспертизы заключается в том, что блокноты собираются, информация систематизируется (исследовательской командой или руководителем экспертной группы) и далее в очном совместном обсуждении накопленного и систематизированного материала эксперты приходят к решению проблемы [24].

Информация, полученная в процессе экспертного опроса, не является готовой экспертизой, она должна быть обработана, систематизирована, оценена с точки зрения качества, подвергнута анализу и целенаправленной интерпретации, и лишь после этого ее можно рассматривать как решение поставленной задачи. Оценка качества собранной экспертной информации производится, исходя из традиционных требований, предъявляемых к маркетинговой информации, - это актуальность, полнота и достоверность. Качество экспертной информации в принципе можно повысить, если использовать групповые экспертные опросы в несколько туров (особенно с обоснованием мнений), которые позволяют постепенно сблизить оценки экспертов, уточнить и дополнить мнения. Если оценки экспертов резко меняются от одного тура к другому, то достоверность таких оценок невелика.

При согласовании экспертных мнений и выработке окончательной  экспертизы важно соблюсти следующие  требования: системность и взаимная непротиворечивость параметров экспертизы, обоснованность и логичность выводов, полнота решения поставленной задачи. Соблюдение этих требований и обеспечивает высокое качество экспертизы при условии, естественно, соответствующей компетентности экспертов.

В целом надежность сформированной экспертизы определяется двумя основными факторами. Во-первых, квалификацией экспертов, их способностью к решению задач данного уровня сложности. Во-вторых, квалификацией исследовательской команды, ее способностью отобрать компетентных экспертов, "извлечь" и аккумулировать экспертные знания о проблеме.

В связи с  дороговизной и сложностью проведения экспертного опроса выбор этого метода должен быть строго оправданным. Имеет смысл привлекать экспертов только для решения нетривиальных масштабных задач, для которых требуется получение независимой, объективной оценки ситуации, а также для выработки решений, которые не могут быть получены никаким другим способом [8].

2.2. Формализованные методы принятия решений

На этапе  принятия решений наряду с использованием методов экспертных оценок полезным инструментом являются и более формализованные  методы с применением элементов теории вероятностей [4, 261 c.]. Одним из таких методов является линейное программирование.

Математические  модели оптимизации позволяют существенно  поднять качество планирования и  управления при реализации различных  экономических проектов. Так, если установлено (например, методами математической статистики), что рассматриваемые характеристики зависят друг от друга линейно, причём область допустимых решений задаётся линейными функциями-ограничениями, то для решения таких задач могут быть

использованы  линейные математические модели. При  оптимизации переменной величины в  случае линейности модели применяются  методы линейного программирования. Основное положение в линейном программировании заключается в том, что связь  между факторами, влияющими на исследуемую характеристику, линейна. Кроме того, только линейными зависимостями должны быть заданы используемые в задаче функции-ограничения, определяющие область изменения допустимых значений рассматриваемой величины.

Линейное программирование решает задачи нахождения оптимальных значений переменных для линейной целевой функции и системы её ограничений, заданных линейными алгебраическими уравнениями или неравенствами.

Стандартной (симметричной) задачей называется задача линейного программирования, в которой все основные ограничения заданы неравенствами и все переменные задачи неотрицательны.

Основной (канонической) задачей называется задача линейного  программирования, в которой все  ограничения заданы равенствами  и все переменные неотрицательны [5].

Симплексный метод

Для нахождения оптимального плана задачи линейного  программирования применяется симплексный  метод.

Симплексный метод  решения задач линейного программирования основан на идее последовательного улучшения решения задачи, исходя из опорного плана (первоначального решения), найденного каким угодно способом.

В задачах линейного  программирования, как правило, решаются системы ограничений, в которых  число линейно независимых переменных меньше общего числа переменных задачи.

Любые m переменных системы m линейных уравнений с n переменными   (m<n) называются базисными (основными), если определитель матрицы размерности m × m коэффициентов при них отличен от нуля. Остальные n − m переменных называются свободными (неосновными).

Симплексный метод  позволяет улучшать план задачи наиболее рациональным способом, опираясь на критерии оптимальности решения.

Критерий  оптимальности решения при отыскании  максимума линейной функции симплексным методом можно сформулировать следующим образом:

если в выражении  линейной функции через свободные переменные отсутствуют положительные коэффициенты при свободных переменных, то решение оптимально.

Критерий  оптимальности решения при отыскании  минимума линейной функции:

если в выражении  линейной функции через свободные  переменные отсутствуют отрицательные коэффициенты при свободных переменных, то решение оптимально.

Информация о работе Теория и методы принятия управленческих решений