Теория и методы принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 17:43, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: раскрытие сущности и содержания управленческих решений; представление совокупности основных методов принятия решений, существующих на сегодняшний день.
Для конкретизации цели исследования необходимо предложить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретический аспект процесса принятия и реализации управленческих решений;
2. Обозначить факторы, которые могут оказать влияние на процесс принятия управленческих решений;
3. Описать суть основных методов принятия решений.
4. Привести пример использования указанных методов, а именно «дерева» решений и целочисленного программирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….……3
ТЕОРИЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ…………..…….6
Понятие и виды управленческих решений.…………………………..6
Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений………………………………………….………………..…...12
Уровни принятия управленческих решений………….………...…...17
МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ………………………………………..23
Экспертные методы принятия решений………………………….…23
Формализованные методы принятия решений…………………..…38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...…..50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….52

Работа состоит из  1 файл

теория управления-курсовая2.doc

— 241.50 Кб (Скачать документ)

Необходимо  выделить также недостатки мозгового  штурма, что поможет избежать появления проблем при решении задач методом мозгового штурма. В связи с тем, при мозговой атаке поощряется генерирование любых идей, даже фантастических, зачастую его участники уходят от реальной проблемы. В потоке разнообразных предложений бывает порой довольно трудно найти рациональные и продуктивные идеи.

Недостаточно  развитая способность осуществлять дистилляцию вызывает трудности  по выбору из большого числа наработанных идей только тех, которые будут реально  способствовать решению проблемы или задачи и, следовательно, их можно перевести в конкретные действия [2].

У мозгового  штурма есть достаточно много разновидностей, большинство из которых можно  применять на деловых совещаниях для решения профессиональных задач.

Обратный  мозговой штурм.

 Его предпочтительно применять при создании нового улучшенного образца, новой услуги или разработки новой идеи, когда решаются две творческие задачи:

· выявление  в существующих изделиях, услугах, идеях  максимального  числа недостатков;

· максимальное устранение этих недостатков во вновь разрабатываемом изделии или услуге.

В результате обратного мозгового  штурма составляется максимально полный список недостатков, дефектов и потенциальных  проблем у рассматриваемого объекта, прогнозируются недостатки и трудности эксплуатации на 10-20 лет вперед, чтобы полученный список недостатков обеспечил наиболее длительную конкурентоспособность объектов.

Теневой мозговой штурм

Далеко не каждый человек  может заниматься творческой деятельностью  в присутствии  и при активном вмешательстве посторонних лиц. В связи с этим при проведении мозгового штурма на деловом совещании бывает целесообразно для части генераторов идей обеспечить условия одновременного присутствия и отсутствия. Разрешить эти противоречия возможно с помощью теневого мозгового штурма.

Сеанс проводится двумя подгруппами  генераторов идей.  Одна из них - собственно генераторы – называют идеи вслух  при соблюдении условий критики. Другая подгруппа – теневая следит за ходом работы генераторов, но не принимает в обсуждении непосредственного участия. Каждый ее участник записывает свои идеи, возникающие под воздействием обсуждения, проводимого активной подгруппой.

Перечень выдвинутых генераторами идей и списки решений, предложенных всеми участниками теневой подгруппы, передаются после завершения сеанса в группу экспертов, в задачу которых входит не только оценка идей, но и их  развитие, комбинирование, т.е. творческий процесс в этой группе переходит в новую фазу.

Комбинированный мозговой штурм

Вышеописанные методы прямого (или теневого) и обратного мозгового  штурма могут  быть совместно использованы в различных комбинациях.

Двойной прямой мозговой штурм  заключается в том, что после  проведения прямого мозгового штурма делается перерыв в течение 2-3 дней, после чего он повторяется еще раз. Во время перерыва у участвующих в деловом совещании специалистов включается в работу мощный аппарат решения творческих задач – подсознание человека, синтезирующее неожиданные фундаментальные идеи.

Обратно – прямой мозговой штурм, как правило, используется для  прогноза развития мозгового штурма. Сначала с помощью обратного  мозгового штурма выявляют все недостатки и слабые плохо проработанные  или недостаточно обоснованные стороны  существующего объекта, идеи и выделяют среди них главные. Затем проводят обратный мозговой штурм с целью устранения выявленных главных недостатков и разрабатывают проект принципиально нового решения. С целью увеличения времени для прогнозирования этот цикл стоит повторить.

Брейнрайтинг.

Эта методика основана на  технике мозговой атаки, но участники  группы выражают свои предложения не вслух, а в письменной форме. Они  пишут свои идеи на листках бумаги и затем обмениваются ими друг с другом. Идея соседа становится стимулом для новой идеи, которая вносится в полученный листок. Группа обмениваются листками с течение 15 минут.

Индивидуальный  мозговой штурм.

Данный метод, по - существу, не отличается от метода коллективного  мозгового штурма и проводится по тем же правилам. Единственное различие – сеанс проводится одним специалистом. Он сам генерирует идеи, сам их регистрирует, часто сам делает оценку своих идей. Длительность сеанса не должна превышать 3-10 мин. Все возникшие  идеи обязательно фиксируются на бумаге. К их оценке автору следует приступить не сразу, а через некоторое время, например через неделю.

Для успешного применения индивидуального мозгового штурма необходимо научиться задавать самому себе вопросы с возможными альтернативными  ответами.

Мозговой штурм  на доске.

В специальном помещении, где проводится деловое совещание, необходимо повесить на стену специальную  доску, чтобы сотрудники размещали  на ней листки с записями тех творческих идей, которые придут им в голову в течение рабочего дня. Эту доску  следует повесить на самом видном месте. В центре ее должна быть написана – большими яркими (разноцветными) буквами – требующая разрешения проблема.

Мозговой штурм  в стиле «соло».

Этой технологией  можно пользоваться как при коллективной работе, так и индивидуальной. Если кто-то из специалистов хочет воспользоваться техникой мозговой атаки самостоятельно, то лучше создать для своих идей специальную картотеку. Занесения в картотеку заслуживают абсолютно все идеи – удачные, не очень удачные, а то и вовсе кажущиеся абсурдными или пустыми. Затем необходимо рассортировать все свои идеи, что-то добавить, улучшить и подвести итоги, выбрав те мысли, которые будут оптимально способствовать достижению поставленной цели, решению проблемы.

Визуальный  мозговой штурм.

Как правило, идеи появляются быстро, одна за другой, и  зарисовка сделанная в момент рождения идеи позволит не только зафиксировать  удачную мысль, но и не потерять темп  в процессе размышления.

Основные принципы визуальной мозговой атаки:

· Скорость и  гибкость мышления

· Отсутствие преждевременной  критики

· Быстрая реакция

Мозговой  штурм по-японски.

Существует  также японская (кольцевая) система  принятия решений — «кингисё», суть которой состоит в том, что  на рассмотрение готовится проект новшества. Он передается для  обсуждения лицам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание. Как правило, приглашаются те специалисты, чье мнение руководителю не совсем ясно. Эксперты выбирают свое решение в соответствии с индивидуальными предпочтениями. И если они не совпадают, то возникает вектор предпочтений, который определяют с помощью одного из следующих принципов:

а) большинства голосов — выбирается решение, имеющее наибольшее число сторонников;

б) диктатора  — за основу берется мнение одного лица. Этот принцип характерен для военных организаций, а так же для принятия решений в чрезвычайных обстоятельствах;

в) принцип Курно  используется в том случае, когда коалиций нет, т.е. предлагается число решений, равное числу экспертов.

г) принцип Пярето используется при принятии решений, когда все эксперты образуют единое целое, одну коалицию.

д) принцип Эджворта используется в том случае, если группа состоит из нескольких коалиций, каждой из которых невыгодно отменять свое решение [23].

Дальнейшим  развитием метода мозгового штурма является синектика или «синектический штурм» - наиболее сильная из созданных за рубежом методик психологической активации творчества.

Идея синектики  состоит в объединении отдельных  «творцов» в единую группу для  совместной постановки и решения  конкретных творческих задач, а само понятие «синектика» включает в  себя целый комплекс инструментов и  методов.

Метод основан на использовании бессознательных механизмов, проявляющихся в мышлении человека в момент творческой активности. В ситуации когда люди объединены в группу, от них требуется высказывать свои мысли и чувства по поводу поставленной творческой задачи. Нерациональная форма обсуждения является причиной проявления в памяти метафор, образов, символов.

Особенностью  синектики, отличающей ее от обычного метода мозгового штурма, является организация влияния группы на творческую активность индивидов. При этом внимание уделяется попыткам превзойти самого себя, отказу от стандартных подходов. Творческое соревнование имеет в группе участников в синектике большое значение,  каждый стремится «взять на себя» наибольшую часть выдвигаемых творческих решений.

Организация проведения сессии синектики (синектического заседания) заимствована из мозгового штурма, однако все же отличается от него использованием некоторых приемов психологической настройки в том числе очень активным применением аналогий.

В реальной практике проведения синектического штурма на совещании участники, как правило, стремятся немедленно, без соблюдения всех синектических процедур найти решение проблемы [23].

Метод эмпатии(метод личной аналогии)

Метод аналогий всегда был важным эвристическим  методом решения творческих задач. Процесс применения аналогии является как бы промежуточным звеном между интуитивными и логическими процедурами мышления. В решении творческих задач используют различные аналогии: конкретные и абстрактные; ведутся поиски аналогии живой природы с неживой, например в области техники. В этих последних аналогиях могут быть, в свою очередь, установлены аналогии по форме, структуре, функциям, процессам и т. д.

В ситуациях  мысленного построения аналога иногда хорошие эвристические результаты дает такой прием, как гиперболизация, например значительное увеличение или, наоборот, уменьшение масштабов технического объекта или его отдельных узлов.

Чаще всего  эмпатия означает отождествление личности одного человека с личностью другого, когда пытаются мысленно поставить себя в положение другого. Не случайно эмпатия, или личная аналогия, в решении творческой задачи понимается как отождествление человека с техническим объектом, процессом, некоторой системой. Человек как бы сливается с объектом, объекту приписывается поведение, которое возможно в фантастическом варианте.

Таким образом, в основе метода эмпатии (личной аналогии) лежит принцип замещения исследуемого объекта, процесса другим. С учетом сказанного метод эмпатии - это один из эвристических методов решения  творческих задач, в основе которого лежит процесс эмпатии, то есть отождествление себя с объектом и предметом творческой деятельности, осмысление функций исследуемого предмета на основе "вживания" в образ изобретения, которому приписываются личные чувства, эмоции, способности видеть, слышать, рассуждать и т. д.

Метод эмпатии  применим к различным видам творческой деятельности (в рационализаторской, изобретательской, в управленческой деятельности, в процессе художественного  творчества). В условиях применения метода эмпатии необходимо как бы слиться с объектом исследования, что требует огромной фантазии, воображения; происходит активизация фантастических образов и представлений, что приводит к снятию барьеров "здравого смысла" и отысканию оригинальных идей [7].

Коллажи и фантазии

Этот метод  рекомендуется использовать в случаях, когда проблемы и мнения участников группы о них очень трудно сформулировать словами. Становиться очевидным, что  будет трудно описать их как в  группе, так и с другими людьми за ее пределами, в том числе с руководством. Именно в такой ситуации может помочь метод коллажей и фантазий, поскольку он рассчитан на наше визуальное восприятие.

Метод коллажей и фантазий – это способ создания иллюстраций на основе полученной информации. Однако это отнюдь не означает, что вербальное мышление – более прогрессивное.

Графическое воплощение идеи (наброски, машинальное черчение или рисование) дополнит вербальное выражение уже существующей идеи и может помочь вам в оформлении новой.

Рассмотренный метод имеет ограниченную область применения, но участникам группы полезно знать о нем. Применительно к работе группы по решению проблем рекомендуется использовать модифицированный метод коллажей и фантазий.

Этот метод  заключается в том, что к группе обращаются с просьбой создать два коллажа, один из которых отображает текущую ситуацию, а другой — идеальную, к созданию которой группа стремится. Коллаж — это просто композиция из вырезок и клочков, приклеенных на какую-либо основу. Кроме вырезок из газет и журналов, группа может использовать все, что окажется под рукой. Основой обычно служит большой лист бумаги или переносная доска для презентаций, но это вовсе не обязательно.

Очень важно, чтобы  была создана атмосфера, в которой  нет места критике, которая была бы веселой и творческой.

Информация о работе Теория и методы принятия управленческих решений