Теоретические основы формирования социально – психологического климата в коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 20:55, курсовая работа

Описание

Разработка этих программ базируется на комплексном, взаимоувязанном изучении личных характеристик работников, внешних и внутренних условий работы фирмы и необходимых организационных действий, нацеленных, в конечном счете, на эффективную деятельность фирмы в целом. Разнообразные внешние факторы (объединения работников в профсоюзы, правительственные предписания и действия конкурентов) оказывают весьма сильное воздействие на кадровую работу руководства фирм. Большое значение для эффективной кадровой политики имеет анализ характеристик рынка рабочей силы. Внутрипроизводственные особенности предприятия, организации либо фирмы, такие, как поставленные цели развития фирмы, тенденции ее управленческого стиля, конкретный характер решаемых ею задач, специфика рабочих коллективов и др. также должны приниматься в расчет для обеспечения эффективности кадровой политики.

Работа состоит из  1 файл

курсач .docx

— 486.98 Кб (Скачать документ)

План  социального развития трудового  коллектив включает: социальный паспорт (характеристику исходного уровня), социальный прогноз и перечень социальных программ с указанием размера  и источников финансирования, сроков и ответственных за выполнение. Об уровне и проблемах социального развития коллектива можно судить по составу работников (по полу, возрасту, уровню образования, трудовому стажу на предприятии и по профессии, квалификации, размерам заработной платы и дохода на одного члена семьи, жилищным условиям), текучести кадров, охвату системой обучения и повышения квалификации, числу и характеру конфликтов и нарушений дисциплины, а главное – по участию в рационализации производства, соблюдению требований к качеству работы и экономному расходованию ресурсов. По этим показателям можно судить об эффективности социальных программ фирмы.

Необходимо освоить несложные, но эффективные инструменты управления персоналом, позволяющие выстроить  гармоничные взаимоотношения подчиненного и руководителя.

1. Разработка, внедрение,  поддержание и постоянное совершенствование  такой системы формирования персонала,  которая бы обеспечивала удовлетворение потребностей эффективного функционирования и развития организации. Понятие «формирование персонала». Задачи, решаемые в рамках формирования персонала: определение потребностей в кадрах, их поиск, отбор, оформление, адаптация. Формирование внутреннего и внешнего кадрового резерва, планирование карьеры, перемещение, увольнение. Психологические аспекты формирования персонала.

2. Разработка, внедрение,  поддержание и постоянное совершенствование  корпоративной системы эффективного  управления персоналом. Понятие  «управление персоналом как направление  работы отдела по работе с  персоналом». Задачи, решаемые в  рамках данного направления: разработка  и внедрение в производственную  жизнь организации документов, регламентирующих  процессы постановки подчиненным  их рабочих целей и задач,  обеспечения их необходимыми  материалами и инструментами  для эффективной работы, координирования,  мотивирования и оценки работы. Психологические аспекты управления  персоналом. 

3. Разработка, внедрение,  поддержание и постоянное совершенствование  такой системы профессионального  развития персонала, которая бы обеспечивала удовлетворение потребностей эффективного функционирования и развития организации. Понятие «профессиональное развитие персонала». Задачи, решаемые в рамках данного направления: разработка и реализация адекватных способов выявления потребностей организации в профессиональном развитии сотрудников, создание организационных, мотивационных, методических условий для разных форм профессионального развития сотрудников, разработка и использование адекватных показателей результативности разных форм профессионального развития сотрудников, разработка и использование адекватных способов оценки экономической эффективности применяемых мер по профессиональному развитию сотрудников. Психологические аспекты профессионального развития персонала. 

4. Создание, поддержание  и развитие такой корпоративной  культуры организации, которая  бы соответствовала ее Миссии, принципам деятельности, стратегическим  и оперативным экономическим  целям. Понятие «корпоративная  культура организации». Задачи, решаемые в рамках данного направления: выявление реально существующих элементов корпоративной культуры, их оценка с точки зрения соответствия формализованной Миссии и принципам деятельности организации, разработка и реализация организационно-управленческих технологий, направленных на коррекцию или формирование общественного мнения, создание общественных настроений, морально-психологического климата, разработку и внедрение в ежедневную деятельность организации поведенческих стандартов и норм, соответствующих формализованной Миссии и принципам деятельности организации. Психологические аспекты формирования корпоративной культуры организации. 

5. Разработка, внедрение,  поддержание и постоянное совершенствование  такой системы измерения состояния  человеческих ресурсов организации,  которая бы позволяла оценивать  результаты в области ее работы  с персоналом. Понятие «человеческие  ресурсы организации» (ЧР) и единицы  их измерения. Задачи, решаемые в рамках данного направления: разработка конкретных параметров и критериев оценки ЧР по указанным выше направлениям, разработка и внедрение в ежедневную деятельность организации оценочных процедур, обеспечивающих контроль состояния ее ЧР (и отдельных ее подразделений) в связи с различными внутренними и внешними воздействиями на персонал, выбор и/или разработка программного обеспечения для реализации мониторинга состояния ЧР, анализ экономической эффективности различных воздействий на ЧР организации и различных изменений состояния ЧР, а также учет результатов мониторинга ЧР в планировании работы с ЧР. Психологические аспекты измерения состояния ЧР. 

6. Разработка, внедрение,  поддержание и постоянное совершенствование  системы обеспечения работоспособного  состояния сотрудников. Понятие  «работоспособное состояние» сотрудника; состояние как фактор производительности  труда и как цель менеджмента.  Задачи, решаемые в рамках этого  направления: создание необходимых  для работы санитарно-гигиенических  условий труда, обеспечение необходимых  мер по охране труда, соблюдению  техники безопасности, обеспечение  необходимых мер по сохранению  и укреплению физического здоровья  сотрудников, проявление социальной  заботы о сотрудниках и членах  их семей, поддержание благоприятного  психологического климата в коллективе  сотрудников.

Существуют признаки, по которым косвенно можно судить об атмосфере в коллективе. К ним  относят :

- Уровень текучести кадров

- Производительность труда

- Качество продукции

- Количество прогулов  и опозданий

- Количество претензий,  жалоб , поступающих от сотрудников и клиентов

- Выполнение работы в  срок или с опозданием

- Аккуратность или небрежность  в обращении с оборудованием

- Частота перерывов в  работе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2Профессиональная ориентация и социальная адаптация нанятых работников как средство формирования социально-психологического климата в коллективе

Благоприятный социально  психологический климат характеризует  оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищённости, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота  и внимание в отношениях, межличностные  симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально  расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без  страха наказания и т.д. Неблагоприятный социально психологический климат характеризуют пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряжённость и конфликтность отношений в коллективе, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, неприятие, непонимание, враждебность , подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт, в развитие коллектива и организации в целом, неудовлетворённость и т.д. Социально -психологический климат коллектива связан с определённой эмоциональной окраской психологических связей коллектива, возникающих на основе их близости, симпатий, совпадения характеров, интересов и склонностей.

Тяжелый (напряженный) социально- психологический климат может вызвать у работников неудовлетворенность, что всегда влечет снижение производительности труда. С другой стороны, благоприятный климат и отношения в коллективе стимулирует производительность персонала, повышает эффективность человеческих ресурсов, обеспечивает достижение всего комплекса целей системы.

В коллективе социально-психологический  климат (СПК) можно определить как  устойчивый настрой его работников, проявляющийся в многообразных  формах их деятельности. СПК определяет систему отношений членов коллектива друг к другу, к своему труду, ко всем формам жизнедеятельности на основании  индивидуальных ценностных ориентации.

Первым  шагом к тому, чтобы сделать  труд работника как можно более  производительным, является профессиональная ориентация и социальная адаптация  в коллективе. Так, по мнению Травина, если руководство заинтересованно  в успехе работника на новом рабочем  месте, оно должно всегда помнить, что  организация – это общественная система, а каждый работник – это  личность. Когда новый человек  приходит в организации, он приносит с собой ранее приобретенные  опыт и взгляды, которые вписаться  или не вписаться в новые рамки. Если, например, последний босс нового работника был человеком властным и предпочитал общаться только путем переписки, работник будет считать, что ему лучше послать бумагу, чем просто поднять телефонную трубку, хотя его новый босс в действительности предпочитает устное общение. [39]

Организации используют целый ряд способов, как  официальных, так и неофициальных, для того, чтобы ввести человека в свое общество. Формально, во время  найма на работу организация дает человеку информацию о себе с тем, чтобы ожидания кандидата были бы реалистичны. За этим обычно идет обучение специальным трудовым навыкам и  собеседование на тему, что считается  эффективной работой. Правила, процедуры  и наставления со стороны старших  по должности представляют собой  дополнительные методы адаптации работников в коллективе организации. Некоторые  организации разработали официальные  программы для воспитания нужной им корпоративной культуры в своих  организациях. В этих программах указывается, чего же ждет организация от своих  служащих, чтобы все они, независимо от своего положения или должности, вели себя соответственно имиджу корпорации.

В ходе неофициального общения новые  работники узнают неписаные правила  организации, кто обладает реальной властью, каковы реальные шансы на продвижение  по службе и рост вознаграждения, какой  уровень производительности считают  достаточным коллеги по работе. Нормы, отношения к работе и ценности, принятые в неформальных группах, могут  работать либо в поддержку, либо против официальных целей.

Если  руководитель не прилагает активных усилий для организации адаптации  новых подчиненных, последние могут  разочароваться из-за несбыточности  своих надежд, могут посчитать, что  в поведении следует руководствоваться  опытом, приобретенным на прежней  работе, или прийти к другим неправильным заключениям о своей работе. Руководитель должен также помнить о том, что  кое-что из того, что новички узнают в ходе своей адаптации, может  оказаться для них просто шоком.

Важнейшим фактором эффективной работы предприятия  является своевременная и высококачественная подготовка, переподготовка и повышение  квалификации персонала, что способствует обширному диапазону их теоретических  знаний, практических умений и навыков. Между квалификацией работника  и эффективностью его труда существует прямая зависимость, т.е. рост квалификации на один разряд приводит, по данным отечественных  экономистов, к 0,034% роста производительности труда. При этом необходимо использовать кадры в соответствии с их профессией и квалификацией, управлять профориентацией  и создавать благоприятный социально-психологический  климат в коллективе, отражающий характер и уровень взаимоотношений между  работниками. Травин отмечает, что эффективность труда повышается, если на освоение новых видов работ в условиях внедрения новой техники и технологии у работников с более высоким образовательным уровнем уходит в 2-2,5 раза меньше времени. Главное, конечно, заключается не просто в более быстром приспособлении этих работников к новой технике, а в том, что они за счет своей высокой образовательной и профессиональной подготовки получают возможность технологически «видеть» значительно больше своих непосредственных обязанностей в процессе производства. Именно это, как выяснилось в ходе бесед – рабочими, во многом предопределяет их более высокую степень удовлетворенности своим трудом. [29]

Изучая  удовлетворенность рабочих и  возможные пути повышения стабилизации трудового коллектива, выявляют преимущественные направления этой работы. На первом месте стоит содержание труда  и уровень его оплаты. Существенное значение имеют социальный климат в  коллективе, важность которого отмечают около половины опрошенных рабочих  предприятий.

Влияние различных видов и форм подготовки и повышения квалификации рабочих  на результаты хозяйственной деятельности предприятие определяется рядом  показателей, которые можно объединить в две группы: экономические и  социальные.

В число экономических показателей  входят: рост производительности труда, качество продукции, экономия материальных ресурсов и т.д. Социальные показатели отражают уровень удовлетворенности  трудом, его содержанием и условиями, формами и системами оплат.

Подготовка  кадров ведется на основе расчетов потребности в кадрах определенной профессии и квалификации. Подготовка персонала представляет процесс  приобретения теоретических знаний, практических умений и навыков в  объеме требований квалификационной характеристики начального уровня квалификации. Переподготовка персонала означает обучение квалифицированных  работников с целью изменения  их профессионального профиля для  достижения соответствия квалификации кадров требованиям производства.

Проблема  переподготовки кадров и повышение  их квалификации выдвигается на первый план ввиду постоянного устаревания  общего объема знаний и обесценивания  прежних специальных знаний, что  вызвано НТП, равно как естественной потерей знаний. Исходя из этого, повышение  квалификации кадров можно определить как процесс совершенствования  теоретических знаний и практических навыков с целью повышения  профессионального мастерства работников, освоение передовой техники, технологии, организации труда, производства и  управления.

Повышение квалификации состоит в углублении профессиональных знаний, умений и  навыков, полученных в процессе подготовки.

Система управления повышением квалификации, по мнению группы авторов пор руководством Генкина, базируется на следующих принципах [27]:

планомерности, систематичности и непрерывности  расширения знаний;

периодичности и обязательности обучения;

дифференциации  учебных планов и программ по категориям работников;

обеспечением  учебного процесса.

Основные  требования, обеспечивающие эффективность  освоения программ обучения, сводится к следующему:

для обучения нужна мотивация. Люди должны понимать цели обучения;

для работающих руководителей предприятия  должны создать условия, благоприятные  для обучения;

Информация о работе Теоретические основы формирования социально – психологического климата в коллективе