Структурный подход к организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:35, контрольная работа

Описание

Структура организации – это устойчивые взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации.
Организации создают структуры для того, чтобы обеспечивать координацию и контроль деятельности своих подразделений и работников. Структуры организаций отличаются друг от друга:
- сложностью, т.е. степенью разделения деятельности на различные функции;
- формализацией, т.е. степенью заранее установленных правил и процедур;
- соотношением централизации и децентрализации (количеством уровней, на которых принимаются решения).
Структурный подход – один из методов, обеспечивающих функционирование основных видов деятельности и взаимосвязи между ними. Он предполагает использование разделения труда, охвата контролем, децентрализацию и департаментализацию.

Содержание

1. Структурный подход к организациям. Централизация и децентрализация. Формирование горизонтальных связей………………………………………….3
1.1 Сущность структурного подхода…………………………………………...3
1.2 Централизация и децентрализация: понятие, сущность…………………....7
1.3 Формирование горизонтальных связей……………………………….……13
2. Организационно-экономические основы унитарных предприятий…….…15
Список использованной литературы…………………………………………...20

Работа состоит из  1 файл

Теория организации 3 вариант.docx

— 70.89 Кб (Скачать документ)

Важное значение имеет рассмотрение вопроса о делегировании полномочий и ответственности в организациях, как пути создания децентрализованных организаций. Схема делегирования полномочий по уровням управления приведена ниже (рис. 1.1).

Определение миссии, структуры, распоряжение финансами на стратегическое развитие

Разработка задач организации

Формирование кадрового  состава

Разработка долгосрочных стратегических планов

Формирование технико – экономической базы

Определение целей подразделений

Текущее и оперативное  планирование

Разработка производственных заданий

Совет  директоров

 

Руководители

высшего

звена

Руководители среднего звена

Низовое звено управления

Рядовые работники

        полномочия

Возможность делегирования  части полномочий

 

Рисунок 1.1 – Схема делегирования полномочий

Децентрализация управления компанией становится возможной  благодаря соблюдению определенных принципов делегирования. Суть этих принципов сводится к следующему:

- передача полномочий должна осуществляться в соответствии с ожидаемым результатом; подчиненный должен обладать достаточными полномочиями для достижения требуемого результата;

- передача полномочий должна осуществляться по линиям управления, с тем, чтобы каждый подчиненный знал, кто конкретно его уполномочил, перед кем он несет ответственность;

- каждый руководитель принимает решения в пределах своих полномочий. Все, что превышает его компетенцию, передается высшим звеньям управления;

- передаются лишь полномочия; высшее должностное лицо продолжает нести ответственность за действия подчиненного.

Каждая  организация использует определенные производственные технологии по превращению  материальных, финансовых и иных ресурсов в продукцию или услуги. В каждом конкретном случае технологии оказывают  неодинаковое влияние на различные  части организации. Чем ближе  отдел или подразделение к  оперативной основе организации, тем  большее воздействие на него будет  оказывать технология, и, следовательно, тем сильнее влияние технологии на структуру. Зависимость структуры  от технологии отражается на степени  сложности организации.

Внешняя среда организации включает в  себя те институты или структуры, которые влияют на ее деятельность, но над которыми организация имеет  незначительный контроль. Обычно сюда входят поставщики, покупатели, государственные  агентства и т. п. Организации  должны адаптироваться к своему окружению, если они хотят достичь успеха.

Таким образом, принцип централизации и децентрализации  власти подразумевает, что для каждой конкретной ситуации необходимо либо снизить, либо увеличить объем власти руководителя, при этом нужно учитывать индивидуальные способности руководителя.

 

1.3 Формирование горизонтальных связей

 

Важнейшей тенденцией развития организаций является уменьшение числа решений, принимаемых в высшем звене, повышение способности организации обрабатывать обширную информацию и оперативно реагировать на складывающиеся ситуации. Это достигается путем предоставления больших полномочий низшим уровням, перенесения центров принятия управленческих решений туда, где возникает проблема и откуда поступает информация.

Наделение полномочиями низших уровней в ряде случаев возможно и при вертикальных связях, поскольку ресурсы закреплены в отдельности за каждым производственным подразделением, которое нередко при решении проблем не нуждается в информации о других подразделениях. Однако если передача полномочий низшим уровням осуществляется без закрепления соответствующих ресурсов, то требуется развитие горизонтальных связей. Это необходимо для получения всей информации, относящейся к общим ресурсам и возможностям их использования. В ряде случаев для налаживания горизонтальных связей используются так называемые неформальные процессы, улучшающие деятельность формально спроектированной структуры. Эти процессы необходимы и неизбежны. Вот почему организации должны быть спроектированы таким образом, чтобы не препятствовать самопроизвольному возникновению этих процессов, а в ряде случаев и способствовать их развитию.

Существует  несколько форм горизонтальных связей. Одни – простые, ясные и недорогие, другие — более сложные, дорогостоящие и требующие больших усилий для формирования

Если передача полномочий низшим уровням  осуществляется без закрепления  соответствующих ресурсов, то требуется  развитие горизонтальных связей. Это  необходимо для получения всей информации, относящейся к общим ресурсам и возможностям их использования.

Среди распространенных форм горизонтальных связей можно назвать следующие:

- использование прямых контактов между руководителями, взаимодействующими по поводу решения общей проблемы;

- установление взаимосвязи между двумя подразделениями, имеющими прочные контакты по основным вопросам их деятельности;

- создание временных целевых групп для решения проблем, затрагивающих несколько подразделений;

- создание постоянно действующей группы для решения периодически возникающих межфункциональных проблем.

Прийти к наиболее обоснованным решениям помогает использование группового метода.

1. Система мотивации работников. Степень выполнения общих задач  группы, определяется мотивированием  работы группы. Состав целевой  группы зависит от того, какое  значение придается высшим руководством  поставленной задаче.

2. Назначение линейных руководителей.  Часть группы должна состоять  из линейных руководителей, отвечающих  за выполнение совместных решений.  Для обеспечения участия линейных  руководителей в группах организация  должна быть спроектирована так,  чтобы затраты на горизонтальные  связи были отражены в выделяемых руководителям средствах.

3. Участники должны обладать  информацией, необходимой для  принятия решения. В принятии  решения должны участвовать все  подразделения. Уровень, на котором  должен находиться участник группы, может быть различным в зависимости  от подразделения, его связей  с другими структурами и степени неопределенности задач, стоящих перед каждым подразделением.

4. Участники должны иметь полномочия, чтобы привлечь к участию в  работе свои подразделения. Участники  должны использовать ресурсы,  необходимые для выполнения определенной  поставленной задачи, поэтому группа  должна иметь все полномочия  по воздействию на подразделения, связанные с данной задачей.

5. Влияние, основанное на знании  и информации. Состав группы из  сотрудников разных уровней управления  ознаменован структурными различиями как между организациями, так и между подразделениями. Для достижения эффективной работы разрабатываются нормы и правила, влияние которых способствует быстрому решению проблем.

6. Горизонтальный процесс управления  должен сочетаться с вертикальным  процессом. При формировании целевой  группы встает вопрос о методах  выполнения заданий. В связи  с этим работник может быть  полностью или частично задействован  в группе, также учитывается количество участников в группе.

7. Практика решения конфликтных  ситуаций. При возникновении конфликта  специалисты обмениваются информацией  об оценке варианта решения  и ищут альтернативные пути, которые  бы удовлетворили большинство  подразделений. Или работники  сами добиваются принятия альтернативы, которой отдается предпочтение в их подразделении.

8. Руководство. Если проблема  касается одного подразделения,  то руководитель этого подразделения  становится руководителем группы. Когда меняются роли тех или  иных подразделений, выбор руководителя  становится предметом особого  изучения.

 

 

 

 

2. Организационно-экономические основы  унитарных предприятий

 

 Унитарным предприятием признается государственная или муниципальная коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Имущество унитарного предприятия неделимо и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Учредительным документом унитарного предприятия является устав, в котором  указываются сведения о предмете и целях деятельности предприятия, о размере уставного фонда, о порядке и источниках его формирования.

Имущество унитарного предприятия  находится соответственно в государственной  или муниципальной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание (ссылку) на собственника.

Управляет унитарным предприятием руководитель, который назначается  собственником, либо уполномоченный орган, подотчетный последнему.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим  ему имуществом, однако, не несет ответственности по обязательствам собственника имущества.

Основные характеристики и принципы функционирования унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения:

- унитарное предприятие создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления;

 

- учредительным документом является устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления;

- размер уставного фонда не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях;

- до государственной регистрации предприятия уставный фонд должен быть полностью оплачен собственником;

- если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размеров, определенных законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда;

- в случае принятия решения об уменьшении уставного фонда предприятие обязано в письменной форме уведомить своих кредиторов;

- предприятие может создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение (дочерние предприятия). Учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его руководителя.

К данным предприятиям относятся предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, казенные предприятия, муниципальные  сельскохозяйственные предприятия.

К федеральным государственным сельскохозяйственным унитарным предприятиям относятся: научно-производственные, учебно-опытные, племенные, семеноводческие хозяйства, хозяйства на мелиорированных землях, крупные животноводческие комплексы, птицефабрики, теплично-парниковые комбинаты и другие специализированные сельскохозяйственные предприятия, не подлежащие по решению Правительства Российской Федерации приватизации и разделу.

Имущество передается предприятию  на праве хозяйственного ведения, а  земля – в постоянное (бессрочное) пользование или аренду. Имущество предприятия формируется также за счет полученных доходов, вкладов других государственных предприятий, федеральных бюджетных ассигнований, заемных и иных средств.

Федеральное государственное предприятие  планирует свою деятельность самостоятельно, исходя из целей создания, конъюнктуры  рынка, спроса на производимую продукцию, имеющихся финансовых и иных ресурсов.

Федеральное государственное предприятие  вправе создавать дочерние предприятия (другие федеральные государственные  предприятия) путем передачи им в  установленном порядке земельного участка и части другого имущества  в хозяйственное ведение.

К государственным сельскохозяйственным унитарным предприятиям Российской Федерации относятся: учебно-производственные хозяйства техникумов, колледжей, лицеев; племенные хозяйства по разведению мясных пород скота и птицы; селекционные хозяйства и другие сельскохозяйственные предприятия, не подлежащие по решению субъекта Российской Федерации приватизации и разделу.

Муниципальные сельскохозяйственные унитарные предприятия учреждаются  органом местного самоуправления, работают под его контролем и при  его экономическом содействии. К муниципальным относятся те предприятия, которые функционируют в черте города, других населенных пунктов, пригородных зон и занимаются производством молока, яиц, овощей, саженцев многолетних плодовых деревьев, озеленением.

Имущество муниципального сельскохозяйственного предприятия находится в муниципальной собственности и передается предприятию в хозяйственное ведение.

Основу экономической деятельности муниципального сельскохозяйственного  предприятия составляют договора на закупку и поставку продукции (работ, услуг) для нужд города или другого поселения. Трудовые отношения на предприятии регулируются за-конодательством, уставом, а также внутренними документами.

Информация о работе Структурный подход к организации