Сравнительный анализ властных структур в государственных и негосударственных организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 18:35, курсовая работа

Описание

Власть пронизывает всю структуру общества. Природа власти и её роль в организации общества вызывает неподдельный интерес. Попытки дать оценку власти и властным отношениям предпринимаются не только учеными, но и самими властителями, и простыми гражданами. Цель данной работы - произвести сравнительный анализ властных структур в государственных и негосударственных организациях.

Содержание

Введение
Глава I. Основная часть
Общие различия между государственным управлением и бизнес-менеджментом
Глава II. Аналитическая часть
2.1. Анализ функций и задач властных структур
2.2. Функции и задачи властных структур государственных организаций
2.3. Функции и задачи властных структур негосударственных организаций
3. Анализ строения властных структур
3.1. Властные структуры в государственных организациях
3.2. Властные структуры в негосударственных организациях
4. Анализ принятия властных решений
4.1. Принятие властных решений в государственных организациях
4.2. Принятие властных решений в негосударственных организациях
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 53.05 Кб (Скачать документ)

    Еще одной важной  функцией государственной администрации  является сбор информации. Информация  нужна для двух главных целей:  определить, был ли нарушен закон,  и принять политическое решение,  что является целесообразным  и основывается на фактическом  свидетельстве. Например, если гражданин США жалуется, что нарушены его гражданские права, то прежде чем будут предприняты какие-либо действия, должно быть проведено расследование - обычно отделом Гражданских прав при Департаменте юстиции. В России существует Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, куда можно обратиться в случае нарушения гражданских прав.

    Помимо вышеуказанных  базисных функций в понятие  «государственное администрирование»  сегодня входит и экспертиза. Например, Конгресс в США может принять решение о закрытии небезопасных угольных шахт лишь после того, как горные эксперты точно сформулируют, какие именно условия делают шахту небезопасной. В России существует Государственный комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при правительстве Российской Федерации (Госгортехнадзор).

    Еще одной важной  функцией современной государственной  бюрократии является дискреционная  деятельность, то есть возможность  выносить решения. Если закон  принят, бюрократия должна его  выполнять. В том случае, когда  этот закон является точным  и определенным, все относительно  просто. Однако обычно так не  бывает. Например, Конгресс США издает  закон, требующий, чтобы токсичные  мусорные площадки были очищены.  Закон позволяет Комитету по  защите окружающей среды принять  решения, необходимые для достижения  этой цели. Комитет принимает  ряд решений, так как каждая  свалка не может быть очищена  моментально и каждая вызывает  определенные экологические, экономические  и политические проблемы. Решение,  как достичь главной цели, становится  ответственностью данного комитета.

    Завершая анализ  основных функций административно-государственного  управления в современном обществе, следует подчеркнуть, что все  они тесно взаимосвязаны. Сбор  информации, экспертиза, дискреционная  деятельность, исполнение решений,  обслуживание, регулирование, лицензирование  и т.д. - на практике трудно провести четкую грань между этими видами административной деятельности.2

 

    1.  Функции и задачи властных структур  негосударственных организаций.

 

    Рассмотрим основные  функции и задачи властных  структур в негосударственных  организациях. В отличие от государственных  организаций, они имеют более  узкую практическую направленность.

    В соответствии  с канонами бизнес-менеджмента, высшие руководители и менеджеры подразделений предприятия обязаны:

    1. Знать, изучать  и анализировать факты, связанные  с деятельностью предприятия.  Регулярно проводить ретроспективный  анализ, выявлять логику развития  событий на предприятии и в  среде, с которой приходится  взаимодействовать. Изучать потребителя.  Диагностировать внутренние проблемы  производственного коллектива. Прогнозировать  действие внешних факторов.

    2. Намечать текущие  и перспективные цели, причем  текущие цели и задачи должны  быть под постоянным контролем.  Вырабатывать стратегическую концепцию,  разрабатывать конкурентоспособную  стратегию действий, направленную  на использование потенциальных  возможностей коллектива. Определять  собственную социально-экономическую,  производственную, предпринимательскую  тактику.

    3. Организовывать, обеспечивать, объединять ресурсы и средства (работники, машины, материалы, финансы, информация) для достижения целей. Координировать, согласовывать производственные программы с позиций их общего ресурсного обеспечения. Определять допустимые масштабы расходования ресурсов по сметам и балансам с использованием нормативной базы. Особое внимание необходимо уделять контролю над ключевыми ресурсами.

    4. Создавать действенные  исполнительские структуры. Использовать  программные управленческие структуры.  Сочетать децентрализацию с необходимой  централизацией. В допустимых пределах  делегировать полномочия по управлению. Создавать временно или постоянно  действующие специализированные  структуры, ячейки для реализации  особо важных функций.

    5. Уметь выбирать  людей, своевременно продвигать  инициативных и способных специалистов. Информировать коллективы о целях  и задачах управления. Обучать  людей и развивать их способности,  особое внимание уделяя талантам. Оценивать людей. Заинтересовывать и заставлять работать и избавляться от заведомо ненужных и бесперспективных работников.

    6. Обеспечивать  координацию и интеграцию деятельности  всех подразделений и специалистов  предприятия.3

 

  1. Анализ строения властных структур

3.1. Властные структуры  в государственных организациях.

 

    В теории административно-государственного  управления понятие структуры  означает совокупность устойчивых  связей в системе управления, обеспечивающих ее целостность  и тождественность самой себе.

    Реализация, осуществление  власти подразумевает взаимодействие  между многими ее составными  элементами. Законное право разрабатывать  и претворять в жизнь решений,  от которых зависит создание  и распределение ценностей, является  самым важным атрибутом государственной  власти.

Задача правительства  — обеспечение ценностей, необходимых  подавляющей части общества: мира и порядка внутри страны, стабильности, благоденствия, равенства. Оно тем  самым стимулирует поддержку  себе и повиновение законам. Важным фактором для власти является доверие, позволяющее фактически влиять на умы  и поведение людей, которые должны верить, что власть разделяет их идеалы и ценности и, отстаивая таковые, способна наказывать или поощрять. Неверие в возможности власти решить вопросы, связанные с обеспечением нормальных условий жизни и быта населения, вызывает его сопротивление  государственной власти.

    Исследования  систем государственного администрирования  в разных странах обнаруживают  множество различий в формах  организации и деятельности центральных  и местных органов управления. Некоторые из этих различий  зависят от степени экономического  и социального развития соответствующих  стран. Индустриальное государство  с быстрыми темпами экономического  роста и высоким жизненным  уровнем может иметь иные административные  институты, чем аграрное государство  с его замедленным экономическим  развитием и низким уровнем  жизни. Еще один важный фактор, влияющий на структуры административно-государственного  управления, - политические режимы, в рамках которых функционируют  административные органы. По этой  причине в двух странах с  приблизительно одинаковой социально-экономической  структурой могут быть различные  по своей природе административно-государственные  институты.

         Выделяются следующие базовые  компоненты структуры общения  в рамках государственно-публичной  власти:

1) агенты;

2) ценности;

3) способы (инструментально-институционные)

4) ресурсы.

        Взаимодействие между ними и определяет, всю палитру отношений, выражаемых в русском языке понятиями «господство» и «подчинение», «воля» и «сила», «контроль» и «распределение», «руководство» и «лидерство», «управление» и «давление», «властвование» и «влияние», «авторитет» и «насилие», и т.д.

         Таким образом, отношения «господства  и подчинения» агентов власти  составляют центральное звено  механизма социального общения  между людьми, при котором его  участники признают сложившийся  порядок властных отношений легитимным, т.е. социально значимым и необходимым  способом и стереотипом взаимодействия  людей в обществе. «Следует подчеркнуть,  — отмечают по данному поводу  П.Бергер и Т.Лукман, — что концептуальные механизмы поддержания универсума сами являются продуктами социальной деятельности, подобно всем формам легитимации, и очень редко их можно понять независимо от деятельности рассматриваемой общности.

         Достаточно часто в странах  со сходными политическими режимами  и приблизительно одинаковым  социально-экономическим уровнем  (например, в развитых странах  Запада) складываются весьма разные  модели административно-государственного  управления. В этом случае основные  различия определяются типом  территориальной организации государства.  С этой точки зрения существует  два основных типа административно-государственного  управления: унитарный и федеральный.

    Унитарная система  предоставляет входящим в нее  территориям очень мало автономии,  основное управление осуществляется  непосредственно из столицы. Территориальные  подразделения - департаменты во  Франции, провинции в Италии, графства  в Швеции - большей частью существуют  ради административного удобства.

    Федеральная система  управления состоит из единиц, имеющих значительную собственную  политическую жизнь (штаты в  США и Бразилии, кантоны в Швейцарии,  земли в Германии). Эти единицы  не могут быть произвольно упразднены или изменены центральной властью на законном основании.

    Рассмотрим структуру  основных уровней административно-государственного  управления в современном государстве.  В большинстве стран таких  уровней три: национальный, региональный  и местный.

    Национальный  уровень управления. В большинстве  стран этот уровень включает  администрацию президента, аппарат  правительства, аппарат парламента  и Верховного суда. Структура  центральных органов управления  претерпевает достаточно частые  изменения. При смене правительства,  как правило, изменяются численность,  функции и наименования министерств:  некоторые управления и отделы  переходят из одного министерства  в другое или делятся между  ними. Практически во всех странах  распределение функций между  ведомствами на уровне, как центральных органов, так и их региональных и местных подразделений порождает коллизии компетентности. Бесконечное перераспределение функций в различных комбинациях является одним из основных направлений всех административных реформ.

    Региональный  уровень управления (штатов, земель, провинций, республик). В федеральных  государствах преобладающая доля  задач административного управления  приходится именно на этот  уровень. Здесь реализуется как  большинство федеральных законов,  так и собственное право. При  осуществлении федеральных законов,  как правило, различают два  уровня:

    • управление  по поручению федерации (например, при строительстве автомагистралей,  эксплуатации ядерных установок  и выдаче разрешений на нее), при этом административные органы  региона подвергаются как правовому,  так и специальному надзору,  и подчиняются распоряжениям  федерального правительства;

    • осуществление  федерального права под собственную  ответственность, при этом административные  органы региона подвергаются  только правовому надзору. Федеральное правительство может отдавать им распоряжения лишь с одобрения представительных органов региона.

    Отличительной  особенностью унитарных государств, напротив, является повсеместное  выполнение законов на всей  территории страны. Следует подчеркнуть  также, что при унитарной системе  административно-государственного  управления статус административных  организаций во всех регионах  определяется законом одним и  тем же образом. Федеральная  система административно-государственного  управления подразумевает, что  органы регионального управления  в любом штате (земле, провинции)  создаются в каждом случае  в соответствии с законами  данного региона.

    Местный уровень  управления (графство, город). И в  унитарных, и в федеральных  государствах на местном уровне  административного управления, как  правило, выполняются шесть основных  функций:

    • общественная  безопасность, включая содержание  полиции и пожарной охраны, а  также службы здравоохранения;

    • программы  помощи пожилым, инвалидам, детям;

    • регулирующие  функции, включая зонирование,  дорожную безопасность, защиту потребителей;

    • планирование  общественного строительства;

    • общественные  услуги (школы, парки, библиотеки  и т.д.);

    • владение  и распоряжение государственными  предприятиями.

    В современной  теории административно-государственного  управления существуют различные  классификации административных  органов. Классической среди них  по праву считается модель, предложенная  американским ученым Л. Уайтом. В соответствии с его классификацией  в системе административного  управления различают три категории  организаций или служб:

Информация о работе Сравнительный анализ властных структур в государственных и негосударственных организациях