Системный элемент и организационный анализ в организации управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 07:42, реферат

Описание

Цель данной работы показать, как можно проводить исследования системы управления на основе изучения ее характеристик, а также анализ существующих организационных структур управления предприятием и особенностей их применения в российской экономике.
Для достижения цели работы были поставлены и решены такие задачи:

Содержание

Введение…………………………………………………………….……3
1. Системный анализ в исследованиях систем управления…….……..4 .
1.1 Системный анализ — конструктивное направление
исследования процессов управления. ……………………………….….4
1.2 Основные подходы в системном исследовании………………….…7
2. Теоретические основы анализа организационных структур управления фирмой…………………………………………………………..…12
2.1 Факторы проектирования организации……………………………..12
2.2 Элементы проектирования организации…………………..…….….13
Заключение………………………………………

Работа состоит из  1 файл

реферат крюков .doc

— 128.00 Кб (Скачать документ)

По моему мнению, инновационный подход основан на умении организации быстро реагировать на изменения, диктуемые внешней средой. Это касается внедрения нововведений, новых технических решений, неуклонного возобновления производства новых товаров и услуг для наилучшего удовлетворения потребностей рынка сбыта. Залог успешного функционирования любой организации в том, что она должна идти не только вровень с техническим прогрессом, но и опережать его. Внедрение инноватики также требует проведения системного анализа, а именно возможностей организации для внедрения того или иного новшества.

Считаю, что сущность нормативного подхода заключается в следующем. Анализ любой системы управления с целью ее совершенствования связан с учетом совокупности важнейших нормативов, которыми руководствуется в своей деятельности аппарат компании. Нормативы могут иметь целевую, функциональную и социальную направленность. Целью поведенческого подхода является создание необходимых условий для реализации творческих способностей каждого сотрудника, для осознания собственной значимости в управлении организацией. Важное значение для менеджеров приобретает изучение различных поведенческих подходов, которые рекомендует общий менеджмент и исследование возможности их применения в процессе анализа организации. Удачно подобранная команда единомышленников, способных понимать и внедрять идеи своего руководителя, — важнейшее условие экономического успеха.

Следовательно:

1. Для выявления специфики работы организаций и выработки мероприятий по улучшению производственно-хозяйственной деятельности применяется системный анализ.

2. Главной целью системного анализа является разработка и внедрение такой системы управления, которая выбирается в качестве эталонной, в наибольшей степени соответствующей всем предъявленным требованиям оптимальности.

3. Системный анализ носит комплексный характер и базируется на совокупности подходов, применение которых позволит наилучшим образом провести анализ и получить желаемые результаты

4. Для успешного проведения анализа необходимо подобрать команду специалистов, хорошо знакомых с методами экономического анализа и организацией производства. [3, c.126]

 

 

 

 

 

 

2. Теоретические основы анализа организационных структур управления фирмой.

2.1 Факторы проектирования организации.

 

Проектирование организации – это постоянный поиск наиболее эффективного сочетания организационных переменных. Факторы, оказывающие влияние на этот процесс, как показали многочисленные исследования, носят ситуационный характер. Выделяется четыре группы ситуационных факторов: внешняя среда; технология работы в организации; стратегический выбор руководства организации в отношении ее целей; поведение работников. [4, c.56]

Изображенные на рис. 1 факторы могут в отдельности или в комбинации влиять на решения по проектированию организации через те компоненты, которые заключены в каждом из них. [4, c.56]

Рис. 1. Ситуационные факторы проектирования организации

 

Я считаю, что первым шагом в проектировании организации является выявление внешних институтов, с которыми взаимодействует организация. Это помогает определить в первом приближении основные функциональные части или подразделения организации, которые, как правило, осуществляют прямой контакт с тем или иным «посредником» из внешней среды.

Следующим шагом, на мой взгляд, является оценка характеристик этих институтов и их относительной важности для организации.

Роль технологии в проектировании организации общепризнана. В данном контексте под технологией работы понимаются не только действия работника, но и материалы, оборудование, которые он использует для преобразования объекта своих действий. Проектирование организации связано с технологией работы по двум направлениям: разделение труда и группировка работ, т.е. создание подразделений. Уровень знания о действиях по преобразованию объекта работы и использование соответствующей технологии во многом определяют эффективность организации. [4, c.57]

В 1977 г. Дж. Гелбрейт со своими коллегами определил элементы современного организационного проектирования, а также влияние стратегии на дизайн организации и влияние дизайна на стратегию организации (рис.  2).

Выбор высшим руководством той или иной стратегии оказывает непосредственное воздействие на многие решения в отношении проектирования организации. [4, c.58]

Рис. 2. Взаимосвязь между стратегией и организационным дизайном

 

2.2 Элементы проектирования организации

 

Проектирование организации связано с принятием ее руководством решений, относящихся ко многим областям жизнедеятельности организации: разделению труда и специализации; департаментизации и кооперации; связям между частями и координации; масштабу управляемости и контролю; иерархии организации и ее звенности; распределению прав и ответственности; централизации и децентрализации; дифференциации и интеграции. [5, c.34]

На мой взгляд, в любой организации существует разделение труда между ее членами или частями. Вся работа в организации делится на отдельные участки, в рамках которых человек должен начинать и завершать определенный цикл действий, образующих ту или иную работу. Разделение труда в организации происходит по двум направлениям:

- постадийное разделение работ в организации, начиная с поступления в нее ресурсов и кончая выходом из нее продукции или услуги (снабжение, планирование, производство, сбыт). Такое разделение работ называется горизонтальной специализацией;

- разделение работ по уровням иерархии в организации как в целом, так и в ее отдельных частях. Этот путь специализации имеет вертикальную природу.

В настоящее время для определения оптимального масштаба управляемости широко используется ситуационный подход, в основе которого лежит анализ факторов, влияющих на определение масштаба управляемости. К учитываемым факторам относятся:

-факторы, связанные с выполняемой работой (схожесть работ, территориальная удаленность работ, сложность работ);

-факторы, связанные с теми, кем руководят и кто руководит (уровень подготовки подчиненных, уровень профессионализма руководителя);

-факторов, связанные с самим руководством и организацией (степень ясности в делегировании прав и ответственности, степень четкости в постановке целей, степень стабильности (частота изменений) в организации и т.п.). [5,с.35]

По моему мнению, иерархия в общем виде означает расположение частей целого в порядке от высшего к низшему, а для организации – это просто структура власти, или звенность.

Централизация – это концентрация прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне руководства организации. Централизация является реакцией организованной системы, направленной на предотвращение искажения информации при передаче ее через все увеличивающееся количество уровней управления. [6, c.120]

Децентрализация – это передача или делегирование ответственности за ряд ключевых решений, а следовательно, и передача соответствующих этой ответственности прав на нижние уровни управления организацией. Понятия «централизация» и «децентрализация» вовсе не исключают друг друга. Они выступают лишь разными способами решения проблемы. [6, c.120]

Считаю, что важное место в проектировании организации занимает проблема установления требуемых отношений между частями или подразделениями организации. На межподразделенческие отношения, наряду с другими, влияют такие факторы, как степень различия между подразделениями (дифференциация) и степень требуемого сотрудничества подразделений (интеграция). Этот подход к проектированию организации, нередко называемый теорией дифференциации и интеграции, является частью более общей теории ситуационного подхода к управлению организацией. Дифференциация означает деление в организации работ между ее частями или подразделениями таким образом, чтобы каждая из работ получила определенную степень завершенности в рамках данного подразделения. Интеграция означает уровень сотрудничества, существующего между частями организации и обеспечивающего достижение их целей в рамках требований, предъявляемых внешним окружением. Потребность в интеграции изначально создается разделением и взаимозависимостью работ в организации. [6, c.121]

 

1.3 Основные виды организационных структур управления фирмой

 

По моему мнению, организационная структура – это элементы, из которых состоит организация, и способы взаимодействия между ними. При всем многообразии форм организационных структур, они тяготеют к четырем основным типам: функциональной (или линейно-функциональной), дивизиональной, проектной и матричной.

Функциональная структура организации – это структура, в которой должностные позиции группируются в организационные звенья по признаку выполняемых ими функций. Основными достоинствами функциональной структуры являются легкость координации в функциональных областях и эффективное решение стандартных профессиональных проблем (повторяющихся задач, находящихся в сфере компетенции каждого отдельно взятого функционального департамента). [7, c.67]

Схема функциональной организационной структуры представлена на рис.  3.

 

Рис. 3. Схема функциональной организационной структуры.[7, c.67]

 

В настоящее время классические функциональные структуры присущи лишь мелким и части средних компаний. Для крупных компаний доминирующим стал дивизиональный подход к построению организационных структур управления.  Дивизиональные структуры – структуры, основанные на выделении крупных автономных производственно-хозяйственных подразделений и соответствующих им уровней управления с предоставлением этим подразделениям оперативно-производственной самостоятельности и с перенесением на этот уровень ответственности за получение прибыли. [7, c.68]

Под отделением (дивизионом) подразумевается организационная товарно-рыночная единица, имеющая внутри необходимые собственные функциональные подразделения. На отделение возлагается ответственность за производство и сбыт определенной продукции и получение прибыли, в результате чего управленческий персонал верхнего эшелона компании высвобождается для решения стратегических задач. Дивизиональные структуры характеризуются полной ответственностью руководителей отделений за результаты деятельности возглавляемых ими подразделений. В связи с этим важнейшее место в управлении компаниями с дивизиональной структурой занимают не руководители функциональных подразделений, а руководители, возглавляющие производственные отделения. [7, c.69]

На мой взгляд, структуризация компании по отделениям (дивизионам) производится, как правило, по одному из трех принципов: по продуктовому – с учетом особенностей выпускаемой продукции или предоставляемых услуг, в зависимости от ориентации на конкретного потребителя и по региональному – в зависимости от обслуживаемых территорий. В связи с этим выделяется три типа дивизиональных структур:

дивизионально-продуктивные структуры;

организационные структуры, ориентированные на потребителя;

дивизионально-региональные структуры.

Для адаптивных (гибких, органических) организационных структур характерно отсутствие бюрократической регламентации деятельности органов управления, отсутствие детального разделения труда по видам работ, размытость уровней управления и небольшое их количество, гибкость структуры управления, децентрализация принятия решений, индивидуальная ответственность каждого работника за общие результаты деятельности. К разновидностям структур адаптивного типа можно отнести проектные, матричные, программно-целевые, проблемно-целевые, структуры, основанные на групповом подходе (командные, проблемно-групповые, бригадные), сетевые организационные структуры. [7, c.70]

Считаю, что проектные структуры – это структуры управления комплексными видами деятельности, которые из-за их решающего значения для компании требуют обеспечения непрерывного координирующего и интегрирующего воздействия при жестких ограничениях по затратам, срокам и качеству работ.

На мой взгляд, матричная структура отражает закрепление в организационном построении фирмы двух направлений руководства, двух организационных альтернатив. Вертикальное направление – управление функциональными и линейными структурными подразделениями компании. Горизонтальное – управление отдельными проектами, программами, продуктами, для реализации которых привлекаются человеческие и иные ресурсы различных подразделений компании. При такой структуре устанавливается разделение прав менеджеров, осуществляющих управление подразделениями, и менеджеров, руководящих выполнением проекта, и важнейшей задачей высшего руководящего состава компании в этих условиях становится поддержание баланса между двумя организационными альтернативами. Матричная структура чаще всего представляет собой наложение проектной структуры на постоянную для данной компании линейно-функциональную структуру управления. Порой такого вида структура образуется в результате постепенной модификации дивизиональной структуры, она может быть результатом наложения функциональной структуры на дивизиональную.

Заключение

 

В условиях современного состояния экономики России для разрешения кризисных тенденций, имеющих место на множестве предприятий, по всем правилам науки об управлении изменениями необходимы резкие изменения для предотвращения надвигающейся угрозы банкротства.

Однако, подводя итоги рассмотрения подходов к анализу систем управления, критериев анализа, можно спрогнозировать какой фактор будет определяющим в преодолении экономического кризиса для большинства российских предприятий. Можно предположить, что тщательность выбора методики анализа и проектирования последующей стратегии развития системы управления будет иметь относительно меньшую важность. Более принципиальным будет готовность и решительность предпринимать последовательные и целенаправленные меры по развитию системы.

Информация о работе Системный элемент и организационный анализ в организации управления