Роль и место малого и среднего бизнеса в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 04:55, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – дать понятие и представление о малом и среднем бизнесе, выделить специфические особенности и их влияние на развитие рыночной экономики. Выявить основные проблемы и сложности формирования и развития малого бизнеса в России.
В соответствии с целью работы были поставлены такие задачи:
Дать четкие определения малому и среднему бизнесу;
Выяснить критерии отнесения предприятия к малому и среднему;
Выяснить степень и характер воздействия малых и средних предприятий на развитие экономики страны;

Содержание

Введение
Глава 1 Понятие малого и среднего бизнеса
Бизнес, предпринимательство и его история
Малый бизнес. История, деление на малые и средние предприятия. Критерии оценки.
Необходимые условия для формирования малого бизнеса
Виды малого и среднего бизнеса
Государственная поддержка малого бизнеса
Глава 2 Оценка состояния малого сектора экономики России на примере Германии
2.1. Оценка состояния малого сектора экономики России на примере Германии
2.2. Структура малого и среднего бизнеса в России и в Германии
2.3. Особенности производственного предпринимательства
Глава 3 Возможные пути решения проблем препятствующих развитию малого бизнеса в России
3.1. Основные проблемы малого и среднего бизнеса
3.2. Пути решения проблем
Заключение
Список Литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая (Autosaved).docx

— 123.79 Кб (Скачать документ)

Что же касается программ развития малого и  среднего бизнеса, то они разрабатываются  в расчете на участие сразу  нескольких министерств, что опять-таки требует координации усилий.

Суммируя  опыт государственной поддержки  малого и среднего предпринимательства  в странах ЕС, можно выделить несколько  основных направлений.

  1. Помощь в создании малых предприятий.

Прямая  заинтересованность государств ЕС в  увеличении числа и расширении сфер деятельности малых предприятий  побуждает их принимать различные  программы поощрения начинающих предпринимателей.

В Великобритании сложилась целая сеть организаций, предоставляющих консультативные  услуги, научно-техническую информацию и рекомендации, касающиеся учреждения и функционирования малого бизнеса. Среди них — служба мелких фирм, местные предпринимательские агентства, центры труда, коммунальные объединения  и инициативные группы.

  1. Финансирование малого бизнеса.

Все государства  ЕС помогают малому и среднему бизнесу  получить доступ к источникам финансирования, используя при этом различные  рычаги.

Некоторые страны (Великобритания, Нидерланды и  др.) в основном сосредоточиваются  на обеспечении гарантий займа.

Например, в 1988-1989 гг. по программе «Гарантированный заем» мелким британским фирмам было предоставлено ссуд на общую сумму 46 млн ф. ст., а в 1990 г.— уже на на 66 млн ф. ст., причем число заемщиков увеличилось почти вполовину.

Однако  большинство держав создают особые резервы для поддержки малого и среднего бизнеса посредством  субсидий или фискальных льгот на инвестиции, льготных займов или дотаций.

Особо стимулируется в странах ЕС вложение средств в основные фонды малого и среднего предпринимательства.

В некоторых  странах (Бельгия, Франция, Нидерланды и др.) реализуется практика предоставления малому и среднему бизнесу рискового  капитала. В частности, правительства  этих стран гарантируют компенсацию возможных убытков венчурных фондов.

  1. Предоставление налоговых льгот.

 Все  государства ЕС так или иначе смягчают налоговое бремя для малого и среднего предпринимательства.

Создание  новых рабочих мест.

Как уже  указывалось малый и средний бизнес является основным источником новых рабочих мест в Европе. Государства ЕС оказывают финансовую помощь малым фирмам, предлагающим места безработным, особенно молодежи. Пальма первенства в этом отношении принадлежит Ирландии, которую небывало высокий уровень безработицы подтолкнул к выделению субсидий малому бизнесу еще в 1960-е гг.

  1. Региональное оздоровление.

В малом  бизнесе правительства стран  ЕС справедливо усматривают действенное  средство возрождения пришедших  в упадок зон.

Так, в  Великобритании принята программа  «Действия для городов», которая  призвана способствовать возрождению  старых промышленных центров и оздоровлению социального климата в трущобах. В кризисных точках создаются  зоны свободного предпринимательства, где функционируют государственно-коммерческие фонды регионального развития, предоставляющие  льготные кредиты и деловые услуги. Тут резко снижен налог на недвижимость и прибыль, подоходный и другие налоги, практикуется льготная продажа оборудования. В 1988 г. британское правительство учредило специальный фонд для субсидирования мелкого бизнеса в рамках программы. Только за первые месяцы его существования 19 тыс. небольших фирм в 16 зонах получили льготные займы на общую сумму 650 млн ф. ст.

  1. Поощрение инноваций.

Интересный  опыт накоплен странами ЕС в плане  государственной поддержки малого бизнеса в деле повышения производительности и конкурентоспособности.

Особенно  показательны германские инициативы. В 1989 г. правительство разработало  концепцию стимулирования научных  исследований, проводимых мелкими и  средними фирмами. Она предусматривает  расширения гос.закупок, прямое финансирование инноваций и косвенное регулирование путем страхование банковских кредитов на приобретение современного оборудования. Государство оплачивает консультационные услуги, которые оказывают мелким и средним фирмам научно-технические общества.

Теперь  рассмотрим ситуацию в России.

Для активизации  производственной и инвестиционной деятельности малых и средних  предприятий усилия Правительства  Российской Федерации направлены на:

  • концентрацию ресурсов государственной поддержки на формирование в малом предпринимательстве современного высокотехнологичного товаропроизводящего и инновационного секторов;
  • упрощение налогообложения малого бизнеса, замену многочисленных налогов единым, упрощение системы бухгалтерского учета и отчетности для малых предприятий;
  • формирование благоприятного порядка налогообложения организаций, входящих в инфраструктуру поддержки малого предпринимательства;
  • создание нормативной базы, обеспечивающей государственную поддержку инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, а также привлечение и использование для этих целей иностранных кредитов.

Серьезное внимание уделяется укреплению собственной  финансовой базы развития малых и  средних предприятий, развитию микрокредитования, способствуя задействованию внутреннего потенциала экономического роста.

Важное  место в реализации инвестиционной политики занимает финансовый лизинг.

Лизинговые  операции позволяют привлечь значительные объемы негосударственных целевых  инвестиций для перевооружения и  модернизации основных фондов предприятий, в том числе малых, перераспределить часть финансовых потоков в реальный сектор экономики, расширить налогооблагаемую базу за счет развития нового вида хозяйственной  деятельности.

В рамках реализации Федеральной программы  государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, региональных программ поддержки  малого предпринимательства, комплекса  мер по развитию лизинга в Российской Федерации создается система межрегиональных опорных лизинговых центров в специализированных региональных лизинговых компаний. Эти процессы и факторы в наибольшей мере способствуют позитивным структурным изменениям в направлении дальнейшего увеличения числа малых предприятий в промышленности и строительстве. Возможна стабилизация в даже небольшое увеличение доли малых предприятий в сферах науки и научного обслуживания, транспорта и связи.

Политика  государственной поддержки малого бизнеса осуществляется на базе налоговых  льгот, создания (хотя еще и в незавершенном  виде) цивилизованного законодательного пространства, информационной поддержки, обучения кадров, формирования сети бизнес-парков, налаживания эффективной координации в этой области между федеральным центром и субъектами Федерации, а также с местными органами власти.

Соответственно, одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса  является прямая финансовая помощь, которая  осуществляется посредством льготного  субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного  налогообложения

 

Подведем  небольшие итоги первой главы. Было рассмотрено много аспектов формирования, развития малого и среднего бизнеса, его форм и видов. Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что малый бизнес является очень  значимой частью экономики любой  страны, который затрагивает производственную, коммерческую, финансовую виды деятельности. В следующей главе я постараюсь выделить основные слабые места и  несовершенность политики государства  этого сектора экономики нашей  страны с помощью сравнения его  с малым бизнесом в Германии.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2

Оценка  состояния малого сектора экономики  России на примере  Германии

2.1. Сравнительный анализ  малого бизнеса  Росии и Германии

Я постараюсь провести  сравнительный анализ состояния малого и среднего предпринимательства  в России и Германии, целью которого является выявление факторов, препятствующих его развитию в России. В основу анализа положены материалы Федерального статистического бюро Германии и  Росстата, представленные в сопоставимых показателях. Результаты анализа позволяют  выявить проблемные зоны в области  предпринимательства и определить основные направления деятельности по улучшению предпринимательского климата в России. Современное  предпринимательство во всем мире продолжает развиваться стремительными темпами и в экономическом выражении составляет в ряде развивающихся стран до 50% от ВВП. В России, экономика которой во многом определяется экспортом энергоресурсов, необходимо существенное осмысление роли предпринимательства в экономике страны и формирование стратегии развития государства, ориентированной на изменение направлений для извлечения прибыли. Это связано как с объективной реальностью сохранения природных ресурсов, так и с прогнозами потребления энергоносителей в развитых странах и снижения доли нефти и газа в промышленных секторах. По прогнозам аналитиков и экспертов, энергоэффективность, определяемая как объем энергии на единицу ВВП, будет увеличиваться, и этот тренд сохранится для среднемирового уровня и большинства ключевых стран и регионов до 2030 г.

 
 

 

 

Ускорение роста энергоэффективности ограничивает рост требующейся миру первичной  энергии, а учет таких факторов, как развитие новых технологий, альтернативных видов топлива, а также реакция потребителей и поставщиков на рост цен и налогов на энергоносители, может в значительной степени скорректировать прогнозы потребления энергоносителей мировой экономикой.

Важным  аргументом в пользу развития предпринимательства  является трудовая занятость населения, определяющая объем произведенного общественного продукта и качество жизни людей.

Кроме того, гибкость малого и среднего предпринимательства (МСП), его экономичность, узкая специализация, позволяющая более качественно удовлетворять спрос потребителей, влияние на формирование местной инфраструктуры и развитие регионального рынка – все эти характерные черты МСП требуют к нему более пристального внимания. Рассмотрим отдельные показатели,

характеризующие МСП в России и в Германии - стране, характеризующейся наиболее устойчивым развитием экономики.

2.2. Структура малого и среднего бизнеса в России и в Германии

В России, по данным Росстата, общая численность организаций малого бизнеса по итогам 2010 года превысила 2 млн, что соответствует увеличению за 10 лет в два раза. При этом вклад малых предприятий в ВВП страны не превышает 12–15%, а доля инновационных предприятий – не более 1%. Структура малого бизнеса демонстрирует доминирование торговли – ей занимается больше половины предприятий. Пятая часть малого бизнеса оказывает разнообразные услуги, 10% фирм занято в строительстве, 12% – в обрабатывающем производстве. Очень незначительна доля сельскохозяйственных компаний и составляет около 2% в общем числе малых предприятий.

 

Количество средних предприятий на конец 2010 года составляет 18 882. Вклад средних предприятий в ВВП страны колеблется от 5 до 8%. Что касается непосредственно самой структуры среднего бизнеса, то она практически не отличается от структуры малого предпринимательства: лидерство плотно удерживает оптовая и розничная торговля. В Германии, по данным Федерального статистического бюро Германии, по состоянию на 2009 год существуют около 3,6 млн мелких и средних фирм, на которых занято свыше 70% всех работающих, а доля малого и среднего бизнеса в совокупном ВВП Германии составляет 46,7%. В качестве критерия для определения малого и среднего бизнеса взят общепринятый в Евросоюзе показатель – максимальное количество сотрудников в фирме не должно превышать 249 человек. В структуре малого и среднего бизнеса в Германии существенную долю составляет оптовая и розничная торговли, ее показатель равен 19,4%, на область научных исследований и разработок приходится порядка 13,4%, строительный бизнес занимает в предпринимательской деятельности третье место –10,6%. Сравнительный анализ предпринимательства в России и Германии показывает существенное различие структуры предпринимательства. В первую очередь, следует отметить степень сбалансированности присутствия МСП в различных секторах экономики. В России отсутствует предпринимательство в сфере научных исследований и разработок, что демонстрирует незрелость представителей бизнеса, его ориентацию на краткосрочный период деятельности, отсутствие мотивации к проведению исследований и стимулов со стороны государства.

2.3.Особенности производственного предпринимательства

По сравнению  с Германией в России отмечается низкий уровень предпринимательской  деятельности в производственной сфере, что не соответствует стратегии  устойчивого поступательного развития экономики страны. При этом производственное предпринимательство – самый  важный и определяющий вид предпринимательства, ориентированный на повышение конкурентоспособности  страны и модернизацию экономики. Очевидно, что успехи развития предпринимательства в России в области финансов, посредничества и торговли были обусловлены недостаточностью развития этих сфер с точки зрения стандартов рыночной экономики. В сфере же производства сохранились в основном сложившиеся организационные структуры. Рассматривая различные промышленные кластеры в России, отметим следующее.

Информация о работе Роль и место малого и среднего бизнеса в современной экономике