Роль и место малого и среднего бизнеса в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 04:55, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – дать понятие и представление о малом и среднем бизнесе, выделить специфические особенности и их влияние на развитие рыночной экономики. Выявить основные проблемы и сложности формирования и развития малого бизнеса в России.
В соответствии с целью работы были поставлены такие задачи:
Дать четкие определения малому и среднему бизнесу;
Выяснить критерии отнесения предприятия к малому и среднему;
Выяснить степень и характер воздействия малых и средних предприятий на развитие экономики страны;

Содержание

Введение
Глава 1 Понятие малого и среднего бизнеса
Бизнес, предпринимательство и его история
Малый бизнес. История, деление на малые и средние предприятия. Критерии оценки.
Необходимые условия для формирования малого бизнеса
Виды малого и среднего бизнеса
Государственная поддержка малого бизнеса
Глава 2 Оценка состояния малого сектора экономики России на примере Германии
2.1. Оценка состояния малого сектора экономики России на примере Германии
2.2. Структура малого и среднего бизнеса в России и в Германии
2.3. Особенности производственного предпринимательства
Глава 3 Возможные пути решения проблем препятствующих развитию малого бизнеса в России
3.1. Основные проблемы малого и среднего бизнеса
3.2. Пути решения проблем
Заключение
Список Литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая (Autosaved).docx

— 123.79 Кб (Скачать документ)

Широко  распространена такая форма малого бизнеса, как акционерные общества (АО). Большинство из них создано путем приватизации государственных и муниципальных предприятий. Уставный капитал АО разделен на определенное число акций. Его участники (акционеры) не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционерные общества могут быть открытыми и  закрытыми. Участники открытого акционерного общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое акционерное общество может проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу. При этом оно обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

В закрытом акционерном обществе акции распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции.

В Германии также существуют организационные  правовые формы малого бизнеса. В общих чертах организационно-правовые формы малого и среднего предпринимательства в Германии согласно законодательству можно поделить на две группы:

  • товарищества различного рода, в которых участвуют два и более учредителей;
  • корпоративные объединения, имеющие статус юридического лица. Основную роль здесь играет не личное участие учредителей, а их капиталовложение.

К ним можно добавить, как отдельный вид предпринимательства – индивидуальный предприниматель.

Все малые  предприятия за исключением индивидуальных предпринимателей и гражданско-правовых обществ (GbR) обязаны пройти регистрацию в торговом реестре. Торговый реестр (Handelsregistr) – это официальный перечень всех предприятий, зарегистрировавших свою деятельность в соответствующем судебном округе. В торговом реестре содержатся сведения о названии фирмы, юридический адрес, информация о лицах, наделённых правом представительства и об ответственности участников, организационно-правовая форма и в установленных законом случаях размер уставного капитала. Малые предприятия обязаны вносить в торговый реестр и все значимые изменения, связанные с существованием и деятельностью компании (фирмы). Содержание торгового реестра открыто для любого заинтересованного лица и публикуется в печатных изданиях, перечень которых определяется судом, ведущим реестр. Индивидуальный предприниматель (Einzelnunternehmer): полный контроль и полная ответственность.Это простейшая организационно-правовая форма, наименее регламентирована законом. Деятельность ИП регулируется гражданским кодексом Германии. Для ведения конкретной деятельности (например, строительный подрядчик, организатор пассажирских перевозок, риелтор и т.д.) необходимо получить специальное разрешение от соответствующего ведомства. Чтобы открыть своё дело индивидуальный предприниматель должен лишь заявить о своей деятельности в государственную службу (Bewerbeamt) по месту жительства или нахождения офиса и уплатить взнос в размере 15 евро. Индивидуальный предприниматель не является обществом с участием капитала, не требует стартовых инвестиций и организационных расходов.

Учредители у этой формы бизнеса отсутствуют. Единственным участником является физическое лицо, не относящееся к категории лиц свободных профессий, деятельность которого ведётся от имени этого лица. Преимущество ИП заключается в том, что управление и ведение находится под единоличным контролем предпринимателя (участника, бизнесмена), который несёт ответственность перед кредиторами всем своим имуществом.

Товарищества. Совместная (коммерческая) деятельность двух и более лиц. К данной категории относятся Гражданско-правовое общество (Gesellschaft bürgerlichen Rechts (GbR)), открытое торговое товарищество (Offene Handelsgesellschaft(OHG)) и коммандитное товарищество (Kommanditgesellschaft(KG)).

Гражданско-правовое общество (GbR)

Основным документом является учредительный договор, который заключается в письменной или устной форме. Не регистрируется в торговом реестре, должен лишь заявить о своей деятельности в государственную службу (Bewerbeamt) по месту жительства или нахождения офиса и уплатить взнос в размере 15 евро.

Минимальный уставной капитал законом не предусмотрен. Гражданско-правовое общество является простым товариществом и служит оптимальной формой для объединения двух и более лиц с целью ведения предпринимательской деятельности в небольшом размере или деятельности, относящейся к категории свободных профессий.

Гражданско-правовое общество (ГПО) не является юридическим лицом и обладает ограниченной правоспособностью, т.е. обладает процессуальной правоспособностью и действует в отношении третьих лиц от имени общества, т.е. решение принимается совместно участниками общества. Обязательства гражданско-правового общества перед кредиторами исполняются за счёт имущества как самого ГПО так и имущества участников общества, которые несут солидарную ответственность.

Не имеет право использоваться только фирменное название, т.к. оно идентифицируется по имени и фамилии одного(или нескольких) из участников. Помимо этого к имени и фимилии может быть добавлено, к примеру, направление вида деятельности или что-либо ещё по желанию учредителей.

Пример: „Peter Müller Energie Effizient Nutzen“ .

Открытое  торговое товарищество (OHG).

Открытое торговое общество (ОТО) создаётся путём заключения учредительного договора в письменной форме. ОТО является коммерсантом и подлежит регистрации в торговом реестре. Для ОТО не установлено требование минимального уставного капитала. Участниками ОТО могут считаться объединения двух или нескольких физических лиц с целью создания предпринимательской деятельности а так же и юридические лица. Управление фирмой, а также решение в пользу третьих лиц принимается совместно, однако по общей договорённости на одного из участников может быть возложено управление фирмой. Участники ОТО несут солидарную ответственность своим имуществом по долгам общества. Кредитор вправе взыскать задолженность как со всех участников так и с одного из них. В случае выхода одного из участников из состава учредителей, он продолжает нести ответственность по долгам предприятия в течение 5 лет со дня выхода. Название обычно выбирается в свободной форме.

Коммандитное  товарищество (KG)

Это товарищество представляет собой разновидность открытого торгового общества и на него соответственно распространяется те же правила, что и для ОТО, в том числе и обязанность регистрации в торговом реестре. Размер уставного капитала не установлен и состоит из вкладов участников коммандистов. Коммандитное товарищество – это объединение физических или юридических лиц, предел числа таких участников не установлен. Характерным признаком данной организационно-правовой формы является наличие двух различных форм участия в товариществе. Наряду с участниками, осуществляющими предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечающими по его обязательствам всем своим имуществом, здесь присутствуют вкладчики – коммандисты, которые как правило в предпринимательской деятельности фирмы участия не принимают, но которые имеют риск убытков в сумме внесённого ими вклада. Особую корпоративную структуру представляет собой коммандитное товарищество в форме GmbH & Co. KG, в котором полную ответственность несёт не физическое лицо, как в классическом варианте, а общество с ограниченной ответственностью. Причина неизменной популярности данной организационно-правовой формы заключается, прежде всего, в том, что она объединяет в себе преимущества ограниченной ответственности GmbH и некоторые налоговые привилегии, доступные товарищеским объединениям.

Корпоративные объединения (общества): регламентированная структура и ограниченная ответственность. К ним, прежде всего, относятся Общество с ограниченной ответственностью (Gesellschaft mit beschränkter Haftung (GmbH)) и Акционерное общество (Aktiengesellschaft (AG)).

Общество  с ограниченной ответственностью (GmbH). Правовые основания GmbH изложены в Законе об GmbH. Основным учредительным документом GmbH является учредительный Договор (Gesellschaftvertrag), который должен соответствовать всем правовым нормам и быть нотариально заверен. GmbH считается полностью правомочным, лишь после его внесения в Торговый реестр и формирования уставного капитала (Stammkapital). Минимальный уставной капитал составляет 25 000 Евро, который может быть внесен как деньгами, так и имуществом, либо в процентном соотношении того и другого. При двух и более учредителях для регистрации фирмы достаточно внести половину уставного капитала. Вторая половина вносится в течение первого года работы фирмы. Уставной капитал, с первых же дней после зачисления его на счет, может быть использован на развитие предприятия. GmbH может иметь 1 компаньона (общество будет единоличным) или несколько учредителей. Учредители могут быть немецкие или иностранные физические или юридические лица. Для регистрации предприятия иностранные учредители должны приехать в Германию. Основной орган управления – собрание учредителей, которым назначается директор. Объем полномочий директора может быть ограничен. На директора возлагаются большие обязательства, в том числе о сохранении и увеличении капитала. Если ущерб обществу был причинен по его вине, он обязан возместить ущерб. Название как правило, выбирается свободно. Может содержать фамилию по меньшей мере одного учредителя или обозначение, соответствующее предпринимательской деятельности. Название должно быть разрешено Торгово-промышленной палатой по месту регистрации МП, обозначение «GmbH» обязательно.

Акционерное общество (AG). Правовые основания акционерного общества содержатся в Законе об операциях с ценными бумагами (Aktiengesetz). AG считается полностью правомочным, лишь после его внесения в Торговый реестр. Устав АG должен быть обязательно заверен у нотариуса. Минимальный уставной фонд 50.000 €. Акции, как правило, могут продаваться и покупаться на бирже, т.е. компаньон предприятия имеет право их продать. Иногда, по Уставу AG для этого может требоваться согласие правления акционерного общества. В учреждении AG должно участвовать не менее 5 человек. Соучредителями AG могут быть GmbH, OHG, KG или другое AG, но ни в коем случае не простое товарищество. Для регистрации предприятия учредители должны приехать в Германию. Наблюдательный совет назначает правление, которое несет ответственность за ежедневные дела. Правление избирается максимум на 5 лет и может состоять из одного или нескольких человек. Как правило, название выбирается свободно, с некоторыми ограничениями. Название должно быть разрешено Торгово-промышленной палатой, обозначение «АG» обязательно.

 

1.5.Государственная поддержка малого бизнеса

Для малого сектора экономики очень важно  участие государства в его  жизни. Стимулирование и мотивация  предпринимателей для создания и  развития успешного бизнеса, на мой  взгляд, должно стоять на первом месте  у правительства. Помимо этого государство  должно контролировать и регулировать малый бизнес.  Филипп Котлер выделил  три основные причины, по которым  это следует делать:

  • необходимость защитить фирмы друг от друга. «Предприниматели в один голос превозносят конкуренцию, но, когда затрагивают их собственные интересы, пытаются нейтрализовать ее». Отсюда принятие законов, предотвращающих проявления недобросовестной конкуренции;
  • необходимость защиты потребителей от недобросовестной деловой практики. Этим объясняется направленность законов против тех фирм, которые, оставшись без присмотра, могут начать выпускать плохие товары, приводить ложные сведения в рекламе, вводить в заблуждение посредством упаковки и уровня цен;
  • необходимость защиты высших интересов общества от разнузданности предпринимателей. Как очень мягко указывает Ф. Котлер, «предпринимательская деятельность не всегда обеспечивает нам лучшее качество жизни».

В условиях перехода к рыночным отношениям в  России «разнузданность предпринимателей» проявляется нередко в очень жестких формах. В сфере малого бизнеса России система законов только складывается.

Рыночная  экономика, несмотря на ее многие положительные  черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах общества в целом и каждого гражданина в отдельности. Она не обеспечивает социально справедливого распределения дохода, не гарантирует права на труд, не поддерживает социально незащищенные слои населения. Не решает рыночная экономика и многих других актуальных проблем.

Обо всем этом должно позаботиться государство  путем создания механизма государственного воздействия на предпринимательскую  деятельность. То, на что другие страны затрачивали десятилетия, России предстоит  пройти за значительно более короткий срок.

В мировой  практике считается нормой государственное  поощрение малого бизнеса в интересах  нации. При этом задача государства  не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и  средним фирмам финансовые, технические  и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано в первую очередь  создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому и среднему бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу.

Рассмотрим  примеры Поддержки малого бизнеса в странах Европейского Союза.

Возросшая роль малого бизнеса заставила большинство  стран ЕС признать необходимость  разработки специальной политики, основными  целями которой являются:

  • развитие международной конкурентоспособности национальных малых предприятий;
  • создание новых рабочих мест;
  • экономический рост малых предприятий;
  • привлечение иностранных инвестиций; инновационная деятельность;
  • трансферт (передача) технологий.

В большинстве  стран — членов ЕС определение  национальной политики в отношении  малого и среднего предпринимательства  является прерогативой федеральных  властей, а конкретные мероприятия  реализуются на уровне регионов.

Очевидно, что политика федеральных и региональных властей должна быть скоординированной  и сбалансированной, чтобы не снижать  конкурентоспособности предприятий.

Как правило, в странах ЕС делами малого и среднего бизнеса ведают министерства экономики  и (или) министерства промышленности и торговли. Германия и Нидерланды, например, имеют отделы малого и среднего бизнеса в Министерстве экономики. Во Франции соответствующий отдел создан в Министерстве промышленности. В Великобритании существует Министерство малого предпринимательства.

Информация о работе Роль и место малого и среднего бизнеса в современной экономике