Развитие организационной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 11:42, реферат

Описание

Термин «культура» возник от латинского «cultura», то есть возделывание, воспитание, образование, развитие. Жан-Жак Руссо, представитель французского Просвещения, трактовал
культуру как то, что отдаляет человека от естественной природы. Немецкие
просветители наоборот, считали, что культура – переход человека от
животного состояния к общественному укладу. И.Г.Гердер считал, что
культура – ступень совершенствования человека, прежде всего ступень

Работа состоит из  1 файл

Глава 11.docx

— 88.79 Кб (Скачать документ)
  1. Культура как категория

 

Термин «культура»  возник  от  латинского «cultura», то  есть возделывание, воспитание, образование, развитие.  Жан-Жак Руссо, представитель французского Просвещения, трактовал

культуру как то, что  отдаляет человека от естественной природы. Немецкие

просветители  наоборот,  считали,  что  культура – переход  человека  от

животного состояния к  общественному укладу.  И.Г.Гердер  считал,  что 

культура – ступень  совершенствования  человека,  прежде  всего  ступень 

развития наук и просвещения. Культура Гердера – то, что сплачивает  людей,

выступает  стимулом  развития.  К.Маркс  в  конце  ХIХ  в.  расширил  понятие

культуры,  включив  в  него  не  только  духовные,  но  и  материальные

составляющие.

Английский  ученый  Эдуард  Тайлор  впервые определил культуру  как

сложное  образование,  состоящие  из  знаний,  верований,  искусства, нравственности,  законов,  обычаев  и  некоторых  других  способностей  и

привычек,  усвоенных  человеком  как  членом  общества.  Освальд  Шпенглер

рассматривал культуру как  динамичное явление, находящееся в  развитии, и 

имеющее  определенные  стадии  жизненного  цикла,  как и биологический

организм.  Зигмунд  Фрейд  определял  культуру  как  продукт  биологических

впечатлений, которые  сублимируются (сноска) (1  Сублимация - психический процесс преобразования  и переключение  сексуальной и

аффективной энергий индивида на социальную деятельность и культурное творчество) Соответственно,  чем  больше

сублимация,  тем  выше  уровень  культурного  развития.  Таким  образом  в

понятие культуры была введена  личность человека.

Философский словарь дает такое определение культуры:   культура - это  совокупность  материальных  и  духовных  ценностей,  созданных  и 

создаваемых  человечеством,  характеризующих исторически достигнутую

ступень  в  развитии  общества.  В  более  узком  смысле  принято  говорить  о 

материальной  культуре (техника,  производственный  опыт,  материальные

ценности),  и  о  духовной  культуре (производство,  распределение  и потребление  духовных  ценностей  в  области  науки,  искусства,  философии,

морали, просвещения и  т.д.).

 

Рассматривая  основные  случаи  и  контексты  употребления  термина 

«культура»,  мы  сталкиваемся  с  современным  пониманием  культуры  как 

культуры  исторической  эпохи,  национальной  культуры,  культуры

специфических сфер деятельности человека.

  Культура  включает  в  себя  материальные (машины,  здания  и

сооружения  и  т.д.)  и  нематериальные  з(нания,  умения,  навыки,

мировоззрение,  нравственные  и  эстетические  уровни  развития  и  т.д.)

результаты деятельности людей.

Русский  мыслитель  Николай  Бердяев  в  статье «Человек  и  машина»,

опубликованной  в 30-е  гг  ХХ  века  писал,  что существует 3 типа  жизни

человека: природная, культурная, и связанная с техникой. При преобладании

первого типа общество остается на первобытном уровне, при преобладании

третьего - теряет  духовность  и  гибнет,  и  только  культура  соединяет 

природное и техническое, поддерживая гармонию. Все это можно сказать и

применительно к организации: организации в современных условиях должны

акцентировать  внимание  не  только  и  не  столько  на  технической  стороне 

(оборудование, технологии), сколько на своей культуре  и людях, которые в

ней работают.

К  пониманию  сущности  и  содержания  организационной  культуры

существуют  различные  подходы.  Все  определения  организационной

культуры можно разделить  на три группы:

1-я  группа:  определения-характеристики  деятельности  организации  и 

ее членов; 

2-я  группа:  определения,  содержащие  перечисление  элементов 

организационной культуры;

3-я группа: определения,  трактующие организационную культуру  как 

целостную категорию.

 

ТАБЛИЦА

 

Принципиальным  является  то,  что  организационная  культура  должна

быть воспринята всеми членами организации. Центральной составляющей в

большинстве  трактовок организационной культуры  являются  ценности

организации.

Организационная  культура — это  идеология  управления  и 

организации социально-экономической системы, направлена  на  повышение трудового потенциала системы и выражает основные ценности организации.

Под  идеологией  управления  понимается  система  взглядов,  идей,

связанных с управлением организацией, стратегией ее развития, способами и

методами  достижения  целей,  с  деловой  этикой  организации (то  есть  с 

моральными  принципами,  нормами,  правилами  организации,  связанными  с поведением  организации,  отношениями  с  деловыми  партнерами,

потребителями, обществом, и  т.п.).

 

 

Пример 1.1.

Идеология управления Minnesota Mining and Manufacturing Company (3M)

(2000г.) 

Идеология управления американской компании Minnesota Mining and Manufacturing Company,  занимающейся  производством более 60 тысяч наименований  товаров в различных отраслях по всему миру, опирается на историю США. Компания была создана в начале  ХХ  века  в достаточно  холодном  штате Миннесота,  где основным  населением являлись фермеры. Важнейшим фактором успеха и выживания служили инициативность, трудолюбие,  командный дух,  концентрация  усилий  на  жизненно  важных  аспектах. Компания  переняла  эту систему духовных  ценностей,  и строит  свою  идеологию управления по аналогии с фермерами: проводит постоянные научно исследовательские и опытно-конструкторские разработки (ежегодные вложения в НИОКР превышают 1 млрд. долларов),  поощряет  инициативность  работников  и творческий  подход.  Прибыль компании  реинвестируется в новый цикл «исследование – разработка – производство».

Идеология  управления  определяет  и  структуру  фирмы:  в  ее  составе 40 отделов, занимающихся  различными  направлениями  НИОКР  и  производства.  Каждый  отдел  наделен полномочиями в принятии самостоятельных решений: определении  направлений исследований,  объема  инвестиций,  численности  персонала,  в  формировании  системы оплаты,  в  работе  с  поставщиками  и  потребителями.  Одновременно  с  полномочиями

отделам делегируется и ответственность за результат. Являясь  лидером  в  производстве  новых,  только  разработанных  товаров, 3М минимизирует  риски  финансовых  потерь  в  результате  сокращения  жизненного  цикла 

многих  товаров  за  счет  разработки  технологий,  позволяющих  производить  несколько  товарных позиций. Если какой-либо товар  не приносит прибыль, позволяющую покрыть  расходы  на  его  разработку  и  производство,  компания  может  быстро  перестроиться  в рамках той же технологии на производство другого товара. Четкость,  доступность  для  понимания  основных  положений  идеологии сотрудниками  всех  уровней  в  любой  стране,  где 3М  имеет  свои  представительства, позволяет  добиться  единой  организационной  культуры,  и,  как  следствие – высокой управляемости подразделений компании при минимуме контроля.

 

Идеология управления проявляется  в миссии и целях организации; она 

оказывает существенное влияние  на отношение работников к организации  и 

организации к своему персоналу (условия труда, социальные гарантии и др.),

на  основные  принципы  деятельности (труда)  работников  и  организации  в

целом,  на  совокупность  позиций организации относительно  общества,

деловых  партнеров,  потребителей  и  т.п.,  то  есть,  на  мировоззрение 

организации  по  отношению  к  внешней  и  внутренней  среде.  Ценности

организации –  это  значение  определенных  материальных  предметов,

действий, явлений для  организации в целом и для  ее работников. Они  являются  своеобразным  ориентиром  для работников  и

организации в целом в  процессе их деятельности, при принятии решений и 

т.д.

Организационная  культура  тесно  связана  с  такими  понятиями,  как 

корпоративная  культура,  деловая  этика,  философия  бизнеса,

организационное поведение.

Термин «корпоративная культура»  возник в США, когда исследователи 

стали  изучать  параметры  деятельности  американских  корпораций,  которые 

делают  их  успешными  и  процветающими.  Каждое  из  подразделений 

корпорации, часто расположенных  в различных географических регионах, и 

каждый уровень в их структуре могут формировать  собственную культуру.

Поэтому,  в  данном  контексте,  под  корпоративной  культурой  следует 

понимать культуру именно корпорации. 

В то же время, в современной  экономической теории возникло новое 

понимание  корпорации  как  объединения,  сообщества  во  всех  формах

организации бизнеса (предприятие, фирма, компания и т.п.) с определенными

нормами, принципами, положением в обществе и специфическими целями и 

интересами. 

Тем  не  менее,  понятие  «организация»  является  более  емким,  так  как 

включает  в  себя  не  только  коммерческие  организации,  осуществляющие

предпринимательскую  деятельность,  но  и  различные  некоммерческие

организации. В связи с  тем, что культура присуща любым  организациям, а ее

содержание, функции, механизм формирования является универсальным, мы

считаем термин «организационная культура» более общим, включающим в

себя и корпоративную  культуру. Предметом этики, в том числе и деловой, является мораль. Мораль, в

свою  очередь,  выполняет  функцию  регулятора  поведения  человека,

общества. То есть, говоря о  деловой этике, мы подразумеваем  допустимые и 

недопустимые  нормы  поведения  в  деловом  сообществе.  Подобные  нормы,

правила  определяются  идеологией  управления,  то  есть  организационной 

культурой. 

Под  организационным  поведением  понимается  поведение  индивида  в

организации,  групповое  поведение,  межгрупповые  и  межличностные 

отношения,  отношения  группы  и  индивида.  Предметные  области 

организационного  поведения  и  организационной  культуры  пересекаются: 

наука «организационное  поведение»  занимается  поиском  и  установлением 

общих  законов  поведения  и  отношений  индивида,  группы  в  организации,

организационная  культура – устанавливает  правила  и  нормы  поведения,

формирует  отношения  и  связи  между  работниками  и  подразделениями 

организации. 

Организационное поведение  интересуют вопросы лидерства, власти в

организациях,  структуры мотивации персонала.  Организационная культура

формируется  лидерами (формальными  – руководителями  организаций,  и 

неформальными),  в то  же  время организационная культура  оказывает

сильное воздействие на мотивацию  работников.

Следовательно,  организационное  поведение  является  внешним 

проявлением организационной  культуры и во многом определяется ею.

Исходя  из  определения  философии  - науки  о  бытие,  можно 

утверждать, что философия  бизнеса – это совокупность правил, по которым 

должна  существовать  организация,  то  есть,  идеология  управления.

Следовательно,  философия  бизнеса  и  организационная  культура  по  своей

сути являются тождественными понятиями

Важно  также,  что  культура – категория  чисто  человеческая,  и 

организационная  культура  формируется  в  сознании  человека – работника 

фирмы,  он  является  ее  носителем  и  распространителем.  Поэтому,

Информация о работе Развитие организационной культуры