Пути повышения социальной ценности норм права в Российском государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2011 в 16:58, курсовая работа

Описание

Право по своим свойствам – такой социальный феномен, который вызван потребностью внести в социальную жизнь нормативные начала, организованность и порядок, основанные на началах социальной свободы, активности, ответственности по этому по своей природе оно сопротивляется произволу и беззаконию. И вовсе не случайно во все исторические эпохи реакционные политические режимы на деле неизменно выступали в качестве противников права и законности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...….2


1.Социальные нормы: понятие, виды……………………………………..…6

1.1Понятие и признаки социальных норм…………………………........6

1.2. Классификация социальных норм……………….............................11

2. Соотношение норм права и социальных норм,

Формы их взаимодействия... . …………………………………………...… 15

2.1 Соотношение правовых и социальных норм…………………….….15

2.2. Взаимодействие норм права и социальных норм……………… ..23

2.3. Ценность норм права………………………………………..…….…..26

3. Пути повышения социальной ценности норм права в Российском государстве………………………………………………………………...… .31

3.1. Понимание права в России………………………………………… ...31

3.2. Социальные реформы в современной России……………………....35

Заключение………………………………………………………………… ..40

Литература……………………………………………………………… .…..42

Работа состоит из  1 файл

Социальная ценность прлава.docx

— 87.35 Кб (Скачать документ)

       Во второй половине 19 века основные черты русского права формировались под влиянием концепций правового позитивизма. В России, где государство много веков играло ведущую роль во взаимоотношениях с обществом, было инициатором почти всех социальных реформ, господство статического позитивизма было закономерным явлением. Тем не менее, в ходе либеральных реформ 1860-х годов было провозглашено:

     - равенство всех граждан перед законом;

     - отделение суда от административной власти;

     - выборность и несменяемость судей;

     - коллегиальность рассмотрения дели состязательность процесса;

     - гласность суда и право на защиту;

     - введение института присяжных заседателей.

       При этом сохранялись существенные особенности российского права:

     - приоритет общего дела;

     - слабость личностного начала;

     - сохранение в общественной жизни неправовых регуляторов - моральных, религиозных, корпоративных;

     - подчиненность права государству;

     - отрицательное отношение православия к ценностям правового общества, прежде всего к частной собственности.

       В советский период было открыто, провозглашено формирование нового человека, построение нового государства и права. В результате такого отношения к праву сложившаяся на развалинах буржуазного права России советская правовая система характеризовалась следующими особенностями.

       Первая - пронизанность официальной идеологией – марксизмом, что сближало ее с религиозными правовыми системами.

       Вторая особенность состояла в отрицательном отношении правящего слоя к праву как вынужденному злу, подлежащему преодолению.

       Третья особенность – это абсолютный примат интересов государства над интересами личности. Государственные преступления подлежали самым суровым наказаниям. Сфера частного права была резко суждена.

       Советская правовая система базировалась на идее обязательства человека перед государством, негативного отношения к правам человека. Человеку разрешалось лишь то, что было разрешено государством, а государство могло запрещать все, что считало нужным. Гражданские и политические права рассматривались как второстепенные в сравнении с социально - экономическими. Широко применялся принудительный труд, ограничивалась свобода передвижений.

       Четвертая особенность заключалась в зависимости судебной системы от партийного руководства, а ее деятельность отличалась карательной направленностью, нарушением прав обвиняемого, уголовной ответственностью за нарушение трудовой дисциплины.

       Государственное регулирование распространялось на все сферы общественной жизни, оставляя все меньше пространства для свободной инициативы людей.35

       Понятие право в советской юридической литературе практически не выходило за рамки правового позитивизма. В этой связи следует отметить, что проблема нового понимания права до си пор в Росси ждет своего решения. Главная задача развития современной государственности - отладка механизмов управления через право. Период крупных преобразований в Росси остро поставил вопрос о новой роли права, об обновлении и развитии законодательства.

       Тем не менее, за время существования независимой России перемены в законодательстве охватили многие его стороны и почти все отрасли права. Особенно интенсивно развивается конституционное, гражданское, трудовое, административное законодательство. Это позволило по-новому решить вопросы развития рыночных отношений в России, функционирования высших органов государственной власти, статуса субъектов Федерации, правового положения государственных органов, местного самоуправления, прав и свобод граждан, организовать демократические выборы во все органы власти т. д.

       Происходят серьезные сдвиги в общественном сознании. Люди постепенно осваивают новые , правовые возможности, открываемые свободой частной деятельности и инициативы . Идет активное освоение гражданами возможностей Конституции и законов для защиты своих прав36

       В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ отмечается , что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Росси являются составной частью ее правовой системы. Большинство общепризнанных принципов права нашло свое закрепление в Конституции РФ, федеральных конституционных законах, федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации. Их содержание безусловно отражает определенные особенности экономической, политической, социальной, национальной духовной и правовой систем российского общества.37

 

      3.2. Социальные реформы в современной России 

       Россия, согласно часть 1 ст. 7 действующей конституции РФ является социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»

       Правовую основу государственной социальной политики составляет целый ряд законодательных актов. Однако надо признать, что провозглашая Россию социальным государством , авторы Конституции воспринимали эту характеристику как скорее как цель, а не существующую характеристику государства. Уже после принятия Конституции реальная политика государства в социальной сфере вела не к социальному государству, а в другом направлении.

       Ожидаемая продолжительность жизни в Российской Федерации – одна из наиболее низких для промышленно развитых стран: 65 лет по сравнению с 79 годами в странах Западной Европы. С начала 1990-х гг. произошел значительный рост мужской смертности по сравнению с исторической тенденцией. Прирост к числу умерших в течение 1992-2001 гг. оценивается в 2,5 – 3 мл. человек. При отсутствии войны, голода и эпидемий такой масштаб человеческих потерь не имеет прецедентов в истории. Выяснение непосредственных причин смертности является только частью объяснения. В России отмечается высокий уровень сердечно - сосудистых заболеваний, что является следствием факторов, связанных с образом питания и образом жизни. Наряду с этой развитой болезнью «развитого мира» Российская Федерация все больше подвержена проблеме инфекционных заболеваний, особенно туберкулеза и ВИЧ.

       Реструктуризация рынка труда, глубокий и продолжительный спад 1990-х гг., крушение системы социальных гарантий привели к росту уровня психосоциального стресса, переживаемого населением, произошло увеличение числа жертв преступлений, вызванное упадком институтов государства, ответственных за правопорядок и безопасность. Тенденции в области смертности в Росси являют собой одну из самых серьезных проблем развития человека в начале 21 века. Такой резкий рост смертности подчеркивает необходимость более тщательных исследований для определения причин исключительно высокой смертности среди мужчин и проведения активной государственной политики в деле выявления уязвимых слоев населения и защиты их в периоды быстрых социально-экономических трансформаций. Особенно важно развивать такие институты, которые население считало бы легитимными и способными контролировать сложный процесс экономических реформ.

       Некоторый перелом в отношении государства к социальным проблемам наметился в 2005 году, в связи с разработкой по инициативе Президента РФ В.В.Путина приоритетных национальных проектов. Эти инициативы определяют конкретные первоочередные шаги в сфере здравоохранения, образования, жилищной политике. Приоритетной задачей стало так же экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности отечественного агропромышленного комплекса, и решение демографической проблемы.

       К 2005 году для решения поставленных задач сложились благоприятные условия. У государства появились финансовые ресурсы. Они в значительном объеме могут быть направлены на решение социальных задач без угрозы инфляции. Горизонты экономического планирования расширяются - растет уверенность в завтрашнем дне. Социально-экономические программы получают необходимые гарантии, масштабные задачи – большую четкость и детализацию.

       Задачи по каждому национальному проекту поставлены на два года, при этом эффект от реализации заявленной программы должен ощутить практически каждый гражданин. Так уже 2008 году планируется:

       в здравоохранении:

       в четыре раза увеличить объемы оказания высокотехнологичной медицинской помощи;

       полностью укомплектовать участковую службу квалифицированными врачами и медицинскими сестрами, обеспечить ее необходимым оборудованием;

       в образовании:

       подключить больше половины школ страны к сети Интернет;

       выделить тысячи грантов талантливой молодежи, ученым, лучшим учителям;

       в жилищной сфере:

       обеспечить адресную поддержку десятков тысяч молодых семей, молодых специалистов на селе;

       обеспечить массовое строительство новых микрорайонов.

       Согласно предварительным оценкам, только прямые расходы федерального бюджета приоритетных проектов должны составить не менее 170 млрд. руб. только в 2007году. 38

       Построение социального государства в полной мере зависит от соблюдения обществом моральных, социальных норм. Основной целью в таком государстве является устроить совместную жизнь людей так, что бы на столкновения, взаимную борьбу, ожесточенные споры и т.д. тратилось как можно меньше духовных сил, а гражданин, в свою очередь, должен выполнять предписания нравственного долга, претворять в жизнь моральные установки.

 

      Заключение 

       Социальные номы регулируют не все , а наиболее типичные массовые отношения . Случайные связи поступки действия могут отразится в праве. Норма – это всегда стереотип, основанный на как на внутренних убеждениях , так и на внешних детерминантах.

       Кризисное состояние нашего общества требует последовательного соблюдения всех социальных норм, и особенно таких, как правовые, нравственные, политические. Ибо именно отступление от них , т. е. от веками выработанных основ бытия явилось в конечном счете одной из причин возникших трудностей. Были отброшены те приоритеты и ориентиры которых придерживается весь мир. Попытки обойти столбовую дорогу цивилизации, найти свой собственный путь окончились неудачей и дорого обошлись обществу поверившему в ложные цели.

       Юристы имеют дело прежде всего с правовыми нормами, которые представляют для них непосредственный профессиональный интерес. Но они постоянно соотносят их с другими социальными регуляторами, так как все номы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Следовательно , о специфике правовых норм нельзя судить без выяснения их места и роли в общей массе социальных ориентиров.

       Итак, действуя в системе социального нормативного регулирования, юридические нормы являются только одним из элементов этой системы. В условиях правового общества, демократического государства гармоническое взаимодействие права с иными социальными нормами – необходимое условие его эффективности.

       Значение права состоит в том, что оно есть могучее средство воспитания людей для общественной жизни. Правовые нормы и повиновение им должны научить человека считаться с существованием других людей и с их интересами. Каждый человек должен приучить себя к тому, что бы добровольно ограничивать свои притязания, принимая во внимание, что другие люди так же имеют право жить и осваивать свои интересы.

       Ограничивая свободу каждого известными пределами, право обеспечивает ему за то беспрепятственное и спокойное пользование своими правами, т. е. гарантирует ему свободу внутри этих пределов. Свобода каждого гражданина простирается лишь до той границы , от которой начинается свобода других людей . Стремясь установить эти границы , право содействует тому, что бы в совместной жизни людей воцарился порядок, основанный на свободе.

       Воспитать людей в этом направлении – значит приучить их к мысли, что каждый человек – кто бы он ни был и какими бы свойствами он не отличался, имеет одинаковое право жить, работать, бороться за свои справедливые интересы и развивать свои духовные силы. Укрепление этого чувства в людях достигается особенно распространением естественного (т.е. нравственного) права: повинуясь ему, человек приучается видеть в каждом равного себе, ближнего своего и уважать каждого, кто бы он ни был. Воспитывая так человека, право содействует тому, чтобы в совместной жизни людей воцарился порядок, основанный на равенстве.

Информация о работе Пути повышения социальной ценности норм права в Российском государстве