Пути повышения социальной ценности норм права в Российском государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2011 в 16:58, курсовая работа

Описание

Право по своим свойствам – такой социальный феномен, который вызван потребностью внести в социальную жизнь нормативные начала, организованность и порядок, основанные на началах социальной свободы, активности, ответственности по этому по своей природе оно сопротивляется произволу и беззаконию. И вовсе не случайно во все исторические эпохи реакционные политические режимы на деле неизменно выступали в качестве противников права и законности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...….2


1.Социальные нормы: понятие, виды……………………………………..…6

1.1Понятие и признаки социальных норм…………………………........6

1.2. Классификация социальных норм……………….............................11

2. Соотношение норм права и социальных норм,

Формы их взаимодействия... . …………………………………………...… 15

2.1 Соотношение правовых и социальных норм…………………….….15

2.2. Взаимодействие норм права и социальных норм……………… ..23

2.3. Ценность норм права………………………………………..…….…..26

3. Пути повышения социальной ценности норм права в Российском государстве………………………………………………………………...… .31

3.1. Понимание права в России………………………………………… ...31

3.2. Социальные реформы в современной России……………………....35

Заключение………………………………………………………………… ..40

Литература……………………………………………………………… .…..42

Работа состоит из  1 файл

Социальная ценность прлава.docx

— 87.35 Кб (Скачать документ)

       Во-вторых, это порядок и способ установления правовых и неправовых норм. Неправовые нормы складываются в процессе самой общественной жизни, общественной практики, а так же в быту (нормы морали, обычаи). В отличие от них нормы права, как известно, содержатся в актах устанавливаемых или санкционируемых государством, а точнее, уполномоченными на то государственными органами.

       В-третьих, это формы или способы выражения правовых и неправовых норм. Если нормы права всегда содержатся и излагаются в конкретных правовых актах, то неправовые нормы, как правило, не облекаются в такие формы. Пронизывая собой все сферы духовной и общественной жизни, опосредуя их и оказывая на них регулирующее воздействие, неправовые социальные нормы содержатся лишь в сознании людей и передаются в устной форме из поколения в поколение.

       В-четвертых, это формы и средства обеспечения правовых и неправовых норм. Основными формами и средствами обеспечения норм права, кроме материальных, организационных и иных форм и средств, которые свойственны и неправовым нормам, являются такие специфические средства, как юридические. Они могут выражаться, например, в указаниях на санкции, применяемые к нарушителям норм уголовного или других отраслей права, в обеспечении свободы выбора той или иной модели поведения участниками гражданско-правовых и других правоотношений, наконец, в простой констатации того факта, что государства гарантирует соблюдение норм права и содержащихся в нем велений.

       В-пятых, это характер и степень определенности мер воздействия применяемых в случае нарушения содержащихся в социальных нормах велений. В случае нарушения неправовых социальных норм следуют меры общественного воздействия. Причем эти меры не всегда строго определены, при нарушении норм морали, нравственности или же норм содержащихся в обычаях, то здесь ни какими актами не предусматриваются какие-либо определенные меры общественного воздействия.12

       Как и любое явление, социальная норма имеет не только содержание, но и определенную форму. Каждый вид социальных норм отличается от других не только содержанием, но внешней Фомой выражения (например, нормы могут существовать в форме обычаев, правовых предписаний и др.)

       Итак, социальные нормы – это определяемые условиями жизни людей, являющиеся результатом их сознательно-волевой деятельности, правила поведения общего характера, регулирующие отношения между людьми, их коллективами и организациями.13 Благодаря указанным признакам социальные нормы становятся важным регулятором общественных отношений, активно воздействуют на поведение людей и определяют его направление в различных жизненных ситуациях.

 

      1.2. Классификация социальных норм 

       Количество социальных норм огромно. По содержанию выделяют разное количество видов социальных норм в зависимости от того, каким образом различают регулируемые социальными нормами общественные отношения. Здесь нет четкой классификации. Традиционно выделяют:

     - политические нормы  ( правила, регулирующие отношения по поводу осуществления политической власти, управления обществом);

     - экономические нормы ( правила, регулирующие отношения по поводу производства и распределения социальных благ);

     - культурные нормы (правила, регулирующие поведение людей в непроизводственной сфере общества; здесь, прежде всего имеются ввиду нормы, регулирующие творческую, спортивную и иную деятельность по реализации интересов человека);

     - эстетические нормы  (правила, связанные с представлениями о красоте человеческих поступков, а также о внешних проявлениях красивого безобразного);

     - религиозные нормы  (правила, регулирующие отношения верующих друг с другом, с религиозными организациями, религиозные обряды и т. п.);

     - иные социальные  нормы.14

       По механизму действия социальные нормы подразделяют на социально-автономные и социально-гетерономные, что отражает различные способы воздействия социальных норм на поведение личности.

       Социально-автономные нормы - это правила поведения, основанные на внутреннем убеждении личности (моральные нормы).

       Социально-гетерономные нормы – это правила поведения, внешние по отношению к личности, навязанные извне, их выполнение строго регламентировано и обеспечено принуждением извне (юридические нормы).15

       Каждый вид норм должен быть отличен от других видов с пяти точек зрения : кто предписывает? В каком порядке устанавливается предписание? Кому предписывается? Что предписывается? И какова санкция нормы?

       Иные социальные нормы формируются иными социальными институтами и обеспечиваются иными - не государственными – мерами воздействия. В зависимости от особенностей формирования и обеспечения иных (неправовых) норм они подразделяются на три основных вида:

     -обычаи - исторически сложившиеся правила поведения общего характера, вошедшие в привычку людей в результате многократного повторения и являющиеся регулятором общественных отношений. С точки зрения регулятора общественных отношений обычаи складываются исторически, естественным путем как устоявшиеся и наиболее приемлемые варианты поведения; они формируются обществом независимо от государства. С точки зрения способа обеспечения обычаи поддерживаются, прежде всего, силой привычки; кроме этого, как и все социальные нормы, они обеспечены силой общественного мнения. Есть обычаи нравственного содержания (нравы ) , различного рода правила этикета, обрядов, ритуалов. Нормы-обычаи были основаны на естественно природной необходимости, имели значение для всех сторон жизни общины, рода, племени, для регламентации хозяйственной жизни и быта, семейных и иных взаимоотношений .

     - нормы морали (нравственности) – общие правила поведения, основанные на представлениях людей о добре и зле, чести, долге, справедливости и т. п. категориях, поддерживаемые внутренним убеждением личности и силой общественного мнения. С точки зрения способа формирования нормы нравственности складываются в обществе, впитываются личностью в процессе социализации, внедряются в сознание путем воспитания. С точки зрения способов обеспечения специфичной, для нравственных норм является поддержка силой внутреннего убеждения личности; помимо этого нормы нравственности поддерживаются силой общественного мнения, причем для них этот способ наиболее значим, чем для других социальных норм.

     - корпоративные нормы- правила поведения, установленные тем или иным объединение людей, регулирующие отношения между членами этого объединения и поддерживаемые мерами воздействия самих этих общественных объединений. Примерами таких норм могут быть уставы всевозможных общественных объединений, клубов по интересам и т. д. С точки зрения и способов формирования и способов обеспечения эти нормы связанны с различными негосударственными объединениями граждан, они устанавливаются этими объединениями самостоятельно, с целью упорядочить их взаимоотношения в процессе взаимоотношения по интересам. При этом граждане самостоятельно вводят меры воздействия на тех членов объединения, которые нарушают установленные им нормы. Самой исключительной мерой обеспечения корпоративных норм является исключение из членов данного общества.16

       Для того что бы усвоить различие между социальными видами норм права необходимо иметь ввиду следующее. Каждая норма предполагает, во-первых, что некоторое разумное существо установило известное предписание. Норма которая «никем» не была установлена, невозможна и нелепа. Всякая норма есть правило сформулированное в словах , в виде логического суждения и грамматического предложения . Поэтому норма всегда существует в виде высказанной мысли. Во-вторых, норма предписывает что-нибудь каким-то определенным людям. Норма, которая предписывала бы определенное поведение «никому», нелепа и невозможна.17

       Все классификации социальных норм тесно пересекаются друг с другом. Охарактеризовать отдельную группу социальных норм можно, лишь отразив ее особенности с точки зрения различных классификаций.

 

      Глава 2. Соотношение норм права и социальных норм Формы их взаимодействия 

     2.1 Соотношение правовых  и социальных норм 

     Место права в системе социальных норм. Его роль в системе нормативного регулирования определяется свойствами, отличающими право от иных социальных норм. С этой точки зрения значимы следующие свойства права:

     - связь права с государством  – от государства исходит формальное  закрепление норм права, государство обеспечивает выполнение этих норм;

     - формальная определенность - нормы права четко описывают поведение человека, они строго разграничивают права и обязанности лиц, все их предписания закреплены в официальных источниках. Всех этих свойств лишены иные виды социальных норм;

     - системность права – нормы  права регулируют поведение взаимосвязано, комплексно; все социально значимые сферы охватываются правовым регулированием. Право – единственная нормативная система, стремящаяся преодолеть противоречивость отдельных предписаний. Все иные социальные нормы, несмотря на их очевидную взаимосвязь, часто носят противоречивый характер, не способны единообразно урегулировать какой-либо вид общественных отношений.

       Соотношение права и социальных норм определяется тремя моментами: их единством, различием и взаимодействием 18

       Единство права и морали выражается в том, что:

     - обе эти категории являются надстроечными;

     - представляют собой разновидность социальных норм;

     - опираются на единый политический фундамент;

     - имеют один и тот же объект регулирования;

     - основываются на свободе воли индивида;

     - служат для упорядочения общественных отношений;

     - являются показателями социального и культурного развития общества.

       Различие права и морали проявляется в том, что:

     - нормы права устанавливаются государством, а нормы морали формируются в сознании людей;

     - нормы права регулируют те отношения, которые нуждаются в правовом регулировании, нормы морали регулируют поведение, которому можно дать моральную оценку;

     - нормы права представляют собой более или менее точно детализированные правила поведения, тогда как нормы морали не содержат точных детализированных правил;

     - нормы права закреплены в специальных государственных актах, нормы морали живут в сознании людей;

     - право обеспечивается принудительной силой государства, мораль опирается на силу общественного мнения;

     - мораль обладает более высоким уровнем требований, чем право;

     - право представляет собой систему норм, мораль же таковой не является.

       Однонаправленность действия права и морали:

     - право и мораль поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений;

     - их требования во многом совпадают;

     - мораль осуждает все виды правонарушений и особенно преступления;

     - один и тот же поступок получает в глазах людей одну и ту же оценку – как правовую, так и моральную;

     - право и мораль плодотворно сотрудничают в отправлении правосудия в деятельности органов правопорядка, юстиции. 

       Противоречия между правом и моралью

     - нечто позволительное с точки зрения права, может быть чем - то таким что морально осуждается. ( Известно, что фактический, незарегистрированный брак не влечет юридических последствий. В этой связи отец ребенка, родившегося в таком браке, не обязан по закону платить алименты, оказывать материальную помощь. По закону - да, а согласно морали? И наоборот);

     - право нечто запрещает, а мораль разрешает. ( В советском УК были статьи, фактически поощрявшие доносительство и требовавшие показания против родителей и близких родственников).19

       Право и религия – это системные регуляторы общественной жизни в прошлом и настоящем. Они могут, находится в состоянии взаимоподдержки и конфликта. Взаимоподдержка названных социальных регуляторов проявляется в следующем:

Информация о работе Пути повышения социальной ценности норм права в Российском государстве