Проектные структуры, сфера их применения и практика использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:14, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение проектных структур.
Задачи исследования:
- дать характеристику проектным структурам,
- выявить недостатки и преимущества использования проектных структур,
- определить области применения проектных структур,
- рассмотреть практики российского бизнеса в области применения проектных структур.

Содержание

Введение …………………………………………………………………… .….…3
Глава 1. Проектные структуры, сфера их применения и
практика использования ………………………………………………….……...5
1.1. Характеристика проектных структур ………………………….…....5
1.2. Сфера применения проектных структур ……………………….…..12
Глава 2. Практика использования проектных структур ……………………...16
2.1. Анализ российского бизнеса, использующего
проектные структуры ………………………………………………….…16
2.2. Проектный подход в строительстве ………………………………..19
Заключение …………………………………………………………….…….…..24
Список использованной литературы …………………………….………....…26

Работа состоит из  1 файл

Проектные структуры, сфера их применения и практика использования (1).doc

— 145.50 Кб (Скачать документ)

Рис.2. Проектная структура управления организацией 

     Проект  — явление временное, и это  определяет специфику управления его  участниками. На время реализации проекта создается так называемая команда проекта, которая имеет определенную организационную структуру. Несмотря на все многообразие существующих проектов, в команде можно выделить ряд более или менее стандартных ролей5.

     Руководитель  проекта наделяется проектными полномочиями (полной властью и правами контроля в рамках конкретного проекта). Руководитель отвечает за все виды деятельности от начала до полного завершения проекта или какой-либо его части. В его функции входит определение концепции и целей проектного управления, формирование проектной структуры, распределение задач между специалистами, планирование и организация выполнения работ, координация действий исполнителей. Ему полностью подчинены все члены команды и все выделенные для этой цели ресурсы. В число проектных полномочий руководителя проекта входит ответственность за планирование проекта, за составление графика и ход выполнения работ, за расходование выделенных ресурсов, в том числе и за материальное поощрение работающих.

     Как правило, в компаниях назначают  куратора проекта — представителя высшего руководства, который хоть и не вникает в тонкости текущего положения дел в проекте, но контролирует его ход, следит, чтобы проект соответствовал стратегическим целям компании, а если у менеджера проекта не хватает полномочий, — помогает ему своим авторитетом.

     Проектный комитет создается в компаниях, в которых бизнес построен по проектному типу. Это орган, задачи которого — отбирать проекты и контролировать их выполнение на высшем уровне, принимать ключевые решения6.

     В технически сложных проектах важна  роль главного инженера проекта (ГИП), который порой по статусу равен менеджеру проекта.

     В крупных проектах могут выделяться менеджеры по различным функциональным областям, например по управлению финансами, персоналом, рисками и т. п.

     Все вышеперечисленные роли образуют команду управления проектом, которая входит в команду проекта. Также участниками команды проекта являются исполнители, как из числа штатных сотрудников компании, так и нанятые специально для реализации конкретного проекта. Иногда в нее включают подрядчиков и субподрядчиков.

     Отдельно  стоит выделить проектный офис. В простейшем случае это своего рода секретариат, в котором хранится вся документация по проекту. Он может состоять как из одного, так и из нескольких сотрудников. В более продвинутых компаниях проектный офис также играет роль методологического центра, обслуживающего все проекты организации.

     После завершения работ по проекту структура  распадается, а персонал переходит в новую проектную структуру или возвращается на свою постоянную должность (при контрактной работе - увольняется).

     Чисто проектные структуры, как правило, используются для решения каких-либо особенно крупномасштабных задач. В случае менее крупных проектов затраты на дублирование уже существующих в компании служб в проектной структуре управления становятся нерациональными. В таких относительно небольших проектах его руководитель может выступать в качестве консультанта высшего руководства фирмы. Или же кто-нибудь из высшего руководящего состава компании координирует реализацию проекта в рамках обычной линейно-функциональной структуры7.

     В качестве важнейших преимуществ  такого вида структур управления можно  назвать:

  • интеграцию различных видов деятельности компании в целях получения высококачественных результатов по определенному проекту;
  • комплексный подход к реализации проекта, решению проблемы;
  • концентрацию всех усилий на решении одной задачи, на выполнении одного конкретного проекта;
  • большую гибкость проектных структур;
  • активизацию деятельности руководителей проектов и исполнителей в результате формирования проектных групп;
  • усиление личной ответственности конкретного руководителя как за проект в целом, так и за его элементы8.

     К недостаткам проектной структуры  управления можно отнести следующее:

  • при наличии нескольких организационных проектов или программ проектные структуры приводят к дроблению ресурсов и заметно усложняют поддержание и развитие производственного и научно-технического потенциала компании как единого целого;
  • от руководителя проекта требуется не только управление всеми стадиями жизненного цикла проекта, но и учет места проекта в сети проектов данной компании;
  • формирование проектных групп, не являющихся устойчивыми образованиями, лишает работников осознания своего места в компании;
  • при использовании проектной структуры возникают трудности с перспективным использованием специалистов в данной компании;
  • наблюдается частичное дублирование функций9.
 

     1.2. Сфера применения  проектных структур 

     За  последние десять лет в России проектное управление стало одной  из самых обсуждаемых тем в  сфере управленческих технологий. Грамотное управление проектами на основе современных информационных технологий и моделей управления проектами позволяет на 15-20-процентов сокращать непроизводительных потери и экономить от 15 до 30% времени. С другой стороны, исследователи современного управления все больше говорят о влиянии «человеческого фактора» на эффективность процессов. 

     Сегодня весь мир движется от реализации отдельных  проектов к проектно-ориентированным  компаниям, к проектно-ориентированным  организациям, к проектно-ориентированному обществу. Методы проектного управления, широко распространенные за рубежом, все чаще применяются в России. Технологическая составляющая управления проектами представляет собой подробно изученные процессы и алгоритмы, внедрение которых зависит от наличия человеческих ресурсов10.

     Главной задачей в современных условиях и среднесрочной перспективе является максимизация использования имеющихся финансовых, производственных и человеческих ресурсов, что предполагает внедрение системы оценки эффективности этих ресурсов и инструментов повышения этой эффективности. Из трендов в этих областях можно выделить следующие элементы:

  • Сокращение издержек на операционную и проектную деятельность
  • Внедрение системы оценки эффективности организации (KPI – ключевые показатели деятельности, в идеале – сбалансированные)
  • Поиск новых рыночных ниш и возможностей для балансировки «прохудившегося» уровня продаж
  • «Выжимание» максимума продуктивности из оставшихся после сокращений работников

     Воплотить все это в жизнь в первую очередь поможет проектный подход, а также использование технологий, которые на нем основываются. Сразу хочу определить понятие проекта, поскольку именно оно лежит в основе нашего обсуждения. Проект – это набор взаимосвязанных работ, выполняемый специально назначенной командой в рамках выделенного бюджета и в определенные сроки с целью получения уникального результата (продукта, услуги). По сути, проекты являются инструментом достижения целей организации или отдельного человека. Они не возникают ниоткуда. Основными источниками возникновения проектов в настоящее время принято считать следующие:

  • Бизнес-потребность
  • Открывшаяся возможность
  • Требования законодательства
  • Достижение технологических преимуществ11

     Как известно, проекты по их назначению можно разделить на 3 группы:

  • Стратегические проекты «рывка» - проекты, реализация которых вносит существенные изменения в элементы организации
  • Проекты улучшения операционной деятельности – проекты, улучшающие характеристики элементов организации
  • Проекты поддержания соответствия – проекты, сохраняющие характеристики элементов организации на требуемом уровне
 

 Система проектного управления - это комплексное управление процессами разработки, производства и поставки потребителю конкретных видов продукции и услуг в рамках отдельных проектных структур управления проектами.  

     Основные  цели системы проектного управления, касающиеся управления персоналом:

     - повышение уровня оплаты труда и заинтересованности работников фирмы в высококачественном и производительном труде;

     - повышение мотивации сотрудников  (разработка методов стимулирования  труда);

     - сокращение численности и затрат  на содержание аппарата управления  фирмы, повышение гибкости и оперативности его работы.

     Свою  деятельность проект осуществляет на основе программы. Программа проекта комплект нормативных документов, регламентирующий порядок исполнения проекта. Программа определяет состав участников проекта и распределение прав и обязанностей между ними, этапы осуществления проекта, источники и порядок его финансирования, прогнозные и расчетные финансовые параметры проекта, график формирования совокупного дохода, сроки и порядок поставки продукции и услуг заказчику (потребителю), представления проекта соглашение о разделе продукции12. 

 

Глава 2. Практика использования проектных структур 

2.1. Анализ российского  бизнеса, использующего  проектные структуры

     На  большинстве предприятий за каждым отделом закреплены свои функции, и организационная структура представляет собой нечто постоянное. Однако, при решении новых или нетипичных задач, например оптимизации существующих бизнес-процессов или открытия филиалов, возникает необходимость участия в работе разнопрофильных специалистов. Решать подобные задачи можно при помощи открытия проектов и формирования временных проектных команд.

     Именно  по такой практике и действует большинство российских предприятий. Рассмотрим наиболее известные примеры.

     1. ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»  – ведущая пивоваренная компания  в России и Восточной Европе. Размер уставного капитала 172 710 782 рубля. Численность около 12 000 человек.

     «Рабочие  группы в нашей компании создаются  для реализации различных проектов, наиболее масштабный из них был связан с реорганизацией компании. В 2005 году было решено объединить четыре пивоваренные компании: «Балтика», «Вена», «Пикра» и «Ярпиво». Управление объединенной компанией предполагало единую корпоративную политику. Были созданы рабочие группы по каждому функциональному направлению, в том числе – по направлению компенсаций и льгот.

     Задачами  данной рабочей группы были разработка единой системы оценки должностей, единой системы оплаты труда, упорядочение льгот и социального пакета. Самым сложным было внедрить эти системы на разных (с точки зрения системы управления, корпоративной культуры) предприятиях объединенной компании. Обычная практика реализации подобных изменений в крупных компаниях – два-три года, мы справились менее чем за год.

     Успех нашего проекта был во многом определен  его тщательной подготовкой. Были задокументированы: цель, график проекта (этапы), сроки, ресурсы. Были расставлены приоритеты между текущей деятельностью специалистов и их занятостью в проекте (прописаны обязанности и ответственность). Участники рабочих групп с самого начала работы в проекте были ознакомлены со всеми документами»13.

     2. «Росгосстрах-Столица» – региональная  компания системы «Росгосстрах».  Образована в 2003 году. Работают  порядка 200 офисов продаж в  Москве и области. Осуществляет 22 вида страхования. Несет ответственность  по 1,7 млн. действующих договоров  страхования. В числе клиентов – Посольство США в России, компании «Моссельпром», Lufthansa, аэропорт «Домодедово», Ruhrgas, «Nike-Россия», «Связной», «Славнефть», «Сан Интербрю» и др. В компании занято более 8 000 человек.

     «Наше продающее подразделение выступило с идеей проведения акции «ЗИМА 2005-2006», но акция застопорилась, едва начавшись. Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что для проведения акции сил продавцов явно недостаточно – необходимо включить в работу практически все подразделения компании, и организовать работу в виде проекта. Проектная организация позволила выделить ресурсы от каждого подразделения, эффективно организовать их взаимодействие, что в итоге привело к успеху проекта. Также в виде проекта у нас реализуется внедрение программы «Престиж» по расширению спектра предоставляемых услуг по КАСКО.

Информация о работе Проектные структуры, сфера их применения и практика использования