Понятие об организационной структуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:38, курсовая работа

Описание

В связи с бурным развитием экономики в России, в настоящее время создаётся множество новых фирм, организаций, предприятий различной направленности, конкурирующих или сотрудничающих друг с другом. Физические и юридические лица, имеющие начальный капитал и базу для производства какой-либо продукции или услуг, создают коммерческие предприятия и организации для получения какого-либо прибавочного продукта. Но многие из них вскоре разоряются ("прогорают") или покупаются «поглощаются» другими компаниями.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..……..2
1. Понятие об организационной структуре………………………………………..….…….4
1.1. Организация……………………………………………………………..…….….4
1.2. Процесс формирования организационной структуры………………..……….4
1.3. Методы проектирования структур…………………………...…………………5
2. Типы организационных структур…………………………………………………………8
2.1. Линейные структуры……………………………………...……………………..8
2.2. Дивизиональная структура…………………………………………………........9
2.3. Матричная структура……………………………………………...……………10
2.4. Бригадная структура……………………………………………...…………….11
2.5. Смешанная структура………………………………………………...………...12
3. Организационная структура ДГУП НИИ ПММ «Клиники «Семейная медицина»…13
3.1. Общие сведения о работе КСМ………...……………………………………...13
3.2. Отделение стационара……………………...…………………………………..14
3.3. Поликлиническое отделение………………………...…………………………16
3.4. Отделение лаборатории……….………………………………………………..18
3.5. Обслуживающий сектор…………………………...…………………………...18
Заключение………………………...………………………………………………………...19
Список литературы…………………………………..……………………………………..20

Работа состоит из  1 файл

Кур2.doc

— 93.00 Кб (Скачать документ)

    Содержание  
 

    Введение………………………………………………………………………………..……..2  

    1. Понятие об организационной структуре………………………………………..….…….4

     1.1. Организация……………………………………………………………..…….….4

     1.2. Процесс формирования организационной  структуры………………..……….4

     1.3. Методы проектирования структур…………………………...…………………5  

    2. Типы организационных структур…………………………………………………………8

     2.1. Линейные структуры……………………………………...……………………..8

     2.2. Дивизиональная структура…………………………………………………........9

     2.3. Матричная структура……………………………………………...……………10

     2.4. Бригадная структура……………………………………………...…………….11

     2.5. Смешанная структура………………………………………………...………...12  

    3. Организационная структура ДГУП  НИИ ПММ «Клиники «Семейная  медицина»…13

     3.1. Общие сведения о работе  КСМ………...……………………………………...13

     3.2. Отделение стационара……………………...…………………………………..14

     3.3. Поликлиническое отделение………………………...…………………………16

     3.4. Отделение лаборатории……….………………………………………………..18

     3.5. Обслуживающий сектор…………………………...…………………………...18  

    Заключение………………………...………………………………………………………...19  

    Список  литературы…………………………………..……………………………………..20  
 

    Введение  
 

    В связи с бурным развитием экономики  в России, в настоящее время  создаётся множество новых фирм, организаций, предприятий различной  направленности, конкурирующих или сотрудничающих друг с другом. Физические и юридические лица, имеющие начальный капитал и базу для производства какой-либо продукции или услуг, создают коммерческие предприятия и организации для получения какого-либо прибавочного продукта. Но многие из них вскоре разоряются ("прогорают") или покупаются «поглощаются» другими компаниями.

    Как правило, это происходит из-за плохо  отлаженной системы управления организацией, которая не позволяет наладить производство на оптимальном уровне, вследствие чего организация производит меньше продукции или услуг, чем могла бы производить при более удачном координировании производственного процесса. Это приводит к снижению конкурентоспособности предприятия на рынке товаров и услуг.

      Система управления организацией  напрямую зависит от организационной структуры предприятия. Поэтому для менеджера, управляющего производственным процессом компании, особенно важно идеально разбираться в системе отделов и иных структурных подразделений организации. Это нужно для возможности быстрого принятия оптимальных решений в различных ситуациях на предприятии.

    Так же, некоторые организации терпят крах из-за нерационального распределения  обязанностей между должностными лицами и возникновения так называемого "избытка" работников. То есть, работу которую мог бы выполнять один человек, выполняют несколько. В результате этого выполняется меньший объём работы, так как производство разлажено, да и ко всему прочему, предприятие терпит убытки за счёт выплаты зарплаты "избыточным" работникам.

    Объектом исследования данной курсовой работы является организационная структура предприятия, имеющая большое значение для процесса управления производством.

    Цель  курсовой работы - рассмотреть организационную  структуру и общее устройство Государственного Унитарного Предприятия Филиала Научно-исследовательского Института Промышленной и морской медицины "Клиники "Семейная медицина", основываясь на имеющихся теоретических знаниях по предмету теории организации и полученном во время работы практическом опыте.

    Для достижения этой цели было необходимо решить следующие задачи:

    1. Изучить теоретический материал  по данной теме.

    2. Изучить различные уставные документы,  положения КСМ, касающиеся организационной  структурой предприятия. 

    1. Понятие об организационной структуре  

    1.1. Организация  
 

    Понятие "организационной структуры фирмы" невозможно рассмотреть без понятия "организации".

    Термин  организация применяется очень  широко. В менеджменте этот термин используется, по крайней мере, в  двух смыслах. В широком смысле организация рассматривается как предприятие.

    Организация (предприятие) - функционально-целевая  общность людей, с присущей ей социальной структурой, каналами коммуникации, ориентации, координации, управлений и контроля, формирующаяся на основе разделения труда, специализаций функций иерархизированной системы взаимодействия между индивидами, группами и структурными подразделениями для удовлетворения социальных потребностей индивидов и общества.

      В узком смысле организация  - это процесс определения наиболее  существенных связей среди людей, задач и видов деятельности с целью интеграции и координации организационных ресурсов для эффективного выполнения поставленных целей.

    Организации создаются и существуют вследствие того, что заданная цель не может  быть достигнута единственным человеком или даже несколькими людьми, работающими независимо друг от друга.[5, стр. 945]

    1.2 Процесс формирования организационных  структур 

    Процесс формирования организационной структуры  включает в себя формулировку целей  и задач, определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления.

    Весь  этот процесс можно организовать по трём крупным стадиям. Формирование общей структурной схемы во всех случаях имеет принципиальное значение, поскольку при этом определяются главные характеристики организации, а также направления, по которым должно быть осуществлено более углублённое проектирование как организационной структуры, так и других важнейших аспектов системы (способность переработки информации).

    Разработка  состава основных подразделений  и связей между ними - заключается  в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно – целевым блокам, но и вплоть до самостоятельных (базовых) подразделений аппарата управления, распределения конкретных задач между ними и построения внутриорганизационных связей. Под базовыми подразделениями понимаются самостоятельные структурные единицы (отделы, бюро, управления, сектора, лаборатории), на которые организационно разделяются линейно-функциональные и программно-целевые подсистемы. Базовые подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру.

    Регламентация организационной структуры –  предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности. Она включает: определение состава внутренних элементов базовых подразделений (бюро, групп и должностей); определение проектной численности подразделений; распределение задач и работ между конкретными исполнителями; установление ответственности за их выполнение; разработку процедур выполнения управленческих работ в подразделениях; расчёты затрат на управление и показателей эффективности аппарата управления в условиях проектированной организационной структуры.[1]

    1.3. Методы проектирования структур 

    Они сочетают в себе как технологические, экономические, информационные, административно-организационные взаимодействия, которые поддаются непосредственному анализу и рациональному проектированию, так и социально-психологические характеристики и связи. Специфика проблемы проектирования организационной структуры состоит в том, что она не может быть адекватно представлена в виде задачи формального выбора наилучшего варианта организационной структуры по чётко сформулированному, однозначному, математически выраженному критерию оптимальности. Это – количественно - качественная, многокритериальная проблема, решаемая на основе сочетания научных, в том числе формализованных, методов анализа, оценки, моделирования организационных систем с субъективной деятельностью ответственных руководителей, специалистов и экспертов по выбору и оценке наилучших вариантов организационных решений.

    Процесс организационного проектирования состоит  в последовательности приближения  к модели рациональной структуры  управления, в котором методы проектирования играют вспомогательную роль при рассмотрении, оценки и принятия к практической реализации наиболее эффективных вариантов организационных решений.

    Существуют  взаимодополняющие методы. Метод  аналогий состоит в применении организационных  форм и механизмов управления производственно- хозяйственных организаций и определение границ и условий их применения.

    Использование метода аналогий основано на двух взаимодополняющих  подходах. Первый из них заключается  в выявлении для каждого типа производственно- хозяйственных организаций  и для различных отраслей значений и тенденций изменения главных организационных характеристик и соответствующих им организационных форм и механизмов управления. Второй подход представляет типизацию наиболее общих принципиальных решений о характере и взаимоотношении звеньев аппарата управления и отдельных должностей в чётко определённых условиях работы организаций данного типа в конкретных отраслях, а также разработку отдельных нормативных характеристик аппарата управления для этих организаций и отраслей.

    Типизация решений является средством повышения общего уровня организации управления производством. Типовые организационные решения должны быть, во-первых, вариантными, а не однозначными, во-вторых, пересматриваемыми и корректируемыми с регулярной периодичностью и, допускающими отклонения в случаях, когда условия работы организации отличаются от чётко сформулированных условий, для которых рекомендуется соответствующая типовая форма организационной структуры управления.

      Экспертно-аналитический метод состоит  в обследовании и аналитическом изучении организации силами квалифицированных специалистов с привлечением её руководителей и других работников для того, чтобы выявить специфические особенности, проблемы, в работе аппарата управления, а также выработать рациональные рекомендации по его формированию или перестройке исходя из количественных оценок эффективности организационной структуры, рациональных принципов управления, заключений экспертов, а также обобщение и анализа наиболее передовых тенденций в области организации управления. Сюда относится и проведение экспертных опросов руководителей и членов организации для выявления и анализа отдельных характеристик построения и функционирования аппарата управления, обработка полученных экспертных оценок статистико-математическими методами.

    К экспертным методам следует отнести  также разработку и применения научных  принципов формирования организационных  структур управления. Принципы формирования организационных структур управления являются конкретизацией общих принципов управления (например, единоначалия или коллективного руководства, специализации). Примеры формирования организационных структур управления: построение организационной структуры исходя из системы целей, сочетания функционального и программно - целевого управления и целый ряд других. [2]

    2. Типы организационных структур  

    2.1. Линейные структуры  

    Линейная  система управления заключается  в том, что все функциональные подразделения предприятия подчиняется  непосредственно одному руководителю, который является «генеральным руководителем». Данная система управления характерна для небольших предприятий, находящихся в частной собственности (ООО, ЗАО и т.п.).

    Наиболее  распространенной является линейно-функциональная организация, до сих пор широко используемая компаниями всего мира.

Информация о работе Понятие об организационной структуре