По мнению Е.Ф. Яськова 
можно подразделить организационно-распорядительные 
методы на две альтернативные группы - 
бюрократические административные методы 
и демократические. Под демократическими 
административными методами в этом случае 
имеется в виду осуществление властных 
управленческих воздействий с учетом 
интересов управляемых, с ориентацией 
на их потребности, цели, стимулы и т.д. 
Условием преобладания демократических 
административных методов является изменение 
системы управления, ее бюрократизированной 
сущности.
 Административно-организационные 
методы выражаются в совершении 
субъектом управления непосредственных 
организационных действий, мероприятий, 
которые основываются на авторитете 
органа, руководителя или иного 
лица, от чьего имени организуется 
деятельность управляемых.
 К наиболее распространеннымадминистративно-организационным 
методам, применяемым в органах внутренних 
дел, относятся: согласование, взаимодействие, 
координация, контроль и проверка исполнения, 
инспектирование, инструктирование и 
др.
 По юридическим свойствам 
административные методы управления 
могут быть нормативными (рассчитаны 
на неопределенное число объектов 
управления, которые при наличии 
условий, предусмотренных гипотезой 
нормы права, содержащейся в 
предписании, обязаны действовать 
в строгом соответствии с правилом 
нормы) и индивидуальными (выражаются 
в виде прямых распоряжений, адресуемых 
конкретным исполнителям).
 По способу воздействия 
на поведение объектов управления 
административные методы подразделяются:  
обязывающие на совершение определенных 
действий; уполномочивающие совершение 
определенных действий; поощряющие совершение 
социально-полезных действий; запрещающие 
совершение тех или иных действий.
 По форме предписания 
административные методы могут 
быть подразделены на категорические 
(однозначность предписаний, в 
которых непосредственно определено 
поведение объекта управления), поручительные 
(обязывают управляемого к разрешению 
того или иного вопроса или 
к совершению конкретных действий), 
рекомендательные (содержат определенные 
советы, рекомендации о целесообразности 
совершения управляемыми тех 
или иных действий) и диспозитивные 
(содержат предписания, которые 
представляют управляемым по взаимной 
договоренности самим определять взаимные 
права и обязанности, связанные с выполнением 
предписания субъекта управления).
 
 Также выделяют следующие 
методы управления - экономические и социально-психологические.
 Важная роль в повышении 
эффективности управления экономикой 
и обществом в целом принадлежит 
экономическим методам управления, под 
которыми понимаются – способы, приемы 
и средства достижения целей управления 
на основе реализации экономических закономерностей, 
позволяющие организовать производственную 
деятельность, а также прямо и косвенно 
стимулировать заинтересованность коллективов 
и отдельных работников в достижении результатов 
всей системы.
 Экономический метод организационного 
воздействия иногда путают с одним лишь 
материальным поощрением. Этот метод имеет 
свою особенность, состоящую в возможности 
определения соотношения между интенсивностью 
труда и его результатом.
 Экономический метод является 
разновидностью стимулирования – создание 
условий материальной заинтересованности 
в качественном и своевременном выполнении 
задания. В органах внутренних дел существует 
система материального стимулирования: 
«вилка» должностного оклада, дифференциация 
доплаты за специальное звание, выслугу 
лет, а также доплата за сложность и напряженность, 
секретность работы, особые условия труда 
и т.д. В целом экономический метод стимулирования 
имеет определенные границы применения. 
Практикой установлено, что он хорошо 
сочетается с моральным стимулированием 
и некоторыми другими методами.
 Применение экономических 
методов управления требует действенной 
системы контроля их эффективности. Известно, 
что повышение размера материального 
вознаграждения, особенно индивидуального, 
если оно правильно выбрано, обычно обеспечивает 
желаемый результат.
 Вместе с тем неправильное 
применение экономических методов 
может привести к тому, что материальное 
вознаграждение не обеспечит достижение 
желаемого эффекта.
 Некоторые экономические 
методы имеют ограниченную сферу применения 
в ОВД, так как органы внутренних дел производственной 
деятельностью занимаются постольку, 
поскольку это необходимо для обеспечения 
надлежащих условий их работы. Они финансируются 
за счет государственного бюджета, в связи 
с этим не имеют объективных условий для 
внедрения таких методов, как кредит, налогообложение, 
прибыль, цена и др. Вместе с тем экономические 
методы управления в полном объеме применяются 
в деятельности производственных предприятиях 
и объединений, входящих в систему МВД 
России.
 Важную роль в решении 
сложных проблем управления призваны 
сыграть и социально-психологические 
методы, представляющие собой конкретные 
способы и приемы воздействия 
на процесс формирования и 
развития коллектива, на социальные 
процессы, протекающие внутри него.
 Данные методы не 
представляют собой однородной 
группы, поэтому возникает проблема 
их классификации. В литературе 
по социальному управлению по-разному 
подходят к решению этого вопроса. 
Есть классификации, основанные 
на выделении однородных групп 
социально-психологических методов 
в зависимости от направленности 
их действия. Например, различают такие 
группы: методы повышения социально-производственной 
активности (обмен опытом, почин, новаторство 
и т.д.), методы социальной преемственности 
(посвящение в профессию, присяга, чествование 
ветеранов, торжественные собрания, смотры 
и т.д.), методы социального нормирования 
(устав общественных организаций, различные 
кодексы чести и т.д.).
 Примером другого подхода 
к классификации может служить 
выделение методов в зависимости 
от характера объекта их воздействия. 
На основании этого признака 
классификации различают: методы 
управления социально-массовыми 
процессами, методы управления группами, 
методы управления внутригрупповыми 
явлениями и процессами и методы 
управления индивидуально-личностным 
поведением. Иногда данные методы 
называют чисто социологическими.
 Применение социологических 
методов управления может быть 
эффективным только в том случае, 
когда имеется полная и достоверная 
информация о происходящем в 
коллективе процессах. Важно знать 
состав коллектива органа, интересы, 
склонности и поступки работников, 
причины многих явлений, мотивы 
поведения, положительные и отрицательные 
тенденции в развитии коллектива.
 Психологические методы 
управления воздействуют на взаимоотношения 
между людьми путем создания 
работоспособного коллектива с 
оптимальным психологическим климатом. 
 К числу психологических 
методов управления относятся: 
1) методы комплектования 
малых групп и коллективов 
(позволяют определить оптимальные 
количественные и качественные 
соотношения между работниками 
коллектива),
 2) метод гуманизации труда 
(внесение элементов творчества в трудовой 
процесс, исключении монотонности, однообразия 
труда, использовании психологического 
воздействия цвета, музыки и др., 
3) методы психологического 
побуждения (мотивации). Среди них 
выделяют: убеждение, внушение, подражание, 
вовлечение, оказание доверия, принуждение.
 4) методы профессионального 
отбора и обучения (отбор работников, 
обладающих такими психологическими 
характеристиками, которые наиболее 
соответствуют выполняемой работе 
или занимаемой должности; развитие 
необходимых психологических характеристик 
для успешного выполнения порученного 
задания).
 Социально-психологические 
методы управления призваны воздействовать 
на взаимоотношения между людьми, 
содействовать созданию в коллективе 
наилучшего психологического климата. 
Способность коллектива эффективно 
трудиться в немалой степени 
зависит от соотношения его 
формальной и неформальной структуры. 
Неформальная структура может 
содействовать успешному функционированию 
формальной структуры, а может 
стать препятствием. Поэтому хороший 
коллектив отличает правильное 
соотношение формальной и неформальной 
структур. Объект приложения социально-психологических 
методов - это неформальные отношения, 
воздействуя на которые в нужном 
направлении, обеспечивается сплоченность 
коллектива.
 Социально-психологический 
климат зависит во многом от 
общности интересов работников, 
потребностей, ценностных ориентаций, 
профессионального уровня и отношения 
к труду. Эти факторы должны 
учитываться при формировании 
коллектива, в особенности малых 
групп для выполнения тех или иных 
служебных задач.
 
 Важная роль в решении 
этих вопросов принадлежит руководителям, 
особенно первичных коллективов. 
Поэтому при их подборе следует 
учитывать не только деловые, 
но и личные качества, стиль 
работы с людьми, умение правильно 
строить отношения. Введение системы 
выборности руководителей значительно 
облегчает решение этой задачи.
 Особенность социально-психологических 
методов управления состоит в 
том, что в них как бы преодолевается 
ограниченность и административных, 
и экономических (материальных) методов 
воздействия. Здесь главными стимулами 
выступают интересы высшего порядка 
-стремление личности к самореализации, 
общественно-полезному труду, участию 
в делах общества. Эти методы непосредственно 
адресуются к сознанию, направлены на 
то, чтобы "разбудить человека", вызвать 
к жизни его творческую личностную сущность. 
Здесь вступают в действие наиболее эффективные 
моральные, духовные и нравственные стимулы 
и нормы поведения. "Чем более квалифицированным 
трудом занят человек, тем менее эффективны 
властные воздействия на него и тем большей 
должна быть роль стимулов и нравственных 
само регуляторов... наряду с работой по 
общему улучшению организации дела необходимо 
создавать в административных коллективах 
такую систему заинтересованностей, а 
также такую нравственную атмосферу, такой 
социально-психологический климат, при 
которых каждый работник будет стремиться 
к оптимизации своих действий с позиций 
их социальной полезности".
 Особым комплексным 
методом управления является 
социальное планирование, которое 
получает в органах внутренних 
дел все более широкое развитие. 
Основными целями данного планирования 
являются совершенствование социальной 
структуры аппаратов органов 
внутренних дел, сближение квалификации 
различных категорий сотрудников, 
повышение общеобразовательного 
и профессионального уровня личного 
состава, развитие его трудовой 
и общественно-политической активности, 
создание благоприятного социально-психологического 
климата, улучшение условий труда, 
быта и отдыха.
 Большая однородность 
социального состава коллектива 
по содержанию, характеру труда, 
профессиональной и образовательной 
подготовке его членов скорее 
обеспечивает тесное сплочение 
коллектива. Эти цели социального 
планирования в большой мере 
связаны с работой по подбору, 
расстановке, подготовке и воспитанию 
кадров.
 Значительную часть 
планов социального развития 
в органах внутренних дел образуют 
мероприятия по развитию социальной 
активности, включающие обычно вопросы 
формирования научного мировоззрения, 
идеологического обеспечения служебных 
задач, нравственного и эстетического 
воспитания, повышения эффективности 
пропагандистской и агитационной 
работы.
 Планирование развития 
трудовой активности связано, 
главным образом, с задачей 
воспитания и развития творческой 
инициативы личного состава органов 
внутренних дел. Специальный раздел 
в этих планах посвящается 
совершенствованию социально-психологических 
отношений в коллективе путем 
развития товарищеского сотрудничества 
и взаимопомощи; изучения, закрепления 
и развития хороших традиций, 
сложившихся в коллективе; создание 
условий для адаптации молодых 
и вновь прибывших сотрудников; 
предотвращения и снятия конфликтов 
в коллективе, обучения руководителей 
социально психологическим основам 
управления и др.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение
 
 Учитывая изложенное 
в данной работе, можно сказать, 
что в процессе управления 
используется множество разнообразных 
способов, подходов и приемов, 
позволяющих упорядочить, направить 
и эффективно организовать выполнение 
функций, этапов, процедур и операций 
в деятельности органов внутренних 
дел. В совокупности они выступают 
как методы управления, под которыми 
понимаются способы осуществления 
управленческой деятельности, применяемые 
для постановки и достижения 
целей.
 Методы занимают особое 
место в управлении, так как 
на их базе происходит взаимное 
обогащение теории и практики. 
Методы позволяют сформировать 
систему правил, приемов и подходов 
при решении стоящих задач, 
в данном случае по охране 
правопорядка и борьбе с преступностью. 
При этом использование системы 
методов в процессе изучения 
новых проблем управления позволяет 
увеличить знание об управлении 
и о закономерностях, протекающих 
в нем процессов и явлений, 
способствующих развитию теории 
управления.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Библиография
 
 
1. А.П. Коренев «Основы 
управления в органах внутренних 
дел», Учебник. М.:2001 год.
 
2. А.Г. Поршнев. З.П. Румянцева, 
Н.А. Соломатин «Управление организацией». 
Учебник. М.: 1999 год.
 
3. В.П. Сальников «Основы 
управления в органах внутренних 
дел», Учебник. М.:2002 год.