Методы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 11:19, реферат

Описание

Введение
Грамотное и эффективное управление социальными системами, в том числе и деятельностью органов внутренних дел во многом зависит от выбора и сочетания соответствующих методов, занимающих центральное место в механизме управления. Именно правильный выбор методов управления, позволит обеспечить сознательное, активное, творческое участие людей в трудовой деятельности, т.е. стимулировать работника к труду путем учета его интересов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………

1. Понятие, сущность и значение методов управления…………………….

2. Классификация методов управления……………………………………

Заключение…………………………………………………………………..

Библиография…………………

Работа состоит из  1 файл

Теория организации Методы управления.docx

— 42.09 Кб (Скачать документ)

 По мнению Е.Ф. Яськова можно подразделить организационно-распорядительные методы на две альтернативные группы - бюрократические административные методы и демократические. Под демократическими административными методами в этом случае имеется в виду осуществление властных управленческих воздействий с учетом интересов управляемых, с ориентацией на их потребности, цели, стимулы и т.д. Условием преобладания демократических административных методов является изменение системы управления, ее бюрократизированной сущности.

 Административно-организационные  методы выражаются в совершении  субъектом управления непосредственных  организационных действий, мероприятий,  которые основываются на авторитете  органа, руководителя или иного  лица, от чьего имени организуется  деятельность управляемых.

 К наиболее распространеннымадминистративно-организационным методам, применяемым в органах внутренних дел, относятся: согласование, взаимодействие, координация, контроль и проверка исполнения, инспектирование, инструктирование и др.

 По юридическим свойствам  административные методы управления  могут быть нормативными (рассчитаны  на неопределенное число объектов  управления, которые при наличии  условий, предусмотренных гипотезой  нормы права, содержащейся в  предписании, обязаны действовать  в строгом соответствии с правилом  нормы) и индивидуальными (выражаются  в виде прямых распоряжений, адресуемых  конкретным исполнителям).

 По способу воздействия  на поведение объектов управления  административные методы подразделяются: обязывающие на совершение определенных действий; уполномочивающие совершение определенных действий; поощряющие совершение социально-полезных действий; запрещающие совершение тех или иных действий.

 По форме предписания  административные методы могут  быть подразделены на категорические (однозначность предписаний, в  которых непосредственно определено  поведение объекта управления), поручительные  (обязывают управляемого к разрешению  того или иного вопроса или  к совершению конкретных действий), рекомендательные (содержат определенные  советы, рекомендации о целесообразности  совершения управляемыми тех  или иных действий) и диспозитивные  (содержат предписания, которые  представляют управляемым по взаимной договоренности самим определять взаимные права и обязанности, связанные с выполнением предписания субъекта управления).

 

 Также выделяют следующие методы управления - экономические и социально-психологические.

 Важная роль в повышении  эффективности управления экономикой  и обществом в целом принадлежит  экономическим методам управления, под которыми понимаются – способы, приемы и средства достижения целей управления на основе реализации экономических закономерностей, позволяющие организовать производственную деятельность, а также прямо и косвенно стимулировать заинтересованность коллективов и отдельных работников в достижении результатов всей системы.

 Экономический метод организационного воздействия иногда путают с одним лишь материальным поощрением. Этот метод имеет свою особенность, состоящую в возможности определения соотношения между интенсивностью труда и его результатом.

 Экономический метод является разновидностью стимулирования – создание условий материальной заинтересованности в качественном и своевременном выполнении задания. В органах внутренних дел существует система материального стимулирования: «вилка» должностного оклада, дифференциация доплаты за специальное звание, выслугу лет, а также доплата за сложность и напряженность, секретность работы, особые условия труда и т.д. В целом экономический метод стимулирования имеет определенные границы применения. Практикой установлено, что он хорошо сочетается с моральным стимулированием и некоторыми другими методами.

 Применение экономических методов управления требует действенной системы контроля их эффективности. Известно, что повышение размера материального вознаграждения, особенно индивидуального, если оно правильно выбрано, обычно обеспечивает желаемый результат.

 Вместе с тем неправильное  применение экономических методов может привести к тому, что материальное вознаграждение не обеспечит достижение желаемого эффекта.

 Некоторые экономические методы имеют ограниченную сферу применения в ОВД, так как органы внутренних дел производственной деятельностью занимаются постольку, поскольку это необходимо для обеспечения надлежащих условий их работы. Они финансируются за счет государственного бюджета, в связи с этим не имеют объективных условий для внедрения таких методов, как кредит, налогообложение, прибыль, цена и др. Вместе с тем экономические методы управления в полном объеме применяются в деятельности производственных предприятиях и объединений, входящих в систему МВД России.

 Важную роль в решении  сложных проблем управления призваны  сыграть и социально-психологические  методы, представляющие собой конкретные  способы и приемы воздействия  на процесс формирования и  развития коллектива, на социальные  процессы, протекающие внутри него.

 Данные методы не  представляют собой однородной  группы, поэтому возникает проблема  их классификации. В литературе  по социальному управлению по-разному  подходят к решению этого вопроса.  Есть классификации, основанные  на выделении однородных групп  социально-психологических методов  в зависимости от направленности  их действия. Например, различают такие группы: методы повышения социально-производственной активности (обмен опытом, почин, новаторство и т.д.), методы социальной преемственности (посвящение в профессию, присяга, чествование ветеранов, торжественные собрания, смотры и т.д.), методы социального нормирования (устав общественных организаций, различные кодексы чести и т.д.).

 Примером другого подхода  к классификации может служить  выделение методов в зависимости  от характера объекта их воздействия.  На основании этого признака  классификации различают: методы  управления социально-массовыми  процессами, методы управления группами, методы управления внутригрупповыми  явлениями и процессами и методы  управления индивидуально-личностным  поведением. Иногда данные методы  называют чисто социологическими.

 Применение социологических  методов управления может быть  эффективным только в том случае, когда имеется полная и достоверная  информация о происходящем в  коллективе процессах. Важно знать  состав коллектива органа, интересы, склонности и поступки работников, причины многих явлений, мотивы  поведения, положительные и отрицательные  тенденции в развитии коллектива.

 Психологические методы  управления воздействуют на взаимоотношения  между людьми путем создания  работоспособного коллектива с  оптимальным психологическим климатом.

 К числу психологических  методов управления относятся: 

1) методы комплектования  малых групп и коллективов  (позволяют определить оптимальные  количественные и качественные  соотношения между работниками  коллектива),

2) метод гуманизации труда (внесение элементов творчества в трудовой процесс, исключении монотонности, однообразия труда, использовании психологического воздействия цвета, музыки и др.,

3) методы психологического  побуждения (мотивации). Среди них  выделяют: убеждение, внушение, подражание, вовлечение, оказание доверия, принуждение.

4) методы профессионального  отбора и обучения (отбор работников, обладающих такими психологическими  характеристиками, которые наиболее  соответствуют выполняемой работе  или занимаемой должности; развитие  необходимых психологических характеристик  для успешного выполнения порученного  задания).

 Социально-психологические  методы управления призваны воздействовать  на взаимоотношения между людьми, содействовать созданию в коллективе  наилучшего психологического климата.  Способность коллектива эффективно  трудиться в немалой степени  зависит от соотношения его  формальной и неформальной структуры.  Неформальная структура может  содействовать успешному функционированию  формальной структуры, а может  стать препятствием. Поэтому хороший  коллектив отличает правильное  соотношение формальной и неформальной  структур. Объект приложения социально-психологических  методов - это неформальные отношения,  воздействуя на которые в нужном  направлении, обеспечивается сплоченность коллектива.

 Социально-психологический  климат зависит во многом от  общности интересов работников, потребностей, ценностных ориентаций, профессионального уровня и отношения  к труду. Эти факторы должны  учитываться при формировании  коллектива, в особенности малых  групп для выполнения тех или иных служебных задач.

 

 Важная роль в решении  этих вопросов принадлежит руководителям,  особенно первичных коллективов.  Поэтому при их подборе следует  учитывать не только деловые,  но и личные качества, стиль  работы с людьми, умение правильно  строить отношения. Введение системы  выборности руководителей значительно  облегчает решение этой задачи.

 Особенность социально-психологических  методов управления состоит в  том, что в них как бы преодолевается  ограниченность и административных, и экономических (материальных) методов  воздействия. Здесь главными стимулами  выступают интересы высшего порядка  -стремление личности к самореализации, общественно-полезному труду, участию в делах общества. Эти методы непосредственно адресуются к сознанию, направлены на то, чтобы "разбудить человека", вызвать к жизни его творческую личностную сущность. Здесь вступают в действие наиболее эффективные моральные, духовные и нравственные стимулы и нормы поведения. "Чем более квалифицированным трудом занят человек, тем менее эффективны властные воздействия на него и тем большей должна быть роль стимулов и нравственных само регуляторов... наряду с работой по общему улучшению организации дела необходимо создавать в административных коллективах такую систему заинтересованностей, а также такую нравственную атмосферу, такой социально-психологический климат, при которых каждый работник будет стремиться к оптимизации своих действий с позиций их социальной полезности".

 Особым комплексным  методом управления является  социальное планирование, которое  получает в органах внутренних  дел все более широкое развитие. Основными целями данного планирования  являются совершенствование социальной  структуры аппаратов органов  внутренних дел, сближение квалификации  различных категорий сотрудников,  повышение общеобразовательного  и профессионального уровня личного  состава, развитие его трудовой  и общественно-политической активности, создание благоприятного социально-психологического  климата, улучшение условий труда,  быта и отдыха.

 Большая однородность  социального состава коллектива  по содержанию, характеру труда,  профессиональной и образовательной  подготовке его членов скорее  обеспечивает тесное сплочение  коллектива. Эти цели социального  планирования в большой мере  связаны с работой по подбору,  расстановке, подготовке и воспитанию  кадров.

 Значительную часть  планов социального развития  в органах внутренних дел образуют  мероприятия по развитию социальной  активности, включающие обычно вопросы  формирования научного мировоззрения,  идеологического обеспечения служебных  задач, нравственного и эстетического  воспитания, повышения эффективности  пропагандистской и агитационной  работы.

 Планирование развития  трудовой активности связано,  главным образом, с задачей  воспитания и развития творческой  инициативы личного состава органов  внутренних дел. Специальный раздел  в этих планах посвящается  совершенствованию социально-психологических  отношений в коллективе путем  развития товарищеского сотрудничества  и взаимопомощи; изучения, закрепления  и развития хороших традиций, сложившихся в коллективе; создание  условий для адаптации молодых  и вновь прибывших сотрудников;  предотвращения и снятия конфликтов  в коллективе, обучения руководителей  социально психологическим основам управления и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 Учитывая изложенное  в данной работе, можно сказать,  что в процессе управления  используется множество разнообразных  способов, подходов и приемов,  позволяющих упорядочить, направить  и эффективно организовать выполнение  функций, этапов, процедур и операций  в деятельности органов внутренних  дел. В совокупности они выступают  как методы управления, под которыми  понимаются способы осуществления  управленческой деятельности, применяемые  для постановки и достижения  целей.

 Методы занимают особое  место в управлении, так как  на их базе происходит взаимное  обогащение теории и практики. Методы позволяют сформировать  систему правил, приемов и подходов  при решении стоящих задач,  в данном случае по охране  правопорядка и борьбе с преступностью.  При этом использование системы  методов в процессе изучения  новых проблем управления позволяет  увеличить знание об управлении  и о закономерностях, протекающих  в нем процессов и явлений,  способствующих развитию теории  управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

 

1. А.П. Коренев «Основы  управления в органах внутренних  дел», Учебник. М.:2001 год.

 

2. А.Г. Поршнев. З.П. Румянцева,  Н.А. Соломатин «Управление организацией».  Учебник. М.: 1999 год.

 

3. В.П. Сальников «Основы  управления в органах внутренних  дел», Учебник. М.:2002 год.

Информация о работе Методы управления