Лидерские способности руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:20, реферат

Описание

ВВЕДЕНИЕ
Властные отношения составляют важный аспект функционирования социальных организаций. Не случайно бытует мнение о том, что выбор места работы надо начинать с выбора руководителя.
В настоящее время, многие организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им, главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Эффективное исполнение любой профессиональной деятельности требует от личности наличия ряда необходимых психологических характеристик – профессионально важных качеств.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО 5
2. ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА 8
2.1. Структурные теории. 8
2.2. Поведенческий подход 12
2.3. Ситуационный подход 15
3. СПОСОБНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ 18
3.1. Общие способности 18
3.2. Специфические способности 19
3.3. Способности руководителя исходя из функционального анализа его деятельности 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

Работа состоит из  1 файл

referat.doc

— 131.50 Кб (Скачать документ)

     В классификации личности, разработанной  М. Шоу (а именно она, положена в основу организации разнородных данных, касающихся личности руководителя), способности делятся на общие (к ним М. Шоу относит интеллект) и специфические (знания, умения и т. п.). И в научной литературе обнаруживается целый ряд данных о связи способностей не просто с руководством, но, что весьма существенно, с эффективностью руководства.

    1. Общие способности

     Рассмотрим  влияние так называемых общих способностей, т. е. интеллекта руководителя на эффективную его деятельность.

     Причем  прямо-таки нормативными стали тут  результаты, полученные ещё в 60-е  годы американским индивидуальным психологом Е. Гизелли. Обследуя группы менеджеров, он пришел к выводу, что отношение между интеллектом и эффективностью руководства носит криволинейный характер. Это значит, что наиболее эффективными оказываются руководители не с чрезмерно высокими или низкими показателями интеллекта, а имеющие промежуточные по степени выраженности его оценки.

     Данные  отражают определенную и, возможно, типичную тенденцию. Но они вовсе не означают, что какой-то конкретный эффективный  руководитель не может иметь очень  высоких показателей по тестам интеллекта, обязательно оставаясь в пределах отмеченной тенденции.

     Ф. Фидлером и А. Лейстером было обнаружено, что зачастую невысокие корреляции между интеллектом и эффективностью деятельности руководителя обусловлены  наличием множества промежуточных  переменных (факторов), располагающихся в «пространстве» между «входом» интеллектуальной активности руководителя и эффективностью выполнения задания.

     

     Рис. 1

     Схематическое изображение связи  между интеллектом  руководителя и эффективностью руководства (по Ф. Фидлеру и А. Лейстеру)

     Схематически  возможная цепочка связи «интеллект руководителя – эффективность руководства», включая промежуточные переменные, отображена на рис. 1. Вот один из реальных вариантов интерпретации содержания этого рисунка: недостаточные мотивация и опят руководителя, слабая поддержка его со стороны подчиненных и напряженные отношения с вышестоящим начальником имеют своим следствием снижение влияния интеллекта руководителя на эффективность его деятельности.

     Таким образом, как мне кажется, для  достижения успеха в работе руководитель должен обладать достаточно высоким уровнем развития интеллекта. Также, можно заметить, что его интеллектуальная активность может блокироваться цепью ситуационных факторов, которых в жизни гораздо больше, чем на рис. 1.15

    1. Специфические способности

     В научной литературе наиболее освещен  вопрос, касающийся специфических способностей. Наиболее сильными сторонами профессиональной деятельности кадров управления, обобщая и перефразируя, по мнению О. А. Полищук, И Н. Семенова, С. Ю. Степанова, содержание книги «Раскрепощенный менеджер» Д. Френсиса, М. Вудокова, являются:

    1. Сформированность личных ценностей и принципов.

     От  руководителей ожидается принятие решений, основанных на личных ценностях  и принципах.

    1. Наличие четких личных целей.

     Люди  могут влиять на ход своей деловой  и личной жизни, оценивая имеющиеся  возможности и выбирая те или  иные альтернативы.

    1. Стремление к постоянному саморазвитию.

     Некоторые руководители не могут преодолеть свои слабости и работать над собственным  ростом.

    1. Способность управлять собой

     Работа  управленца трудна, полна волнений, а часто и стрессов. Каждый менеджер должен научиться обращаться с самим  собой как с уникальным и бесценным  ресурсом, так чтобы постоянно  поддерживать свою производительность.

    1. Изобретательность, творческий подход к профессиональной деятельности.

     Управленец  с относительно низкой изобретательностью редко выдвигает новые идеи, не способен заставить других быть творцами и использовать новые подходы в работе.

    1. Способность руководить

     Для эффективного управления людьми и ресурсами требуется много навыков, которые и можно назвать способностью руководить.

    1. Умение решать проблемы.

     Квалифицированное решение проблем само по себе является очевидным управленческим навыком.

    1. Знание современных управленческих подходов.

     В управлении людьми необходимо постоянно  оценивать эффективность того, как  это делается.

    1. Высокая способность влиять на окружающих.

     Руководителям постоянно необходимо воздействовать на тех, кто им прямо подчинен.

    1. Умение обучать и развивать подчиненных

     Почти каждый руководитель время от времени  выступает в роли наставника.

    1. Способность формировать и развивать эффективные рабочие группы.

     Для того чтобы добиться результатов, большинство  руководителей должны объединяться с другими, используя их опыт и  умения.16

     Обобщенный  анализ организационной жизни руководителя на страницах книги Р. Л. Кричевского  «Если Вы — руководитель…» показывает, что к специфическим особенностям менеджера также можно отнести:

    1. способность к выполнению большого числа действий, преимущественно кратковременных;
    2. способность выдерживать нагрузки, связанные с частым вмешательством извне;
    3. умение удерживать в поле деятельности широкую сеть контактов, выходящих далеко за пределы рабочей группы;
    4. навыки речевого общения с окружающими (коммуникативные способности).
    1. Способности руководителя исходя из функционального  анализа его деятельности

     Функциональный  анализ работы руководителя (администраторская ( прежде всего этап контроля); стратегическая ( планирование и прогноз возможных  событий  в  сфере); деятельности конкретного руководителя и социальной организации в целом); экспертно - консультативная; представительская; воспитательная; коммуникативно - регулирующая; инновационная; дисциплинарная) позволяет выделить ряд важных психологических характеристик личности.

     Исходя  из многих профессионально важных качеств  руководителя все же можно выделить основные черты его личности, описанные  в справочнике Р. Стогдилла:

    • доминантность;
    • уверенность в себе;
    • эмоциональная уравновешенность;
    • стрессоустойчивость;
    • креативность;
    • стремление к достижению успеха, предприимчивость, склонность к риску;
    • ответственность;
    • надежность в выполнении задания;
    • независимость;
    • общительность, личное обаяние.

     Понятно, что несмотря на описанную выше идеальную  модель личности руководителя, в деятельности они проявляют себя по-разному, и каждый имеет свою индивидуальность.17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Проблемы  лидерства и эффективного руководства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. Именно для достижения общих целей в организации руководитель должен обладать определенным набором качеств, способностей, выступать в роли лидера. Если же менеджер будет ограничен в своих способностях, то организация, возможно, потерпит крах, как говориться «рыба гниет с головы».

     При рассмотрении различных подходов в определении способностей лидера и руководителя, можно заметить, что они во многом пересекаются, имеют довольно много общих черт. Но принципиальная разница руководителя и лидера в том, что они предстают два феномена: первый как социальный, второй как психологический. По моему мнению, организация достигает поставленных перед собой целей в том случае, когда руководитель сочетает в себе эти два феномена и присущие для них определенные способности.

     Человек, желающий стать лидером, должен обладать определенными качествами, которые в различных ситуациях должны быть разными. Признается, что лидерским качествам можно научиться. Благодаря этим качествам человек может приобрести авторитет, и сотрудники признают его лидером.

 

     

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Войтик  И. М., Семёнов И. Н. Оценка рефлексивного мышления: Учебное пособие. — Новосибирск: СибАГС, 2001. — 144 с.
    2. Ромашов О. В. Социология и психология управления. — М.: «Экзамен», 2002. — 512 с.
    3. Занковский А. Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология» — М.: Флинта: МПСИ, 2000. — 648 с.
    4. Дружинин В. Н. Психология общих способностей — СПб.: «Питер», 1999. — 368 с.: (Серия «Мастера психологии»)
    5. Социальная психология. Словарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 176 с.
    6. Яхонтова Е. С. Эффективность управленческого лидерства. — М.: ТЕИС, 2002. — 501 с.
    7. Кричевский Р. Л. Если Вы – руководитель… М.: «Дело», 1993. — 352 с.
    8. http://psyfactor.org/lib/lider2.htm
    9. http://psyfactor.org/lider4.htm

Информация о работе Лидерские способности руководителя