Лекции по "Теории организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 21:10, курс лекций

Описание

Предпосылки возникновения организационной науки делятся на две части :
1. Историческое состояние НТП и рынка;
2. Уровень развития менеджмента как практического опыта, способствовавший развитию организационной науки.

Содержание

1.Теория организации как наука….…………………………………………………….......с. 4.
2. Классическая школа управления…………………………………………………………с.10.
3.Школа социальных систем и постсистемные концепции теории организации………с.13
4.Школа “человеческих отношений” о гуманистических формах организационной деятельности………………………………………………………………………….…………..с.19
5. Организация как социальная система……………………………………………………с.21.
6. Глоссарий, используемый в курсе………………………………………………………...с.27

Работа состоит из  1 файл

Лекция по теории организации на тему предмет науки.docx

— 117.09 Кб (Скачать документ)

Б

Бизнес (Business) —дело, занятие, приносящее доход, предпринимательская или коммерческая деятельность, вид деятельности, направление деятельности фирмы. Бизнес — это деловая активность, направленная на решение задач, связанных в конечном итоге с осуществлением на рынке операций обмена товарами и услугами между экономическими субъектами рынка с использованием сложившихся в рыночной практике форм и методов конкретной деятельности. Субъект в бизнесе именуется бизнесменом или коммерсантом.

Бюджетирование (Budgeting) - разработка финансового плана и оценка финансовых последствий сделанного стратегического выбора.

В

Венчурные компании (Venture companies) — риско-фирмы, которые обычно создаются в областях предпринимательской деятельности, связанных с повышенной опасностью потерпеть убытки.

Видение (Vision) — картина того, о чем можно мечтать, состояние бизнеса, которое может быть достигнуто в отдаленном будущем при самых благоприятных условиях и к которому устремлены чаяния владельца компании или ее директора. Видение в основном представляет собой мысленное путешествие от известного к неизвестному, создание будущего путем монтажа известных фактов, надежд, мечтаний, опасностей и возможностей.

Внешняя гибкость — возможность сохранять конкурентные позиции при любых изменениях внешней среды. Достигается за счет распределения риска между различными СЗХ, а также зонами стратегических ресурсов, факторами и группами стратегического влияния.

Внешняя (маркетинговая) среда организации (External marketing environment) — совокупность действующих за пределами организации сил и лиц, с которыми она сталкивается в своей повседневной и стратегической деятельности и которые влияют на развитие и поддержание выгодных взаимоотношений с целевыми клиентами.

Внешняя среда отрасли {Industry enironment) — факторы, условия, силы и субъекты, влияющие на ситуацию в отрасли извне, не принадлежа данной отрасли.

Внутренняя  гибкость — способность компании обеспечить такую внутрифирменную координацию, при которой мощности, материальные, профессиональные и управленческие ресурсы фирмы могут быть быстро и легко переведены из одной СЗХ и другую. Высшая степень гибкости — это полная финансовая ликвидность: быстрый переход всех ресурсов фирмы в деньги.

Внутренняя  среда организации  — совокупность всех внутренних факторов, которые определяют процессы жизнедеятельности организации. Внутренняя среда компании, в которой принимаются конкретные решения по ведению бизнеса, интерпретируется как универсальная вне зависимости от организационной формы компании.

Входные барьеры (барьеры  входа, вхождения) (Barriers of entry) -факторы, препятствующие проникновению в отрасль (на рынок) новых конкурентов. Возведение барьеров является одной из форм борьбы за обретение и сохранение конкурентных преимуществ.

Выходные  барьеры (барьеры  выхода) (Barrriers of exit) — факторы, препятствующие уходу фирм из отрасли (с рынка). Выходные барьеры во многих отраслях стали серьезной помехой долгосрочной прибыльности. Они принуждают хозяйственные единицы продолжать функционировать в отраслях, где рентабельность низкая или отсутствуют доходы на капитал. Выходные барьеры могут носить социально-политический, экономический и эмоциональный характер.

Г

Геоцентрическая ориентация (Geocentric orientation) — подразумевает, что рынки по всему миру одновременно схожи и различны. Поэтому можно разработать глобальную стратегию, основанную на сходстве, т.е. преодолевающую локальные особенности, и в то же время адаптированную к ним там, где это необходимо.

Главные достоинства (Core competences) — термин, определяющий все, что компания или ее подразделения делают лучше других. Главные достоинства создают устойчивую основу для обеспечения конкурентного преимущества, однако не получают стратегического развития без пристального и осознанного внимания руководства.

Глобальная  конкуренция (Global competition) — форма международной конкуренции, когда конкурентная позиция фирмы в одной стране существенно влияет на ее позиции в других странах. Здесь конкуренция осуществляется на глобальной основе, и соперничающие фирмы ориентируются на преимущества, проистекающие из их деятельности по всему миру, интегрируя воедино хозяйственную деятельность, осуществляемую в разных странах,

Глобальная  отрасль (Global industry) — отрасль, в которой на стратегические позиции фирм-конкурентов на определенных географических или национальных рынках сильное влияние оказывает их общая позиция на мировом рынке.

Глобальная  фирма (Global firm) — фирма, которая действует более чем в одной стране, трансформируя получаемые ею преимущества в области исследований и разработок, производства, финансов, маркетинга в разных странах в более низкие издержки и более высокую свою репутацию, что недоступно конкурентам, действующим только на внутреннем рынке. Такая фирма рассматривает рынки различных стран как единое целое и осуществляет глобальную стратегию на мировом рынке. Видение глобальной фирмы является геоцентрическим.

д

Дерево  решений (Decision tree) — схематичное представление сложного процесса принятия решения по какой-либо задаче.

Дерево  целей (Objective tree) — древообразная ветвящаяся структура разбиения целей по понижающимся уровням. В основе дерена целей лежит согласование целей между собой.

Децентрализованная  организация (Decentralized organization) — организационная структура, в рамках которой право принимать решения распределяется вплоть до нижестоящих управленческих структур.

Дивизиональная  структура (Divisional form) — одна из пяти разновидностей структур организации, описанных Генри Минцбергом; характеризует не столько интегрированную организацию, сколько объединение квазиавтономных подразделений под властью центральной администрации. Ее подразделения обычно называют отделениями, а центральную администрацию — ГОЛОВНЫМ ОФИСОМ. Разделение оперативных функций делает подразделение взаимно независимыми, каждое из них может действовать автономно.

Ж

Жизненный цикл системы (System life cycle) — последовательность качественно различающихся стадий развития, через которые проходит система за время своей жизни.

Закрытая  система — имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. В этом случае можно принять, что входы и выходы у нее отсутствуют, либо их состояние неизменно во времени. На повеление системы влияют только результаты внутренних изменений и качество. Как закрытая система может рассматриваться фирма в ситуации, когда ее деятельность лишь в незначительной степени зависит от влияния факторов внешней среды (политических, экономических, демографических и т.д.).

И

Иерархическая структура (Tall structure) — организационная структура, характеризующаяся многоуровневым управлением и незначительным числом управленческих задач на каждом уровне.

Имидж (Image) — образ, репутация, мнение широкой публики, потребителей и клиентов о престиже предприятия, его товарах и услугах. Создание благоприятного имиджа — одно из ключевых звеньев деятельности фирмы по продвижению своей продукции на рынок, достижению преимуществ в конкурентной борьбе.

Имитация (Simulation) — процесс разработки модели реальной ситуации и проведения экспериментов с целью выявления возможных альтернатив изменения данной ситуации.

К

Кабинетные  исследования -- предполагают изучение вторичных данных, т.е. уже существующей в определенной форме информации, полученной ранее из внутренних и внешних источников для целей, отличных от целей данного исследования.

Кейрецу (Keiretsu) — система, в которой каждая компания владеет небольшой долей собственности во всех других компаниях группы, В данном случае речь идет об альянсе фирм, когда ни одну из компаний нельзя считать вышестоящей, такая ситуация получила название этархии (hetarchy). Система кейрецу характерна для японских фирм.

Коммерческая  организация— основной целью деятельности данной организации является извлечение прибыли.

Конгломерат (Conglomerate) — группа более или менее разнообразных компаний, принадлежащих одному и тому же владельцу. Конгломерат представляет собой диверсифицированный портфель в противоположность синергическому портфелю (в синергическом портфеле группа хозяйственных подразделений стратегически связана между собой).

Конкурентное  преимущество (Competitive advantage) - - высокая компетентность организации в какой-либо области, которая дает компании наилучшие по сравнениюс конкурентами возможности привлекать и сохранять потребителей.

Конкурентный  статус фирмы — показатель, характеризующий позицию фирмы в конкуренции. Определяется как рентабельность стратегических капитальных вложений с учетом степени «оптимальности» стратегии фирмы и степени соответствия потенциала фирмы этой оптимальной стратегии. Используется в матрице «Дженерал Электрик — МакКинзи».

Кривая  опыта (обучения) (Experience curve, learning curve) — графическое отображение закона опыта, который гласит: «Издержки на единицу продукции при получении добавленной стоимости применительно к стандартному товару, измеренные в постоянных денежных единицах, уменьшаются на фиксированный процент при каждом удвоении выпуска продукции». Анализ кривой опыта показал, что темп снижения издержек на единицу товара варьирует от отрасли к отрасли. Закон опыта был выведен в конце 60-х годов Бостонской консалтинговой группой.

Кружки  качества (Quality circles) — организация рабочих групп из работников, имеющих одинаковые или аналогичные рабочие задания, для совместного решения проблем качества и выработки идей, направленных на повышение качества. Обычно кружки собираются регулярно и функционируют на добровольной основе.

Культура  корпорации, организационная  культура (Corporate culture, organisational culture) — атмосфера или социальный климат организации. Набор допущений, убеждений, ценностей и норм, которые разделяются всеми членами организации.

Л

Личностный  подход к изучению лидерства (Trait approach) — изучает личность и характеристики лидера. Теории лидерства, базирующиеся на данном подходе, основаны на мнении, согласно которому личности эффективных лидеров и тех, кто лидерами не являются, существенно различаются. Концентрируется на том, кем лидер является.

М

Макровнешняя среда — совокупность общественных и природных факторов, воздействующих на псе субъекты микросреды (политические, социально-экономические, правовые и т.д.).

Матричная организация (Matrix organization) — тип организационной структуры, в которой члены сформированной группы подчиняются как руководителю проекта, так и руководителям тех функциональных отделов, где они работают постоянно.

Машинная  бюрократия (Machine bureaucracy) — одна из пяти разновидностей структур организации, описанных Генри Минцбергом; структура, функционирующая как встроенный регулируемый механизм. Характерна для организаций, производственная деятельность которых имеет рутинную природу и отличается простотой и повторяемостью, что влечет за собой высокую степень стандартизации производственных процессов. Стандартизация рабочих процессов — основной координационный механизм, что определяет важность тех-ноструктур. Машинная бюрократия состоит из специалистов, обладающих большой неформальной властью, так как они стандартизируют работу всех остальных.

Менеджмент  (Management) — самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение фирмой, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов. Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях.

Механистическая система (Mechanistic structure) -- традиционно-бюрократическая форма организации в противоположность органической структуре. Характеризуется иерархической структурой, централизованным управлением и жесткой регламентацией ролей сотрудников. Эффективна в условиях, когда рыночная и технологическая среда являются стабильны ми и их изменения предсказуемы. Неустойчива в условиях неопределенности.

Микровнешняя  среда — включает в свой состав совокупность субъектов и факторов, непосредственно воздействующих на возможность предприятия обслуживать своих потребителей (конкуренты, поставщики, посредники, клиенты и т.д.). Микровнешняя среда и внутренняя среда фирмы образуют микросреду.

Информация о работе Лекции по "Теории организации"