Лекции по "Теории организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 21:10, курс лекций

Описание

Предпосылки возникновения организационной науки делятся на две части :
1. Историческое состояние НТП и рынка;
2. Уровень развития менеджмента как практического опыта, способствовавший развитию организационной науки.

Содержание

1.Теория организации как наука….…………………………………………………….......с. 4.
2. Классическая школа управления…………………………………………………………с.10.
3.Школа социальных систем и постсистемные концепции теории организации………с.13
4.Школа “человеческих отношений” о гуманистических формах организационной деятельности………………………………………………………………………….…………..с.19
5. Организация как социальная система……………………………………………………с.21.
6. Глоссарий, используемый в курсе………………………………………………………...с.27

Работа состоит из  1 файл

Лекция по теории организации на тему предмет науки.docx

— 117.09 Кб (Скачать документ)

 
 
 
 

Рис. 4. Пример одноуровневой системы: 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 
 

 

 
 

Рис. 3. Пример двухуровневой системы:

4.

Школа “человеческих отношений” о гуманистических  формах организационной деятельности

План

1.Модель организации   Э.Мейо,  Ф.Рослинберга.   Хотторнский  эксперимент  и интерпретация его результатов.

2.Разработка  проблем  мотивации А. Маслоу, Д. Маклеланда и Д. Макгрегора.

1 вопрос. Модель организации Э.Мейо,  Ф.Рослинберга.   Хотторнский эксперимент  и интерпретация его результатов.

Джордж Энтони Мейо  (1880- 1949 г.г.) – американский теоретик менеджмента.

В 1919 г. публикует книгу «Свобода и демократия», посвящённую  политическими проблемам. Он определяет  организацию как социальную структуру, состоящую из личностей. Это  новый подход, т.к. раньше по Ф.Тейлору , организация представляла из себя такой же экономический объект, как и человек. Эффективная организационная  структура всегда признаёт уникальность каждого работника. Каждому сотруднику нравится тогда, когда  о нём заботятся.

Э.Мейо впервые  писал о  социальных интересах  сотрудников. При этом менеджеру отводилась решающая роль.

Ф.Рослинбергер также как и его учитель  вынес теорию мотивации за рамки  традиционного менеджмента. Эти  два автора стали основателями бихевиоризма в менеджменте.

Принципы школы  человеческих отношений:

-люди имеют  личностные потребности, цели  и мотивы;

-положительная  мотивация требует, чтобы с  работниками обращались как с  личностями;

-обмен информацией  имеет решающий фактор.

Хотторнский эксперимент начался в 20-е годы на заводе по производству электрических лампочек. Цель – исследовать влияние освещённости цеха  на производительность труда.

Результат был  неожиданным, так как сотрудницы старались лучше работать только от факта участия в эксперименте, который проводился в 4 стадии и через него провели 20 тыс. сотрудников.

Вывод – коллектив  представляет собой социальную организацию, которая влияет на труд.

2 вопрос. Разработка проблем мотивации А. Маслоу, Д. Маклеландом и Д. Макгрегором.

Разработка проблем  мотивации А. Маслоу подробно изложена в учебниках по менеджменту. В данной лекции следует остановиться на следующем:

- пирамида потребностей;

- мотив как изучение предельных целей человека;

-люди имеют потребности, которые никогда не могут быть осуществлены;

-состояние неудовлетворённости  приводит человека к действию.

Д. Маклеланд – видный теоретик менеджмента.(1917-1956 г.г.).

Работал на кафедре  общественных отношений. Одним из направлений было исследование  связи между потребителями  и достижением уровня продуктивности отдельной личности.

В основу были положены идеи о том, менеджеры – собственники малого бизнеса,  у  которого  в процессе обучения вырабатывается потребность  к росту карьеры

Общество, которое  умеет рисковать, формирует повышенные мотивы и создаёт энергичных людей, а последние ускоряют экономический рост.

Фредерик  Герцберг – теоретик американского менеджмента.

Родился в 1923 г. Он соединил комплекс мотивации в систему “факторы - установка-следствие”, сконцентрировался на факторах, вызывающих удовлетворённость работой.

Факторы, вызывающие удовлетворённость трудом, называются факторами –мотиваторами.

Дуглас  Макгрегор(1906-1964 г.г.) – автор работ по менеджменту.

Он учился в Гарварде. В процессе обучения он задумался над вопросом – менеджерами рождаются или становятся? Некое человеческое поведение всегда предшествует управленческому решению, что определяет стиль управления.

“Стиль управления”  – термин Д.Макгрегора. Два фактора  лидерства – внимание к подчинённым и вхождение в структуру управления

Принцип дихотомии:

1.Дихотомия и контроль – фактор “Х”;

2.Создание условий, в которых все работники наилучшим образом достигают целей, способствующих успеху организации. Эти факторы дополняются интеграцией “У”.  

Фредерик  Герцберг - американский теоретик менеджмента.

Преподавал в  Питсбургском университете ( США). Он объединил комплекс вопросов мотивации  в систему «факторы-установки-следствия”.

Ф.Герцберг стал интересоваться тем, чем работники  не удовлетворены и в результате создал свою систему. 

5.

Организация как социальная система.

План

1.Социальные  организации как открытые и  закрытые системы.

2.Свойства организации  как открытой системы.

3. Подсистема  и внутренняя среда организации.  Структурный и динамический подход к организации.

1 вопрос. Социальные организации как открытые и закрытые системы

Всесторонний  анализ внутреннего строения организации  обеспечивается с помощью системного подхода.

Определение:

Система – набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизводить целое.

Система формируется  под воздействием интеграции и дифференциации. Для того чтобы поддерживать отельные части в одной организации  и формировать завершённое целое, существует интеграция.

Средства координации:

-координация  уровней и иерархии управления;

-прямое наблюдение;

-правила и  процедуры деятельности.

Отдельные части  системы являются подсистемой. Хотя организация распадается на отдельные части, они сами становятся подсистемами в рамках более крупной системы.

 

Рис.4. Трансформационные процессы в организации.

Система  - вход  - трансформационный  процесс  - выход.

Основная черта  открытой системы:

-взаимозависимость  между системой и внешней средой.

- организация как система.

Закрытая система  встречается в физике. Она не принимает  ресурсы из внешнего мира.

2 вопрос 

Свойства  организации как  открытой системы.

Организация признаёт динамическое воздействие с  внешним  миром.

Организация получает скрытые и человеческие ресурсы  из внешней среды. Она зависит  от клиентов и заказчиков.

Схема 2. Организация как открытая система.

Объяснение схемы:

Финансовые  учреждения, рабочая сила, поставщики и заказчики являются частью внешнего мира. Открытая система тяготеет к  усложнению организационной структуры и к дифференциации. Рост открытой организации сопровождается повышением уровня специализации её элементов и усложнением её структуры, расширением границ системы. Это сопровождается созданием новых специализированных отделов, приобретением новых видов сырья и материалов и расширением ассортимента выпускаемой продукции.

 

Рис.6. Внешняя среда организации. 

Объяснение схемы:

В основе построения организации лежат предпосылки  экономического, научно-технического и социального характера. Действующая организация не может быть статичной. Она должна отслеживать все изменения внешней среды и отбирать наилучшую реакцию.

Обратная  связь – это  реакция внешней  среды.

Это процесс, позволяющий  получить приток в систему информации или денег для модифицирования продукции.

Что касается человеческого  ресурса, то его роль может быть отражена в следующей таблице:

                                                                                                      Таблица 2.

Роли в современной  организации. 
 
 
 

Понятие роли Группировка ролей
Определение основных обязанностей или областей деятельности Межличностные роли –руководитель, лидер, связанное звено
Определение свободы действий или полномочий Информационные  роли – применение информации, её распределение
Обеспечение информацией и другим инструментарием Роли, связанные  и принятием решений
 
 

3 вопрос .Подсистемы и внутренняя среда организации.

Поведение сотрудников  может рассматриваться как часть  внутренней среды.

В организации  постоянно возникают проблемы, которые  могут изменить её положение. Производственные технологии изнашиваются, это требует  поступления ресурсов.

                                                                                                Таблица 3.

Внутренняя среда  организации и поведение сотрудников.

Технология уровни структуры
Люди цели структура
Технологическая система коллектив Система социальной организации

Закрытые системы  обладают негативной энтропией, т.е. могут  реконструировать себя, поддержать свою структуру, избегать ликвидации и даже вырасти. Приток ресурсов для энтропии временно поддерживает обмен ресурсами. Больная система получает запас прочности. С ростом организации её руководители вынуждены передавать всё больше полномочий по выработке решений в нижестоящие звенья.

Открытая система  балансирует между двух типов  стратегий:

-сбалансированные  отношения с внешней средой, что  предотвращает резкие изменения;

-это практически  выражается в закупке нового  оборудования и в воспитании  учеников.

Второй тип  стратегии позволяет адаптироваться к динамике внешней и внутренней среды. Практически это выражается в ориентации на изменение системы, развитии производства новой продукции.  

Глоссарий, используемый в курсе 

А

Административное  управление — управление, основанное на отдаче приказов и директив.

Адхократия (Adhocracy) — одна из пяти разновидностей структур организации, описанных Генри Минцбергом; структура с низкой степенью формализации поведения, высокой степенью горизонтальной специализации деятельности,

Анализ  SWOT (Strengths, Weaknesses, Opportunities and Threats analysis) — анализ сильных и слабых сторон фирмы, оценка ее возможностей и потенциальных угроз.

Бенчмаркннг (Benchmarking) — новый подход к сбору и анализу информации, необходимой для разработки адекватной стратегии. Цель данного подхода — изучать других и учиться у них, т.е. отбирать в процессе исследований приемы работы из практики фирм-партнеров, конкурентов и фирм из смежных отраслей с целью использования их в деятельности собственной компании для повышения эффективности.

Информация о работе Лекции по "Теории организации"