Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 23:01, курсовая работа
Культура  не существует сама по себе, как брошка. Ее невозможно отстегнуть и показать как независимое явление или  объект. Культура человека проявляется  в его поведении, внешнем виде и в высказываниях. 
Культура организации также проявляется во всех видах деятельности и в отношениях этой организации. Ей нельзя заниматься отдельно, ее просто отдельно не существует. Можно сесть и составить внутренние кодексы, правила поведения, стандарты отношений. Это нужное и полезное дело. Но к сожалению, корпоративную культуру высокого уровня на этом не создать. 
В последнее время все чаще в прессе появляются публикации, в которых авторы размышляют о том, что такое корпоративная культура. Собственно, назвать это понятие новым, наверное, было бы не правильным, так как у любой организации со дня ее создания формируется своя особенная внутренняя атмосфера. Другое дело, что только недавно отечественные менеджеры осознали тот факт, что умелое управление корпоративной культурой – может стать серьезным конкурентным преимуществом компании.
Введение…………………………………………………………………….3
     1. Понятие корпоративной культуры……………………………………10
     1.1. Понятия корпоративной и организационной  культуры…………10
     1.2. История организации и ее культура………………………………...14
     1.3. Организационная культура как  система корпоративных правил…18
     1.4. Организационная культура как  аналог большой культуры……….19
     1.5. Корпоративная культура как коллективное бессознательное…….22
     1.6. Ограничения корпоративной культуры…………………………….24
     2. Виды и индикаторы культуры……………………………………........26
     2.1. Виды культуры организации...………………………………………26
     2.2. Структура корпоративной культуры……………………………......29
     2.3. Позитивная и негативная культура………………………………….31
     Заключение…………..……………………………………………………36
     Список  использованной литературы……………………………………42
     Характер 
корпоративной культуры проявляется 
через систему отношений: а) отношение 
работников к своей профессионально-
Содержание корпоративной культуры определяется степенью личностной значимости профессионально-трудовой деятельности для 5ольшинства сотрудников.
Личностно-значимой является деятельность, посредством которой работник: а) реализует и развивает свои актуальные и потенциальные способности, важные лично дня него, исходя из общего контекста его индивидуальной жизнедеятельности: б) реализует субъектное (т.е. рефлексивное и практически преобразующее) отношение к действительности, отражающее специфически человеческий способ жизнедеятельности.
Позитивная корпоративная культура фиксирует ценность профессионально-трудовой деятельности как способа реализации ценности саморазвития и субъектности, а также ценность предприятия как условия реализации такого рода способа.
Негативная - отражает ситуацию, когда деятельность на конкретном предприятии в различной степени выгодна, однако, не ценна для сотрудника с точки зрения его саморазвития и самореализации.
Позитивная культура характеризуется следующим:
     1. 
Восприятием сотрудником себя 
как субъекта, чья профессионально-трудовая 
деятельность влияет на общую 
результативность деятельности 
предприятия и определяет 
     2. 
Осознанным принятием личной 
ответственности за общий 
     3. 
Ориентацией сотрудника на 
     4. 
Позитивной оценкой влияния 
5. Ощущением взаимоадекватности личных и коллективных критериев собственной ценности. Успешность сотрудника в результате становится основанием и для самоуважения и для уважения со стороны коллег. Повышается эффективность делового взаимодействия, что является объективным условием установления доброжелательных межличностных отношений в коллективе.
     Позитивная 
корпоративная культура, ассимилирует 
положительные мифы, основанные не 
на манипулятивно-психологической пропаганде, 
"разоблачение" которых существенно 
ухудшает отношения работников к организации, 
а отражающие реальное положение дел. 
Мифы позитивной корпоративной культуры, 
отражая тенденции развития сферы ценностей 
организации ориентируют сотрудников 
на построение соответствующих им моделей 
поведения, реализация которых в деятельности 
стимулирует эффективность деятельности 
предприятия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
     Корпоративная 
культура – это совокупность поведенческих 
характеристик, обязательных для организаций, 
входящих в корпоративную структуру. 
Корпоративная культура напрямую оказывает 
воздействие на эффективность деятельности 
организаций. Еще недавно утверждалось, 
что в наших условиях к предпринимательству 
невозможно подходить не только с 
позиций подлинной 
     На 
основании изученных 
- неявное, невидимое и неформальное "сознание" 
организации - образ мыслей, управленческая 
культура (идеология управления, стили 
руководства и решения руководителями 
проблем, их поведение в целом), которая 
определяет политику организации по отношению 
к работникам, партнерам и клиентам;
     - 
набор поддерживаемых 
     - 
внешнее выражение этих 
     - 
определяемые этими нормами и 
правилами постоянно 
     - 
интегрирующие символы, 
     - 
порождаемый всеми 
     Корпоративная 
культура существует в любой организации 
независимо от ее размеров и сферы 
деятельности. Это объясняется тем, 
что в любом сообществе есть свои 
принципы, нормы, правила, порядки и 
ритуалы, которыми руководствуются 
члены группы. Иными словами, под 
организационной культурой 
Как и любая система, корпоративная культура состоит из определенных компонентов, которые отличаются друг от друга уровнем видимости и сложности.
     Одной 
из составляющих организационной культуры 
является ее видимость. То есть то, что 
можно увидеть, услышать или почувствовать 
при наблюдении за группой с незнакомой 
культурой: офисная среда и интерьер, 
используемые технологии, продукты и 
услуги, стиль общения, мифы и истории, 
философия, корпоративные праздники 
и церемонии. Однако, делать выводы 
о качестве корпоративной культуры, 
наблюдая лишь ее видимую часть - нельзя. 
Для более глубокого понимания 
необходимо рассмотреть следующий 
ее элемент - разделяемые ценности. 
Он содержит ценности и нормы, декларируемые 
и исповедуемые коллективом компании. 
К ним относят философию и 
принципы работы, корпоративные ценности, 
которые разделяются 
     Правильно 
выбранные приоритеты являются важным 
составляющим в формировании корпоративной 
культуры. Так, например, одним из приоритетов 
может стать русская пословица: 
"не откладывай на завтра то, что 
можно сделать сегодня". Если каждый 
сотрудник будет следовать 
И, наконец, завершающим компонентом корпоративной культуры выступают базовые принципы. К ним можно отнести суждения, верования установки, которые воспринимаются группой на подсознательном уровне и не подлежащие сомнению. Например, в корпоративную культуру одной из крупнейших компаний Америки "Intel" заложены следующие базовые принципы: уважение к человеку, его правам и достоинствам; предоставление потребителям услуг, отвечающих самым высоким требованиям; выпуск высококачественной продукции; выполнение обязательств перед акционерами; постоянное взаимодействие с поставщиками продукции и услуг.
Лидеры организации, топ-менеджеры, собственники оказывают наиболее сильное влияние на становление организационного климата. Без их участия, невозможно проводить какие бы то ни было изменения в корпоративной культуре. Внешняя среда компании также накладывает свой отпечаток на организационную культуру. Потребители, конкуренты, экономическая и политическая ситуация, государство - все эти факторы взаимодействуют друг с другом. Например, компания, работающая на рынке с высокой конкуренцией, определенно более чувствительна к изменениям и нуждам потребителей, чем какая-либо государственная монополия. Другим примером может стать розничный магазин, работающий в непосредственном контакте с потребителями и заинтересованный в изучении их запросов и потребностей. Его оппонентом выступает виртуальная торговая площадка, в функционировании которой преобладают автоматизация и программные решения, и полностью отсутствует личный контакт с покупателем. Особенности сферы бизнеса также не могут не повлиять на организационную культуру. В химической отрасли и в энергетике главное - безопасность. В секторе высоких технологий - инновации и быстрота, в торговле элитной одеждой - все для удовлетворения нужд клиентов. Национальные традиции оказывают огромное влияние на становление корпоративной культуры и на бизнес в целом. Японские компании широко практикуют групповое принятие решений и командную работу. Американцы, напротив всячески поощряют индивидуальность, способствуют развитие творческой инициативы у работников и приветствуют единоличное принятие решений.
     Подводя 
итог наиболее значимым факторам, влияющим 
на формирование корпоративной культуры 
можно выделить критерии, соответствие 
которым свидетельствует о 
     Здесь 
же надо отметить, что нет одного 
общего рецепта изменения 
     Известно, 
что фирмы с ярко выраженной корпоративной 
культурой гораздо эффективнее 
используют человеческие ресурсы. Корпоративная 
культура – одно из самых эффективных 
средств привлечения и мотивации сотрудников. 
Как только человек удовлетворяет потребности 
первого уровня (условно говоря, чисто 
материальные), у него возникает потребность 
в другом: положении в коллективе, общности 
ценностей, нематериальной мотивации. 
И здесь на первый план выходит корпоративная 
культура. Так как организационная культура 
формируется под воздействием многих 
факторов и процессов, то ее изменение 
требует проведения многочисленных преобразований 
в различных областях компании - стратегии, 
персонале, организационной структуре, 
стиле управления, системе компенсаций 
и т. д. И, наконец, нужно запастись терпением, 
так как изменение корпоративной культуры 
- процесс долгий и болезненный. Руководство 
должно обладать решимостью и волей, чтобы 
довести процесс изменений до конца.