Координация в организациях. Организация и методы принятия решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 20:58, курсовая работа

Описание

ель данного исследования заключается в том, чтобы рассмотреть этапы процесса подготовки, принятия и реализации решения с точки зрения различных подходов к объяснению этого процесса, дать сравнительную характеристику методов этих подходов.
Задачами данной курсовой работы является:
охарактеризовать управленческие решения в организации;
рассмотреть процессы принятия управленческих решений;
проанализировать контроль исполнения управленческих решений;
представить и рассмотреть методы принятия решений;
рассмотреть и проанализировать координацию в организациях.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Управленческие решения в организации 6
1.1 Процесс принятия управленческих решений 9
1.1.1 Принципы процесса принятия управленческих решений 9
1.1.2 Роль руководителя в этом процессе 11
1.1.3 Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений 12
1.2 Контроль исполнения управленческих решений 19
1.3 Методы принятия решений 21
Глава 2 Координация в организациях 25
2.1 Механизмы координационной деятельности 27
2.2 Координация при различных стилях управления 30
Заключение 34
Библиографический список 37

Работа состоит из  1 файл

курсовая по ТО.docx

— 73.54 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение             3

Глава 1 Управленческие решения в организации      6

1.1 Процесс принятия управленческих решений      9

1.1.1 Принципы процесса принятия управленческих решений    9

1.1.2 Роль руководителя в этом процессе        11

1.1.3 Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений 12

1.2 Контроль исполнения управленческих решений      19

1.3 Методы принятия решений         21

Глава 2 Координация в организациях        25

2.1 Механизмы координационной деятельности      27

2.2 Координация при различных стилях управления      30

Заключение            34

Библиографический список          37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одной из основных функций  управления в настоящее время  является принятие решений. Принимая решения, необходимо полагаться на такое количество информации, которое они смогут получить. Обычно они легче справляются, следуя рациональным процедурам по достижению решений проблемы. Но всегда присутствуют косвенные влияния и неопределенности, поэтому управленческие решения  не всегда совершенны, и однажды  внедрив это решение его необходимо контролировать.

Важнейшим резервом повышения  эффективности работы является повышение  качества принимаемых решений, которое  достигается путем совершенствования  процесса принятия решений.

Принятие решений –  составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения  пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для  всякого, кто хочет преуспеть  в искусстве управления.

Эффективное принятие решений  необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных  решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем  использования научного подхода  к данному процессу, моделей и  количественных методов принятия решений.

Эффективность управления зависит  от комплексного применения многих факторов и не в последнюю очередь от процедуры принимаемых решений  и их практического воплощения в  жизнь. Но для того, чтобы управленческое решение было действенным и эффективным, нужно соблюсти определенные методологические основы.

Важность проблем, связанных  с принятием решений, привлекает к ним внимание широкого круга  ученых и практических работников, представляющих далекие друг от друга области научных и технических знаний. В данной сфере принятие решений процесс систематизированный.

Многолетний опыт принятия решений сходился всего лишь на интуитивном  полагании на свой опыт. Но ответственность  за принятие организационных решений – тяжелое моральное бремя, от индивидуального решения в организации может зависеть судьба самой организации и отдельных ее членов.  Поэтому руководитель в сегодняшнем сложном, быстро меняющемся мире не может принимать непродуманных решений. Менеджер, принимающий те или иные управленческие решения, должен сочетать в себе определенные качества: искусство анализа ситуаций, глубокие профессиональные знания, приемы и методы принятия решений, профессиональные навыки в работе с людьми и другие.

Актуальность исследования. Реализация управленческих решений, конкретные управленческие действия, отдача приказов и т.п. - это результаты огромной внутренней работы. При этом многие процессы скрыты от внешнего наблюдателя, сами результаты этой деятельности нельзя предугадать, часто они неопределенны, жестко не фиксируемы. Характер социально значимой деятельности требует гарантий успешной реализации управленческой функции. Очень часто правильные и своевременно принятые решения реализуются из рук вон плохо или не реализуются вовсе. Изучение и исследование этого процесса стало темой данной курсовой работы.

Теоретической базой исследования послужили труды: Рейльян Я.Р., Ромащенко В.Н., Уткина Э.А., Фатхутдинова Р.А., Цыгичко В.Н.,              Виханского О.С., Наумова А.И., Евланова Л.Г., Карданской Н.Л.,                  Мескона М.Х., Хедоури Ф., Мильнера Б.З., Молл Е.Г., Саркисян С.А.,          Эддоус М., Стенсфилд Р., Рогожина Т.В., Смолкина А.М., Архиповой Н.И., Пригожина А.И.,   Самкова В.М., Филлипова Г.Г., Франчук  В.И.

Информационной базой  для создания данной курсовой работы послужили следующие статьи из интернет-сайтов:

  1. Русский гуманитарный интернет-университет

http://www.i-u.ru/biblio/search.aspx

статья Дафт Р. «Управленческие  решения. Секреты успеха»;

статья Щербакова «Управленческие  решения и экономический рост»

  1. Федеральный образовательный портал ЭСМ (экономика, социология, менеджмент)

http://ecsocman.edu.ru/text/19209185/

статья Решетова И. «Алгоритм  решения управленческих задач»

Цель данного исследования заключается в том, чтобы рассмотреть  этапы процесса подготовки, принятия и реализации решения с точки зрения различных подходов к объяснению этого процесса, дать сравнительную характеристику методов этих подходов.

Задачами данной курсовой работы является:

  • охарактеризовать управленческие решения в организации;
  • рассмотреть процессы принятия управленческих решений;
  • проанализировать контроль исполнения управленческих решений;
  • представить и рассмотреть методы принятия решений;
  • рассмотреть и проанализировать координацию в организациях.

Объектом исследования выступает  управленческая деятельность (точнее то, чем она является в реальности) – система управления (включая все ее подсистемы).

Предметом исследования является непосредственно процесс принятия решений с теоретической точки зрения, то есть, как совокупность поэтапно применяемых процедур и методов по выработке и реализации решений.

Методом исследования является анализ управленческих решений в организации.

 

 

 

 

Глава 1 Управленческие решения в организации

 

Считая организацию инструментом управления, многие социологи и специалисты  по теории управления, начиная с  М. Вебера, прямо связывают её деятельность в первую очередь с подготовкой  и реализацией управленческих решений. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких  решений. Интерес социологов к этой проблеме обусловлен тем, что в решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Через них преломляются цели, интересы, связи и нормы. Характеризуя полный цикл управленческой деятельности, состоящий  из целеполагания, планирования, организации, координации, контроля и корректировки  целей, легко заметить, что он в  конечном счёте представлен в  виде двух элементов управления: подготовки и осуществления управленческих решений. Именно поэтому решения  – центральный элемент управления и организации.

В социологической литературе существуют разнообразные точки  зрения на то, какие решения, принимаемые  человеком в организации, считать  управленческими. Некоторые специалисты  относят к таковым, например, решение  о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и  т.п. оправданной представляется точка  зрения, согласно которой к управленческим следует относить лишь те решения, которые  затрагивают отношения в организации.

Управленческие решения, таким образом, всегда связаны с  изменениями в организации, их инициатором  обычно выступает должностное лицо или соответствующий орган, несущий  полную ответственность за последствия  контролируемых или реализуемых  решений. Границы компетенции, в  рамках которой он принимает решение, чётко обозначены в требованиях  формальной структуры. Однако число  лиц, привлекаемых к подготовке решения, значительно больше числа лиц, облеченных властью.

Подготовка управленческих решений в современных организациях нередко отделена от функции их принятия и предусматривает работу целого коллектива специалистов. В «классической» теории управления она, как правило, является функцией штабных служб.

Процесс осуществления решения  связан с реализацией специального плана, который представляет собой  совокупность мероприятий, направленных на достижение целей и сроков их реализации. Разработка такого плана  – прерогатива соответствующих  служб в аппарате управления. Однако сегодня к его разработке привлекаются те, кто будет его реализовывать, то есть непосредственные исполнители.

Одним из важных факторов, влияющих на качество управленческих решений, является число ярусов в организации, увеличение которых ведёт к искажению  информации при подготовке решения, искажению распоряжений, идущих от субъекта управления, увеличивает неповоротливость организации. Этот же фактор способствует запаздыванию информации, которую получает субъект решения. Это и обуславливает  постоянное стремление сократить число  ярусов управления (уровней) организации [6, с.18].

Не меньшее значение приобрела  в теории организаций проблема рациональности принимаемых решений. Если первые теоретики  социологии управления рассматривали  подготовку решения как целиком  рациональный процесс, то начиная с  середины 50-х гг. распространение  получил подход, согласно которому данный процесс считается ограниченно  рациональным, ибо обусловлен социокультурными и человеческими факторами. Всё  чаще при подготовке решений отмечается роль интуиции руководителя [8, с.3].

Необходимые организационные  предпосылки для выполнения решения  создаются уже в процессе его  подготовки и принятия. В самом  решении уже определяется, кто, что, когда, где, каким образом и с  какой целью должен выполнять. Вместе с тем, процесс организации выполнения принятых решений имеет свои особенности  и требует особых методов реализации.

Этот процесс включает следующие этапы:

  • составление организационного плана;
  • доведение решения до исполнителей;
  • контроль за ходом выполнения решения;
  • внесение корректив.

Составление организационного плана работы по реализации принятого  решения является первым и особо  важным этапом процесса выполнения решения. В нем должно быть четко определено, кто, какими силами, какую часть работы и в какой промежуток времени  выполняет. Часто для большей  наглядности целесообразно оставлять  план-график выполнения решения. В плане-графике  выделяются основные этапы процесса реализации решения, сроки их выполнения и ответственные исполнители. Для  выполнения каждого этапа каждой группы работ подбирается необходимое  число исполнителей соответствующих  специальностей с учетом их квалификации и опыта.

Готовый организационный  план доводится до исполнителей. На этом этапе всегда необходима разъяснительная  работа. Как правило, работник, хорошо понявший задание, значение принятого  решения, а также последствия, всегда с большим вниманием и ответственностью выполняет порученную ему работу. На этом этапе необходимо обеспечить эффективное стимулирование труда. Это может быть и материальное стимулирование, и предоставление возможности  работникам самим проявлять инициативу, разрабатывать соответствующие  планы работ, расставлять исполнителей по участкам и т.п. [11, с.67].

Часто бывает, что для  выполнения решения необходимо обучить  работников новым методам и приемам  работы. Тогда одновременно с разъяснительной  должна проводиться и инструкторско-методическая работа. Важное место занимает также  координация деятельности исполнителей, создание атмосферы сотрудничества и взаимопомощи в коллективе.

С началом реализации принятого  управленческого решения начинается и осуществление контроля за ходом  его выполнения. Однако любой контроль невозможен без точного детального учета работы по реализации решения. При этом используются различные виды учета: статистический, бухгалтерский и оперативный.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что управленческое решение – это выбор одного из  альтернативных вариантов развития событий, осуществляемый лицом, принимающим решение, в рамках его должностных полномочий и компетенции.

Значительную часть времени  руководители тратят именно на принятие решений. От их качества зависит функционирование организации и достижение поставленных целей. Оценка труда руководителя производится исходя из значимости принимаемых решений.

 

 

1.1 Процесс принятия управленческих решений

 

1.1.1 Принципы процесса принятия управленческих решений

 

Рано или поздно руководители должны переходить от анализа происшедших  событий к действию. В идеале, если действие мотивировано правильным  анализом проблемы, поиск причин сужается до такой  точки, когда можно с  уверенностью приступить  к  решению  проблемы. Важно, однако, помнить, что  все действия мотивируются необходимостью реагировать на возникшую проблему. Опытные управленцы постоянно предпринимают  действия по улучшению ситуации, повышают требования к работе и предотвращают  возникновение  проблем,  которые  могут  угрожать  срывом  выполнения  текущих  планов.

Находясь в настоящем  времени, руководитель выбирает действия (альтернативы), которые могут часто  реализоваться в будущем. Проблема состоит в том, что иногда приходится даже сравнивать относительные последствия  альтернатив, не имея обоснованных данных. Нельзя знать точно, что случится при выборе другой альтернативы. Управленец должен рассмотреть альтернативы, уверенно занять позицию и заявить, что, скажем, альтернатива А будет лучше отвечать поставленным целям, чем альтернатива В или С. Однако это сложный процесс продвижения к истине.

Информация о работе Координация в организациях. Организация и методы принятия решений