Коммерческие организации и их структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 19:15, контрольная работа

Описание

В процессе становления и понимания необходимости расширения рыночных отношений в экономике России коммерческая деятельность все активнее охватывает все сферы системы управ¬ления и хозяйствования. Это связано не только с тем, что со¬держательная основа коммерции - процесс купли-продажи - все¬гда являлся атрибутом товарно-денежных отношений, но и то, что коммерция является одним из важных механизмов взаимоот-ношений рыночных структур. Современная экономическая ситуация обязывает предприятия, как основные рыночные струк¬туры, искать новые подходы к активизации коммерческой дея¬тельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………..стр. 3.
1. Коммерческая деятельность.
1.1. Содержание коммерческой деятельности……………….стр. 4.
1.2. Организационно-правовые формы коммерческих
предприятий………………………………………………………....стр. 5.
2. Структура коммерческих организаций ……………...………….стр. 10.
Заключение…………………………………………………………...стр. 18.
Список литературы…………………………………………………..стр. 19.

Работа состоит из  1 файл

Теория организации.doc

— 98.00 Кб (Скачать документ)


18

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет управления

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Теория организации».

Тема: «Коммерческие организации и их структура».

 

 

 

 

                           Выполнила: Голяндина С.П.,

группа № 440а.

Проверил: к.э.н., Чесноков В.П. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар

2004

Содержание

 

Введение……………………………………………………………..стр. 3.

1.      Коммерческая деятельность.

1.1.           Содержание коммерческой деятельности……………….стр. 4.

1.2.           Организационно-правовые формы коммерческих

предприятий………………………………………………………....стр. 5.

2.      Структура коммерческих организаций ……………...………….стр. 10.

Заключение…………………………………………………………...стр. 18.

Список литературы…………………………………………………..стр. 19.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В процессе становления и понимания необходимости расширения рыночных отношений в экономике России коммерческая деятельность все активнее охватывает все сферы системы управ­ления и хозяйствования. Это связано не только с тем, что со­держательная основа коммерции - процесс купли-продажи - все­гда являлся атрибутом товарно-денежных отношений, но и то, что коммерция является одним из важных механизмов взаимоот­ношений рыночных структур. Современная экономическая ситуация обязывает предприятия, как основные рыночные струк­туры, искать новые подходы к активизации коммерческой дея­тельности.

Рыночные отношения в экономике России ставят по-новому и расширяют возможности деятельности предприятия как основ­ного ее звена. В новых условиях хозяйствования существенно меняются правовое, финансово-экономическое и социальное положение предприятия (организации). Сложилось многообразие форм собственности, становление рыночных отношений по­ставили предприятие в принципиально новые отношения с го­сударством (бюджетом) и другими субъектами рынка. Экономическая свобода как условие и следствие рыночных отношений предъявляет более высокие требования к уровню коммерческой деятельности предприятия. В целях обеспечения удовлетворе­ния потребностей населения должны совершенствоваться сложившиеся методы коммерческой деятельности и возрождаться опыт российских предпринимателей. Осуществлению этих це­лей с одной стороны способствует коренное переосмысливание отечественного опыта, а с другой стороны - сложившиеся фор­мы и методы зарубежных предпринимателей. Этому безусловно будут способствовать становление и развитие законодательной базы рыночной экономики, создание условий для деятельности малых и средних предприятий, которыми в основном должна быть представлена экономика России.

1.      Коммерческая деятельность

1.1.           Содержание коммерческой деятельности

 

В целом под коммерческой деятельностью понимается комп­лекс операций, опосредствующих и обеспечивающих куплю-про­дажу товаров и услуг[1]. Содержание коммерческой деятельности раскрывают следующие признаки:

1) экономические, финансовые, правовые и другие взаимоотношения между субъектами рынка;

2) стремление субъекта коммерции реализовать свои интересы независимо от того, реализуются ли при этом интересы контрагентов или нет;

3) стремление к навязыванию своих интересов в том случае,
когда контрагенты отказываются принимать не устраивающие их
условия делового общения;

4) проявление и поощрение личной или коллективной инициативы в процессе коммерции;

5) способность и готовность идти на риск ради проведения
сделки на выгодных условиях;

6) способность предвидеть последствия, выделять приоритеты в практике коммерции.

Цель коммерческой деятельности - максимизация выгоды (до­хода, прибыли). Достижение этой цели должно постоянно со­провождать весь процесс коммерческой деятельности с каждым контрагентом по каждому конкретному поводу с использовани­ем конкретных условий. Гарантией реализации этих целей явля­ется содержание коммерческой деятельности, состоящее в изу­чении процесса формирования рынка товаров и услуг, обосно­вании направлений и масштабов развития их производства в соответствии с потребностями общества и отдельных потребите­лей, доведение товаров до потребителей и организация самого процесса потребления, коммерческое посредничество и органи­зация договорных связей на рынке товаров и услуг.

Коммерцию иногда сводят лишь к торговле и посредничеству, ассоциируя часто со спекуляцией - скупкой и перепродажей то­варов с целью наживы. Однако нажива (доход, прибыль) - это цель всякой коммерции, главный стимул поведения предпри­нимателя. Существенно важным является здесь не столько факт получения предпринимателем дохода, сколько степень полезности его действий для других участников деловых отношений.

В современной рыночной экономике коммерция выступает необходимыми компонен­том экономики. Спекуляция же - это лишь такая форма ком­мерческих действий, при которой потребитель оказывается лишен возможности выбора и вынужден приобретать услуги (това­ры) по завышенным ценам. Именно такие действия являются незаконными в странах с рыночной экономикой.

 

1.2.     Организационно-правовые формы коммерческих предприятий

 

Согласно Гражданскому кодексу РФ, юридические лица, являющиеся ком­мерческими организациями, могут создаваться в форме хо­зяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитар­ных предприятий. Согласно Кодексу, к юридическим ли­цам коммерческого типа относятся организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели сво­ей деятельности.[2]

К хозяйственным товариществам и обществам от­носятся коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом[3]. Имущество, созданное за счет вкладов учреди­телей (участников), а также произведенное и приобретен­ное хозяйственным товариществом или обществом в про­цессе его деятельности, принадлежит ему на праве соб­ственности. В случаях, предусмотренных Кодексом, хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью.

Полным товариществом признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и не­сут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом[4].

Участниками полных товариществ могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

Товариществом на вере (коммандитным товарищест­вом) признается товарищество, в котором наряду с участ­никами, осуществляющими от имени товарищества пред­принимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельно­сти[5]. Статус полных товарищей, участвующих в товари­ществе на вере, и их ответственность по обязательствам товарищества аналогичны положению участников полного товарищества. Лицо может быть полным товарищем только в одном товариществе на вере.

Обществом с ограниченной ответственностью призна­ется общество, учрежденное одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли опреде­ленных учредительными документами размеров; участни­ки общества с ограниченной ответственностью не отвечают но его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов[6].

Обществом с дополнительной ответственностью при­знается учрежденное одним или несколькими лицами об­щество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; учас­тники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одина­ковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов[7].

При банкротстве одного из участников его ответствен­ность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок не предусмотрен учредительными доку­ментами общества.

Акционерным обществом признается общество, устав­ный капитал которого разделен на определенное число ак­ций. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционерное общество, участники которого могут от­чуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свобод­ную продажу на условиях, устанавливаемых законом и другими правовыми актами.

Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом пред­лагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

В хозяйственной практике могут иметь место так называемые дочерние и зависимые общества.

Дочерним является такое общество, в уставном капита­ле которого преобладает другое (основное) хозяйственное об­щество или товарищество, имеющее таким образом возмож­ность влиять на принятие решений в дочернем обществе. До­чернее общество не отвечает по долгам основного общества.

Хозяйственное общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20 % голосующих акций акционерного общества или 20 % уставного капитала общества с ограниченной ответ­ственностью.

Коммерческой организацией, согласно Гражданскому кодексу, является также и производственный кооператив.

Производственным кооперативом (артелью) призна­ются добровольные объединения граждан на основе член­ства для совместной производственной или иной хозяй­ственной деятельности, в том числе сбытовой и торговой деятельности, бытового обслуживания, оказания услуг и др[8]. Эта деятельность основывается на личном и ином участии его членов и объединении их имущественных паевых взносов. В деятельности производственного кооператива могут участвовать юридические лица.

Коммерческие организации могут представлять собой государственные и муниципальные унитарные пред­приятия.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на за­крепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.[9] Имущество государствен­ного или муниципального унитарного предприятия нахо­дится соответственно в государственной или муниципаль­ной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управ­ления. Органом управления унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственни­ком либо уполномоченным собственником органом и им по­дотчетен.

Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представле­ния и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассо­циаций или союзов, являющихся некоммерческими орга­низациями. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою са­мостоятельность и права юридического лица.

 

 

 

 

 

 

 

2. Структура коммерческих организаций

 

Формирование структуры управления предприятия основано в первую очередь на специализации и разделении управленчес­кого труда. Специализация управленческого труда, с одной сто­роны, приводит к разукрупнению функций, повышению одно­родности управленческих работ, создает основы для повышения квалификации труда и углубления знаний в определенной обла­сти. Это в конечном счете приводит к росту эффективности выполнения отдельных функций в организации. Но, с другой стороны, специализация в аппарате управления увеличивает чис­ло связей между его звеньями, из-за чего затрудняется коорди­нация и согласование отдельных видов деятельности. Кроме того, разукрепление полномочий и ответственности ведет к опреде­ленному разделению единого волевого начала в руководстве орга­низацией, что усложняет управление коллективом людей.

Многолетняя практика построения и функционирования хо­зяйственных организаций и теоретическое обобщение этих про­цессов выявили несколько общепринятых форм построения орга­низаций, где тенденции дифференциации (разделения) и интеграции (объединения) проявляются часто в зависимости от соче­тания двух основных типов руководства - линейного и функцио­нального.

В соответствии с видом и типом предприятий торговли, масш­табов их деятельности и степени хозяйственной самостоятельности применяются четыре типа организационных структур управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная (комбини­рованная), дивизионная и структуры программно-целевого управления.

Информация о работе Коммерческие организации и их структура