История взглядов на сущность организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:09, курсовая работа

Описание

Актуальность работы определяется тем, что для решения вопроса о том, какая схема организации является оптимальной для данных конкретных условий, необходимо принимать во внимание различные подходы, предлагаемые теориями формиро­вания организаций.
Объект исследования: теории взглядов на сущность организации. Предмет исследования: эволюция и различие взглядов и теорий на сущность организации. Теоретические основы построения организаций как часть общей науки об управлении разрабатывались на стыке разных отраслей зна­ний - менеджмента, социологии, антропологии, психологии, юрис­пруденции и др.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Классическая теория организации
2. Теория организации Генри Файоля
3. Бюрократическая теория организации
4. Факторы эффективной организации
6. Теория административного поведения
7. Теория Гласиер
8. Теория организационного потенциала
9. Теория институтов и институциональных изменений
10. Современные направления теоретических разработок
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ!ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРУ ОРГАНИЗАЦИИ.doc

— 263.50 Кб (Скачать документ)

В книге «Институты, институциональные изменения и функцио­нирование экономики», опубликованной на русском языке в 1997 г., Норт, развивая свою теорию, пересматривает понятие рациональнос­ти. Он делает особый акцент на двух концептуальных проблемах: одна из них возникает при восприятии человеком мира с его множеством фактов, другая — при сортировке этих фактов по важности и расчете оптимального выбора. Анализ ведет к глубокому пониманию роли институтов в решении этих проблем.

Принципиальное значение и актуальность сохраняют выводы из теории новой институциональной экономики, сформулированные Нортом. Главное состоит в том, что чрезвычайно трудно, да и практи­чески недостоверно анализировать переход от плановой экономики к рыночной без институционального подхода к проблемам и событиям. Суть выводов сводится к следующему.

1. Если законы могут быть изменены в течение короткого времени, то неформальные нормы меняются постепенно. Именно такие нормы создают легитимную основу для действия законов, а революционные изменения последних часто приводят к результатам, отличающимся от ожидаемых. Страны, которые принимают законы, при годные для дру­гих экономических условий, для других неформальных норм и побуди­тельных факторов, приобретают совсем не то направление развития, что имеют государства, откуда эти законы заимствованы.

2. Функционирование экономики в значительной степени опре­деляется государственным устройством, формирующим экономичес­кие законы, создающим и обеспечивающим эффективные права соб­ственности и влияющим на политику развития. При этом существует объективная необходимость соблюдения определенных условий: а) по­литические институты сохраняют стабильность, если их поддержива­ют организации, заинтересованные в их неизменности; б) для успеш­ного осуществления реформ необходимо изменение институциональ­ной системы; в) модификация норм поведения, поддерживающих и легитимизирующих новые законы, является длительным процессом, и при отсутствии такого побудительного механизма государственное устройство не может быть стабильным; г) в долгосрочной перспекти­ве экономический рост требует разработки законов и правил; д) не­формальные ограничения иногда (но в краткие периоды) могут обеспечивать экономический рост даже при неблагоприятных или нестабиль­ных законах.

3. Эффективные политико-экономические системы формируют гибкие институциональные структуры, способные переживать шоки и перемены и являющиеся фактором успешного развития. Однако формирование этих систем является результатом длительного процес­са; создание же эффективных систем, рассчитанных на краткосроч­ную перспективу, требует в каждом случае специальных исследовании и разработок.

 

10. Современные направления теоретических разработок

 

На переднем крае теоретических разработок, имеющих большую практическую значимость, в настоящее время оказались направления, которые в наибольшей мере отражают изменившиеся условия функ­ционирования организаций. Это вызвано и ориентацией на новейшие технологии, и проблемой рисковых инвестиций, и способами высо­копродуктивного ведения хозяйства, и прогнозированием потреби­тельского спроса и поведения конкурентов, и господством стратеги­ческого подхода в управлении. Среди основных направлений теоре­тических обобщений и разработок можно назвать следующие.

1. Реинжиниринг, или перестройка на современной информацион­ной и технологической основе организации производства и управле­ния. Это и теория, и методы комплексного оздоровления корпораций, управленческого ренессанса с охватом и реконструкцией всех без ис­ключения элементов, в том числе систем человеческих мотиваций и стимулов. В рамках этого направления рассматриваются и новые им­пульсы повышения эффективности, связанные с сокращением раз­меров и оптимизацией хозяйствующих субъектов, и потенциал мат­ричных структур, органически сочетающих линейное и программное руководство, и возможности деятельности комплексных целевых ко­манд, и многое другое. Управленческий механизм фирмы настраива­ется на овладение рынком — анализ его емкости, организацию сбыта товаров, способы стимулирования продаж, обеспечение конкуренто­способности товаров и услуг.

2. Концепция внутренних рынков корпораций (или организационных рынков). Она характеризуется перенесением закономерностей и прин­ципов рыночного хозяйства на внутреннюю деятельность корпораций. Такие революционные преобразования должны охватить все их под­разделения (линейные, функциональные, маркетинговые и даже ап­парат высших руководителей). Они становятся автономными звенья­ми, которые покупают и продают товары и услуги, участвуя во внут­рифирменном и межфирменном обороте, и объединяются едиными информационными сетями, финансовыми системами и предприни­мательской культурой. Благодаря развитию прямых связей организа­ционные рынки резко сокращают многие виды расходов, внимание фирм фокусируется на обосновании перехода от иерархических к го­ризонтальным управленческим структурам, на поиске выгодного со­отношения между крупными и малыми операциями.

Согласно этой концепции, подразделения, имеющие широкую экономическую самостоятельность внутри предприятий, могут опе­ративно вносить изменения в производстве товаров, предоставлении услуг, во всей системе отношений с потребителями. На этой основе и с использованием информационных технологий формируются сете­вые организации с распределенными автономными звеньями, так на­зываемые виртуальные корпорации. Появляется принципиально новый объект управления, требующий очень тонкой настройки. К этому на­правлению примыкает и разрабатываемая концепция «демократичес­кой корпорации», предусматривающая широкую децентрализацию уп­равления с развитием демократических форм и методов функциони­рования подразделений и руководителей.

3. Теория альянсов (ассоциативных форм организации и управления). Интеграционные процессы в управлении, ориентированные на бо­лее эффективное использование всех видов ресурсов (и в первую очередь научно-технических, инвестиционных и финансовых), при­водят к появлению многообразных форм горизонтального объедине­ния организаций. Образуются плоские организационные иерархии во­круг основных процессов, имеющие специфические цели. Это не толь­ко так называемые горизонтальные корпорации, но и стратегические союзы, различные модификации конгломератов, консорциумов, хол­дингов, хозяйственных ассоциаций и групп.

Новая корпоративная модель предусматривает расширение коо­перации среди конкурентов, поставщиков и потребителей и тем са­мым меняет представление о границах организации. Профессиональ­ные знания и умения каждого партнера позволяют создавать более эф­фективную организацию, в которой любая функция и процесс реали­зуются на глобальном уровне. Компании объединяются для того, что­бы использовать специфические рыночные возможности, которые от­дельно взятыми организациями не могут быть реализованы. Особое внимание уделяется проблеме всестороннего развития человеческих ресурсов. Отношение к людям как к ведущему ресурсу, к капиталу, а не как к персонифицированным издержкам производства становится едва ли не центральным постулатом теории организации. Важное зна­чение придается проблеме доверия — к системе управления, прини­маемым решениям, их исполнению, руководителям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной курсовой работе  рассмотрена история и эволюция взглядов на сущность организации.

Идеи и концепции, образующие классическую теорию органи­зации, разрабатывались многими учеными и практиками. К извест­ным авторам, внесшим основной вклад в развитие главных разделов классической теории, относятся: научное управление - Ф. В. Тейлор, Ф. Гилбрет, Л. Гилбрет, Г. Л. Гантт, X. Манстерберг, X. Эмерсон, Г. Л. Таун, М. Л. Кук; собственно теория организации - X. Файоль, Дж. Д. Лизней, А. С. Рейли, Л. Урвик; бюрократическая теория — М. Вебер.

Основными теориями  являются:

      Классическая теория организации, теория научного управления Тейлора

      Теория организации Генри Файоля,

      Бюрократическая теория организации Макса Вебера

      Теория  эффективной организаци и Ренсиса Лайкерта

      Теория административного поведения Герберт Саймон

      Универсальная теория формирования организаций Гласиера

      Теория организационного потенциалаИгоря Ансоффа

      Теория институтов и институциональных измененийДугласа Нортона

      Современные направления теоретических разработок

 

Основные фак­торы, оказавшие влияние на становление и развитие научных школ управления XX века:

      Отделение управления от собственности

      Рост крупных организаций

      Развитие наук о человеке

      Развитие точных наук

      Утверждение рыночных отношений. Революционные перемены в технологии

      Сложность и наукоемкость производства

      Глобализация производства и рынков

      Информационные технологии

      Многообразие потребительского спроса

      Рост неопределенности развития и рисковых инвестиций

 

Ориентация научных школ:

      Закономерности и принципы построения организаций

      Разделение труда, функций и ответственности

      Человеческие отношения, мотивы и стимулы

      Социальные системы

      Системный подход к управлению

      Организационный потенциал и культура

      Бихевиоризм

      Маркетинг

      Реинжиниринг

      Концепция внутренних рынков

      Теория институтов и институциональных изменений

      Теория альянсов

      Приоритет социальных целей и развития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Акимова Т.А. Теория организации.М., Юнити, 2003

2.      Алексеева ММ. Планирование деятельности фирмы. Учебно-методи­ческое пособие. — М.: Финансы и статистика, 1997.

3.      Берталанфи Л. фон. Общая теория систем. Критический обзор // Иссле­дования по общей теории систем. — М.: Прогресс, 1969.

4.      Беляев АЛ, Короткое Э.М. Системология организации: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2000.

5.      Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. — М.: Наука, 1973.

6.      Ю.Богданов А.А. Всеобщая организационная наука. Тектология. Т. 1. СПб.: Изд-во М.И. Семенова, 1912.

7.      Большой энциклопедический словарь. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2000.

8.      Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003.

9.      Боулдинг К. Общая теория систем — скелет науки // Исследования по общей теории систем. — М.: Прогресс, 1969.

10.  Виссема X. Менеджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и координация в децентрализованной компании): Пер. с англ. — М., 1996.

11.  Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

12.  Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала (в 2-х томах). - М.: МПИИПУ, 1997.

13.  Грейсон Дж. К., Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. — М.: Экономика, 1991.

14.  Жид Ш. Пророчества Фурье. — М., 1917.

15.  Инновационная система России: модель и перспективы ее развития. Вып.1. - М.: Изд-во РУДН, 2002.

16.  Кулик В. Т. Современная теория организации систем — системология. — Киев: Знание, 1971.

17.  Лафта Д.К Эффективность менеджмента организации. Учебное посо­бие. — М.: Русская Деловая Литература, 1999.

18.  Львов Д.С. Экономика развития. — М.: Изд-во «Экзамен», 2002.

19.  Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер с англ. — М.: Дело, 1995.

20.  МильнерБ.З. Теория организации: Учебник. — 3-е изд. — М.: ИНФРА—М., 2002.

21.  Николис Г., Пригожий И. Самоорганизация в неравновесных системах. М.: Мир, 1979.

22.  Оптнер С. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. — М.: Сов. Радио, 1969.

23.  Оуэн Р. Новый нравственный мир. Творцы кооперации и их думы. — М., 1919.

24.  Питере У, Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт луч­ших компаний): Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1986.

25.  Преодоление инновационного отставания в России. Труды ОЭСР, Хель­синкский семинар. — М.: Изд-во РУДН, 2002.

26.  Пшенников В.В. Японский менеджмент. Уроки для нас. — М.: Изд-во «Япония сегодня», 2000.

27.  Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации. — М.: Изд-во «Экза­мен», 2002.

28.  Сергеев ПН.  Мировая экономика.  Вопросы и  ответы.  —  М.:  Новый юрист, 1998.

Информация о работе История взглядов на сущность организации