Государственное регулирование торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:05, курсовая работа

Описание

Развитие рыночных отношений в России показывает, что одна из наиболее сложных проблем — это отношения государства и рынка. Российский опыт перехода к системе рыночных отношений и практика экономически развитых государств говорят о необходимости государственного регулирования рыночных отношений. Более сложный вопрос — это вопрос о пределах государственного вмешательства в деятельность рынка. Здесь существуют две концепции. Первая получила название монитористской.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Основы государственного регулирования торговли в Российской Федерации……………………………………………………………………..5
1.1 Основные цели, принципы, направления и функции государственного регулирования торговли………………………………………………………5
1.2 Методы государственного регулирования торговли……………….....19
2. Практические меры государственного регулирования торговли…...…26
2.1 Регулирование торговли на федеральном и региональном уровнях…26
2.2 Регулирование торговли на уровне предприятий и организаций…….28
Заключение……………………………………………………………………35
Список использованной литературы и источников………………………..37

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 148.48 Кб (Скачать документ)

Малые предприятия могут  создаваться на основе любой формы  собственности. Основной критерий статуса  малого предприятия - предельная численность  работающих для розничной торговли не должна превышать 30 человек, для  оптовой торговли и предприятий  общественного питания — 50 человек. С 2004 г. вводится новая система классификации  малого предпринимательства, близкая  к принятой в Евросоюзе. Теперь предприятия со штатом до 10 человек и оборотом до 15 млн руб. в год будут называться микропредприятиями и пользоваться льготным налогообложением.

Малый бизнес своей практикой  непосредственных контактов с потребителем оказывает давление на крупные фирмы, также заставляя их постоянно  ориентироваться на запросы населения. В этом отношении существенную роль в формировании конкурентной среды  имеет федеральный закон «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ, устанавливающий определенные льготы для лиц, участвующих в  малом бизнесе.

Субъекты хозяйствования могут действовать автономно, выступая в виде фирм, и ассоциативно, объединяясь  в различного рода организации.

Фирма представляет собой  хозяйствующую организацию, являющуюся первичным звеном торговых объединений, индивидуальных предпринимателей и  акционеров.

Фирмы могут быть двух видов:

• головная компания, держащая контрольный г!3кет акций и объединяющая несколько специализированных (самостоятельных экономически) торговых предприятий и филиалов, расположенных в данном регионе или за его пределами;

• холдинг, т.е. фирма, не осуществляющая производственной деятельности, а выполняющая лишь управленческие функции по отношению к входящим в ее состав предприятиям и филиалам.

Ассоциации могут быть четырех основных типов — хозяйственная  ассоциация, концерн, синдикат и консорциум.

Хозяйственная ассоциация — объединение предприятий на договорных началах в целях совместного осуществляется одной или нескольких производственно-хозяйственных функций. Участники ассоциации могут входить в другие объединения предприятий без согласования с их участниками.

Концерн — объединение предприятий, осуществляющих совместную деятельность на основе добровольной централизации функций научно-технического и производственного развития, инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и иной деятельности, а также хозяйственного обслуживания предприятий.

Синдикат — объединение, создаваемое в целях установления контроля над рынком какого-либо товара. Предприятия в синдикате сохраняют производственную, но теряют региональную самостоятельность. Синдикат может одновременно входить в хозяйственную ассоциацию.

Консорциум — временное добровольное объединение предприятий для решения конкретной задачи, реализации крупной целевой программы или проекта независимо от формы собственности. После выполнения поставленной задачи консорциум прекращает свое существование (распускается) либо преобразуется в объединение иного вида.

Акционерные хозяйственные  субъекты могут быть представлены совместными  предприятиями (СП). Мировой опыт показывает, что для большинства стран, вкладывающих инвестиции за рубежом, СП является наиболее приемлемой формой экспорта капитала. Они получают возможность размещать  на территории принимающих стран  свои производства, использовать их внутренний и внешний рынки для сбыта  совместно произведенной продукции.

Выгодны СП и для принимающей  страны: они создают новые рабочие  места, содействуют оживлению деловой  активности, насыщают рынок совместной продукцией, что положительно сказывается  на удовлетворении спроса и снижении темпов роста инфляции, так как  изготовленные ими товары, как  правило, реализуются по ценам более  низким, чем стоимость импортных  изделий. Местные же компании, чтобы  остаться жизнеспособными, вынуждены  поднимать уровень технической  культуры своего производства до соответствующих  показателей иностранных предприятий.

Классификация организационно-правовых структур позволяет выбрать оптимальную  форму защиты интересов, как фирмы, так и экономических субъектов, имеющих отношение к ее деятельности, поскольку в каждом конкретном случае в зависимости от вида собственности  и те и другие несут по отношению  друг к другу определенные обязательства.

Гражданский кодекс РФ определяет, что коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договоренности между собой создавать объединения в форме ассоциации или союзов, являющихся некоммерческими организациями.

Получают развитие такие  формы торговых объединений, как  торговые лиги, специализированные торговые союзы, торгово-промышленные палаты и  др. Их основные функции состоят  в защите интересов внутренней торговли, разработке концепции ее развития, изучении и распространении отечественного и зарубежного опыта, участии  в разработке и осуществлении  государственных программ становления  внутреннего рынка и активного  привлечения отечественных товаропроизводителей.

Для состояния внутренней торговли в настоящее время характерным  является стремление к интегрированию хозяйственной деятельности различных  торговых структур.

В торговую практику активно  и последовательно проникает  осознание того, что формирование интегрированных торговых систем позволяет  объединить гибкость рыночной организации  торговой деятельности с эффектом централизованного  руководства, высокий потенциал  частной инициативы с преимуществами крупной коммерческой структуры.

По своей сущности интегрированная  торговая система является формой производственных отношений между крупным и  малым предпринимательством.

В социальном отношении интегрированная  торговая система может рассматриваться  как метод эффективного осуществления  экономического сотрудничества и достижения социального компромисса во взаимоотношениях малого, среднего и крупного предпринимательства  на потребительском рынке.

В организационном плане  интегрированная торговая система  является добровольным договорным объединением предприятий различной специализации  и сферы деятельности, созданным  в целях совместного решения  предпринимательских задач.

В экономическом отношении  интегрированная торговая система  представляет собой форму постепенной  концентрации торговых операций отдельных  торговых структур при минимизации  их хозяйственного риска и затрат.

Для развития интегрированных  торговых структур в российской торговой практике в настоящее время сложились  и продолжают формироваться определенные предпосылки. Внешними стимуляторами  развития интеграционных процессов  являются рыночная неопределенность, обострение проблемы реализации, многочисленные осложнения на пути движения товаров  к потребителям, вызванные неразвитостью  инфраструктуры торговой деятельности.

Сформировались мощные, побуждающие  к интеграции мотивы и внутри самой  торговой отрасли. Решающим среди них  является усиление конкуренции.

Анализ современных тенденций  развития интеграционных процессов  на потребительском рынке страны показывает, что это движение происходит по достаточно традиционной схеме —  от простых моноотраслевых объединений  к сложным межотраслевым с реализацией как горизонтальных, так и вертикальных систем хозяйственных взаимоотношений.

Спецификой интеграционных торговых процессов стало большое  качественное разнообразие предприятий  и объединений, диктуемое подотраслевой  структурой торговли.

Интеграционные процессы в торговле происходят на фоне возникновения  таких видов объединений, как  цепные торговые организации, кооперативные  объединения торговых структур, добровольные оптово-розничные цепи.

Цепные торговые сети как  вид добровольного объединения  в принципиальном плане могут  формироваться как в оптовом, так и в розничном звеньях  торговли. Однако наиболее характерной структурой они должны стать для розничного звена.

Сущность данного объединения  состоит в том, что крупное  торговое предприятие создает собственную  цепную сеть предприятий или заключает  договор с малыми или средними торговыми структурами, на основе которого последние в качестве филиалов получают право на реализацию определенных видов  товаров на конкретном товарном рынке  под торговой маркой головного предприятия (система франчайзинга). Причем данная торговая марка широко известна потребителям и воспринимается ими как своеобразная гарантия качества.

Цепные торговые организации  могут создаваться на принципах  добровольного подчинения, с использованием договоров аренды или даже продажи  предприятия с соблюдением норм, предусмотренных Гражданским кодексом РФ.

Общим принципом работы подобных объединений при их создании на условиях договоров аренды является строгий  контроль за работой членов объединения со стороны головной структуры, вплоть до ее участия в решении их оперативно-хозяйственных вопросов.

На практике создание цепных торговых организаций по договору аренды предприятия может рассматриваться  как срочный управленческий контракт. При такой постановке вопроса  объединение будет работоспособным  лишь при полном включении его  участников в систему деловой  активности головной структуры.

Кооперативные объединения  торговых структур или объединения  ассоциативного типа возникают как  своеобразный ответ на усиление позиций  цепных торговых структур. Сущность данного  вида объединений в отличие от предыдущего состоит в том, что  группа малых и средних торговых структур стремится обеспечить собственную  стабильность не за счет использования  известной торговой марки какого-либо головного предприятия, а на основе формирования образа новой торговой группы, способной к жесткой конкуренции  на потребительском рынке.

Принципиальной особенностью работы таких объединений является опора на согласование и централизацию  выполнения наиболее важных функций  своей хозяйственной политики. Исходя из этого, можно предположить, что  подобные объединения получат широкое  распространение в розничной  торговле. Именно в этой торговой сфере  согласование закупочно-сбытовой политики и централизация функций товароснабжения  являются основанием для возникновения  объединения. Наиболее перспективным  направлением создания объединений  ассоциативного типа в розничной  торговле является объединение магазинов  с одинаковой концепцией хозяйственного развития: магазины со смешанным ассортиментом и невысокими ценами, специализированные магазины с особыми формами торгового обслуживания, универсальные магазины, предлагающие новые формы торгового обслуживания и т. п.

Развитие цепных торговых структур и объединений ассоциативного типа в розничной торговле неизбежно  спровоцирует интеграционные процессы в оптовом звене.

Стремясь сохранить свои позиции на рынке, оптовые структуры  пришли к необходимости интеграции с розничными структурами на договорной основе. Тем самым формируются  добровольные оптово-розничные цепи или объединения контрактного типа.

Объединения данного вида призваны координировать функции оптовой  и розничной торговли на принципах  общей коммерческой стратегии при  сохранении полной юридической и  финансовой независимости каждого  члена объединения. При этом розничные  структуры, входящие в цепь, как правило, должны иметь единое фирменное название, унифицированный товарный ассортимент, общую сбытовую политику.

Быстрый заказ работы: (495) 789-79-27 
(905) 197-80-77

  • О компании
  • Цены
  • Способы оплаты
  • Условия/Гарантии
  • Оформить заказ
  • Контакты

Методы регулирования цен и  контроля за ценами

Путь: Главная → Лекции (продолжение) → Цены и ценообразование →

Все объявления

ЯндексДирект

Дать объявление

  • Proofpoint Email Security

Решение для обеспечения  безопасности корпоративной электронной  почты.

Адрес и телефон  ·  headtechnology.ru

  • Справочная база по кредитам!

Уникальные возможности  оформления любых кредитов! Подробнее - демо-версия.

creditzaem.ru

  • Бизнес в Сети, не выходя из дома:

Обучаем, вдохновляем. 5342 человек  уже запустили доход. Будет интересно!

www.tvoy-startup.ru

 

Воздействие государства  на процессы ценообразования стало  одним из важных и систематически применяемых методов экономической политики развитых стран.

Сложившаяся система государственного регулирования цен наряду с другими формами отраслевой государственной политики воздействует на стоимостные пропорции и распределение национального дохода между отдельными отраслями и категориями населения страны. Роль этой формы регулирования в последние десятилетия резко усилилась в связи с ростом инфляции. Ценовая политика становится одной из самых важных сфер экономической деятельности государства.

Известный американский экономист  Саймон считает, что на большинстве рынков действуют не конкурентные цены, а управляемые. Влиятельный американский экономист Дж. Гэлбрейт также считает, что эффективный контроль над ценами необходим.

Как уже отмечалось, важнейшим  инструментом государственного регулирования  является финансовая денежно-кредитная  политика. Составной частью этой политики следует считать попытки государства воздействовать на состояние хозяйственной конъюнктуры отдельных товарных рынков с помощью регулирования цен.

В прошлом государственное  регулирование цен в зарубежных странах проводилось главным  образом в военные периоды. Особое развитие оно получило во время первой и второй мировых войн. Основной причиной прямого вмешательства государства в ценообразование в период войны является резкое нарушение механизма воспроизводства, в результате чего происходит скачкообразное изменение структуры производства и потребления, создаются условия, при которых значительно сокращается выпуск товаров личного потребления и оказание услуг, быстро накапливается так называемый «отложенный» (неудовлетворенный) спрос. В послевоенный период происходит обратная перегруппировка отраслей экономики: значительно увеличивается (предъявляется) спрос на товары, производство которых не соответствовало потребностям, восстанавливаются разрушенные в военные годы межотраслевые связи в рамках национального воспроизводства. В такой обстановке создаются условия для значительного отклонения цен от стоимости товаров и возникновения многочисленных диспропорций, преодолеть которые без государственного вмешательства очень трудно. Регулирование цен становится распространенной практикой государства.

Информация о работе Государственное регулирование торговли