Государственное регулирование торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:05, курсовая работа

Описание

Развитие рыночных отношений в России показывает, что одна из наиболее сложных проблем — это отношения государства и рынка. Российский опыт перехода к системе рыночных отношений и практика экономически развитых государств говорят о необходимости государственного регулирования рыночных отношений. Более сложный вопрос — это вопрос о пределах государственного вмешательства в деятельность рынка. Здесь существуют две концепции. Первая получила название монитористской.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Основы государственного регулирования торговли в Российской Федерации……………………………………………………………………..5
1.1 Основные цели, принципы, направления и функции государственного регулирования торговли………………………………………………………5
1.2 Методы государственного регулирования торговли……………….....19
2. Практические меры государственного регулирования торговли…...…26
2.1 Регулирование торговли на федеральном и региональном уровнях…26
2.2 Регулирование торговли на уровне предприятий и организаций…….28
Заключение……………………………………………………………………35
Список использованной литературы и источников………………………..37

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 148.48 Кб (Скачать документ)

Государственное регулирование  цен сочетается с финансово-кредитными мерами воздействия на производство и обращение товаров (инвестирование в сырьевые отрасли, льготные кредиты  и льготное налогообложение, прямые дотации и т. п.).

В системе государственного регулирования рынка и товарного  обращения важное место занимают вопросы защиты прав потребителей. Специалисты стран с рыночной ориентацией считают, что интересы потребителей наряду с интересами владельцев капиталов и рабочей силы являются одним из трех элементов общественных интересов, которые правительство  призвано уравновешивать.

В целях предотвращения проникновения  на рынок потенциально опасных для  жиз.ни и здоровья человека товаров существует система предварительного лицензирования производства и торговли отдельными видами товаров. Особое внимание уделяется организации государственного контроля за качеством товаров и услуг, их стандартизацией и сертификацией.

В развитых странах интересы потребителей представляют многие правительственные  и неправительственные организации  и учреждения, действующие на основе получения прибыли и не преследующие цели получения прибыли.

Особую группу методов  государственного регулирования товарного  обращения в развитых странах  составляет сформировавшееся законодательство в области торговой практики. Оно  преследует следующие основные цели:

1.Предусматривать санкции  в случаях нарушения правил  торговли.

2.Информировать предприятия  о том, что запрещено.

3.Стимулировать прогрессивное  развитие предприятий торговли 
и других отраслей товарного обращения.

Таким образом, в странах  с рыночной экономикой сформировались и применяются разнообразные  методы экономического и неэкономического воздействия на рынок и товарное обращение. Все они, в конечном счете, подчинены триединой цели — обеспечить:

•    производителю — свободу хозяйственной деятельности и выхода на рынок;

•    потребителю — свободу выбора товаров и услуг, безопасность их потребления;

•    третьим лицам, не принимающим непосредственного участия в коммерческих сделках и ценообразовании, — учет интересов.

Соотношение и масштабы использования различных групп методов государственного регулирования рынка и товарного обращения определяются в каждый данный момент конкретной экономической и социальной ситуацией в стране. Опыт регулирования рынка в развитых странах свидетельствует об активном использовании разнообразных методов прямого и косвенного воздействия на конкуренцию, цены, внутреннюю торговлю.

Особого внимания заслуживает  зарубежный опыт развития информационной деятельности в органах государственного регулирования товарного обращения, используемой для развития инновационной  деятельности, повышения эффективности  торговых компаний, развития малого предпринимательства. Полная информация о товарах, их качестве и ценах в развитых странах  считается существенным критерием  уровня организации регулируемого  рынка. Такая информация необходима:

•    предпринимателям — при формировании стратегии развития торговых и производственных компаний;

•    покупателям — для свободного выбора товаров (услуг) и безопасного их потребления.

 

1.3 Организационно-правовые структуры  в торговле

 

Торговля представляет собой  вид предпринимательской деятельности, связанной с куплей-продажей товаров  и оказанием услуг покупателям.

Как вид деятельности торговля подразделяется на розничную и оптовую; к торговой деятельности относятся  также производство и реализация собственной продукции и других товаров в предприятиях общественного  питания, включая деятельность по обслуживанию населения.

Внутренняя торговля в  Российской Федерации выполняет  функции обращения товаров народного  потребления, выступает посредником  между производством и потребителем.

Розничная торговля осуществляет продажу товаров народного потребления  и оказание услуг покупателям  для личного, семейного, домашнего  пользования.

Оптовая торговля представляет собой продажу товаров с последующей  их перепродажей или профессиональным использованием.

С отраслевой точки зрения торговля представляет собой самостоятельную  отрасль единого хозяйственного комплекса страны, включающую в себя структурные образования всех организационно-правовых форм и форм собственности, занимающиеся торговой деятельностью, а также  граждан-предпринимателей, осуществляющих эту деятельность.

 

Торговля тесно взаимодействует  со всеми другими отраслями экономики, вступая с ними в хозяйственные  связи.

Основной задачей (миссией) торговли является удовлетворение потребностей населения в товарах, обеспечение  высокого качества и культуры торгового  обслуживания, обеспечение гарантий прав и законных интересов граждан  в процессе торгового обслуживания.

Понятием «торговая деятельность»  охватывается инициативная, самостоятельная  предпринимательская деятельность, осуществляемая торговлей в связи  с совершением купли-продажи товаров  народного потребления, выполнением  работ и предоставлением услуг  покупателям в процессе торгового  обслуживания с целью получения  прибыли.

Понятием «торговое обслуживание»  охватывается вся совокупность действий продавцов товаров, включающая организацию  процессов по заключению и выполнению договоров розничной купли-продажи, оказание покупателям услуг, связанных  с приобретением товаров, а также  защита прав покупателей.

В соответствии с существующими  формами собственности в Российской Федерации торговля осуществляется: частными торговыми предприятиями  и предпринимателями без образования  юридического лица; торговыми предприятиями  федеральной собственности; торговыми* предприятиями собственности субъектов  Российской Федерации; муниципальными торговыми предприятиями; торговыми  предприятиями потребительской  кооперации, общественных и религиозных  организаций, смешанной российской и иностранной собственности, а  также иностранных юридических  и физических лиц.

С отраслевых позиций розничную  торговлю можно представить как  сеть структурных образований всех форм собственности и деятельность граждан-предпринимателей, реализующих  товары непосредственным потребителям и оказывающих в связи с  этим услуги покупателям.

Оптовая торговля представляет собой сеть структурных образований  всех форм собственности, осуществляющих коммерческое посредничество между  производством товаров и розничной  торговлей, общественным питанием, а  также товароснабжение торговой сети и других оптовых покупателей, оказывающих складские, коммерческие,' маркетинговые и иные работы и услуги.

Организационно-правовая форма  предприятий (организаций), занимающихся торговой деятельностью определяется Гражданским кодексом РФ, в соответствии с ним юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Юридические лица, представляющие собой некоммерческие организации (т. е. не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками), могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, финансируемых собственником учреждений, благотворительными и иными фондами и пр.

Коммерческие и (или) некоммерческие организации могут объединяться в ассоциации и союзы.

Торговое предприятие, в  соответствии с принятой в Гражданском кодексе РФ терминологией, идентично понятиям «организация», «фирма», «компания» и др., хотя и фирма, и компания, и организация в общем случае могут состоять из одного и более предприятий.

В торговой практике применяются  различные формы организаций, основанные на использовании частной собственности.

Это акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью (или товарищества), коммандитные общества и различные их сочетания (смешанные  формы).

Четкая принадлежность к  какой-либо форме является основанием для государственной регистрации  фирмы, без чего ее деятельность считается  незаконной.

Создание акционерных  обществ объективно обусловлено  рыночной экономикой, в основе которой  лежит частная собственность. Размеры  такой собственности у различных  владельцев неодинаковы; для того чтобы  начать бизнес, требуется объединение  капиталов разных владельцев. Так  возникают разнообразные союзы (ассоциации), которые в законодательстве стали  называться «обществом» (товариществом).

Наибольшее распространение  получают следующие основные виды хозяйственных  обществ:

•    простое общество;

•    полное общество;

•    общество на вере (коммандитное);

•    акционерное общество;

•    общество с ограниченной ответственностью (паевое).

Простое общество — это объединение вкладов двух или нескольких лиц для совместной деятельности в целях достижения общих хозяйственных результатов. Вклады могут осуществляться деньгами, имуществом или услугами.

Предполагается, что вклады всех участников товарищества одинаковы (если договором не предусмотрено  иное). Вклады и все приобретенные  товариществом за свой счет средства составляют совместное (складочное) имущество  товарищества.

Полномочия на ведение  дел могут быть предоставлены  одному или нескольким членам товарищества. Каждый член товарищества имеет право  знакомиться с положением дел, книгами  учета и документами. Ответственность  по общим долгам товарищества —  индивидуальная, соразмерно доле участия  каждого. Солидарная ответственность  не предполагается.

Полное общество является более развитой формой простого общества. Оно имеет целью ведение конкретного хозяйственного дела (производство, торговля). Возникает явочным порядком; является юридическим лицом; по его обязательствам участники отвечают всем своим имуществом как совместные должники. Членами полных обществ могут быть только физические лица.

Общество на вере (коммандитное) является модифицированным* полным обществом. Основная его особенность заключается в том, что наряду с одним или несколькими участниками, отвечающими перед кредиторами товарищества всем своим имуществом, имеется один или несколько участников, ответственность которых ограничивается вкладами в общество. Те участники, которые отвечают за риск всем своим имуществом, являются внутренними членами общества и именуются полными товарищами. Остальные, рискующие лишь в пределах своего вклада, являются внешними участниками, или «коммандитистами».

Делами в коммандитном товариществе руководят полные товарищи. На сумму вкладов внешних участников общество выпускает акции. Такие  товарищи называются «акционерными  коммандитистами», а общество —  «акционерным коммандитным». Разновидностью коммандитного товарищества является коммандитное товарищество с ограниченной ответственностью. В него на правах полного товарища должно входить  общество с ограниченной ответственностью. Оно и вершит все дела товарищества.

Акционерное общество представляет собой уставное общество с правом юридического лица, создается в разрешительном порядке и обладает основным капиталом, разделенным на определенное число равных частей. Акционерное общество организуется на корпоративных началах и является наиболее сложной формой ассоциации, опирающейся на развитую систему товарно-денежных отношений. В такой ассоциации акционеры не несут личной ответственности по обязательствам общества.

Акционерное общество, участники  которого могут отчуждать принадлежащие  им акции без согласия других акционеров, признается" открытым акционерным  обществом.

Такое ОАО вправе проводить  открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу  на условиях, устанавливаемых законом  и иными правовыми актами.

ОАО обязано ежегодно публиковать  для всеобщего сведения годовой  отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

Акционерное общество, акции  которого распределяются только среди  его учредителей или иного  заранее определенного круга  лиц, признается закрытым акционерным  обществом. Такое ЗАО не вправе проводить  открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Число участников ЗАО ограничено Законом об акционерных обществах.

Общество с ограниченной ответственностью представляет собой  модификацию акционерного общества. Главные отличия его заключаются  в следующем. Акционерные общества формируют уставный фонд путем выпуска  акций, владельцы которых могут  быть заранее неизвестны. Общество же с ограниченной ответственностью образует уставный фонд только за счет средств пайщиков, число которых  колеблется в пределах 5-6. Иначе говоря, общество с ограниченной ответственностью имеет уставный фонд, разделенный  не на части равной номинальной стоимости, как в акционерном обществе, а  на доли, размер которых определяется учредительными документами. Каждый пайщик несет ответственность по обязательствам в пределах своего имущества. Если акционеры  несут убытки в пределах стоимости  принадлежащих им акций, то участники  общества с ограниченной ответственностью отвечают в пределах их вкладов. В  этом и состоит смысл понятия  «ограниченная ответственность».

Строго говоря, акционерное  общество также является обществом  с ограниченной ответственностью, но более сложным и развитым. Важное отличие названных организационных  структур состоит в минимально допустимой сумме основного капитала.

Размеры уставного капитала — важный фактор, определяющий права  и обязанности, как общества, так  и его членов, которые они несут  по своим договорам, а также в  случае банкротства, т. е. не только определяют право голоса участников, но и оговаривают  гарантии или степень ответственности. Организационные формы могут  различаться по виду получения доходов  и степени ответственности членов общества по своим контрактам. Например, акционерное общество принадлежит  его учредителям, купившим акции, по которым они имеют право получать дивиденды от прибыли.

В настоящее время в  России процесс создания и развития акционерных обществ идет быстрыми темпами. Тип таких обществ во многом зависит от типа рынка, где  им предстоит работать. Рынок товаров  народного потребления и услуг  предполагает наличие определенного  количества малых и средних предприятий, действия которых направляются против монополизации данного рынка (олигополия). Мировой опыт показывает, что малый  бизнес играет важную роль в развитии рынка, он позволяет гибко и маневренно заполнять ниши в зарождающемся  рыночном пространстве, которые сегодня  либо не развиты совсем, либо малочисленны.

Информация о работе Государственное регулирование торговли