Функция мотивации в управлении. Управленческое решение: пути оптимизации принятия и реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 11:17, курсовая работа

Описание

Цель: рассмотреть функцию мотивации и пути оптимизации принятия и реализации управленческих решений в производственной деятельности.
Задачи:
1. изучить функции мотивации, для более продуктивного взаимодействия в коллективе;
2. раскрыть типы мотивации в рабочей деятельности;
3. выявить ряд практических советов для руководителя при проявлении стимулирования;
4. рассмотреть способы улучшения собственной мотивации;
5. рассмотреть взаимодействие принятия и реализации управленческого решения;
6. изучить виды эффективного принятия решения;
7. раскрыть модель принятия решения;

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Функции управления………………………………………..5
§ 1.Понятие и классификация функций управления………………..5
§ 2.Функции управления……………………………………………...6
§ 3. Функция мотивации………………………………………………8
§ 4. Характеристика мотивации……………………………………..10
§ 5. Теории мотивации работы и их взаимосвязь………………….13
§ 6. Мероприятия по обеспечению собственной мотивации к жизни
и работе………………………………………………………...........24
Глава 2. Управленческое решение…………………………….........27
§1. Сущность управленческого процесса и их классификации…..27
§ 2. Факторы, определяющие качество и эффективность
управленческих решений……………………………………...........31
§ 3. Требования к управленческим решениям………......................32
§ 4. Организация и алгоритм процесса разработки управленческого
решения……………………………………………………………….35
Заключение…………………………………………………………...43
Список литературы…………………………………………………..45

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 229.00 Кб (Скачать документ)

8. Вознаграждать себя за хорошие достижения в работе и требовать вознаграждения со стороны трудового коллектива.  Вознаграждение не всегда должно выражаться в деньгах.

 

Глава 2. Управленческое решение.

§1. Сущность управленческого процесса и их классификация.

   Решение является неотъемлемой частью и важнейшей органической частью процесса управления всякой организацией, играющей в ней интегративную роль. Под управленческим решением понимается выбор уполномоченным на это лицом наиболее рационального из альтернативных действий, осуществляемых в пределах его должностных полномочий (компетенции) и ориентированных на достижение целей организации7. Решение, принимаемое руководителем, свидетельствует о его уме, воле, знаниях, компетентности или об отсутствии таковых. Умение руководителя принимать рациональные решения определяет его способность управлять.

   В общем виде принятие решения (программы, плана, приказа, распоряжения и т.п.) состоит в выборе цели действия и способов ее достижения, ориентированных на изменение ситуации при данных или предполагаемых обстоятельствах. Эффект функционирования как целостной самоуправляемой системы в значительной мере предопределен качеством принимаемых решений. Другими словами, от качества подготовки управленческих решений в значительной степени зависит эффективность деятельности предприятия.

   Любой  орган управления несвободен  в выборе решения. Принятое  решение не означает победу, так  как оно  тщательно изучается политическими группировками по интересам, средствами массовой информации, которые способны существенно влиять и создавать общественное мнение вокруг принятого решения. Поэтому при принятии решения следует предвидеть последствия возможностей его отмены. Одни решения могут быть отменены без существенного ущерба, а другие – наоборот. Отмена решения обычно осуществляется в связи с переориентацией направлений деятельности или некачественной их подготовкой.

    Классификация управленческого решения необходима для определения общих и конкретно-специфических подходов к их разработке, реализации и оценке, что позволяет повысить их качество, эффективность и преемственность. Управленческие решения  могут быть классифицированы самыми разнообразными способами (Приложение 1). Наиболее распространенными являются следующие принципы классификации:

1)     по функциональному содержанию;

2)     по характеру решаемых задач (сфере действия);

3)     по иерархии управления;

4)     по характеру организации разработки;

5)     по характеру целей;

6)     по причинам возникновения;

7)     по исходным методам разработки;

8)     по организационному оформлению.

   Управленческие  решения могут быть классифицированы по функциональному содержанию, т.е. по отношению к общим функциям управления, например:

а) решения плановые;

б) организационные;

в) контролирующие;

г) прогнозирующие.

   Обычно такие решения затрагивают в той или иной мере все функции управления, однако в каждом из них можно выделить основное ядро, связанное с какой-то основной функцией.

   Другой принцип классификации связан с характером решаемых задач:

а) экономических;

б) организационных;

в) технологических;

г) технических;

д) экологических  и прочих.

   Чаще  всего управленческие решения связаны не с одной, а с рядом задач, в той или иной степени имея комплексный характер.

   В зависимости от организации разработки решений выделяются следующие решения:

а) единоличные;

б) коллегиальные;

в) коллективные.

   Предпочтение способа организации выработки решений зависит от многих причин: компетентности руководителя, уровня квалификации коллектива, характера задач, ресурсов и т.д.

   По характеру целей принимаемые решения могут быть представлены как:

а) текущие (оперативные);

б) тактические;

в) стратегические.

  По причинам возникновения управленческие решения делятся на:

а) ситуационные, связанные с характером возникающих  обстоятельств;

б) по предписанию (распоряжению) вышестоящих органов;

в) программные, связанные с включением данного  объекта управления в             

   определенную  структуру программно-целевых отношений, мероприятий;

г) инициативные, связанные с проявлением инициативы системы, например в сфере производства товаров, услуг, посреднической деятельности;

д) эпизодические и периодические, вытекающие из периодичности воспроизводственных процессов в системе (например, сезонности сельскохозяйственного производства, сплава леса по рекам, геологических работ).

   Важным классификационным подходом служат исходные методы разработки управленческих решений. К их числу можно отнести:

а) графические, с использованием графоаналитических подходов (сетевых 

    моделей  и методов, ленточных графиков, структурных схем, декомпозиции  больших систем);

 б) математические  методы, предполагающие формализацию  представлений, отношений, пропорций, сроков, событий, ресурсов;

в) эвристические, связанные с широким использованием экспертных оценок, разработки сценариев, ситуационных моделей.

   По организационному оформлению делятся на:

а) жёсткие, однозначно задающие дальнейший путь их воплощения;

б) ориентирующие, определяющие направление развития системы;

в) гибкие, изменяющиеся в соответствии с условиями функционирования и развития системы;

г) нормативные, задающие параметры протекания процессов  в системе.

   Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несёт на себе отпечаток личности руководителя, причастного к их появлению на свет. В связи с этим принято различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения8.

   Уравновешенные решения принимают руководители, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.

   Импульсивные решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надёжными, принимаются «с наскока», «рывками».

   Инертные решения становятся результатом осторожного поиска. В них наоборот контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.

   Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в  себе, могут не испугаться любых опасностей.

   Осторожные решения характеризуются тщательностью оценки руководителя всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в ещё меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.

   Перечисленные виды решений принимаются, в основном, в процессе оперативного управления персоналом.  

§ 2. Факторы, определяющие качество и эффективность  управленческих решений.

   Под качеством управленческого процесса следует понимать степень его соответствия характеру разрешаемых задач функционирования и развития производственных систем. Иначе говоря, в какой степени управленческое решение обеспечивает дальнейшие пути развития производственной системы в условиях формирования рыночных отношений.

   На качество  принимаемых решений могут влиять  самые разнообразные факторы.  Назовем некоторые из факторов  принятия управленческих решений9. 

          Факторы принятия управленческих решений 

законы объективного мира, связанные с принятием и реализацией управленческого решения; объем и ценность располагаемой информации – для  успешного принятия управленческого  решения главным является не объем  информации, а ценность, определяемая уровнем профессионализма, опыта, интуицией кадров;
четкая  формулировка цели – для чего принимается  управленческое решение, какие реальные результаты могут быть достигнуты, как измерить, соотнести поставленную цель и достигнутые результаты; время разработки управленческого решения – как правило, управленческое решение принимается в условиях дефицита времени и чрезвычайных обстоятельств (дефицита ресурсов, активности конкурентов, рыночной конъюнктуры, непоследовательного поведения политиков);
организационные структуры управления; формы и методы осуществления управленческой деятельности;
методы и методики разработки и реализации управленческого решения ( например, если фирма лидирует – методика одна, если следует за другими – иная); Субъективность  оценки варианта выбора решений – чем более неординарным является управленческое решение, тем субъективнее оценка.

   При этом необходимо помнить, что даже тщательно продуманные решения могут оказаться неэффективными, если они не смогут предвосхитить возможных изменений в ситуации, состоянии производственной системы.

   Факторы,  определяющие качество и эффективность  управленческих решений, могут  классифицироваться по различным  признакам – как факторы внутренней  природы (связанные с управляющей  и управляемой системами), так  и внешние факторы (влияние окружающей среды)10. К числу этих факторов следует отнести:

1) законы объективного  мира, связанные с принятием и  реализацией управленческого решения;

2) четкую формулировку цели – для чего принимается управленческое решение, какие реальные результаты могут быть достигнуты, как измерить, соотнести поставленную цель и достигнутые результаты;

3) объём и ценность располагаемой информации – для успешного принятия управленческого решения главным является не объём информации, а ценность, определяемая уровнем профессионализма, опыта, интуицией кадров;

4) время разработки  управленческого решения – как  правило, управленческое решение  всегда принимается в условиях  дефицита времени и чрезвычайных  обстоятельств (дефицита ресурсов, активности конкурентов, рыночной конъюнктуры, непоследовательного поведения политиков);

5) организационные  структуры управления;

6) формы и методы осуществления управленческой деятельности;

7) методы и методики разработки и реализации управленческого решения (например, если фирма лидирует – методика одна, если следует за другими – иная);

8) субъективность оценки варианта выбора решения. Чем более неординарным является управленческое решение, тем субъективнее оценка.

9) состояние управляющей и управляемой систем (психологический климат, авторитет руководителя, профессионально-квалификационный состав кадров и т.д.);

10) систему экспертных  оценок уровня качества и эффективности  управленческого решения.

    Управленческие  решения должны опираться на  объективные законы и закономерности общественного развития. С другой стороны, управленческое решение существенным образом зависят от множества субъективных факторов – логики разработки решений, качества оценки ситуации, структуризации задач и проблем, определённого уровня культуры управления, механизма реализации решений, исполнительской дисциплины и т. п. При этом необходимо всегда помнить, что даже тщательно продуманные решения могут оказаться неэффективными, если они не смогут предвосхитить возможных изменений в ситуации, состоянии производственной системы.    

Информация о работе Функция мотивации в управлении. Управленческое решение: пути оптимизации принятия и реализации