Формирование и функционирование формальных и неформальных групп в организации как динамичный процесс и межгрупповое воздействие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:43, контрольная работа

Описание

Человек выполняет работу в окружении людей, во взаимодействии с ними. Он не только исполнитель, но и член группы. При этом группа оказывает на него огромное влияние.
В каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые образовались без вмешательства руководства. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и цели действий организованных групп 5
2. Формальные и неформальные группы их сущность и значение 7
3. Значение функционирования формальных и неформальных групп в процессе жизнедеятельности организации 12
4. Методы формирования и управления группами в организации 21
Заключение 29
Список литературы 30

Работа состоит из  1 файл

Теория организации.doc

— 133.50 Кб (Скачать документ)

      Признание естественных лидеров

      Решающий  административный механизм контроля за групповым поведением – это выявление  естественных лидеров и управление ими. Один из современных теоретиков, развивая эту мысль, пишет: «Каждому руководителю надлежит знать, кто является лидером в каждой неформальной группе и работать с ним, поощряя тех, кто не мешает, а способствует достижению целей организации. Когда неформальный лидер противостоит своему работодателю, его широкое влияние может подорвать мотивацию и удовлетворенность выполняемой работой у сотрудников формальной организации».1

      Если  естественный лидер находится вне  формальной организационной схемы, он зачастую рассматривается как  «возмутитель спокойствия». Он может стать центром коллективного сопротивления влиянию организации, и если в нем сильно развита склонность к доминированию, т.е. если он активно проявляет властолюбие, то он, возможно, начнет осознано или неосознанно совершать поступки, которые позволят ему возглавить неформальную группу в ее сопротивлении организации. Способный человек на должности много ниже своих возможностей может просто от отчаяния направить свою энергию на то, чтобы стимулировать недовольство в своем трудовом коллективе. Такие личности часто становятся организаторами группировок, которые они вовлекают в заговор с целью добиться официального лидерства в организации, на их взгляд, принадлежащего им по праву. Бдительному руководству нередко удается контролировать и использовать эти разрушительные тенденции путем «поглощения» естественных лидеров и предоставления им официального признания. Часто после того, как лидеры «захвачены», начавшаяся революция терпит поражение.

      Поскольку количество руководящих постов в  организационной иерархии ограничено, проблему естественного лидера не всегда можно решить повышением. Порой альтернативное решение дает горизонтальное перемещение. Человека, виновного в горизонтальном проступке (нарушителя с точки зрения организации в целом), можно перевести на такую должность, где он способен принести меньше вреда, или же его можно переводить достаточно часто, чтобы у него не было времени нанести вред.

      Обмен информацией

      Процесс обмена информацией в организациях условно можно разделить на две  категории: формальная и неформальная передача информации.

      В каждой организации существует некая  официальная структура, с помощью  которой сведения передаются по назначению. Но эта формальная их передача дополняется  большим количеством информации, передача которой происходит от желания и даже нетерпения работников поделиться ею друг с другом даже тогда, когда это официально не разрешено или даже запрещено.

      Система неформальной передачи информации является одновременно необходимой, неизбежной и иногда раздражающей. В то время как она часто дает возможность организации быстрее, чем по формальной процедуре, получать информацию и приспособиться к меняющимся условиям, она же вносит разлад в официальные соотношения полномочий и затрудняет координацию. Довольно часто неофициально переданная информация бывает искаженной и неверной, поскольку она не подлежит официальному контролю.

      Гибкое  использование развитой системы  формальной и, что особенно важно, неформальной передачи информации дает возможность  организации выполнять свои задачи быстро и оперативно. При этом сотрудники могут достичь полноты понимания, а руководству организации добиться большего влияния на неформальные группы, что было бы невозможно при наличии лишь формальной системы.

 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Организации можно рассматривать как целенаправленные системы сотрудничающих людей, повышающие их личное благосостояние. Организации необходима функция решения проблем, потому что возникают вопросы использования ресурсов организации и распределения совокупного фонда благ среди ее членов и организация должна приспосабливаться к среде и разрабатывать новые программы действий.

      Проблема  существования и взаимного влияния  формального и неформального  в социальной организации имеет  очень большое значение в современном  менеджменте. Поскольку организации любого размера состоят из групп, менеджеру необходимо хорошо разбираться в особенностях возникновения и развития формальных и неформальных групп. Современный менеджер должен понимать важность существования неформальных групп. Он должен стремиться к обеспечению тесного взаимодействия между формальными и неформальными организациями, поскольку неформальные организации динамично взаимодействуют с формальными организациями, влияют на качество выполнения работы и на отношение людей к труду и к начальству.

      В число проблем, связанных с неформальными  организациями, входят: снижение эффективности, распространение ложных слухов и тенденция сопротивляться переменам. Чтобы увеличить эффективность работы всей организации, справиться с потенциальными проблемами и овладеть потенциальными выгодами неформальной организации, руководство должно признать неформальную организацию и работать с ней, прислушиваться к мнению неформальных лидеров и членов группы, учитывать эффективность решений неформальных организаций, разрешать неформальным группам участвовать в принятии решений и гасить слухи путем оперативного предоставления официальной информации.

 

       Список литературы

  1. Радченко А.В., Смирнов Э.А. Теория организации /Курс лекций под ред. Г.Р. Латфулина, – М.: ГУУ, 2004.
  2. Я.В. Радченко. Организация – порядок. Учеб. пособ.– М.: БЕК, 1998.
  3. Дизель П.М., Мак-Кинли Р.У. Поведение человека в организации /Пер. с англ. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1993.
  4. Зигерд В., Лонг Л. Руководить без конфликтов /Пер. с англ. – М.: Экономика, 1990.
  5. Иванцевич Д.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления: Основы управления персоналом – М.: Дело, 2003.
  6. Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособ. – М.: Центр, 1998.
  7. Акофф Р.  Планирование будущего корпорации.  -  М.: Прогресс, 2005.
  8. Мескон М.Х. и др.  Основы менеджмента: Пер. с англ.  -  М.: Дело ЛТД, 1994.
  9. «7 Нот менеджмента» М: ЗАО «Журнал Эксперт», 2000г.
  10. Бенгт Карлоф, Свен Седерберг Вызов лидеров – М.: Дело, 2007г.
  11. У. Джек Дункан Основополагающие идеи в менеджменте М.: Дело, 2006.
  12.   Основы теории оптимального управления: Учеб. Пособие для экон. вузов /  В.Ф.Кротов, Б.А.Лагома, С.М.Лобанов и др.  Под ред В.Ф.Кротова.  -  М.: Высш.шк., 1990.

Информация о работе Формирование и функционирование формальных и неформальных групп в организации как динамичный процесс и межгрупповое воздействие