Борьба организаций за выживание в условиях конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 22:52, курсовая работа

Описание

Целью моей работы является рассмотрение развитие организации в условиях рыночной экономики, опираясь на один из основополагающих законов организации - закон самосохранения.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие закона самосохранения;
2. Определить факторы самосохранения и устойчивости организации;
3. Рассмотреть развитие организации в конкурентной среде;

Содержание

Введение………………………………………………………………………...……...….3
Глава 1. Закон самосохранения организации…................................................................5
1.1. Понятие закона самосохранения организации……………………………………..5
1.2. Факторы самосохранения и устойчивости организации…………………………..7
1.3. Действие закона самосохранения……………………………………………………9
Глава 2.Конкурентоспособность, как основа закона самосохранения организации………………………………………………………………………………12
2.2. Конкурентное преимущество организации………………………………………..12
2.2 Развитие конкурентоспособности организации…………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………………31

Работа состоит из  1 файл

Borqba_organizacijj_za_vyzhivanie_v_uslovijax_konkurencii.doc

— 218.50 Кб (Скачать документ)

Например, увеличивают  производство продукции на тех же производственных мощностях, что часто  приводит к ухудшению качества и большому количеству рекламаций; берут срочные кредиты у КБ или компаний, оставляя в качестве залога готовую продукцию или ликвидную недвижимость. Не всегда организации удается расплатиться с кредиторами в срок. Действие закона приводит к быстрому уменьшению потенциала созидания. Данный вариант предполагает действие закона самосохранения в условиях типичной добросовестной работы персонала на уровне здравого смысла. При этом закон будет действовать сам по себе. Он может быть полезным, нейтральным или губительным для той или иной организации, процесса, конкретных людей.

2 вариант. Руководитель  знает о законе, а его подчиненные  - нет.

Характер действия закона. На 4-ом, 5-ом и начале 6-го уровня самосохранения, когда наблюдается стабильность в преобладании потенциала созидания, руководитель своими решениями лишь стабилизирует требуемый уровень самосохранения. Персонал при этом ощущает стабильность и уверенность. Работники не думают о формировании долгосрочных ресурсов выживания. Решения руководителя по упреждающим мероприятиям подчиненные будут воспринимать как расточительство или непрофессионализм. Возможно и противодействие при выполнении заданий и даже открытый саботаж. При перемещении организации в неблагоприятные уровни самосохранения (1-ый, 2-ой, 3-ий или 7-ой) персонал начнет активизироваться, часть из них покинет организацию, уменьшив тем самым потенциал созидания компании, а другие будут предлагать руководителю скороспелые, часто сомнительные варианты наращивания потенциала созидания или ослабления потенциала разрушения. Предыдущие действия руководителя будут восприниматься подчиненными как неправильные. Этот вариант очень тяжелый для руководителя и подчиненных.

3 вариант. Руководитель  и подчиненные знают закон  самосохранения, а также благоприятные уровни и варианты необходимых действий.

Характер действия закона. На 4-ом, 5-ом и начале 6-го уровня самосохранения, руководитель и подчиненные формируют  необходимые ресурсы для стабилизации деятельности компании и в случае возникновения разрушительных форс-мажорных ситуаций, изменений структуры спроса на продукцию, изменений курсов ценных бумаг и др. Руководитель и подчиненные достигают взаимодействия по ключевым вопросам развития отдельных подразделений и компании в целом. Основные направления совместной деятельности:

- новационная и инновационная  деятельность;

- маркетинговые исследования;

- создание благоприятного  социально-психологического климата  в каждом подразделении;

- улучшение качества  управленческой и производственной  деятельности;

- формирование устойчивых связей с клиентами, поставщиками и потребителями, муниципальными и федеральными органами власти.

При данном варианте практически  будут реализовываться планы  поставок сырья, оборудования, комплектующих  изделий в конкретное время, на конкретное место. Такой вариант действия закона привел, в частности, в Японии к новому методу производства - производства «с колес», когда все необходимые изделия для производства привозят в требуемое время и место от поставщиков. При таком методе компания может существенно сократить запасы материалов и комплектующих изделий, уменьшить площади складских помещений и численность обслуживающих их работников. Такой вариант предполагает действие закона самосохранения в условиях профессионального подхода персонала к своей деятельности в рамках своих прав и полномочий. При этом закон будет действовать по заранее подготовленному сценарию, принося пользу той или иной организации, процесса, конкретных людей.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава2 . КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ  ОРГАНИЗАЦИИ, КАК ОСНОВА ЗАКОНА САМОСОХРАНЕНИЯ.

2.1. Развитие организации в конкурентной среде.

Главное свойство, которым закон самосохранения наделяет организацию  - это её конкурентоспособность. Именно это свойство позволяет организации находиться на плаву в условиях нестабильной и малопредсказуемоу рыночной экономики.

 

Организационные процессы содержат в себе социальную сущность, а взаимодействие членов групп должно быть сбалансировано и предполагает необходимость в координации3.

Ключевым понятием предпринимательской организации в рамках рыночной экономики является конкурентоспособность. Данное понятие разностороннее и распространяется на такие составляющие деятельности предприятия, как товар и основные его характеристики: качество, технология производства. Помимо этого, в научной литературе используются понятия конкурентоспособности региональной и национальной экономики. Структура понятия позволяет утверждать, что конкурентоспособность объекта складывается из конкурентоспособности его элементов и их организованности для достижения цели.

Рассмотрим соотношение  таких понятий, как цель и конкурентоспособность. Для предприятия цель можно сформулировать: как быть лучше других участников конкретного рынка по некоторым  показателям деятельности в течение  продолжительного периода. Предполагается, что эти преимущества позволяют лучше удовлетворять потребности клиента по его индивидуальным критериям. Имея в виду, что процесс удовлетворения индивидуальных потребностей — это всегда система согласований, то организованность элементов, умение в конкретной ситуации находить верное решение и достигать согласия в продаже товара являются важнейшими элементами в конкурентной борьбе за потребителя.

Таким образом, существуют две стороны конкурентоспособности. Это элементы, ее составляющие (высокое качество товара, дополнительный сервис товара, обслуживание в течение всего срока службы и т.д.), и целевое решение задачи продажи товара в конкретной ситуации (конкретный покупатель с его индивидуальными потребностями, его возможность и способность выбирать из множества конкурирующих на рынке организаций по собственной шкале предпочтений, личных качеств самого продавца). Победа в конкурентной борьбе (увеличение доли компании на рынке), по сути, выражает результаты конкурентоспособности. Соотношение конкурентоспособности и конкуренции можно охарактеризовать как отношение «потенциал-использование потенциала».

Первенство в конкурентной борьбе возможно при высоком уровне обеих составляющих, а проигрыш —  при слабой организации и хорошем  товаре. Устойчивый выигрыш не возможен при плохом товаре, его низком качестве или уровне технологии производства. Таким образом, целеустремленная организация предпринимательского типа в конкурентных условиях должна обладать двумя атрибутами4.

Во-первых, определенным свойством, необходимым для организации процесса достижения цели во внешней среде на конкурентных условиях. В нашем случае это свойство — конкурентоспособность. Важнейшим условием при установлении характера данного свойства организации выступают свойства самой среды. Таким свойством в рыночных условиях является наличие ресурсов. Именно в ресурсонесущей среде разворачивается конкуренция как за доступ к ресурсам, так и за достижение целей деятельности организации. Данное требование относится ко всем ресурсам, которыми оперирует менеджмент: капитал, технология, персонал, информация. Научно-технический прогресс, переход от индустриального к информационному обществу изменяет соотношение затрачиваемых ресурсов. Вместе с тем, содержание механизма конкурентной борьбы и ее цели не меняются, а, следовательно, и неизменным остается требование к конкурентоспособности как свойству организации, функционирующей в среде с подобными свойствами.

Во-вторых, определенной системой управления деятельностью  организации, базирующейся на ключевом свойстве (конкурентоспособности) для достижения целей ее функционирования. В современных рыночных условиях характерной для процесса целедостижения предпринимательской организации является множественность целей. Это, с одной стороны. С другой, — произошло усложнение требований потребителя к товарам и сопровождающим услугам, к усилению индивидуализации данных требований. Процесс целедостижения выстраивается во внешней среде, обладающей свойством неопределенности. В этих условиях система управления должна обладать свойством генерации множественности управленческих реакций на изменения внешней среды. Такое положение обуславливает востребоваемость ситуационного подхода в качестве основного к организации управления. Именно этот способ выбора решений обеспечивает эффективность целедостижения, как способ воздействия на объект в условиях множественности целей функционирования организации5.

Итак, в конкурентных условиях и неопределенной внешней  среде процесс целедостижения предпринимательской  организации базируется на ее определенных свойствах (конкурентоспособности) и свойствах системы управления (множественности реакций). Успешность в конкурентной борьбе выступает мерой использования потенциала, который определяется уровнем развития свойств организации и ее системы управления.

2. 2. Конкурентное преимущество организации.

 

Собственно свойство конкурентоспособность,  состоит  из двух главных частей: адаптивности и инновационности. Адаптивность организации  понимаем как свойство приспосабливаемости, как форму отношений организации с внешней средой, как процесс внутриорганизационной перестройки.

В свою очередь, инновационность  это способность обновляться, как  внутриорганизационные процессы перестройки  по критериям: ритмичность, технологичность, минимальная себестоимость. Иными словами, процессы обновления должны быть постоянными и ритмичными, технологизированными, т.е. стандартными процедурами достижения целей обновления, а также реализовывать обновленческие процессы с минимальными затратами.

Если адаптивность характеризует реакцию организации на изменения внешней среды, то инновационность — основу такой реакции, восприятие решений в своей деятельности, направленное изменение деятельности на основе освоения новых элементов. Адаптивность соответствует необходимости существования в среде с установленными свойствами. Инновационность реализует понятие конструкции организации, источника адаптивности, т.е. соответствует понятию достаточности6.

Итак, свойства адаптивности и инновационности определяют необходимые  и достаточные условия формирования свойства конкурентоспособности организации. В свою очередь, создание этих свойств предприятия опирается на более частные свойства элементов организации. Так, в частности, адаптивность не может формироваться без способности технической базы, технологического оборудования предприятия производить разнообразные изделия. Именно диапазон выпускаемых изделий, потенциальное их разнообразие определяет гибкость технико-технологической базы фирмы.

Другой важной составляющей инновационности служат социальные инновации. Технической и инструментальной базой такого рода новаций является набор освоенных социальных технологий. Известно, что эффективность технических новшеств определяется системой мер по организации персонала для изменения набора образцов устойчивого поведения, обеспечивающего технические и технологические требования данного новшества. Помимо этого, в технический инструментарий социальных новаций входят методы формирования корпоративных ценностей, корпоративной культуры7.

Отношения, связывающие  свойство адаптивности и гибкости технической базы, а также свойство инновационности с техническими и социальными новациями, характеризуются как отношения: «использование потенциала и потенциал». Без способности оборудования производить широкий диапазон изделий, реализовывать НИОКР и технологии, осваивать новшества, персоналу менять набор устойчивых образцов своего поведения невозможны обновляемость и адаптивность организации под изменяющуюся внешнюю среду для достижения целей выживания организации в конкурентных условиях.

Принципиальная схема  зависимости рассмотренных свойств, формирующих конкурентоспособность  организации в условиях неопределенности, приведена на рис. 1.

Рис.1 Принципиальная схема свойств организации в условиях неопределенности

 

При прочих равных условиях конкурентное преимущество организации возникает:

  • при разработке организацией ноу-хау в области технологий, организации производства и управления, мотивации труда, организационной культуры, и т.д.;
  • при грамотной и оперативной работе с поставщиками, клиентами (покупателями), дистрибьюторами и государственными структурами;
  • при реализации комплексной системы в трудовых отношениях организации.

Приведем пример использования  комплексной системы в трудовых отношениях — опыт японских корпораций. Во многом именно на ней зиждется так называемое «японское чудо» — стремительный рывок в развитии промышленности и вхождение Японии в ряды наиболее развитых стран мира. Комплексная система трудовых отношений (или, как ее называют японцы, «пять великих систем») построена следующим образом (рис.2).

Рис.2. Комплексная система трудовых отношений

 

Система пожизненного найма (СПН) в ее классическом виде применяется на крупных предприятиях и в государственной службе Японии. Пожизненный найм предполагает джентльменское соглашение между работодателем и наемным работником, смысл которого состоит в том, что сотрудник материально заинтересован в работе на данном предприятии и пожизненно связал с ним свою судьбу. Его мотивацию обеспечивают две другие системы: система оплаты труда (СОТ) и система кадровой ротации (СКР).

Система оплаты труда  построена на следующих принципах:

  • чем дольше сотрудник работает в организации, тем выше его заработная плата (она растет за счет роста квалификации и опыта со временем);
  • чем выше квалификация, тем выше заработная плата;
  • чем выше реальный трудовой вклад, тем выше заработная плата;
  • зависимость оклада (для служащих) от результатов деятельности предприятия в целом;
  • низкая дифференциация в оплате труда (в среднем 1:4-1:5);
  • периодические (2-3 раза в год) выплачиваются премии (бонусы), размер которых зависит от квалификации работника и финансового состояния предприятия;
  • премии по итогам работы за год выплачиваются в зависимости от результатов работы предприятия и размера индивидуальной заработной платы;
  • единовременное пособие при выходе на пенсию имеет достаточно ощутимый размер (до 80 месячных окладов);
  • работники имеют возможность брать кредиты у предприятия;
  • реальная социальная помощь (медицинские страховки, страхование на случай смерти).

Информация о работе Борьба организаций за выживание в условиях конкуренции