Анализ внешней среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 15:59, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы:

Теоретическая часть - дать общую характеристику организации как объекту управления, рассмотреть внутреннюю и внешнюю среду организации, типы организационных структур и структур управления организацией, определить цели организации и роль менеджера в ней.

Содержание

Введение

Теоретическая часть

1. Организация. Общая характеристика

2. Внутренняя среда организации

2.1 Структура организации

2.2 Типы управления организацией

2.3 Цели организации

2.4 Роль менеджера

3. Внешняя среда

4. Эффективность управления

Практическая часть

1. Общая характеристика организации

2. Структура управления

3. Анализ внутренней среды

3.1 Организационная структура фирмы

3.2 Человеческие ресурсы

3.3 Цели организации

4. Анализ внешней среды

4.1 Доля рынка и конкурентоспособность

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Характеристика организации.rtf

— 695.21 Кб (Скачать документ)

     3. Цель должна быть достижимой, - чтобы служить повышению эффективности организации.

     4. Чтобы быть эффективными, множественные цели организации должны быть взаимно поддерживающими - т.е. действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей. [3 стр. 200]

     Краткосрочные цели выводятся из долгосрочных, являются конкретизацией и детализацией долгосрочных целей. Они определяют деятельность организации в краткосрочной перспективе. Именно через достижение краткосрочных целей организация шаг за шагом продвигается в направлении достижения своих долгосрочных целей.

     В любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня. Особенность иерархического построения целей в организации состоит в том, что, во-первых, цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют более долгосрочный временной интервал достижения. Во-вторых, цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня. Иерархия целей в организации играет очень важную роль, так как она устанавливает структуру организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений организации на достижение целей верхнего уровня. Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая своих целей, вносит необходимый вклад в деятельность организации по достижению ею целей организации в целом. [1 стр.212]

     Краткий вывод: Организация не может функционировать без целевых ориентиров. Выделяются две основные составляющие целевого начала в деятельности организации: миссия и цели. Общефирменные цели формулируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. В любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается иерархия целей.

2.4 Роль менеджера

 

     Менеджер - это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи.

     Организация не может существовать без менеджеров, и для этого существует ряд причин:

     менеджеры обеспечивают выполнение организацией ее основного предназначения;

     менеджеры проектируют и устанавливают взаимодействие между отдельными операциями и действиями, выполняемыми в организации;

     менеджеры разрабатывают стратегии поведения организации в изменяющемся окружении;

     менеджеры обеспечивают служение организации интересам тех лиц и учреждений, которые контролируют организацию;

     менеджеры являются основным информационным звеном связи организации с окружением;

     менеджеры несут формальную ответственность за результаты деятельности организации;

     менеджеры официально представляют организацию в церемониальных мероприятиях и т.п. [7 стр.310]

     Являясь субъектом осуществления управленческой деятельности, менеджеры выполняют в организации ряд разнообразных ролей. Среди них можно выделить три ключевые роли:

     Во-первых, это роль по принятию решения, выражающаяся в том, что менеджер определяет направление движения организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки и т.п. Право принятия управленческих решений имеет только менеджер. Наделенный правом принятия решения, менеджер несет ответственность за последствия принятого решения. Поэтому менеджер должен не только уметь выбрать наилучший вариант решения, менеджер должен решиться на то, чтобы рискнуть повести руководимый им коллектив в определенном направлении.

     Во-вторых, это информационная роль, состоящая в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет информацию в виде фактов и нормативных установок и, наконец, разъясняет политику и основные цели организации. От того, насколько менеджер владеет информацией, насколько он может ясно и четко доводить информацию до членов организации, очень сильно зависит результат его работы.

     В-третьих, менеджер выступает в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов организации на достижение целей, координирующего их усилия и, наконец, выступающего в качестве представителя организации. Поддержка членами коллектива своего руководителя в современных условиях является той базой, без которой ни один менеджер, каким бы хорошим и грамотным специалистом он ни был, не сможет успешно управлять своим коллективом.

     В зависимости от позиции менеджеров в организации, решаемых ими задач, характера реализуемых функций данные роли могут быть присущи им в большей или меньшей мере. Однако каждый менеджер обязательно принимает решения, работает с информацией и выступает руководителем по отношению к определенной организации. [1 стр.24]

     Чтобы выполнять свои сложные и ответственные функции, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием. Требования к их профессиональной компетенции можно условно подразделить на две группы.

     Первую составляют знания и умения выполнять профессиональную работу в такой специальной области как менеджмент. Они включают:

     умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределённость;

     обладать высокой информированностью по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конкуренция. динамика спроса на продукцию и услуги и т.д.;

     способность управлять ресурсами, планировать и прогнозировать работу предприятия, владеть способами повышения эффективности управления;

     умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи.

     Вторая группа требований к профессиональной компетенции менеджеров связана с их способностью работать с людьми и управлять самими собой. В процессе выполнения своих функций менеджеры взаимодействуют с широким кругом лиц: коллегами, подчиненными, руководителями, высшими администраторами, акционерами, потребителями, поставщиками и другими людьми и организациями. Чтобы работать с людьми, столь резко различавшимися по своему статусу и интересам, менеджеры должны иметь много специфических личностных качеств, которые усиливают доверие и уважение со стороны тех, с кем они вступают в контакт. Это, прежде всего:

     высокое чувство долга и преданность делу;

     честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;

     умение четко выражать свои мысли и убеждать;

     уважительное и заботливое отношение к людям вне зависимости от их положения в иерархии предприятия;

     способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и критически оценивать собственную деятельность.

     От ошибок в работе не застрахованы даже самые опытные и квалифицированные менеджеры, но настоящие профессионалы вырабатывают в себе способность сохранять при этом спокойствие, ясность мышления и работать над исправлением положения, а не искать виновных. [7 стр.325]

     Краткий вывод: Менеджер - это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. Являясь субъектом осуществления управленческой деятельности, менеджеры выполняют в организации ряд разнообразных ролей, таких как: принятие решений, роль информатора и руководителя. В процессе выполнения своих функций менеджеры взаимодействуют с широким кругом лиц, поэтому менеджеры должны иметь много положительных специфических личностных качеств, которые усиливают доверие и уважение со стороны тех, с кем они вступают в контакт.

 

3. Внешняя среда

 

     Одной из самых значимых характеристик организации является ее взаимосвязь с внешней средой. Под внешней средой организации понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие воздействие на её функционирование. [9 стр.180]

     Внешняя среда состоит из множества элементов: рынок, с его предложениями и запросами, партнеры, по отношению к которым организация имеет свои обязательства, меняющиеся технологии, оборудование, требования к качеству продукции, образовательному уровню исполнителей, возрастающие запросы наемных работников, деятельность конкурентов, государство с его налоговыми и законодательными требованиями, последствия экономических кризисов и т.д. Среда влияет на организацию и накладывает свои требования. Руководитель должен учитывать это значительное влияние. [3 стр.380]

     К факторам среды прямого воздействия относятся:

     Поставщики

     Потребители

     Конкуренты

     Законодательные и другие государственные органы. [2]

     Среду прямого воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации. Это окружение формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность конкретной организации (рис.3).

 

      Рис.4 Среда прямого воздействия. 

     К факторам среды косвенного воздействия относятся:

     Состояние экономики

     Международные события

     Научно - технический прогресс

     Политические факторы

     Социокультурные явления [2] (рис.4)

     

     Рис.4 Среда косвенного воздействия 

     Факторы среды косвенного воздействия или общее внешнее окружение обычно не влияют на организацию также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Однако, руководству необходимо учитывать их, т.к среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Поэтому при ее исследовании обычно опираются, прежде всего, на прогнозы.

     Однако набор этих факторов и оценка их воздействия на хозяйственную деятельность различны у каждой фирмы. Обычно фирма в процессе управления сама определяет, какие факторы и в какой степени могут воздействовать на результаты её деятельности в настоящий период и на будущую перспективу. [3 стр.385]

     Внешняя среда организации является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить её потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. [1 стр. 198]

     Существует ещё одна характеристика внешнего окружения, которую следует выделить - это её неопределённость. Неопределённость внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в её точности, среда становится более неопределённой, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать её высоконадёжной. Поскольку бизнес всё более становится глобальным занятием, требуется больше и больше информации, но уверенность в её точности снижается. Таким образом, чем неопределённее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения. [5 стр.155]

Информация о работе Анализ внешней среды