Статическое изучение миграции населения в Республике Мордовия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 18:16, курсовая работа

Описание

Цель работы:
Рассмотреть основные показатели миграции
Проанализировать и дать оценку миграции населения Республики Мордовия.

Содержание

Введение….……………………………………………………………………….....5
Теоретические аспекты статистического анализа миграции населения..........6
1.1 Миграция населения. Классификация. Причины
1.2 Абсолютные показатели миграции населения, их анализ
1.3 Относительные показатели миграции населения, их анализ
Анализ миграционных процессов в Республике Мордовия ………………....23
2.1 Расчет абсолютных показателей для Республики Мордовия
2.2 Расчет относительных показателей для Республики Мордовия
2.3 Анализ миграционной ситуации в Республике Мордовия
3. Факторы, обусловливающие миграции населения……………………………30
Заключение…...…………………………………………………...............................33
Список использованных источников……………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 360.50 Кб (Скачать документ)

К добровольным внешним  мигрантам относят не только трудовых мигрантов, но и категорию, непосредственно составляющую предмет нашего изучения - репатриантов (реэмигрантов) - соотечественников, возвращающихся из-за границы с целью стать гражданами на территории своей исторической родины. Часть таких мигрантов в некоторых странах пользуются услугами социальных работников, выполняющих задачу интеграции новых жителей в общество [1, 15].

  1. Другое основание классификации - законность переселения, т. е. выделяется миграция легальная и нелегальная. Миграция в другую страну связана со значительным числом факторов и обстоятельств этнического и правового характера, и поэтому въезд в страну без соответствующего разрешения властями в меру их сил пресекается. Незаконная миграция - въезд в Российскую Федерацию, пребывание и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда иностранных граждан, а также произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на территории Российской Федерации.

Нелегальная миграция, даже нарушая некоторые законы, не обязательно  является криминальной и бывает зачастую обусловлена несовершенством административно-правовых норм и механизмом их исполнения.

  1. По способу реализации миграция населения делится на организованную, осуществляемую при участии государства или общественных органов и с их помощью, и неорганизованную (индивидуальную, самодеятельную), которая осуществляется силами и средствами самих мигрантов.
  2. При изучении миграции населения нередко выделяют миграцию различных социальных групп. Наибольшее влияние на развитие общества оказывает миграция рабочей силы. Она охватывает население в трудоспособном возрасте и иногда называется трудовой миграцией. Понятие "учебная миграция" подразумевает передвижение (главным образом молодежи) в связи с получением образования. Существуют также классификации мигрантов, например, по числу участий в миграции: первичные, вторичные, многократные.

Очевидно, что любые  общественные перемены, с особенной  остротой чувствуют представители национальных меньшинств. В бывшем СССР русские, являлись этническим большинством по отношению к остальным, даже самым многочисленным этносам страны. Одновременно они выступали в роли этнического меньшинства в союзных республиках вне России и в некоторых автономиях РСФСР. С особой остротой статус этнического меньшинства воспринимался русскими в тех республиках, где относительно небольшой демографический вес русского населения соединялся со значительной культурной дистанцией между ним и титульным этносом. Такая ситуация была характерна для республик Средней Азии и Закавказья. В среднеазиатских республиках и Азербайджане демографический потенциал русских был не только сравнительно небольшим, но и постоянно уменьшался вследствие гораздо большего, чем у русских, естественного прироста титульного населения. Положение русских в этих, да и других республиках еще в советское время не могло не усугубляться также быстрой социальной мобильностью титульного населения, все больше оттеснявшего русских с их прежних престижных ролей.

Конец 80-х-начало 90-х гг. XX в. - это не только период перехода нашей страны к рыночной экономике,  трансформации политического строя, но также и период   коренного изменения в характере и направлениях миграции населения как крупномасштабного социального явления, охватившего Россию в целом и отдельные ее регионы в частности. Приходится констатировать, что миграция на сегодняшний день приобрела иной, к сожалению, неблагоприятный характер. Стихийные формы миграции населения стали доминирующей формой, регулировать которые практически невозможно или очень сложно, поэтому они привели к обострению социальных проблем в стране.

Состояние миграции на постсоветском  пространстве, начиная с 1991 г. по настоящее  время, характеризуется следующими основными чертами:

1) трансформацией межреспубликанской  миграции в рамках СССР в  межгосударственную (между странами СНГ);

2) ростом миграционного  обмена со странами дальнего  зарубежья (эмиграция);

3) постепенным сокращением  общего числа мигрантов   вследствие  снижения интенсивности миграции;

4) изменением характера  миграции вследствие  значительного  уменьшения естественной  социально-экономической миграции (на работу, учебу, заработки, по семейным обстоятельствам и т.д.) резкого возрастания вынужденной миграции, вызванной чрезвычайными ситуациями (угрозой жизни из-за войн, межнациональных конфликтов, экологическими катастрофами, этнической дискриминацией, национализмом и другими  обстоятельствами). 

5) ростом процесса  репатриации, охватившей депортированные  народы бывшего СССР.

6) изменением направления  внутренних миграционных потоков  (с окраин - в центральные районы стран, которые отнюдь не испытывают недостатка в трудовых ресурсах из  северных районов - в обжитые районы юга страны);

7) стагнацией урбанизации  - поворотом вектора миграции в сторону села;

8) незначительными размерами  легальной трудовой миграции  и ростом масштабов нелегальной миграции, в том числе криминальной.

 «Россия вышла на  третье место в мире по уровню  миграции. Необходимы экстренные меры по возрождению российских народов. Иначе нам грозит вымирание» — сообщает кандидат политических наук демограф Олег Слоботчиков в газете «АиФ» № 46 (от 17.11.05).

Мигранты вливаются в экономическую жизнь страны. Приезжие целиком оккупировали некоторые отрасли: общественный транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, торговлю. Все торговые пути — кровеносная система страны — намертво схвачены нерезидентами.

По официальной статистике МВД, ежегодно 35 тысяч преступлений на территории нашей страны совершают нелегальные мигранты.

Причиной миграции рабочей  силы является факторы как экономического, так и неэкономического характера. К причинам неэкономического типа относятся: политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др.

Причины экономического характера кроются в различном экономическом уровне развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем. Возможность миграции появляется вследствие национальных различий в условиях заработной платы.

Существенным экономическим  фактором, определяющим миграцию рабочей  силы, является наличие безработицы в некоторых странах, прежде всего в слабо развитых. Важным фактором является вывоз капитала. 
Основу миграционных потоков составляют рабочие, в меньшей степени, служащие.

Говоря о причинах миграции, нельзя не упомянуть такую  категорию населения как беженцы. Вынужденная миграция – одна из проблем современности. Участие в решении этой проблемы принимают национальные правительства, международные и межправительственных, а также неправительственные организации.

Федеральный закон «О беженцах» дает следующее определение слова «беженец» — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать  жертвой  преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской  принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает  вернуться  в нее вследствие таких опасений.

Неоднородность беженцев предполагает деление их на две группы:

  1. Временные транзитные, предполагающие вернуться в места прежнего проживания.
  2. Безвозвратные, предполагающие поселение на территории России.

Вынужденный переселенец  – это гражданин  Российской  Федерации, покинувший  место  жительства  вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в  иных  формах либо  вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка,   а   также   по  признаку  принадлежности  к  определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения  враждебных  кампаний  в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

В определенных случаях  закон допускает признание вынужденными переселенцами и не граждан российской Федерации. Так, вынужденным переселенцем может быть признан иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающее на законных основаниях на территории России и в силу указанных выше обстоятельств вынужденное сменить место жительства в пределах Российской Федерации

Лица, покинувшие место  своего постоянного жительства по обстоятельствам экономического, природного и техногенного характера, а также в связи с эпидемиями и голодом, не могут претендовать на статус вынужденного переселенца, так как причины, вынудившие их покинуть свое жилье, не соответствуют указанным в Законе РФ «О вынужденных переселенцах».

При вынужденной миграции человек разрывает социальные связи  со своей общиной. Впоследствии такие связи ему приходится создавать уже на новом месте, в другой общине, что негативно сказывается на его состоянии.

Особенная ситуация сложилась  в странах бывшего СССР. Их несовершенная правовая система, которая не в состоянии обеспечить защиту основных прав и свобод граждан, сделала возможным появление  дискриминации лиц некоренной национальности по признаку расы, вероисповедания, языка. Это, естественно, привело к возникновению проблемы вынужденной миграции на их территориях.

Проявились националистические настроения. В последнее время  из стран СНГ множество русских  иммигрировало в Россию. У них  просто не оставалось другого выбора, так как условия существования были созданы очень тяжелые.

Также нельзя не упомянуть "Утечку умов". Данный термин получил  распространение в нашей стране сравнительно недавно. Это поток, который  выделяют из общего процесса внешней  миграции как наиболее ценный компонент. В научной экономической и социологической литературе нет единого подхода к оценке явления "утечки умов". Во многом это объясняется тем, что "утечка умов" - это комплексный процесс, относящийся к различным отраслям науки: демографии, социологии, экономике, геополитике. В России также довольно часто применяется сходный по смыслу термин "утечка мозгов".

Миграция специалистов имеет отличные от миграции неквалифицированных рабочих последствия для стран. Миграция неквалифицированных рабочих достаточно благоприятна для страны-донора, так как позволяет уменьшить безработицу и связанные с ней социальные издержки и расходы, а также эмигранты, пересылая часть заработка на родину или привозя его домой по возращении, снабжают тем самым отечественную экономику валютными ресурсами.

При эмиграции ученых и специалистов, квалифицированных рабочих и инженерно-технического персонала страна-донор оказывается в проигрыше. Она теряет все капитальные затраты, вложенные в подготовку этих кадров. Отечественный рынок теряет свою интеллектуальную элиту, творческий потенциал.

Таким образом, страна-донор  ухудшает свое положение, теряет перспективы развития в будущем. Соответственно все потери страны-донора оборачиваются выигрышем для другой страны. По некоторым подсчетам, экономия США лишь в сфере образования и научной деятельности составила за последнюю четверть века более 15 млрд. долларов. Прибыль, получаемая от использования иностранных специалистов, в Канаде и Великобритании в 7 и 3 раза соответственно выше суммы, выделяемой в качестве помощи развивающимся странам.

Работодатели, принимающие  наших ученых, естественно, заинтересованы получить наиболее талантливых, перспективных специалистов, уже создавших себе имя в науке или подающих большие надежды. В результате из страны уезжают наиболее активно работающие, талантливая молодежь и ученые среднего возраста, уже достигшие значительных научных результатов и известные по публикациям за рубежом.

 

1.2 Абсолютные показатели миграции населения, их анализ

 

К числу абсолютных показателей  относятся:

  • численность прибывших в данную местность (V+) за год;
  • численность убывших из  данной местности (V-) за год;
  • валовой показатель миграции, брутто-миграции (V+) + (V-);
  • сальдо миграции, или  чистая миграция, нетто-миграции (V+) - (V-).

При V+ > V- сальдо положительное, при V+ <  V- - сальдо отрицательное, при V+ = V- - сальдо миграции отсутствует.

Среди абсолютных показателей  миграционного движения населения первые два параметра носят исходный, базисный характер.

Оборот миграции (О) также может именоваться миграционной подвижностью, валовой миграцией или брутто-миграцией. Этот показатель, по сути дела, свидетельствует о том, сколько всего людей принимает участие в миграционном движении общества.

     (1.2.1)

Сальдо миграции (С) также может называться миграционным приростом, чистой миграцией или нетто-миграцией. Оно вычисляется вторым способом на основе вычитания из общего прироста населения естественного. Сальдо миграции отражает вполне определенные результаты миграционного движения населения.

Информация о работе Статическое изучение миграции населения в Республике Мордовия