Состояние архивного дела в Российской империи (XVIII в.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:13, реферат

Описание

Преобразования в системе государственного аппарата привели к существенным изменениям в области архивного дела, которые прослеживались по двум направлениям:
создание архивов при новых высших, центральных и местных учреждениях;
устройство фондов упраздненных учреждений, а также документации действующих учреждений, потерявшей справочное значение.

Работа состоит из  1 файл

18 век.docx

— 62.20 Кб (Скачать документ)

СОСТОЯНИЕ АРХИВНОГО ДЕЛА В  РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (XVIII в.)

     С первой четверти XVIII в. начинается новый  этап в развитии архивного дела. Это явилось следствием реформ государственного управления, проведенных правительством Петра I.

     Преобразования  в системе государственного аппарата привели к существенным изменениям в области архивного дела, которые прослеживались по двум направлениям:

     создание  архивов при новых высших, центральных  и местных учреждениях;

     устройство  фондов упраздненных учреждений, а  также документации действующих учреждений, потерявшей справочное значение.

     В процессе этой работы учитывался опыт некоторых стран Западной Европы (Нидерландов, Пруссии и особенно Швеции). В указе Петра I от 28 апреля 1718 г. коллегиям рекомендовалось  при составлении регламентов учитывать опыт Швеции. Однако влияние западноевропейских государств не следует преувеличивать, так как  в том же указе  Петр I подчеркивал, что «которые пункты в шведском уставе не удобны... — оные ставить по своему рассуждению».

Законодательство об архивах.

     В 1720 г. был издан «Генеральный регламент», в котором архивам посвящена 44-я  глава. По «Генеральному регламенту»  впервые в мировой практике предусматривалась  обязательная сдача учреждениями своих  документов в архивы по истечении  определенного срока (в Европе данное требование было законодательно введено только в ХХ в). Для дел, потерявших практическую ценность, он устанавливался в три года. Что касается материалов, необходимых для нормальной деятельности учреждения, то для них конкретных сроков не существовало. Видимо, их надо было передавать в архив после того, как документы теряли справочное значение.

     По  «Генеральному регламенту» создавались  самостоятельные структурные части  в учреждениях — «архивы». Таким образом, юридически оформлялось отделение «архивов» от «канцелярий» и «архивных документов» от «текущего делопроизводства». Одновременно устанавливался порядок передачи дел в архивы и вводились специальные должности — архивариусы. Была также сделана попытка провести концентрацию коллежских материалов: дела, «...которые касаются приходу и расходу», должны быть «...под надзиранием Ревизион-Коллегии», все другие документы — «...под надзиранием Иностранных дел Коллегии». Видимо, это было заимствовано из опыта Швеции, в которой существовало два главных архива: политический при королевской канцелярии и финансовый при Камер-коллегии. Однако для России с ее огромным масштабом деятельности государственного аппарата, сложной государственной структурой и бескрайней территорией этот опыт оказался неприемлемым. Концентрация коллежского делопроизводства в двух архивах не была осуществлена.

     По  Генеральному регламенту должность  архивариуса как руководителя архива была единственной. Он выполнял текущую  работу. Если в архиве начиналась работа по упорядочению дел, составлению описей, алфавитов и других справочников, то сюда прикомандировывались на время канцеляристы и копиисты, в основном из учреждений-фондообразователей. Однако в наиболее важных для правительства архивах положение со штатами было значительно лучше. Уже в 1720 г. для упорядочения материалов Петербургского архива коллегии иностранных дел в помощь архивариусу выделялось семь канцелярских служителей. Позднее увеличиваются штаты и в некоторых других архивах. Так, в конце XVIII в. в Московском архиве КИД было около 80 сотрудников.

     Оклады  архивистов зависели от степени важности хранившихся документов. В привилегированных  архивах (например, дипломатических) они  были выше, что объясняется спецификой этого ведомства: «Такая прибавка им против других необходимою же признается, потому... таким канцелярским служителям надлежит быть скромным и в делах обученным, ... потребно им честное и довольное пропитание, ... дабы от скудости не впали они в какое погрешение».    Но    в    целом    жалованье    у    архивистов    было небольшим. Младшие служители не получали его порой на протяжении нескольких лет.

     На  служащих архива лежали обязанности  «надзирать и охранять» документы  и осуществлять справочную работу. Для учета велись журнальные ежедневные записи, за более длительные промежутки времени составлялись отчеты. Старшим служащим предписывалось следить за младшими, чтобы они не «скучали за описью».

     Продолжительность рабочего дня архивистов по Генеральному регламенту составляла шесть часов. Но уже в середине XVIИ п. сотрудникам архивов приходилось работать по 14 и даже 16 часов. Если же справка или копии документов были нужны какому-либо сановнику, то администрация действовала по принципу «принудить подьячих», т.е. не выпускать сотрудников из архива, пока работа не будет завершена. К концу XVIII в. продолжительность рабочего дня сократилась до восьми часов.

      В XVIII в. Сенат выпустил ряд указов, направленных на улучшение архивного  дела. Сенатский указ 1726 г. требовал содержать дела «в сохранном месте», а архивные помещения осмотреть, «и на которых кровли худы, те починить немедленно, дабы от течи... столбцам не учинилось повреждения, ...старые столбцы оклеить и высушить». Указ Сената 1736 г. предписывал строить для архивов каменные здания с железными затворами и решетками на окнах, «от деревянного строения не в близости». Предписывалось также дела из учреждений не выносить и архивы держать за печатями. Но в 1737 г. от пожара сгорела большая часть московских учреждений и их архивов. В это время хищения документов приобрели значительные размеры. Поэтому вскоре после пожара вышло распоряжение запечатать все имевшиеся в московских учреждениях дела, «дабы никто не мог чего покрасть ... а потом... разобрать по годам и, учиня обстоятельные описи ...прислать в Кабинет е.и.в.».

     В 1763 г. Сенат, обнаружив большие недочеты в работе архива Вотчинной коллегии, вновь категорически запретил выносить дела из архива, а сам архив «содержать за печатями». Но и этот указ не был выполнен. В 1768 г. в Петербурге на Петровском острове были найдены документы архива Вотчинной конторы, валявшиеся в снегу. Следствием этого явился указ Сената, который требовал от руководителей учреждений ежегодно проверять состояние подведомственных архивов, а в архивариусы принимать только лиц «трезвого житья и неподозрительных, в пороках и иных пристрастиях не примеченных». Фактически же работа в архивах не считалась престижной, и их сотрудниками являлись, как правило, бесперспективные чиновники. Сенатский указ 1781 г. предписывал учреждениям передавать в архив дела в упорядоченном состоянии и в сопровождении реестров. Знакомство с законодательными материалами позволило позднее Д. Я.Самоквасову назвать это время «золотым веком» для архивов. Однако указы не были воплощены в жизнь, хотя за их неисполнение законодательство грозило штрафами и наказаниями. К тому же на протяжении XVIII в. резко изменилось отношение к архивным материалам со стороны носителей верховной власти и их окружения. Например, в указах Петра I встречалась такая формулировка: «Положить в архив к вечному известию», что свидетельствовало о понимании важного значения архивных документов как исторических источников. В указах же второй половины XVIII в. содержалось диаметрально противоположное указание: «Отдать в архив к вечному забвению».

     В 18 веке сложилась сеть архивов, которая включала архивы высших учреждений, центральных и местных органов власти, исторические архивы. 
 
 

 

Архивы высших учреждений.

       В начале XVIII в. продолжала функционировать Боярская дума, с каждым годом теряющая былое значение. В ее документах отложились  царские указы, приговоры Боярской думы, доклады начальников приказов, которые  заседали в ней с 1704 г. С 1707 г. стали вестись протоколы заседаний думы, а сами заседания с 1708 г. именовались Консилией министров. Присутствующие на них должны были ставить подписи под принятыми постановлениями — «приговорами». Такое нововведение было вызвано тем, что если решение окажется нелепым, то, как отмечал Петр I, «сим всякого дурость явлена будет». После создания Сената в 1711 г. Консилия министров была ликвидирована.

     Комплекс  источников сложился при Кабинете его императорского величества (1704—1727). Сперва Кабинет являлся личной канцелярией Петра I. В его архив поступала военная и финансовая документация, материалы Петра I о взаимоотношениях с высшими, центральными и местными учреждениями. Здесь же находился «Журнал», в который ежедневно записывались сведения придворного и военного характера о деятельности Петра I.

     Позднее в Кабинете е.и.в. составлялись проекты  указов, велась переписка с послами, военачальниками, правительственными учреждениями. В этом хранилище отлагались многочисленные челобитные, доносы и жалобы на имя царя, переписка о приглашении иностранцев на службу, материалы о постройке дворцов, казенных зданий. Поэтому при Кабинете Петра I сложился один из богатейших архивов, который постоянно пополнялся. Петр I передал в него собственные записные книжки, журнал о Северной войне за   1708—1715 гг., журнал  о путешествиях  по Западной

Европе,   многочисленные   проекты   и   наброски   указов,   записки о

реформах государственного управления, реорганизации армии, строительстве флота и другие материалы.  По указанию  Петра 1 в архив Кабинета передали свои документы его сподвижники: Б. Шереметев, П. Апраксин, М. Голицын и др. Лишь А. Меньшиков не выполнил указания царя. В архиве Кабинета была передана документация о стрелецком волнении 1698 г., Астраханском восстании  1705—1706 гг., восстании под предводительством К. Булавина 1707—1709 гг., о взаимоотношениях со  Швецией  и о Северной  войне;  русские и заграничные газеты и календари; свод адмиралтейских регламентов. Сюда же передали ряд дел Боярской думы, материалы следственного дела царевича  Алексея Петровича.  При архиве  была  создана первоклассная    библиотека.    Таким    образом,    при    Кабинете е.и.в. существовал архив-коллекция, материалы которой охватывали  важные стороны государственной и общественной жизни России.

     Большое научное значение имеют фонды  сенатских архивов Москвы и Петербурга. Указом 16 июля 1712 г. предписывалось «...собрать помесячно» дела и «приговоры» правительствующего Сената, «...учинить тем приговорам реестры с объявлением каждого дела» и отдать на хранение в архив. Так был создан Московский сенатский архив.

     В 1713 г. Сенат переводится в Петербург, где создается его новая канцелярия. В 1719 г. здесь учреждается должность архивариуса. Но сам архив как самостоятельная структурная часть учреждения был создан лишь в 1763 г. Этот комплекс дел по сравнению с московским хранилищем сразу же получил преимущество. В нем отлагались царские манифесты и указы Сенату, другим учреждениям и лицам; журналы, протоколы, делопроизводство Сената. В «Полном собрании законов» были  опубликованы не все царские указы. Только за первую четверть XVIII в. не напечатано 996 указов. Это увеличивает научное значение фонда Сената. Кроме того, сюда поступили материалы Приказа тайных дел, Верховного тайного совета, Кабинета министров, Конференции при высочайшем дворе, часть дел Тайной канцелярии и ряда других высших и центральных учреждений. Таким образом, заметна тенденция к концентрации некоторых важных политических документов в одном хранилище. Правительство проявляло заботу об этом архиве. Оклады его сотрудников были значительно выше, чем в других архивных учреждениях. По штатам 1763 г. здесь насчитывалось семь человек: секретарь, архивариус и пять канцелярских служителей.

     Московский  сенатский архив хранил менее  важные документы, что отразилось на его положении. Так, по штатам конца XVIII в. здесь было три сотрудника (секретарь, канцелярист и подканцелярист). В это хранилище наряду с делопроизводством московских учреждений Сената передавались фонды ликвидированных учреждений за XVI—XVIII вв. Первым сюда поступил архив Разрядного приказа.

     В 1721 г. был создан святейший правительствующий  Синод. Петр I полагал, что «Синод в духовном деле равную власть имеет, как Сенат...». На самом деле по отношению к Сенату и Кабинету Петра I Синод занимал подчиненное положение. Сначала документальный массив находился в ведении обер-секретаря канцелярии Синода. В 1738 г. он выделился в самостоятельную структурную часть, которую возглавил архивариус. В Синоде отлагались материалы об управлении церковью, деятельности духовенства, состоянии церквей и монастырей, эксплуатации крестьян, доходах церквей и монастырей, заведовании учебными заведениями, борьбе церковников с расколами и ересями, документы цензурного и юридического характера.

     В архиве Верховного тайного совета (1726—1731), ведавшего внешней и внутренней политикой России и решавшего важнейшие государственные вопросы, откладывались указы Совета, журналы и протоколы заседаний, переписка с высшими, центральными и местными учреждениями, мнения членов Совета в основном по внешнеполитическим делам и др. В мае 1727 г. сюда поступил архив Кабинета Петра I. Этот комплекс дел поместили в подвале, причем некоторые источники (следственные материалы по делу царевича Алексея Петровича, письмо П. Толстого Петру) были взяты в Верховный тайный совет. До нас дошло лишь небольшое количество дел этого высшего органа власти.

     Крупный комплекс документов сложился в результате деятельности Кабинета министров (1731 — 1741). Это указы Анны Ивановны, доклады кабинет-министров императрице; материалы о войне с Турцией и Швецией, снабжении, комплектовании и обучении войск; злоупотреблениях должностных лиц и др. Сюда же передали архив Кабинета Петра I (причем здесь из него изъяли некоторые источники о строительстве флота, письма членов дома Романовых за первую четверть XVIII в.).

     Важные  материалы концентрировались в  архиве Конференции при высочайшем дворе (1756—1762), которая была создана для руководства военными действиями против Пруссии и рассмотрения внешнеполитических вопросов, но затем занималась управлением внутренней жизнью страны. Здесь концентрировались протоколы заседаний, дела о ходе Семилетней войны, комплектовании и снабжении армии. Отпуски указов русским главнокомандующим свидетельствуют о мелочной опеке их деятельности и стремлении Конференции навязать им свои планы ведения войны.

Информация о работе Состояние архивного дела в Российской империи (XVIII в.)