Оценка эффективности организационного проектирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 06:44, контрольная работа

Описание

Актуальность темы исследования. Каждый человек в течение всей жизни так или иначе связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организаций повсеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями.
Целью данной курсовой работы является изучение оценки эффективности организационного проектирования предприятия.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты организационного проектирования предприятия
1.1. Анализ и формирование организационных структур
1.2. Основные методологические принципы
1.3. Процесс формирования организационной структуры
2. Практическая оценка эффективности организационных проектов
2.1. Оценка эффективности организационных проектов
2.2. Процесс организационного проектирования на предприятии
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Оценка эффективности организационных проектов.doc

— 151.00 Кб (Скачать документ)

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

НА  ТЕМУ:  Оценка эффективности  организационного проектирования 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение 3
1. Теоретические  аспекты организационного проектирования  предприятия 5
    1.1. Анализ и формирование организационных  структур 5
    1.2. Основные методологические принципы 7
    1.3. Процесс формирования организационной  структуры 8
2. Практическая  оценка эффективности организационных  проектов 15
    2.1. Оценка эффективности организационных  проектов 15
    2.2. Процесс организационного проектирования на предприятии 24
Заключение 28
Список  литературы 30
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

     Актуальность  темы исследования. Каждый человек в течение всей жизни так или иначе связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организаций повсеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями.

     Организация — сложный организм. В нем переплетаются  и уживаются интересы личности и  групп, стимулы и ограничения, жесткая  технология и инновации, безусловная  дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, культура, традиции и репутация. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям. Они погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи. Не понимая сущности организаций и закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать современные технологии их деятельности. Зачем организации нужны, как создаются и развиваются, на каких принципах строятся, почему и как изменяются, какие возможности открывают, почему их участники действуют так, а не иначе, — ответы на эти вопросы призвана дать теория организации, опирающаяся на обобщение новейшего мирового опыта [1, c. 64].

     Трудно  переоценить значение научного обоснования  всех сторон функционирования организаций  в условиях современной России, когда  происходит радикальная смена социально-экономических  отношений. Новые требования к построению и поведению организаций предъявляют рыночные отношения, предпринимательская активность, развитие различных форм собственности, изменение функций и методов государственного регулирования и управления. Организационная деятельность испытывает влияние революционных изменений в технологической базе производства. Переход к эффективным формам организации и управления, построенным на научных принципах, стал главным условием успеха экономических реформ. Конкуренция продуктов и услуг стала, в сущности, конкуренцией организаций, используемых форм, методов и мастерства управления. Традиции централизованной типизации всех структурных построений, жесткой формализации внутренних и внешних отношений соподчиненности, несвободы всех нижестоящих звеньев, массовое распространение и многолетнее использование организационных схем, пригодных лишь для определенных условий или чрезвычайных обстоятельств, породили стереотип консервативного мышления и организационной скованности. Изучение теории организации призвано качественно изменить подход к организациям, к пониманию и регулированию протекающих в них процессов и в конечном счете — к их адаптации к условиям рыночных отношений.

      Целью данной курсовой работы является изучение оценки эффективности организационного проектирования предприятия.

      Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить теоретические основы организационного проектирования предприятии.
  2. Рассмотреть методы и задачи проектирования.
  3. Изучить оценку эффективности организационного проектирования с практической точки зрения, а именно сам процесс проектирования организационных структур предприятия.
 
 
 
 
 
 

1. Теоретические аспекты  организационного  проектирования предприятия 

1.1. Анализ и формирование организационных структур 

     Научно  обоснованное  формирование  организационных  структур  управления  – актуальная задача современного этапа  адаптации  хозяйствующих  субъектов  к рыночной  экономике.  В  новых  условиях  необходимо   широко   использовать принципы  и  методы  проектирования   организации   управления   на   основе системного подхода.

     Без  развития  методов   проектирования   структур   управления   Затруднено дальнейшее   совершенствование   управления   и   повышение    эффективности производства, так  как [3, c. 115]:

. Во-первых; в новых условиях  в  целом   ряде  случаев  нельзя  оперировать старыми организационными формами, которые  не  удовлетворяют  требованиям    рыночных отношений, создают опасность деформации самих задач управления;

. Во-вторых, в сферу  хозяйственности   управления  техническими  системами.

   Комплексный подход к совершенствованию  организационного  механизма   ранее    во  многом  был   подменён   работой   по   внедрению   и   использованию   автоматизированных систем управления;

. В-третьих,  создание  структуры  должно  опираться  не  только  на  опыт,   аналогию,  привычные схемы и интуицию,  но   и   на   научные   методы   организационного проектирования;

. В-четвёртых,  проектирование сложнейшего механизма  - механизма  управления   –  должно возлагаться на специалистов, владеющих методологией формирование    организационных систем.

      При разработке  принципов и методики  проектирование  структуры как застывшего набора органов, соответствующих каждой специализированной  функции управления. Оно прежде всего  включает  систему  целей  и  их  распределение между различными звеньями.  Сюда  относится:  состав  подразделений,  которые находятся в определённых связях  и отношениях  между собой;  распределение ответственности.   Важными   элементами   структуры   управления    являются коммуникации,   потоки   информации   и   документооборот   в   организации.

     Организационная структура - это поведенческая система, это люди и  их  группы, постоянно вступающие в различные взаимоотношения для решения общих задач [2, c. 78].

      Такая  многосторонность  организационного  механизма  несовместима   с использованием  каких-либо  однозначных  методов  –  либо  формальных,  либо неформальных.  Поэтому  необходимо  сочетание  научных  методов  и  принципов формирование  структур  (системного   подхода)   с   большой   экспертно   – аналитической работой,  изучением  отечественного  и  зарубежного  опыта.  В основу  всей  методологии  проектирования  структур  должно  быть   положено: сначала – цели, а затем – механизм их достижения.

      Системность самого подходов к формированию  структуры проявляется в следующем:

     a) Не упускать из виду ни  одну  из  управленческих  задач, без  решения   которых реализация целей окажется не полной;

     b) Выявить и взаимосвязать применительно к этим  задачам  всю  систему   функции,  прав  и  ответственности  по  вертикали  управления  –  от    генерального директора предприятия до мастера участка;

     c) Исследовать и организационно  оформить  все  связи  и  отношения  по   горизонтали управления;

     d)  Обеспечить  органическое   сочетание   вертикали   и   горизонтали

        управления.

      Исследование влияния внешней  среды на проектирования организации

   I. Этап — выявление и описание  элементов внешней среды(вход,  выход,    технологии, знания)

  II. Этап - выявление основных взаимосвязей  между элементами внешней среды,    включая элементы прямого воздействия.

III.  Этап   -   определение   степени   разнообразия  элементов   внешней

      среды(изменения, определённость, обратная  связь )

  IV. Этап - проектирование  каждого   элемента  организационной  структуры   с  учётом внешней среды, в которой данный элемент будет функционировать.

   V. Этап - формирование механизма управления с учётом  специфики  элементов     организационной структуры и её внешней среды. 

1.2. Основные методологические  принципы 

      До последнего времени методы  построения управления,  характеризовались  чрезмерно  нормативным   характером,   недостаточным   разнообразием,   что приводило к механическому переносу применявшихся в  прошлом  организационных форм в новые условия. Нередко аппарат управления  на  самых  разных  уровнях повторял одни и те же схемы. С научной точки зрения слишком узкую  трактовку получали сами исходные факторы формирования структур:  численность  персонала вместо целей организаций;  постоянный  набор  органов  вместо  изменения  их состава и комбинации в разных условиях [3, c. 25].

      Одним  из  главных  недостатков   применявшихся  методик  являлась   их функциональная ориентация, строгая регламентация процессов управления, а  не их  результатов.  Поэтому  цели  и  взаимосвязи  различных  звеньев  системы управления приобретают более важное значение,  чем  стогое  установление  их функциональной  специализации.  Это  особенно  отчётливо   проявляется   при решении проблем,  связанных с   созданием   корпораций,   АО,   финансово-промышленных  групп,  заказов   и   договоров   запросам   потребителей,   с комплексным решением проблем качества продукции [4, c. 89]

      Системный  подход,  придавая  важное  значение  научно   обоснованному определению функции управления и нормативов  численности как части общего процесса формирования организационно-управленческой  структуры,  ориентирует исследователей  и разработчиков на  более общие  принципы  проектирования организаций.  Т.е.  он  предполагает  исходное  определение  системы   целей организации, которые обусловливают  структуру  задач  и  содержание  функций аппарата управления.

      Основное назначение большинства  производственных организаций  с  точки зрения общества определяется целями удовлетворения  рыночной  потребности  в производимой продукции и услугах. Вместе с тем соответствие  между  системой целей и организационной структурой управления не может быть однозначным. 

               1.3. Процесс формирования организационной структуры 

      Процесс  формирования  организационной   структуры  включает   в   себя формулировку целей и  задач, определение состава и   место  подразделений,  их ресурсное   обеспечение   (включая   численность   работающих),   разработку регламентирующих   процедур,   документов,   положений,    закрепляющих    и регулирующих   формы,   методы,   процессы,   которые    осуществляются    в организационной системе управления.

      Весь этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям [5, c. 124]:

- Формирование общей структурной схемы во всех случаях имеет принципиальное значение,  поскольку  при  этом   определяются   главные   характеристики организации, а также направления, по  которым  должно  быть  осуществлено более углублённое проектирование как организационной структуры, так и др.   важнейших аспектов системы (способность переработки информации).

 -  Разработка  состава основных  подразделений и связей  между ними   –    заключается в том,  что предусматривается реализация  организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно – целевым блокам, но и вплоть до самостоятельных (базовых)  подразделений аппарата  управления,  распределения  конкретных  задач  между   ними   и  построения внутриорганизационных  связей.  Под  базовыми  подразделениями   понимаются самостоятельные структурные единицы  (отделы, бюро,  управления,  сектора, лаборатории), на  которые  организационно  разделяются  линейно-функциональные и программно– целевые  подсистемы.  Базовые  подразделения   могут иметь свою внутреннюю структуру.

Информация о работе Оценка эффективности организационного проектирования