Национальные системы делопроизводства в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:39, доклад

Описание

В современной социально-экономической обстановке в условиях вхождения России в мировое информационное пространство первостепенное значение приобретает решение многоаспектной проблемы поиска оптимальных путей информатизации общества. Один из аспектов заключается в отставании от информационного развития ряда зарубежных стран в системе международной информатизации и стандартизации документационного обеспечения управления (ДОУ), при помощи которого процессы документирования, организации документов и документооборота приобретают нормативный или упорядоченный характер.

Работа состоит из  1 файл

Меньшова Т.В. доклад.doc

— 122.00 Кб (Скачать документ)

Национальные  системы делопроизводства в России и  за рубежом 

     В современной социально-экономической  обстановке в условиях  вхождения  России в мировое информационное пространство первостепенное значение приобретает решение многоаспектной проблемы поиска оптимальных путей информатизации общества.  Один из аспектов заключается в отставании от информационного развития ряда зарубежных стран в системе международной информатизации и стандартизации  документационного обеспечения управления (ДОУ), при помощи которого процессы документирования, организации документов и документооборота приобретают нормативный или упорядоченный характер. С уверенностью можно констатировать нахождение в рассматриваемой проблеме как исторически унаследованных характеристик, так и новых, связанных с коренными техническими и социально-экономическими преобразованиями в сфере документации.

       Митченко О. Ю.и Рысков О.  И. отмечают, что недостаточная научно-теоретическая разработанность и отсутствие должного государственного внимания к созданию концептуальной базы и выработке единых подходов к организации ДОУ влекут за собой различные отрицательные последствия: отрыв от международных правил и технологий, неэффективность и недостаточную ценность сохраняемых информационных ресурсов и т.д. Многоаспектный, межведомственный характер проблемы требует соответствующей организации фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок, их координации и фиксирования.(3)

     Документационное  обеспечение управления является уникальной, формировавшейся тысячелетиями национальной системой со своими исторически сложившимися особенностями, изучение, анализирование и преобразование которой необходимо для понимания того, в каком направлении в данный момент развивается национальная система документационного обеспечения управления (ДОУ) и непосредственно какие планы должны разрабатываться для перспективного развития системы документационного обеспечения управления, как в рамках национального, так и в рамках международного развития и сотрудничества.

     Научно-технический прогресс, стремительное развитие информационных технологий и активное их внедрение – все это также способствовало активизации процесса разработки и внедрения международных стандартов во все сферы человеческой деятельности, в т. ч.  в управлении документацией. И, сейчас, как никогда важно идти в ногу со временем, что и стремится делать Россия.

     Благодаря успешному использованию стандартов качества ISO, а также в связи  с общемировой тенденцией ужесточения  законодательно-нормативных требований к ведению финансово-экономической деятельности, во всем мире растет потребность в выработке единого подхода в решении наиболее общих вопросов, важных для любой из существующих систем делопроизводства.

       Международный стандарт ИСО 15489-1:2001 «Информация и документация. Управление документами» — первый международный стандарт организации делопроизводства, содержащий общие требования и методологии управления документами на всех видах носителей и во всех форматах, а также процедуры разработки и внедрения систем делопроизводства. Он явился основой для разработки  национального стандарта по делопроизводству ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования». Стандарт регулирует процессы управления документами государственных, коммерческих и общественных организаций, предназначенными для внутреннего или внешнего пользования (1).

        Сегодня в России уже сложилась достаточно обширная государственная система законодательных и нормативных актов, регулирующих сферу информации и документации. На основе законодательной базы, затрагивающей различные аспекты ДОУ, разрабатываются локальные (корпоративные) нормативно-методические документы по документационному обеспечению управления и архивному делу, которые составляют область корпоративного регулирования ДОУ любой организации.

      Применение  международных стандартов, ориентация и адаптация зарубежных и международных аналогов под отечественную специфику необходима, но не следует забывать о том, что Россия имеет огромный опыт унификации и стандартизации процессов управления документами, а также самих форм документов, особенно в системах организационно-распорядительной документации. Эти традиции уходят еще в советский период, когда все было строго централизованно и огосударствлено. Поэтому международный стандарт ИСО 154989-2001 не является для России чем-то новым, как, например, для некоторых европейских стран, где процессы управления документами заботили государство исключительно в рамках подчиненных ему структур, а существовавший при этом огромный частный сектор экономики играл по своим самостоятельно установленным  правилам.

    В то же время в России государство с появлением частного сектора экономики не распространило на него уже имеющиеся и опробованные правила и методы управления документами, а со временем вообще устранилось от этой проблемы. Все нормативно-методические документы, регламентирующие процессы управления документами в сфере ДОУ, адресованы исключительно федеральным органам исполнительной власти. И совершенно непонятно, что же делать организациям, намеренным добросовестно вести свое делопроизводство, на какие нормативные документы им опираться в работе. И в этой связи ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования» отвечает на эти вопросы.  

    Распространяя единые правила и процедуры управления документами на государственный  и частный сектор экономики, ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 способствует возрождению единой системы документационного и информационного обеспечения управления в России. (2)

     Сейчас, российская законодательная и нормативная базы в системе делопроизводства представлены обширно и многогранно, но недостаточно полно отражают всю специфику и всю полноту отечественного делопроизводства. Наряду с зарубежными странами Россия быстрыми темпами проходит стадии своего развития во всех отраслях человеческой жизнедеятельности, в том числе и в сфере международных отношений, разработки новых национальных и международных стандартов в сфере делопроизводства.

     Но, несмотря на столь положительные изменения, Россия по–прежнему недостаточно подкована в плане нормативных и законодательных документов, регламентирующих деятельность в сфере документационного обеспечения управления.

       Поэтому, так важно изучать  и заимствовать зарубежный опыт  в системе делопроизводства и  управления у одних из самых  развитых и передовых стран  в этом вопросе, как Соединённые  Штаты Америки (США) и Австралии. (5,6)

     Россия  наряду с другими странами, как ближнего, так и дальнего зарубежья является мощным законотворческим звеном, но как упоминалось выше в российском законодательстве, с присущем ему спецификой и многогранностью не имеет законодательных актов, касающихся электронного документа, электронного документооборота, переход на электронные каталоги и другое.

     Для более наглядного сравнения законодательных  и нормативных баз делопроизводства России, США и Австралии целесообразнее отразить данные в таблице № 1:

     Сравнительный анализ законодательных и нормативных баз делопроизводства России, США и Австралии

Таблица № 1.

Россия США Австралия
Федеральные законы: Федеральные законы: Федеральные законы:
1. Федеральный закон от 21 июля 1993 г. № 5485-1 "О государственной тайне" (с изменениями на 1 декабря 2007 г. 1.   Федеральный закон «О федеральных документах» 1950 1.  Федеральный закон о свободе информации (Freedom of Information Act, 1982)
2. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" (с изменениями на 23 июля 2008 г.) 
2. Федеральный закон «О сокращении объема работы с документами» 1980 2.   Федеральный закон об архивах (Archives Act, 1983)
3. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (с изменениями на 8 ноября 2007 г.) 
3. Федеральный закон «О документах местного правительства» 1987. 3. Федеральный закон  о конфиденциальности  информации о частной жизни (Privacy Act, 1988)
4. Федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (с изменениями на 13 мая 2008 г.) 4.   Федеральный закон «О ликвидации бумажного документооборота в государственных органах» 1998
5. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (с изменениями на 24 июля 2007 г.) 5. Федеральный закон «Об электронной подписи» 2000
6. Федеральный закон от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»  
7. Федеральный закон от 27 июня 2006г. N 149-ФЗ «Об и

информации, информационных технологиях и о  защите информации»

 
8. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»  
ГОСТы: ГОСТы: ГОСТы:
1. ГОСТ 17914-72. Обложки дел длительных сроков хранения. Типы, размеры и технические требования 
 
 
1. MoReq («Model Requirements for the Management of Electronic) – «Типовые требования к управлению электронными документами: Спецификация MoReq» 2001 1.    National Archives of Australia, «Functional Specifications for of Electronic Records Management Systems Software», exposure draft) – функциональные требования к системам электронного документооборота Национальных архивов Австралии,  проект для публичного обсуждения, 2006
2.ГОСТ 6.10.4-84. Унифицированные системы документации. Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. Основные положения 2. ANSI/AIIM TR 31-2004 Технический отчёт Ассоциации специалистов по управлению контентом и Американского национального института стандартов «обеспечение юридической силы документов, созданных с использованием ИТ – систем» (Technical Report for Information and Image Management – Legal Acceptance of Records Produced by Information Technology Systems») 2. PROS99/007 «Управление электронными документами» (Management of Electronic Records)
 
3. ГОСТ 6.10.5-87. Унифицированные системы документации. Требования к построению формуляра-образца 
3. Американский национальный стандарт ANSI/ARMA 9-2004 «Требования по управлению электронными сообщениями как документами» («Requirements for Managing Electronic Massages as Records») 3. AS ISO 15489.1-2002 «Управление документами. Общие требования»
4.ГОСТ 6.10.4-84. Унифицированные системы документации. Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. Основные положения 4. DoD 5015.2-STD, Design Criteria Standard for Electronic Records Management Software Application – новый проект версии стандарта требований к СЭД Министерства обороны США 2005 4. AS ISO 15489.2-2002 «Управление документами. Руководящие указания»
5. ГОСТ 6.10.5-87. Унифицированные системы документации. Требования к построению формуляра-образца 5. Американский  национальный стандарт ANSI/ARMA 8-2005 «Управление сроками хранения документов и информации» (Retention Management for Records and Information») 5. ISO 22310:2006 «Информация и документация. Руководящие указания для разработчиков стандартов по управлению записями в стандартах»
6. ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения   6.   ISO 23081-:2006 «Информация и документация. Процессы управления документами. Метаданные для документов. Часть 1. Принципы»
 
7. ГОСТ Р 34.10-2001. Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процессы формирования и проверки электронной цифровой подписи
  7. ISO/TS 23081-2:2007 «Информация и документация. Процессы управления документами. Метаданные для документов. Часть 2. Основные положения и применение норм стандарта»
8. ГОСТ Р 6.30-2003. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов
9. ГОСТ Р 50922-2006. Защита информации. Основные термины и определения
 

     Документационное обеспечение управления регламентируются нормативными актами Президента и Правительства РФ, а также федеральными органами исполнительной власти, которые представлены в таблице № 2:

     Нормативные акты Президента и  Правительства РФ, документы федеральных  органов исполнительной власти

     Таблица №2.

Нормативные акты Президента и  Правительства РФ: Документы федеральных органов исполнительной власти:
1. Распоряжение Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 358-р "О сохранности документов по личному составу высвобождаемых работников" 1. Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения. Одобрено коллегией Главархива СССР 27 апреля 1988 г. Приказ Главархива СССР от 25 мая 1988 г. № 33
2. Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 870 "Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности" (с изменениями на 22 мая 2008 г.) 2. Приказ Росархива от 18 августа 1992 г. № 176 "О Примерном положении, об архиве государственного учреждения, организации, предприятия"
3. Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" (с изменениями на 10 июня 2009 г.) 3. Постановление Минтруда России от 25 ноября 1994 г. № 72 "Об утверждении межотраслевых укрупненных нормативов времени на работы по документационному обеспечению управления"
4. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 1995 г. № 1268 "Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации" (с изменениями на 14 декабря 2006 г.) 4. Приказ Росархива от 19 января 1995 г. № 2 "Об утверждении примерного положения о постоянно действующей экспертной комиссии учреждения, организации, предприятия"
5. Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" (с изменениями на 23 сентября 2005 г.) 5. Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденный руководителем Росархива 6 октября 2000 г.
6. Постановление  Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (с изменениям на 17 марта 2009 г.) 6. Основные правила работы архивов организаций, одобренные решением коллегии Росархива от 6 февраля 2002 г.
7. Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225 "О трудовых книжках" (с изменениями на 19 мая 2008 г.) 7. Постановление Минтруда России от 26 марта 2002 г. № 23 "Об утверждении Норм времени на работы по документационному обеспечению управленческих структур федеральных органов исполнительной власти"
8. Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 177 «Вопросы Федерального архивного агентства» (с изменениями на 29 мая 2008 г.) 8. Письмо Росархива от 7 апреля 2003 г. № 6/464-к "О присвоении тематическому комплекту "Информационно-справочная система архивной отрасли (ИССАО)" статуса "официальной базы данных Федеральной архивной службы России"
9. Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 290 "О Федеральном архивном агентстве" (с изменениями на 8 августа 2009 г.) 9. Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16 июля 2003 г. № 03-33/пс "Об утверждении Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ"
10. Распоряжение Правительства РФ от 5 января 2005 г. № 5-р "Об утверждении перечней федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Росархиву, Роскультуре и Роспечати" (с изм. на 10 марта 2009 г.) 10. Постановление Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69 "Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек"
11. Постановление Правительства от 15 июня 2009 г. № 477 «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти» 11. Письмо Росархива от 24 ноября 2003 г. № 2/2047-А "О модернизации "Информационно-справочной системы архивной отрасли"
  12. Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 8 ноября 2005 г. № 536 "О Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти"
  13. Письмо Федерального архивного агентства от 18 ноября 2008 г. N 2/2062-К "Об "Информационно-справочной системе архивной отрасли"
 

     Исходя  из данных таблицы можно проследить некую закономерность, которая обусловлена  в первую очередь многообразием  актов лишь в незначительной степени  отражающих специфику и полноту  отечественного документационного обеспечения управления, которая не даёт в полной мере оценить масштабы, серьёзность, традиционность, самобытность, уникальность данной системы.

     Таблица показывает, что отсутствуют чёткие правила, инструкции, нормативные и законодательные акты, касающиеся новых информационных технологий, ориентированных, прежде всего на электронный документооборот и всю специфику безбумажного делопроизводства, которую Российская Федерация стремится внедрить во все предприятия и организации.

     Также из данных таблицы прослеживается, что законодательные, нормативные, правовые источники теряют свою актуальность, но не теряют своей востребованности, потому что не в достаточной степени разрабатываются новые законопроекты, которые чётко и многоаспектно будут отражать особенности российского делопроизводства. Также необходимо разрабатывать законопроекты, учитывающие особенности развития общества в целом и развитие информационных технологий.

     Приоритетными направлениями в сфере законотворчества выбрать:

  1. Электронное правительство;
  2. Электронный документооборот;
  3. Международная стандартизация.

     Положительные  предпосылки к этому есть, но они  находятся на данный момент лишь в  стадии рассмотрения и разработки.

    Из выше сказанного можно сделать  следующие выходы:

  1. Сегодня система документационного обеспечения в России находится на новом рубеже своего развития, на пути преобразований, на пути перехода от устаревшей законодательной базы в эру информационного развития и международного обмена, хотя ещё, несмотря на нововведения, национальное делопроизводство нелегко адаптируется к международному состоянию.
  2. Широкое применение стандартов в сфере делопроизводства, на любых уровнях -  международных, национальных, региональных и локальных - ведёт к улучшению процесса управленческой деятельности, что в свою очередь даёт новый толчок к дальнейшему усовершенствованию системы документационного обеспечения управления.

Список  использованных источников:

Информация о работе Национальные системы делопроизводства в России и за рубежом