Военная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 22:25, методичка

Описание

В ядерный век, когда война несет угрозу человеческой цивилизации, возникает реальная необходимость более внимательно разобраться в самой природе военной политики, факторах, определяющих ее содержание, в ее внутренней структуре и характере внешних проявлений, в тенденциях ее современного развития.

Работа состоит из  1 файл

военная политика.docx

— 68.60 Кб (Скачать документ)

Приоритетной  задачей военной политики России, видимо, должно быть военное строительство. Под ним понимается процесс теоретической  и практической деятельности государства  по созданию и укреплению военной  организации, способной к эффективной  защите национальных интересов страны. Обычно военное строительство состоит  из экономических, научно-технических, социальных, политических, духовных и  собственно военных мероприятий. Главными звеньями являются Вооруженные Силы и оборонная мощь государства. Военное  строительство в России учитывает  военно-политическую обстановку в мире и возможности государства. Расходы  на оборону не должны быть обременительными для страны.

Вооруженные Силы Российской Федерации призваны обеспечить безопасность и независимость  страны, создать условия для мирного  развития России как федеративного, демократического и правового государства. Численность ВС должна быть достаточной  не только для защиты территориальной  целостности России, но и для выполнения обязательств перед мировым сообществом  по поддержанию мира и стабильности, в том числе на территории Российской Федерации, а также недопущения  распространения средств массового  поражения. Они могут привлекаться и для предотвращения внутренних региональных конфликтов, пресечения совместно с правоохранительными  органами попыток террористических актов на стратегически важных объектах, связанных с ядерным оружием, топливно-энергетическим комплексом, базовыми отраслями промышленности, системами государственного и военного управления.

Следует отметить также, что ухудшение глобального  военно-стратегического положения  России вызывает острую необходимость  приоритетного отношения к строительству  Военно-Морского Флота. России нужен  мощный и боеспособный флот! Без  него немыслима защита российских экономических  интересов как в мировом океане, так и в приграничных зонах. Необходимо присутствие хотя бы ограниченных сил  на океанских и морских коммуникациях, используемых экономическими структурами страны. Кроме того, нужны новые подходы к укреплению позиций России в бассейнах Балтийского и Черного морей.

Реализация  доктринальных установок в области  стратегического развертывания  вооруженных сил должна обеспечивать в организационной форме защиту интересов России на Дальнем Востоке  и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что трудно осуществить без военно-морского флота.

Сокращая  вооруженные силы, нужно иметь  в виду, что их численность по отношению к численности населения  в ряде государств составляет менее 1%. Для России это - 1,5-2,0 млн. человек. В настоящее время данный показатель значительно выше. Кроме того, необходимо учитывать мобилизационные потребности  вооруженных сил и государства  в целом, а это (исходя из опыта  войн) до 15% населения.

Реформирование  вооруженных сил проводится поэтапно.

На  первом этапе (до 1993 г.), как известно, осуществлялась инвентаризация имеющихся  вооружений и военной техники, определялся  на межгосударственном уровне статус российских войск, находящихся за пределами  государства. Одновременно продолжались плановый вывод объединений и  соединений, их обустройство, сокращалась  численность личного состава, вооружения и военной техники. Велись разработка правовой базы строительства и функционирования ВС РФ, реформирование некоторых военных  округов, а также завершалось  формирование Министерства обороны  Российской Федерации.

В течение второго этапа (до 1995 г.) предстоит  продолжить создание Вооруженных Сил  Российской Федерации, сохранив существующую видовую структуру и систему  управления, сформировать мобильные  силы как новое оперативно-стратегическое объединение. Особая роль здесь отводится  созданию группировок войск, отвечающих реальной и прогнозируемой военно-политической обстановке, договорным обязательствам России. Пристальное внимание необходимо уделить группировкам стратегических ядерных сил, кроме того, всесторонне  проработать вопрос о возможности  перехода от армейской и дивизионной  структуры Сухопутных войск к  преимущественно корпусной и  бригадной с целью повышения  мобильности войск. Такие оргштатные преобразования потребуют огромных экономических затрат, а также существенного пересмотра военно-технической политики, в том числе системы заказов и закупок оружия и военной техники. В этот же период можно полностью перейти к смешанной системе комплектования вооруженных сил на основе призыва по воинской обязанности и добровольного поступления на службу по контрактам, а также ввести альтернативную службу (по желанию призывников).

Этого требуют следующие обстоятельства. Усложнение боевой техники и необходимость  поддержания войск в высокой  боевой готовности все более жестко ставят вопрос о профессионализации личного состава вооруженных  сил, и такая линия руководством Минобороны РФ рассматривается в  качестве обязательной во всех аспектах военного строительства, что нельзя, по нашему мнению, признать достаточно обоснованным. Практика показала, что  младшие военные специалисты-контрактники, несмотря на уже достаточный срок их службы, не дали существенного повышения  боевой готовности войск и укрепления воинской дисциплины. Более того, военные  аналитики считают на данном этапе  этот контингент во многих случаях  генератором криминогенной ситуации в армии.

В стране должен быть подготовленный резерв на случай непредвиденного развития событий и возникновения военной  угрозы. Без сохранения на определенных условиях призыва на военную службу проблема резервов не может быть решена. Заметим, что привязка резервов к  определенным территориям поможет  в решении и политико-национальных задач, создавая чувство уверенности  и самоуважения среди национальных групп и народностей.

Многовековый  уклад жизни, традиции нашего народа, военно-стратегическое положение страны требуют воспитания и поощрения  у россиян патриотизма, гордости за свое Отечество, готовности к его  защите. Без сохранения всеобщей воинской обязанности не удастся поддерживать высокую обороноспособность нашего государства.

На  третьем этапе (после 1995 г.) целесообразно  радикально изменить структуру вооруженных  сил и военно-административное деление  территории России с одновременным  уточнением и разграничением функций  оперативного и административного  управления. Для этого потребуется  пересмотреть предназначение и задачи ныне действующих видов вооруженных  сил, довести их численность до 1,5-2,0 млн. военнослужащих, коренным образом  преобразовать структуру всех органов  управления.

Жизнь подсказывает, что в ходе создания Вооруженных Сил РФ необходимо постоянно  учитывать не только военный, но и  другие аспекты (экономический, социальный, политический, нравственный), соблюдать  равенство всех граждан перед  Законом и социальную справедливость, а также выработать механизм парламентского контроля над военными расходами.

Вооруженные Силы Российской Федерации - инструмент государства. Поэтому в них должна быть исключена деятельность любых  политических партий и организаций. Верховным Главнокомандующим является Президент Российской Федерации. Политико-административное руководство осуществляет Министерство обороны, а оперативное руководство  войсками строится по линии: Верховный  Главнокомандующий ВС РФ, Генеральный  штаб, командования видами ВС, региональные и оперативные командования, командующие (командиры) объединений (соединений).

Следует подчеркнуть, что реализация основ  военной политики немыслима без  глубокой и всесторонней оценки военно-политической обстановки и прогнозирования ее развития. При определении военной  политики России необходимо опираться  на имеющийся опыт и научные разработки, учитывать действие в мире, с одной  стороны, объединительной (ведущей) тенденции, определяющей главную направленность общественного развития, и с другой - деструктивной тенденции, носителями которой являются националистические, террористические силы. 

Важными элементами оценки обстановки становятся геополитическое положение России и особенности ее развития, политический климат, сложившийся в результате окончания холодной войны, переход  в отношениях между странами и  народами от конфронтации к сотрудничеству и партнерству. В данном случае потребуется  учитывать и полюсы силы, образовавшиеся после распада системы Восток - Запад, соотношение военной мощи, интересы, характер и содержание военной  политики и военных доктрин наиболее развитых государств. На основе этих и  других факторов можно определять степень  реальной и потенциальной военной  опасности, а также возможной  военной угрозы для России. Разумеется, на реальность прогноза будут оказывать  влияние очаги напряженности  в отдельных странах, причины  их возникновения, позитивные и негативные факторы, в том числе силы (правящие круги, движения, партии), способные  изменять военно-политическую обстановку, которая в последнее время  стала более благоприятной для  России, так как уменьшилась вероятность возникновения ядерной войны, военного нападения с Запада, отсутствует непосредственная угроза с Востока и Юга. 

Дальнейшее  оздоровление военно-политической обстановки в мире, особенно вблизи России, во многом зависит от нашего государства, которое  занимает уникальное геополитическое  и стратегическое положение в  мире и в центре Евразии. Это ключевой регион земного шара с точки зрения доступа к морям и океанам, транспортным артериям, а также практически  ко всем видам сырья и ресурсов. Россия контролирует подавляющую часть  территории бывшего СССР (более 2/3), располагает значительным запасом  природных ресурсов, в ней проживает  свыше половины его населения. Кроме  того, она продолжает оставаться крупнейшей ядерной державой, является постоянным членом Совета Безопасности ООН, активно  участвует в других международных  и региональных организациях (например, в СБСЕ).

Для того, чтобы Россия выполнила свою историческую роль по обеспечению мира на земле, а также сохранила подобающее место в мировой цивилизации  и статус великой, достойной уважения державы, она должна в первую очередь  принять меры к преодолению внутренней нестабильности, сохранить доступ к  окружающему водному пространству, который существенно ограничился  вследствие суверенизации республик. Ей необходимо иметь соответствующий  оборонный потенциал, достаточный  как для обеспечения безопасности страны в случае возникновения кризисных  ситуаций в непосредственной близости от ее границ, так и для участия  в случае необходимости в коллективных международных акциях по сдерживанию  потенциальной агрессии в отношении  других государств. Думается, что особой заботой политического руководства  и впредь будут обеспечение (вместе с другими членами СНГ) контроля над ядерным оружием на всей территории бывшего СССР и недопущение "суверенизации" новых военных технологий и стратегических систем вооружений.

Сохранение  ядерного статуса для России на обозримый  период жизненно необходимо. Это создает  возможность предоставления бывшим республикам СССР ядерных гарантий в качестве одного из элементов соглашения по военным вопросам. Крайне важно  также укреплять и совершенствовать взаимоотношения с государствами - участниками Содружества. В целях  предотвращения военной опасности  и угрозы независимости необходимо восстановить нарушенные экономические  связи между странами СНГ, не допустить  обострения национальных конфликтов, дальнейшего обособления государств и собственных автономий.

Особое  внимание следует обратить на преодоление  разногласий в решении пограничных  вопросов, блокирование очагов гражданской  войны для недопущения перерастания их в межреспубликанские конфликты  с элементами интернационализации, предотвращение раздела ядерного оружия и комплексов по производству средств  доставки между республиками бывшего  СССР, ревизии достигнутых в этой области договоренностей.

Россия  заинтересована в том, чтобы соглашения по вопросам безопасности, сохранения общего оборонно-стратегического пространства носили конкретный, достаточно устойчивый характер и не превращались в прикрытие  для полной автономизации военной деятельности новых государств, возникших после распада СССР, которая в этом случае может осуществляться без учета наших интересов.

Одно  из главных направлений военной  политики России состоит в развитии связей с США и странами Западной Европы. Сотрудничество с ними - гарантия коллективной безопасности. США и  Запад сделали важные шаги в этом направлении. В частности, сокращается  общая численность их вооруженных  сил, понижается уровень американского  военного присутствия. Использование  военной силы в крупных масштабах  практически отвергается подавляющей  частью стран Запада. Взаимодействие с ними - важное условие поддержания  региональной стабильности в районах, непосредственно примыкающих к  России. Сотрудничество может предотвратить  распространение ядерного и химического  оружия, ракет и ракетных технологий, даст возможность выработать политику регулирования продажи оружия и  военных поставок. Россия заинтересована в проведении со странами Запада операций ООН по поддержанию мира и безопасности в кризисных регионах.

В связи с тем, что баланс сил  как объективная основа взаимоотношений  государств стал иным и действует  во взаимосвязи с балансом интересов, нужно учитывать следующее: уход СССР с исторической сцены, а также  наметившееся снижение уровня военного присутствия США в мире могут  сопровождаться усилением военной  активности Японии, стран АСЕАН, государств Ближнего Востока, Индии и Пакистана. В силу сложившейся геополитической  реальности это может иметь негативные последствия.

Разрабатывая  и осуществляя необходимые меры по предотвращению войны и обеспечению  безопасности, Национальная доктрина исходит из того, что в будущем  не исключена возможность вовлечения России в вооруженное противоборство с вытекающими отсюда последствиями. Она должна быть готовой к любым  поворотам истории. 

Место и роль военно-политических проблем  в жизни общества и армии

Среди многих оснований дихотомического  анализа жизнедеятельности общества одним из наиболее фундаментальных  является его исследование в плоскости  «война и мир». Чертой, жестко разделяющей  эти два противоположных состояния  общества, выступает вооруженное  насилие, вооруженная борьба. Соответствующие  организация жизнедеятельности  общества, руководство и управление (вид человеческой деятельности, заключающийся в сознательном и целенаправленном воздействии на людей, объекты, процессы в интересах придания им желательных параметров функционирования и развития) им составляют: для войны – стратегия, для мира – политика.

Информация о работе Военная политика