Военная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 22:25, методичка

Описание

В ядерный век, когда война несет угрозу человеческой цивилизации, возникает реальная необходимость более внимательно разобраться в самой природе военной политики, факторах, определяющих ее содержание, в ее внутренней структуре и характере внешних проявлений, в тенденциях ее современного развития.

Работа состоит из  1 файл

военная политика.docx

— 68.60 Кб (Скачать документ)

Новый акцент во взаимосвязи армии  и политики вносит прогрессивная  военная политика государства, направленная на предотвращение любых войн, на создание военных структур, имеющих сугубо оборонительную направленность и предназначенных  для обеспечения национальной безопасности. [c.162]

Особенно остро сегодня стоит  проблема втягивания армии в политические баталии и игры в ходе борьбы различных  группировок за власть. Здесь армии  отводится роль некоей самостоятельной  политической силы, которая якобы  угрожает обществу военной диктатурой. В угаре борьбы за власть отдельные  политики пытаются расколоть армию, внести смуту в воинские коллективы.

Именно поэтому в политических основах военной доктрины констатируется, что “использование Вооруженных  Сил и других войск Российской Федерации в интересах отдельных  групп лиц, партий, общественных объединений  не допускается”. Народ вправе видеть армию как гарант стабильности и  надежности.

Проблема взаимосвязи армии  и политики комплексная, всеобъемлющая. Социально-политический фон ее значительно  дополняется аспектом, отражающим социальную характеристику военнослужащих. Ведь каждый из них личность, гражданин  государства. Все, что происходит в  обществе, немедленно отражается и  в войсковом организме. Наивно полагать, что юноши, сменив гражданский костюм на военную форму одежды, полностью  отходят от проблем политической жизни. У каждого из них имеются  взгляды, интересы, ориентация, опыт в  оценке ситуации. Солдат не бездумный  исполнитель чьей-то воли. Поэтому  важно сформировать у каждого  военнослужащего высокий уровень  политической культуры, настрой достойно служить Родине, переломить нигилистические  отношения к армии и к воинской службе, поднять ее престиж. А это  задачи не только социальные, но и политические.

И последнее. В современном политизированном обществе крайне важно определить четкую и точную правовую ответственность  политических руководителей, непосредственно  отдающих распоряжения об использовании  армии не по ее историческому предназначению, вопреки принятому законодательству. [c.163]

 

Военная политика России:  
содержание и направленность

 

Военная политика - понятие столь же древнее, как война и армия. Сначала  она входила в общую систему  политики, но по мере обострения общественных антагонизмов, расширения масштабов  и разрушительного характера  войн, усиления воздействия на исторический процесс становилась все более  самостоятельной и специфичной. Достаточно наглядно это проявилось на рубеже ХVIII-ХIХ веков, на грани  соприкосновения стратегии с  общей системой политики, государствоведением. Наибольшего развития военная политика достигла в ХХ веке. Милитаризм, утвердившийся в ряде стран мира, привел к тому, что она нередко доминировала над политикой в целом. За это народы заплатили дорогой ценой, пережив две мировые и сотни локальных войн. Военная политика руководства ряда государств несет большую ответственность за то, что человечество неоднократно оказывалось на пороге ядерного апокалипсиса. Вместе с тем она может быть направлена и на предотвращение новых войн, создание надежной системы коллективной безопасности, спасение мировой цивилизации.

Военная политика - специфическая сфера теоретической  и практической деятельности институтов государственной власти, связанная  с созданием и использованием военной мощи для защиты интересов  государства и общества, суверенитета и территориальной целостности  страны. Она базируется на определенной системе идей и взглядов, основанных на социально-политических отношениях в обществе и мире. Военная политика, как и вся политика государства, имеет внутреннюю и внешнюю сторону, грань между которыми весьма динамична. В современных условиях возрастает роль внешней стороны, что наблюдается, например, в при создании системы  международной безопасности. Однако в отдельных странах при нестабильности обстановки может доминировать внутренняя сторона.

Следует особо подчеркнуть, что военная  политика России - миролюбивая. От военной  политики СССР она наследует все  самое позитивное. Одновременно использует опыт других стран, пропуская его  через призму своих интересов  и особенностей развития. Военная  политика - специфическая область  деятельности Президента, Парламента, Правительства, непосредственно связанная  с созданием и использованием военной мощи для защиты жизненно важных интересов государства и  общества, суверенитета и территориальной  целостности страны.

С точки зрения внешних условий  необходимо, чтобы военная политика учитывала перемены, происходящие в  странах, регионах и мире в целом, особенно в военной политике ведущих  государств, а также новую расстановку  сил и их влияние на мировую  политику. Нельзя недооценивать окончание  холодной войны и переход от конфронтации к сотрудничеству. Особое значение имеют деидеологизация международных  отношений, опыт мирного урегулирования ряда локальных и региональных конфликтов, интеграционные процессы в Европе, Америке и Азиатско-тихоокеанском  регионе, крупные перемены в общественной жизни стран Восточной Европы и государствах, образовавшихся в  результате распада СССР.

Военная политика России обусловлена также  определенными факторами ее внутреннего  развития: углубляется экономическая  реформа, изменяется общественный и  государственный строй формируется  гражданское общество. Начались сдвиги в сторону демилитаризации страны. Одновременно появились центробежные тенденции, ослабляющие Российскую Федерацию: обострились межнациональные  конфликты, сохраняется социальная нестабильность общества. В некоторых  районах продолжается борьба политических партий за власть.

Наиболее  очевидны нестабильность экономических, социально-политических, национально-этнических и религиозных процессов, наличие  сил крайней националистической ориентации, сторонников абсолютизации  суверенитета, террористических групп  и рост организованной преступности в отдельных регионах и стране в целом.

Несколько слов об источниках военной опасности. В зависимости от складывающейся обстановки она может исходить: от стран, имеющих стратегическое ядерное  оружие (глобальная); от сопредельных государств, обладающих массовыми армиями (региональная); от субъектов Содружества в случае обострения между ними экономических, территориальных, религиозных и  некоторых других отношений (локальная). Всякая опасность имеет свой предел, выход за который создает непосредственную военную угрозу для России и других стран СНГ. В частности, непосредственной военной угрозой, на наш взгляд, следует  считать ввод иностранных войск  на территорию сопредельных государств, наращивание группировок войск  и сил флота у границ России (ее союзников). Однако наибольшую угрозу представляют локальные конфликты  внутри России и по периметру границ (межэтнические, территориальные противоречия и притязания, захватнические устремления  некоторых сил).

Главные задачи военной политики России: предотвращение войны и сохранение мира, обеспечение  национальной, региональной и международной  безопасности, защита интересов государства  посредством военной силы тогда, когда дипломатические средства окажутся недостаточными и неэффективными. В случае навязывания войны главной  задачей России будет защита суверенитета, территориальной целостности своей  и союзников (отражение агрессии, нанесение поражения противнику, создание условий для скорейшего прекращения войны, восстановления мира).

Россия, как и любое другое государство, проводя военную политику, отдает приоритет своим национальным интересам, основываясь на том, что в мировом  сообществе она должна занимать место, достойное великой державы, поддерживать сотрудничество и партнерство со всеми странами. В практическом плане  важно создать условия, исключающие  необходимость защиты внешних интересов  военными средствами, обеспечить неприкосновенность границ, интеграцию в мировую экономическую  систему и стабильность развитии государства.

Интересы  России в военной политике могут  быть осуществлены главным образом  на основе научных принципов, среди  которых наиболее важными, на наш  взгляд, являются соответствие военной (оборонной) политики целям и принципам  Устава ООН, Хельсинкским соглашениям 1975 и 1992 г., Парижской хартии 1990 г. и  другим международным договорам, признание  мира как главной ценности. Принципиально  важны сокращение ядерного потенциала, уничтожение под международным  контролем химического, бактериологического  и тактического ядерного оружия, нераспространение  ядерных и ракетных технологий, признание  существования военной опасности  и вероятности перерастания ее в  военную угрозу. Военная политика не может быть реализована без  мер по предупреждению и устранению военной опасности, созданию коллективной системы безопасности.

Важно учитывать международную и региональную военно-политическую обстановку, материальные возможности страны, а также сокращение вооруженных сил до уровня, достаточного для отражения агрессии. К другим не менее значимым принципам военной  политики, видимо, следует отнести: открытость в военной области, укрепление доверия во взаимоотношениях с другими  государствами, гражданский контроль над вооруженными силами и оборонной  сферой на законодательном, исполнительном и судебном уровне власти; сотрудничество со всеми странами в координации усилий заинтересованных государств; запрещение (исключение) вооружения террористических и националистических сил, где бы они ни находились; подбор союзников не по блокам, а по интересам.

Ни  одно государство мира Россия не рассматривает  в качестве противника, она стремится  к взаимопониманию со всеми странами, как этого требуют интересы коллективной безопасности. С государствами-членами  НАТО и Восточной Европы РФ она  строит взаимоотношения на основе доверия  и сотрудничества, пытаясь создать  систему Евро-Азиатской безопасности; с Соединенными Штатами Америки - на основе равноправного партнерства с учетом опыта сотрудничества в годы второй мировой войны, а с государствами Дальнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона, Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока, Африки и другими странами - на основе добрососедства и уважения взаимных интересов. 

Государства Содружества Россия рассматривает  как друзей и союзников, считая отношения  с ними приоритетными. В сложившейся  военно-политической обстановке мы с  пониманием относимся к их интересам, признаем право на создание вооруженных  сил как атрибута государственности. Однако считаем необходимым определить статус войск, как временно оставшихся на территории других стран и находящихся  под юрисдикцией России, так и  тех, которые могут быть дислоцированы  там в мирное время с учетом межгосударственных соглашений и договоров. Во всех случаях личный состав этих частей и соединений должен иметь  гарантированную правовую защиту Российской Федерации. Они не должны участвовать  в национальных конфликтах, но по взаимному  соглашению правительств их можно использовать в качестве сил разъединения для  предотвращения кровопролития. Думается, что в ряде случаев присутствие  войск в том или ином регионе  является стабилизирующим фактором, служит снижению напряженности в  нем. 

В то же время, учитывая тесные всесторонние связи между государствами -членами  СНГ, сложившуюся структуру ВС бывшего  СССР в рамках единого оборонного пространства, считаем объективной  необходимостью создание системы коллективной безопасности. На пути к ней между  Россией и государствами Содружества  возможны и целесообразны многосторонние и двусторонние соглашения, которые  предусматривали бы координацию  действий в военной области, включали договоренности о стратегических силах, принципах взаимного технического и материального обеспечения  вооруженных сил, их размещении и  др. Высшим национальным интересам  России отвечает как сохранение Содружества  Независимых Государств, так и  трансформация его в региональную подсистему ООН, функционирующую на ее принципах.

В практике военного строительства должны быть учтены интересы России в укреплении европейской безопасности. Россию не может устраивать тенденция расширения НАТО. Сейчас стратегическая группировка  войск России такова, что при вступлении в НАТО бывших государств - участников Варшавского Договора придется произвести ее кардинальную перестройку, что связано  с непомерными экономическими и  социальными издержками. В этой связи, видимо, предпочтительнее формировать  систему коллективной безопасности через роспуск НАТО и создание новой, более широкой и открытой структуры с участием России и  всех стран Восточной Европы.

Создание  действенного оборонительного союза (военно-политической структуры) могло  бы стать гарантом успешного развития государств Содружества. Основой для  него может послужить Договор  о коллективной безопасности, который  позволит интегрировать усилия этих государств и максимально использовать оборонный потенциал бывшего  СССР Высшим органом данной структуры  мог бы стать Совет коллективной безопасности, включающий в себя глав государств - участников оборонительного  союза и назначенного ими Главнокомандующего ОВС СНГ. Он будет полномочен принимать  решения о применении вооруженных  сил для отражения агрессии, развязанной  против любого из государств - участников Договора, или для выполнения миротворческих функций. Возможно также создание Совета глав правительств СНГ и в случае необходимости соответствующей  структуры представителей парламентов. Опыт свидетельствует о том, что  целесообразен и постоянный орган, который непосредственно решал  бы вопросы безопасности, а также  согласовывал под руководством Главного командования ОВС деятельность государств Содружества в рамках заключенных  договоров.

Создаваемые органы Системы Безопасности СНГ  должны иметь определенный правовой статус, доктрину, в которой были бы выражены основные задачи и цели СБ СНГ. Она должна носить оборонительный характер и базироваться на принципах, изложенных выше. Особое место в  ней могут занять положения, относящиеся  к ядерной стратегии Содружества, а также реализации принципа оборонной  достаточности. Например, надо определить, какие группировки войск постоянной готовности иметь, где, в каком регионе  их развернуть, за счет чего усиливать, как использовать мобильные силы и проводить стратегические перегруппировки, чтобы обеспечить отражение агрессии или локализацию и прекращение  вооруженного конфликта на условиях, отвечающих национальным интересам  государств Содружества. В доктрине необходимо также отразить формы  сотрудничества с государствами - участниками  Содружества при решении совместных оборонных задач, определить способы  вооруженной борьбы по защите жизненно важных интересов Содружества, его  суверенитета и территориальной  целостности.

Информация о работе Военная политика