Формы физической культуры в вооруженных силах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 12:36, курсовая работа

Описание

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- показать сущность и значение физической культуры;
- изучить цель, задачи и содержание физической подготовки военнослужащих Вооруженных Сил;
- охарактеризовать специальную направленность физической подготовки в видах Вооруженных Сил;
- проанализировать формы физической культуры в Вооруженных Силах.
Объект курсовой работы – физкультурно-спортивная деятельность, предмет – организация и содержание физкультурно-спортивной деятельности в вооруженных силах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ 5
1.1. Сущность и значение физической культуры 5
1.2. Цель, задачи и содержание физической подготовки военнослужащих Вооруженных Сил 8
1.3. Организация физической подготовки в Вооруженных Силах 13
1.4. Специальная направленность физической подготовки в видах Вооруженных Сил 17
Глава 2. ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ 19
2.1. Организация и проведение учебных занятий 19
2.2. Комплексные занятия 26
2.3. Организация и проведение утренней физической зарядки 27
2.4. Организация и проведение спортивно-массовой работы 27
2.5. Организация и проведение физической тренировки в процессе учебно-боевой деятельности 34
2.6. Организация и проведение самостоятельной физической тренировки 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Работа состоит из  1 файл

Физическая культура в вооруженных силах.doc

— 216.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

     Физическая  подготовка военнослужащих является важной частью боевой подготовки, воинского  обучения и воспитания всего личного  состава

     Целью физической подготовки является обеспечение  физической готовности военнослужащих к овладению оружием и боевой техникой, эффективному их использованию в бою, стойкому перенесению физических нагрузок, нервно-психических напряжений и неблагоприятных факторов боевой деятельности.

     Физическая  подготовка как предмет обучения организуется и проводится в следующих формах: учебные занятия, утренняя физическая зарядка, спортивно-массовая работа, физическая подготовка в процессе учебно-боевой деятельности и индивидуальная (или самостоятельная) физическая тренировка.

     Сегодня мы вряд ли найдем образованного человека, который отрицал бы важную роль физической культуры и спорта в современном обществе. В спортивных клубах и самостоятельно физической культурой независимо от возраста занимаются миллионы людей. Спортивные достижения для подавляющего большинства из них перестали быть самоцелью. Физические тренировки «...становятся катализатором жизненной активности, инструментом прорыва в область интеллектуального потенциала и долголетия, условием и неотъемлемой частью гармоничной и полноценной жизни».

     В наши дни вес больше видов трудовой деятельности вместо грубых физических усилий требуют точно рассчитанных и тонко скоординированных мышечных усилий. Некоторые профессии предъявляют повышенные требования к психофизиологическим возможностям человека, к его сенсорной выносливости, к некоторым другим физическим качествам. Особенно высокие требования предъявляются к представителям тех профессий, деятельность которых требует высокого уровня физической готовности. Это, прежде всего, военнослужащие Вооруженных Сил, пограничники и сотрудники правоохранительных органов. Одним из главных условий их продуктивной трудовой деятельности является высокий уровень общей работоспособности, гармоничное развитие профессионально-прикладных физических качеств.

     Сегодня под термином «профессионально-прикладная физическая подготовка» понимается направленный процесс формирования необходимого арсенала двигательных умений и навыков, гармоничного развития физических качеств и связанных с ними способностей, от которых зависят эффективность трудовой деятельности, достижение высокой физической и умственной работоспособности, сохранение здоровья и творческое долголетие трудящихся. Основу такой подготовки, на которой, собственно, и строится решение специфических прикладных двигательных задач, будет составлять общая физическая подготовка (ОФП), т. е. процесс развития физических качеств.

     Все вышесказанное говорит об актуальности темы курсовой работы. Ее основная цель заключается в выявлении основных особенностей физической культуры в  вооруженных силах.

     Достижение  указанной цели предполагает решение  следующих задач:

     - показать сущность и значение физической культуры;

     - изучить цель, задачи и содержание физической подготовки военнослужащих  Вооруженных Сил;

     - охарактеризовать специальную направленность физической подготовки в видах Вооруженных Сил;

     - проанализировать формы физической  культуры в Вооруженных Силах.

     Объект  курсовой работы – физкультурно-спортивная деятельность, предмет – организация  и содержание физкультурно-спортивной деятельности в вооруженных силах.

     Методы  исследования: анализ психологической, педагогической и методической литературы по теме исследования.

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ

1.1. Сущность и значение физической культуры

     Физическая  культура, несмотря на ее многообразие, построена на одних и тех же базовых принципах, где бы и в каком виде мы ее ни встречали. Именно поэтому появление всякой сколько-нибудь новой информации о ней должно быть предъявлено и осмыслено. Это позволит в дальнейшем избежать упрощений и необъективности в оценке значимости физической культуры как со стороны ее участников, так и со стороны наблюдателей. Хотя значение физической культуры в жизни человека должны осознавать все здравомыслящие люди [1, С. 18].

     Известно, что главной целью физической культуры является формирование личности человека. Эта цель рождалась и развивалась через научную мысль в педагогике, психологии, теории физической культуры, философии и других науках. В период реформирования системы образования физическая культура претерпевает изменения своей содержательной стороны в плане ее востребованности и актуальности.

     В ст. 2 Закона Республики Беларусь «Об образовании» среди принципов государственной политики в этой области выдвигается приоритет жизни и здоровья человека. Ст. 51 этого же закона предусматривает создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников.

     В настоящее время в Республике Беларусь правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, принципы государственной политики в области физической культуры и спорта, олимпийского движения определены Законом Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» от 18 июня 1993 г. N 2445-XII.

     Рассматривая  значение физической культуры в жизни человека, Виленский М.Я. и Беляева В.А. (1985) отмечают, что единство физического и интеллектуального прослеживается на всем жизненном пути человека. Если оно оптимально, то человек достигает значительных высот в своем развитии. Если же этого не наблюдается и развитие умственных способностей идет в отрыве от совершенствования физических способностей либо физическое развитие намного опережает умственное, то общество несет издержки, так как всестороннего развития личности не происходит [3, с. 17].

     Физическая  культура личности имеет свои проявления в повседневной деятельности, в отношениях, в поведении, в образе жизни, труде, влияет на освоение человеком культурных ценностей. В основе физической культуры личности лежит органическое единство знаний, убеждений в возможности их практического использования и непосредственная деятельность по их реализации. Повседневные практические занятия являются одним из основных показателей физической культуры личности [3]. Человек является гармонично развитой личностью, если у него тесно взаимосвязаны показатели общей культуры и культуры физической.

     Бальсевич В.К. (1988), рассматривая проблему физической активности человека, выделяет две  основные группы ценностей в физической культуре — общественную и личную [2, с. 37].

     К общественной группе ценностей относятся:

     общий уровень знаний о методах и  средствах физического развития и совершенствования человека;

     общий научно-технологический потенциал  физической культуры, который составляет ее интеллектуальную основу, включающую в себя обширный комплекс специализированных знаний о физической активности человека, о правилах, методах и условиях их реализации при воспитании человека;

     накопленный обществом опыт физического воспитания и физической подготовки молодежи;

     опыт  организации физической активности;

     общественное  мнение, уровень престижности физической культуры и структура факторов, определяющих ее популярность в обществе, уровень  активности общества в сфере физической культуры (деятельность государственных и общественных институтов, деятельность политическая, организационная, пропагандистская, образовательная и воспитательная, финансово-экономическая и производственная).

     Раскрывая содержание физической культуры личности, Бальсевич В.К. выделяет в ее структуре три основные составляющие: знания (физкультурная образованность), двигательные достижения и мотивацию двигательной активности.

     Все перечисленные элементы системы  физической культуры личности имеют  тесную взаимосвязь и определяют содержание физического воспитания. Концепция непрерывного физического образования детей и учащейся молодежи, подготовленная в 1989 году инициативной группой под руководством Виленского М.Я. и Виноградова П.А. [4], ориентировала систему образования, педагогов на новый целевой подход к физическому образованию личности — ее физическую культуру. Целевая установка в физическом воспитании детей и учащейся молодежи определялась:

     требованиями  современного этапа развития общества и системы образования к формированию личности;

     необходимостью  единства и преемственности физического  воспитания на всех ступенях системы  образования;

     возможностью  ее конкретизации в критериях  эффективности воспитательно-образовательного процесса.

     Интегральной  целью физического воспитания для  всех ступеней образования, согласно концепции, объявлялась физическая культура личности как органическое единство знаний и убеждений, ценностных ориентаций и мотивационно-потребностной сферы, физического совершенства и практической деятельности [6, с. 24].

     Эта концепция внесла коррективы в инновационное содержание государственных программ по физической культуре (1996 г. — Лубышева Л.И., Грузных Г.М.; 1994 г. — Виленский М.Я., Ильинич В.И., Масляков В.А., Щербаков В.Г.; 2000 г. — Ильинич В.И., Евелев Ю.Л.), а также видоизменила и социально конкретизировала принципы физического воспитания, что соответствует цели развития физической культуры личности и общества в целом.

     Лубышева  Л.И. (1991—1993) рассматривает задачи воспитания физической культуры шире и многообразнее: «Имея богатый арсенал средств для решения проблем жизненно важного и практического значения, физическое воспитание включает в себя социально-психологическое, интеллектуальное и двигательное (телесное) воспитание. Раньше же оно рассматривалось лишь только как телесное развитие» [19, с. 51]. Таким образом, физическое воспитание преследует более широкие цели: воспитание личности через культуру посредством освоения ценностного потенциала физической культуры — и представляется педагогическим процессом формирования физической культуры личности [9].

     Не  возникает сомнения в том, что  только здоровый человек, оптимистически настроенный, психологически устойчивый, с высоким уровнем умственной и физической работоспособности  может активно жить, успешно преодолевать различные трудности и приносить пользу обществу.

     Значение  физической подготовки в системе  обучения и воспитания войск, ее задачи, средства, формы и методы впервые  были изложены в Программе физической подготовки Красной Армии, утвержденной в 1922 году. Учебные занятия рекомендовалось проводить по гимнастике, лыжной подготовке, владению холодным оружием, плаванию, гребле, способам защиты и нападения без оружия и играм. Однако на деле в то время в войсках обязательными были лишь игра в футбол и гимнастика.

     Программы по физической подготовке с течением времени менялись, адаптировались к условиям требований дня.

     Опыт  войн конца двадцатого века, кардинальные изменения характера военной  службы не могли не оказать влияние  и на Положение по физической подготовке и спорту военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь, утвержденное в 2001 году.

     В августе 2004 года министром обороны  Республики Беларусь генерал-полковником  Леонидом Мальцевым была утверждена система физической подготовки в  Вооруженных Силах. Одна из ступеней реализации этой системы – пересмотр существовавшего Положения по физической подготовке и спорту военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь, уже не отвечавшего требованиям времени, разработка и внедрение в обучающую практику нового документа, который отражал бы реалии сегодняшнего дня в вопросах физического совершенствования военнослужащих [30, с. 19].

     Основой новой Инструкции о порядке организации  физической подготовки и спорта в  Вооруженных Силах Республики Беларусь является перечень упражнений для развития физических качеств и прикладных навыков военнослужащих, методические указания по организации и проведению всех форм физической подготовки и оценочные показатели – нормативы. Дело в том, что навыки, приобретенные в процессе выполнения физических упражнений, должны служить одной цели – победе на поле боя, и упражнения – это лишь подготовка к овладению этими навыками [30, с. 19].

     В настоящее время специалисты  физической подготовки и спорта разрабатывают  комплексные упражнения, учитывающие  все предметы боевой подготовки (тактикоспециальную, тактическую, огневую и т.д.), которые в совокупности при проведении контрольного занятия смогут дать ответ на вопрос о готовности военнослужащих к выполнению поставленной задачи.

1.2. Цель, задачи и содержание физической подготовки военнослужащих  Вооруженных Сил

     Физическая  подготовка и спорт в Вооруженных  Силах (далее  - физическая подготовка) является одним из основных предметов  боевой и профессионально-должностной  подготовки, важной и неотъемлемой частью военного    обучения   и   воспитания   военнослужащих.

Информация о работе Формы физической культуры в вооруженных силах