Сущность политического режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 18:13, контрольная работа

Описание

В политическом режиме действительно проявляется функциональная сторона государственной власти и других институтов политической системы. Именно через политический режим государство оказывает воздействие на общество. Но и сам политический режим по отношению к формам функционирования государственной власти обладает самостоятельностью. С его помощью можно определить различные периоды жизнедеятельности основных институтов политической системы общества, развития или эрозии демократии, степень участия масс в формировании органов власти.

Содержание

1.Введение 3
2.Сущность политического режима 5
3.Критерии политического режима 8
4.Плюралистический режим 9
5.Авторитарный режим 11
6.Тоталитарный режим 13
7.Заключение 14
8.Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.docx

— 37.93 Кб (Скачать документ)

     2. Порядок, способы и механизмы  формирования политической власти, прежде всего представительной, а также степень участия в  ней народных масс.

     3. Характеристика реальных механизмов  осуществления политической власти  и степень контроля за ней  со стороны общества.

     4. Взаимоотношения между законодательной  и исполнительной ветвями власти, между её центральными и местными  органами.

     5. Роль и значение политической  идеологии в жизни общества.

     6. Мера политического плюрализма, наличие многопартийности. Положение,  влияние и условия деятельности  политических партий. Учет интересов  меньшинства при принятии политических  решений, наличие оппозиции.

     7. Место и роль неполитических  и негосударственных организаций  и структур в политической  системе общества.

     8. Соотношение прав и свобод  человека и гражданина с правами  государства.

     9. Состояние и гарантии прав  и свобод личности, степень реализации  ее правового статуса.

     10. Политический и юридический статус  органов подавления, т.н. силовых  структур государства (армии,  полиции, госбезопасности).

     11. Положение средств массовой информации, уровень гласности в обществе, «прозрачность» деятельности госаппарата.

     12. Степень верховенства закона  во всех сферах общественной  жизни, наличие реальных механизмов  привлечения к ответственности  должностных лиц, включая высших.

     Таким образом, политический режим непосредственно  связан с тем или иным соотношением диктатуры и демократии, включает такой показатель, как уровень  и фактическая реализация прав и  свобод граждан.

     Поэтому политические режимы условно делят  на демократические и недемократические, а последние на авторитарные и  тоталитарные. Все они в «чистом» виде бывают довольно редко, чаще всего  сочетают в себе черты нескольких из них, в основном смежных.[12]

     Плюралистический  режим 

     Важнейшие черты у плюралистических режимов  являются общими. Во – первых, преобладающей политической силой в этих странах являются партии либеральной ориентации, придерживающиеся принципов демократии – демократических концепций управления обществом. Во - вторых они опираются на либерально – демократические политические системы и гражданскую политическую культуру. Это обеспечивает эффектность демократии и дает возможность власти использоваться ее преимуществом: широкий плюрализм для поиска оптимальных решений политических проблем и убедительное выражение воли большинства для их реализации.

     Эффективность плюралистических режимов убедительно подтверждается опытом последних десятилетий. Эти режимы смогли урегулировать серьезные конфликты, особенно во Франции и США, и способствовать переходу свих стран постиндустриальному, информационному типу производства, найти новые соотношения роста эффективности производства с повышением социальной обеспеченности населения, развернуть поиск соответствующих изменившимся условиям сочетания индивидуальных и общественных интересов, свободы и равенства, а так же отношений общества с природой.[2]

     Принятие  новой Конституции России стала  решающим шагом в создании либерально – демократической системы, а вместе с тем и президентского режима. Слабость либерально – демократических сил привела к сосредоточению исполнительной власти в руках неформального президентского блока – союза горсти либералов – реформаторов с частью влиятельных чиновников, генералов и хозяйственников, согласившихся на преобразование при условии сохранения своих позиций. Президент, благодаря широте своих полномочий по Конституции РФ и сверх того, стал инициатором реформ, проведение которых соизмеряется с интересами поддерживающих его слоев и тормозится оппозицией в органах законодательной власти . Президентский режим остается плюралистическим – не подавляет оппозицию, даже вынужден делать ей уступки. Не смотря на широту полномочий Президента, его власть недостаточно эффективна и преобразования в России проводятся, с большим трудом. Так как в обществе нет достаточного превосходства сторонников преобразований, то углубить и ускорить их без авторитарных решений врядли возможно. Но для их реализации получить поддержку даже имеющихся союзников Президента. Выборы Президента в 1996 году превратились в острое столкновение сторонников и противников либерально – демократических преобразований, от исхода которых зависит судьба государства и общества.[5]

     Плюралистические  режимы сложились в ряде других новых независимых государств – на Украине, в Молдове, Армении, Грузии и Киргизии.

     Но  либерально - демократические системы  там еще слабы, демократии не достает эффективности. Это затрудняет реализацию преимуществ плюралистических режимов.

     В плюралистическом режиме функционируют  многие национально – демократические политические системы. Осуществляющие власть политические силы национально – демократической ориентации в Индии, Египте, Бразилии, Перу, Мексике, Аргентине и ряде других стран сталкиваются с немалыми трудностями. При всех достоинствах Конституционных устройств в них преобладает партикулярная политическая культура, не вполне изжиты оппозиции самому государственному строю, активны разного рода экстремисты, появляются лидеры конфронтационного и харизматического характера, значительно влияние милитаризма. По этому возникает немало политических конфликтов, в отдельных случаях даже вооруженных (Перу, Мексика, Индия).[8] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Авторитарный  режим (авторитаризм). 

     Авторитарный  режим – это система правления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном  участии народа. Это одна из форм политической диктатуры. В роли диктатора  выступает индивидуальный политический деятель из элитарной среды или  правящая элитарная группа. Если этим лицом является королевская семья  – в этом случае авторитарный режим  называется абсолютной монархией.

     Сохраняются такие режимы с помощью аппарата принуждения и насилия армии. В отличии от демократического режима власти, где репрессивный аппарат  действует в рамках закона, в авторитарном государстве средства насилия, наоборот, держатся на виду.

     Власть, подчинение и порядок ценятся  при авторитарном режиме правления  больше, чем свобода, согласие и участие  в политической жизни народа. В  таких условиях рядовые граждане вынуждены повиноваться законам, платить  налоги без личного участия в  их обсуждении.

     Существующие  в авторитарных государствах для  ширмы демократические институты  реальной силы в обществе не имеют. Легализуется политическая монополия  одной партии, поддерживающей режим. При этом режиме исключается деятельность других политических партий и общественных организаций. Отрицаются принципы конституционности  и законности. Игнорируются разделения властей. Происходит строгая централизация  всей государственной власти. Главой государства и правительства  пожизненно становится лидер правящей авторитарной партии. Вождизм превращается в официальный государственный  принцип. Теория и практика авторитарного  правления были выражены в афоризме «Государство – это я», высказанном  Людовиком XIV.[4]

     Представительные  органы на всех уровнях, даже если и  сохраняются, превращаются в декорацию, прикрывающую авторитарную власть. Господствующую роль играют вертикальные, иерархическо - бюрократические связи между институтами государства. Чаще всего наделена особой политической ролью армия.

     Авторитарный  режим обеспечивает власть индивидуального  или коллективного диктата любыми средствами, в том числе прямым насилием. Им не допускается никакой  конкуренции политических субъектов. Монополия на власть – принцип  авторитаризма. Вместе с тем авторитарная власть не вмешивается в те области  жизни, которые непосредственно  не связаны с политикой. Относительно независимыми могут оставаться экономика, культура, межличностные отношения. В известных пределах допускается также независимость личности. Короче говоря, государство дифференцировано от общества, в ограниченных рамках функционируют институты гражданского общества.

     В мировом обществе в XX веке имели  место различные виды авторитарных режимов: полуфашистский, военно-диктаторский (частое явление в странах Латинской  Америки), конституционно-авторитарный, а иначе сказать монократический  режим (характерный для некоторых  стран Африки и отдельных государств Азии). Отмечаются также конституционно-патриархальные, клерикальные и расистские режимы.

     Авторитарные  режимы утверждаются в условиях кризисных  ситуаций или на основе не развитой политической и социальной структур общества. Возможность возникновения  авторитарного режима в переходном периоде от тоталитаризма к демократии заложена в психологической реакции  людей на кризисную ситуацию, в  стремлении к социальной упорядоченности, надежности, предсказуемости. Они могут  решать прогрессивные задачи, связанные  с выходом страны из кризиса. Так, до второй мировой войны, во время  кризиса в некоторых странах  Западной Европы парламентский демократический  режим оказался неспособным решать напряженные социальные конфликты. В этих условиях возникли авторитарные системы, переросшие даже в фашизм. Авторитаризм был желаемым режимом  и после второй мировой войны  под влиянием существовавших острых экономических и социальных противоречий.

     Механизм  утверждения авторитарных режимов  включает как незаконные, насильственные методы ликвидации и замены прежних  политических институтов и правителей, так и формально – демократические  процедуры (например, приход к власти диктаторов в Индонезии или Бангладеш). Главные типы легитимности режима: традиционная, идеологическая (теологическая) и персональная легитимности. Непременная  духовная база авторитаризма – господствующая идеология. В качестве таковой могут  выступать революционная, реакционная, националистическая, религиозная и  иные виды идеологий.[6] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Тоталитарный  режим 

     Является  способом реализации идей коренного  переустройства общества вопреки его  реальным интересам и возможностям. Он руководствуется недействительными  интересами людей и общества, а  утопическим учением о коренном переустройстве общества и перевоспитании людей. Государственная власть, вся  политическая система и ее функционирование ставятся на службу такому учению –  идеологии, и по этому тоталитарный режим является идеократией –  властью идеологии.

     Сохраняя  монополию на развитие идеологии, вожди, фюреры, харизматические лидеры опираются  на фанатизм своих последователей и  используют массовые организации и  движения для того, чтобы навязать свою идеологию всему населению. Их главным орудием является партия, противостоящая всем другим, и монополизирующая государству, власть и контроль над всеми сферами развития общества.

     Для переустройства общества и перевоспитания людей в соответствии с утопическими идеалами используется вся государственная  власть, функции и полномочия которой  расширяются и усиливаются для  « строительства » нового общества и формирования новых идей. При  этом права, свободы и интересы людей  попираются, а насилие, репрессии  и геноцид используются тем шире, чем меньше общество и люди соответствуют  идеалу и способны изменяться.

     Тоталитарный  контроль способствует тоталитарной мобилизации  ресурсов общества и позволяет такому режиму добиться значительных успехов, особенно в наращивании своей экономической и военной мощи. [1]

     Без существенных изменений тоталитарно  – социалистические режимы удержались только в КНДР и на Кубе. Эти режимы охвачены кризисом и их руководители вынуждены искать пути и средства укрепления или модернизации своей  власти. Следствием тоталитарно –  социалистического курса является их тяжелое экономическое положение. Тоталитарные тенденции характерны для режима Туркменбаши и Туркмении.

     В Италии, Германии и Испании были фашистке национал – социалистические режимы. В настоящее время подобный режим существует только в Ираке  – арабский национал – социалистический режим С. Хусейна Тоталитарные режимы уничтожили около 100 млн. человек, еще  больше подвергли репрессиям, и сотни  миллионов обрекли на нужду и  страдание.

     Какими  бы благородными не казались цели некоторых  из них, все они заслуживают безусловного осуждения. Не составляют исключение ни те, которые существуют, ни те, которые  могут еще появиться. [9]

     Заключение. 

     Современные политологи выделяют два наиболее общих  политических режима: демократический  и антидемократический. Среди демократических  самыми распространенными в мире являются парламентский и президентский  режим. Антидемократические, в свою очередь, подразделяются на авторитарный и тоталитарный.

     Политический  режим как способ функционирования той или другой политической системы  определяется как социальными факторами  соответствующего государства, так  и нравственными, моральными и мировоззренческими устоями общества. В абсолютно  чистом виде политические режимы, как  правило, редкость. Поэтому при их характеристике используются двойные  понятия: либерально - демократический, демократически-авторитарный и т.п.

Информация о работе Сущность политического режима