Сущность политического режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 18:13, контрольная работа

Описание

В политическом режиме действительно проявляется функциональная сторона государственной власти и других институтов политической системы. Именно через политический режим государство оказывает воздействие на общество. Но и сам политический режим по отношению к формам функционирования государственной власти обладает самостоятельностью. С его помощью можно определить различные периоды жизнедеятельности основных институтов политической системы общества, развития или эрозии демократии, степень участия масс в формировании органов власти.

Содержание

1.Введение 3
2.Сущность политического режима 5
3.Критерии политического режима 8
4.Плюралистический режим 9
5.Авторитарный режим 11
6.Тоталитарный режим 13
7.Заключение 14
8.Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.docx

— 37.93 Кб (Скачать документ)

     Содержание

  стр.
1.Введение 3
2.Сущность  политического режима 5
3.Критерии  политического режима 8
4.Плюралистический  режим 9
5.Авторитарный  режим 11
6.Тоталитарный  режим 13
7.Заключение 14
8.Список литературы 15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение. 

     В учебной и научной литературе отсутствует единый подход к термину  «политический режим». Одни авторы отождествляют его с формой государства, управления и устройства политической системы в целом. Именно в такой  трактовке данное понятие давалось в общественных науках конца XIX - начала XX в.

     Политический  режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления  политической государственной власти в обществе, характеризует степень  политической свободы, правовое положение  личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.

     Режим - управление, совокупность средств  и методов осуществления экономической  и политической власти господствующего  класса.

     В политическом режиме действительно  проявляется функциональная сторона  государственной власти и других институтов политической системы. Именно через политический режим государство  оказывает воздействие на общество. Но и сам политический режим по отношению к формам функционирования государственной власти обладает самостоятельностью. С его помощью можно определить различные периоды жизнедеятельности  основных институтов политической системы  общества, развития или эрозии демократии, степень участия масс в формировании органов власти.

     Политический  режим в каждой страны не только влияет на политическое развитие общества, на его социально-классовую ситуацию, но и сам определяется, прежде всего социальной сущностью соответствующего государства. В рабовладельческом обществе политический режим любого государства так или иначе был связан с делением людей на свободных и рабов, что определяло их статус в политической системе и отношения к ним со стороны государственной власти; при феодализме тот же статус вытекал из крепостнических, внешнеэкономических отношений; в условиях демократии политический режим обуславливается фактом признания равенства всех людей перед законом при одновременном признании из неравенства по отношению к собственности; в социалистическом обществе конституировалось формальное равенство всех его членов не только в политической, но и социально-экономической и духовной сферах.

     Исторические  типы государств, как правило, не совпадали  с типами политических режимов. В  рамках одного и того же типа государства  и одной и той же формы правления  могли существовать разные политические режимы. Афинское и Римское государства  в Древнем мире были рабовладельческими республиками, но по характеру политических режимов существенно отличались друг от друга: если в Афинах активное участие в политической жизни принимали все свободные граждане, то в Римской республике фактическая власть была сосредоточена в руках рабовладельческой верхушки.

     В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно  отличаются друг от друга.

     Античный  философ Аристотель дает два критерия, по которым можно провести классификацию:

- по тому, в чьих руках власть

- по тому, как эта власть используется

     Типология политических режимов определяется не только социальными факторами  соответствующего государства, но и  нравственными, моральными, мировоззренческими устоями общества. Так, более широкая  и разнообразная нравственная природа  демократического режима предполагает признание таких общегуманистических  ценностей, как свобода совести, убеждений, слова, политический плюрализм  и т.д.

     Нравственная  природа авторитарного режима –  это, наоборот, навязываемая сверху единообразная  идеология, подавляющая духовную и  культурную самостоятельность личности и плюрализм мнений, безраздельно господствующая над обществом и  правом. Эта идеология соединяется  силой государства, гарантируется  его репрессивными органами и  стремится унифицировать и контролировать даже мышление и вкусы граждан. Авторитарное, в особенности тоталитарное, государство  активно и прямо вторгается вне  принадлежащую ему сферу внутренней, духовной жизни личности.

     Анализ  различными школами политологов  более ранних и нынешних политических режимов свидетельствует, что ни один из них не существовал в чистом виде. Существуют и многочисленные «промежуточные» политические режимы. В мире происходит постоянная эволюция политических режимов. Существенное обновление или коренная смена политических режимов разрешается либо массами  посредством революционных мер, либо правящими политическими элитами  через проведение реформ и военных  переворотов.[11] 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Сущность  политического режима 

     Любое общество основано на определенном порядке, включающем иерархию своих членов и  преследующем конкретные цели. Целеполагание  и активное начало в общество приносит власть, которая возникает одновременно с ним. Свое воздействие на общество власть осуществляет через политический режим, т. е. конкретные формы и методы реализации власти, определенную структуру  властных институтов, полномочия которых  обусловлены принципами организации  ветвей власти.

     Понятие «политический режим» является важнейшим  в европейской политологии, в  отличие от американской, отдающей предпочтение по фундаментальности  категории «политическая система». Произвольное использование категории  «политический режим» не сохранило  за ним достаточно четкого содержания. Вследствие этого она до сих пор  относится к сущностно оспариваемым понятиям и в рамках различных  парадигм трактуется неоднозначно. Так, сторонники системного подхода расширительно  интерпретируют понятие «политический  режим» и отождествляют его с  категорией «политическая система». Это создает известные теоретические  сложности, поскольку возникает  опасность терминологического дублирования двумя понятиями одного ряда политических явлений.

     Термины «политическая система» и «политический  режим» характеризуют политическую жизнь с разных сторон: «политическая  система» выявляет характер связей с  внешней средой, а «политический  режим» определяет средства и методы реализации общезначимых интересов. Некоторые  исследователи ограничивают его  содержание формой правления. Эта точка  зрения доминирует в конституционном  праве. Согласно ей классификация политических режимов основывается на различии законодательной  и исполнительной функций государства  и выяснении их соотношения. По такому принципу выделялись режим слияния  властей (абсолютная монархия), режим  разделения властей (президентская  республика) и режим сотрудничества (парламентская республика). Акцентируя внимание на деятельности правительственных  структур, подобное толкование игнорирует влияние других политических институтов (партийной системы, групп давления). Форму правления было бы точнее представить  как один из компонентов политического  режима.[10]

     В политической науке одно из первых определений политического режима дал французский ученый М. Дюверже. Он понимал политический режим как  «определенное сочетание систем партий, способа голосования, одного или нескольких типов принятия решений, одной или нескольких структур групп  давления». Французский политолог  Кермонн Ж.Л. уточнил формулу М. Дюверже, включив в содержание понятия  «политический режим» принцип легитимности, структуру институтов, партийную систему, форму и роль государства. Данное понимание политического режима стало общепризнанным в европейской политической науке.

     В науке конкурируют в основном два подхода в трактовке режима: юридический, делающий акцент на формальные нормы и правила отправления  власти институтами государства, и  социологический, опирающийся на анализ тех средств и способов, с помощью  которых осуществляется реальная публичная  власть и которые в той или  иной мере обусловлены социо - культурными  традициями, системой разделения труда, характером коммуникаций и т.д.

     Как показал практический опыт, наиболее адекватным способом отображения политического  режима является второй подход, дающий возможность сопоставлять официальные  и реальные нормы поведения субъектов  в сфере власти, отражать реальное состояние дел в области прав и свобод, выяснять, какие группы контролируют процесс принятия решений, и т.д. При социологическом подходе  в качестве агентов власти рассматриваются  не только правительство или официальные  структуры, но и те, подчас не обладающие формальным статусом группировки, которые  реально влияют на принятие решений. В качестве определенной характеристики правления при этом может рассматриваться  и деятельность оппозиции, а также  другие, в том числе антисистемные, компоненты политики.

     Ориентируясь  именно на реальное отражение процесса отправления политической и государственной  власти, политический режим можно  охарактеризовать как совокупность наиболее типичных методов функционирования основных институтов власти, используемых ими ресурсов и способов принуждения, которые оформляют и структурируют  реальный процесс взаимодействия государства  и общества. Как подчеркивают Г. О'Доннел и Ф. Шмиттер, режим — это совокупность явных или скрытых структур, «которые определяют формы и каналы доступа  к ведущим правительственным  постам, а также характеристики деятелей, используемые ими ресурсы и стратегии». В этом смысле, когда говорят о  политическом режиме, то имеют в  виду не нормативные, задаваемые, к  примеру, идеальными целями того или  иного класса, а реальные средства и методы осуществления публичной  политики в конкретном обществе.

     Такое понимание политического режима показывает, что он формируется и  развивается под влиянием значительно  более широкого круга факторов, нежели политическая система. Причем облик  правящего режима зачастую определяется не только и даже не столько макрофакторами, скажем, социальной структурой общества, его нравственно - этическими традициями и т.п., но и значительно более  частными параметрами и обстоятельствами, а именно: межгрупповыми отношениями внутри правящей элиты, внутри или внешнеполитической ситуацией, характером международной поддержки власти, личностными качествами политических деятелей и т.д.

     Политический  режим — более подвижное и  динамичное явление, чем система  власти. В этом смысле эволюция одной  политической системы может осуществляться по мере смены нескольких политических режимов. Например, установившаяся в XX столетии в СССР система советской  власти трансформировалась в сталинский режим, затем — в режим, сформировавшийся в годы так называемой хрущевской «оттепели» (в 60-х гг.), а впоследствии — в режим коллективного руководства  при Л. И. Брежневе.

     Именно  режимы проводят и одновременно олицетворяют собой определенную государственную  политику, вырабатывают и осуществляют тот или иной политический курс, целенаправленно проводят конкретную линию поведения государства  во внутри и внешнеполитической сферах. Как показывает исторический опыт наиболее развитых индустриальных государств, с точки зрения самосохранения наиболее выгодной и предпочтительной для  правящих режимов является политика центризма. Независимо от ее идеологической нагрузки, именно такая политика способствует минимизации конфликтов в сложноорганизованных обществах, помогает наиболее конструктивно  использовать политический потенциал  всего общества, поддерживает взаимоуважительные отношения между элитарными и  не элитарными слоями.

     В то же время большинство режимов  в качестве одного из наиболее распространенных средств укрепления собственных  позиций выбирает популизм. Так называется тот тип политики, который основывается на постоянном выдвижении властями необоснованных обещаний гражданам, на использовании  демагогических лозунгов, методов заигрывания  с обществом ради роста популярности лидеров.

     Однако  независимо от того, режим какого типа складывается в той или иной конкретной стране или какой политический курс предлагается стране, вся деятельность властей, в конечном счете, подчиняется  целям сохранения стабильности контролируемых ими политических порядков в стране.[3] 
 
 
 
 
 
 

     Критерии  политического режима 

     Политический  режим характеризуется рядом  критериев, которые отражают состояние  политической жизни общества, определяют его сущность и тип в каждом конкретном государстве. Политический режим определяется следующими критериями:

     1. Полномочия главы государства,  его функции и роль в системе  политического руководства, характер  политического лидерства.

Информация о работе Сущность политического режима