Статус членов избирательной комиссии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 16:49, реферат

Описание

В соответствии с избирательным законодательством избирательные комиссии самостоятельны и независимы от органов государственной власти, органов МСУ и общественных объединений, однако на практике нередки случаи вмешательства должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления в деятельность избирательных комиссий.

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 34.81 Кб (Скачать документ)

Реферат

Предмет: избирательное право.

Тема: «Статус членов избирательной комиссии»

Выполнила студентка 5 курса

Красносельских Н.Д.

 

Введение

Избирательные комиссии —  независимые коллегиальные органы, формируемые в соответствии с  избирательным законодательством, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов различного уровня. При проведении референдумов избирательные комиссии действуют  в качестве комиссий референдума.

В соответствии с избирательным  законодательством избирательные  комиссии самостоятельны и независимы от органов государственной власти, органов МСУ и общественных объединений, однако на практике нередки случаи вмешательства должностных лиц  органов государственной власти и местного самоуправления в деятельность избирательных комиссий.

 

1. ГЛАВА :

Система избирательных комиссий.

В РФ действует сложная  и неоднородная система избирательных  комиссий.

ЦИК РФ (ЦИК России) — работает на постоянной основе возглавляет систему избирательных комиссий, организует выборы федерального уровня (выборы Президента РФ, выборы депутатов Гос Думы)

Избирательные комиссии субъектов РФ (ИКСы России) — действуют на постоянной основе, участвуют в организации федеральных выборов, организуют региональные выборы (выборы депутатов законодательных органов)

Территориальные избирательные комиссии — действуют на постоянной основе, формируются на территории городов и районов, участвуют в организации федеральных и региональных выборов, на них могут возлагаться полномочия избирательных комиссий муниципальных образований. формирует ИКС РФ.

Избирательные комиссии муниципальных образований — действуют на постоянной основе, формируются на территории муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений, внутригородских территорий городов федерального значения). Организуют выборы в органы местного самоуправления (муниципальные выборы), местные референдумы и голосования. На них могут возлагаться полномочия территориальных избирательных комиссий.

Окружные избирательные  комиссии — формируются незадолго до начала избирательной кампании при проведении выборов депутатов представительного органа по одномандатным или многомандатным избирательным округам на срок полномочий представительного органа, участвуют в проведении выборов депутатов регионального или местного уровня, проводимых по мажоритарной или смешанной избирательной системе. Окружная комиссия может не формироваться, если ее полномочия возлагаются на комиссию другого уровня.

Участковые избирательные  комиссии — формируются на территориях избирательных участков при проведении выборов любого уровня, их полномочия обычно заканчиваются через 10 дней после дня голосования. На эти комиссии ложится непосредственная работа по организации голосования и подсчета голосов избирателей.

Формирование  избирательных комиссий

Избирательные комиссии состоят  из нескольких членов с правом решающего  голоса, формируются представительными  и исполнительными органами соотв. уровня или вышестоящими избирательными комиссиями с учетом предложений  политических партий и иных общественных объединений.

ЦИК 1«ЦИК состоит из 15 членов. Пять членов назначаются ГосДумой Федерального Собрания РФ из числа кандидатур, предложенных фракциями, иными депутатскими объединениями в ГосДуме, а также депутатами ГосДумы. При этом от одного депутатского объединения в ГосДуме может быть назначено не более одного представителя. Пять членов ЦИК РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ из числа кандидатур, предложенных законодательными (представительными) органами гос. субъектов РФ и высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов гос. власти субъектов РФ). Пять членов ЦИК РФ назначаются Президентом РФ.

Члены ЦИК должны иметь  высшее профессиональное образование. Выбирают своего председателя тайным голосованием.

 Избирательные комиссии  субъектов РФ формируются законодательным  и исполнительным органами субъекта  РФ с учетом предложений ЦИК  России.

Формирование ИКС РФ осуществляется законодательным (представительным) органом  гос. власти субъекта РФ и высшим должностным  лицом субъекта РФ (руководителем  высшего исполнительного органа гос. власти субъекта РФ)

 Половина членов ИКС  РФ назначается законодательным  (представительным) органом гос.  власти субъекта РФ, другая половина - высшим должностным лицом субъекта  РФ.

Как законодательный (представительный) орган гос.  власти субъекта РФ, так  и высшее должностное лицо субъекта РФ обязаны назначить не менее 1/2 от назначаемого ими числа членов ИКС РФ на основе поступивших предложений:

а) политических партий, выдвинувших  федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских  мандатов в ГосДуме Федерального Собрания РФ, а также политических партий, выдвинувших федеральные  списки кандидатов, кот. переданы депутатские  мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона "О выборах депутатов Гос.  Думы Федерального Собрания РФ";

б) политических партий, выдвинувших  списки кандидатов, допущенные к распределению  депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе гос. власти субъекта РФ.

Как законодательный (представительный) орган гос. власти субъекта РФ, так  и высшее должностное лицо субъекта РФ обязаны назначить не менее 1 члена  ИКС РФ на основе поступивших предложений  ЦИК РФ.

Избирательные комиссии муниципальных  образований формируются представительными  органами муниципальных образований  с учетом предложений избирательной  комиссии субъекта РФ.

Окружные и участковые избирательные комиссии формируются вышестоящими избирательными комиссиями. При формировании избирательных комиссий любого уровня обязательно должны учитываться предложения партий, представленных в Гос.  Думе по итогам предыдущих выборов.

Участковая избирательная  комиссия формируется на основе предложений:

- политических партий (выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в ГД ФС РФ)

- избирательных объединений (выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования);

- других политических  партий и иных общественных  объединений;

-представительного органа  муниципального образования;

- собраний избирателей  по месту жительства, работы, службы, учебы.

Количество вносимых кандидатур в состав участковых избирательных  комиссий от всех субъектов их выдвижения, включая политические партии и общественные объединения, не ограничивается, но при  этом в состав УИК может быть назначен, только один член от каждой партии/общественного объединения. 

Территориальная избирательная  комиссия—формирует избирательная комиссия субъекта Российской Федерации; обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой избирательной комиссии на основе поступивших предложений политических партий, избирательных объединений. Территориальная избирательная комиссия с участием соответствующих органов проводит проверку лиц, кандидатуры которых предлагаются для назначения в состав избирательной комиссии, на предмет отсутствия ограничений,

 В избирательные комиссии  помимо членов с правом решающего  голоса политическими партиями, общественными объединениями и  кандидатами могут назначаться  также члены комиссий с правом  совещательного голоса, представляющих  их интересы в комиссиях, они  в меньшей степени задействованы  в организации избирательного  процесса.

 

2 ГЛАВА

Правовой  статус ЦИК России и ИКС РФ как гос. органов проявляется в следующем:

  • в пределах своей компетенции они независимы от органов гос-ной власти и органов местного самоупр-я;
  • осуществляют свои полномочия на постоянной основе и явл-ся юридическими лицами;
  • их деят-ть финансируется за счет средств соотв. бюджета (федерального, субъектов РФ);
  • они формируются законодательными (представительными) и исполнительными органами гос-ной власти на основе предложений избирательных объединений и блоков, имеющих фракции в законодательных органах;
  • обладают собственной компетенцией, установленной избирательным зак-вом;
  • их акты, принятые в пределах компетенции, обязательны для исполнительных органов гос-ной власти, органов местного самоупр-я, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, а также для нижестоящих избирательных комиссий;
  • наделены полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ;
  • имеют собственные аппараты, структура и штаты кот-х устанавливаются ими самостоятельно.

ИКМО. Избирательные комиссии муниципальных образований

 не входили в систему  избирательных комиссий до принятия  в 2002 году действующего ФЗ об  основных гарантиях избирательных  прав. При этом в законе отмечалось, что положение ИКМО в системе  органов МСУ определяется законами  субъекта РФ, уставом муниципального  образования. В 2004 году определять  положение ИКМО в системе органов  МСУ стало исключительной прерогативой  самого муниципального образования.  А с июля 2005 года указанный  ФЗ унифицировал правовой статус  всех ИКМО в России, установив,  что ИКМО является муниципальным  органом, но не входит в структуру  органов МСУ.

На ИКМО возлагаются ф-ции по организации подготовки и проведения муниципальных выборов, местных референдумов, а также подготовки и проведения голосования по отзыву депутата, члена выборного органа МСУ, должностного лица МСУ, голосования по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования. Если на ИКМО возложены полномочия ТИК, то она участвует в проведении выборов в органы гос.власти.

ФЗ об основных гарантиях  избирательных прав, а в соответствии с ним и законы субъектов РФ о выборах наделяют ИКМО всем объемом  полномочий, присущим избирательным  комиссиям, организующим выборы.

ОИК.

формируются в случаях, предусмотренных  законом, при проведении выборов  по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Полномочия окружных избирательных комиссий могут  возлагаться на иные избирательные  комиссии.

а) осуществляет на территории избирательного округа контроль за соблюдением  избирательных прав граждан РФ;

б) взаимодействует с органами гос-ной власти, органами МСУ по вопросам, связанным с подготовкой и  проведением выборов в избирательном  округе;

в) осуществляет регистрацию  кандидатов;

г) утверждает текст бюллетеня  в избирательном округе;

д) осуществляет на территории избирательного округа меры по обеспечению  единого порядка голосования, подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования, определения рез-тов выборов, а также порядка опубликования итогов голосования и рез-тов выборов;

е) определяет результаты выборов  по избирательному округу;

 ж) публикует (обнародует) в соответствующих средствах  массовой информации результаты  выборов по избирательному округу;

з) оказывает правовую, организационно-техническую  помощь нижестоящим комиссиям;

 и) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий  и принимает по указанным жалобам  (заявлениям) мотивированные решения; 

к) осуществляет иные полномочия в соответствии с законом.

 

ТИК

 а) осуществляет на  соотв. территории контроль за  соблюдением избирательных прав  и права на участие в референдуме  граждан РФ;

б) обеспечивает на соотв. территории соблюдение нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий;

в) обеспечивает на соотв. территории реализацию мероприятий, связанных  с подготовкой и проведением  выборов, референдумов, развитием избирательной  системы в РФ, внедрением, эксплуатацией  и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и др. организаторов выборов, референдумов;

 г) осуществляет на  соотв. территории меры по соблюдению  единого порядка установления  итогов голосования;

 д) распределяет выделенные  ей из федерального бюджета,  бюджета субъекта РФ средства  на финансовое обеспечение подготовки  и проведения выборов, референдума,  контролирует целевое использование  указанных средств;

Информация о работе Статус членов избирательной комиссии