Совершенствование демографической политики в Забайкальском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 08:49, дипломная работа

Описание

Цель: исследовать особенности репродуктивного поведения населения Забайкальского края в условиях изменяющейся экономики с применением различного рода методик и предложить меры по совершенствованию региональной демографической политики в отношении рождаемости.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
 Дать понятие демографической политике;
 Описать демографическую ситуацию в Российской Федерации, а также в Забайкальском крае и проанализировать проводимую демографическую политику;
 Охарактеризовать влияние различных групп факторов на репродуктивное поведение населения Забайкальского края и уровень рождаемости.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...5
Глава 1. Теоретические аспекты демографической политики…………………………7
1.1 Основные понятия и процессы в демографической политике………………7
1.2 Современное состояние демографических процессов в Российской Федерации………………………………………………………………………………....13
1.3 Государственная демографическая политика в Российской Федерации….20
Глава 2. Анализ демографической ситуации и оценка демографической политики в Забайкальском крае……………………………………………………………………..30
2.1 Анализ демографической ситуации за период 2000 – 2011 годы в Забайкальском крае. Проблемы и тенденции развития……………………………….30
2.2 Репродуктивное поведение населения и факторы, его определяющие. Дерево целей………………………………………………………………………….33
2.2.1 Здоровый образ жизни……………………………………………….34
2.2.2 Среда обитания……………………………………………………….42
2.2.3 Образование…………………………………………………………..49
2.2.4 Социально-бытовые факторы……………………………………….57
2.2.5 Экономические факторы…………………………………………….65
2.2.6 Социальная стабильность общества………………………………...69
2.3 Исследование репродуктивного поведения населения Забайкальского края методом анкетирования…………………………………………………………..84
2.4 Таксономия как метод исследования демографической ситуации………...92
2.5 Применение корреляционно-регрессионного анализа в исследовании демографической ситуации…………………………………………………………….97
Глава 3. Совершенствование региональной демографической политики в Забайкальском крае…………………………………………………………….…………………..110
3.1 Предложения по совершенствованию региональной демографической политики…………………………………………………………………………….110
3. 2 Пути решения проблемы духовно-нравственного воспитания общества…………………………………………………………………………………............114
Заключение……………………………………………………………………………...123
Список использованной литературы………………………………………………….126
Приложения……………………………………………………………………………..128
Приложение A Здоровый образ жизни…………………………………………
Приложение Б Среда обитания…………………………………………………
Приложение В Образование…………………………………………………….
Приложение Г Социально-бытовые факторы…………………………………..
Приложение Д Экономические факторы………………………………………
Приложение Е Социальная стабильность общества…………………………..
Приложение Ж Анкета…………………………………………………………..
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Диплом конечный.doc

— 6.12 Мб (Скачать документ)

Соотношение горожан  и сельских жителей  составило в 2010 г. 74% и 26% соответственно.

Численность населения  по федеральным округам изменилась следующим образом (табл. 1.2):

Таблица 1. 2

Численность населения  Российской Федерации по федеральным  округам в 2002 и 2010 гг.

 

Все население, млн. человек

В % к итогу

2002 г.

2010 г.

2002 г.

2010 г.

 Российская Федерация

145,2

142,9

100

100

 Центральный федеральный  округ

38,0

38,4

26,2

26,9

Северо-Западный федеральный округ

14,0

13,6

9,6

9,5

 Южный федеральный  округ

14,0

13,9

9,6

9,7

 Северо-Кавказский  федеральный округ

8,9

9,4

6,2

6,6

 Приволжский федеральный  округ

31,1

29,9

21,5

20,9

 Уральский федеральный  округ

12,4

12,1

8,5

8,5

 Сибирский федеральный  округ

20,1

19,3

13,8

13,5

 Дальневосточный федеральный округ

6,7

6,3

4,6

4,4


По данным переписи населения 2010 г. численность женщин превышает  численность мужчин на 10,8 млн. человек. В 2002 г. это превышение составляло 10,0 млн. человек. (табл. 1.3)

Таблица 1. 3

Численность мужчин и  женщин в Российской Федерации в 2002 и 2010 гг.

 

Млн. человек

2010 г. в %

К 2002 г.

Доля мужчин  в общей  численности населения,  %

Мужчины

Женщины

Мужчины

Женщины

2002 г.

2010 г.

2002 г.

2010 г.

2002 г.

2010 г.

Все население

67,6

66,1

77,6

76,8

97,7

99,0

46,6

46,2

Городское население

49,1

48,1

57,3

57,2

97,9

99,9

46,2

45,7

Сельское население

18,5

18,0

20,3

19,6

97,1

96,7

47,6

47,8


На 1000 мужчин в 2010 г.  приходилось 1163 женщины, в 2002 г.– 1147.

По данным переписи 2010 г. преобладание численности женщин над численностью мужчин отмечается с 30-летнего возраста (в 2002 г. – с 33-летнего возраста).

Заметные изменения произошли  в возрастном составе населения. По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года средний возраст жителей страны составил 39 лет (в 2002 г. – 37,7 лет).

Возрастно-половая пирамида наглядно иллюстрирует произошедшие изменения в межпереписной период. (см. Рис. 1)

 

 

 

 

 

 

                 2002 г.                                                                            2010 г.


Рисунок 1 - Возрастно-половая пирамида населения Российской Федерации в 2002 и 2010 гг.

 

Численность населения  по основным возрастным группам изменилась следующим образом (табл. 1.4):

Таблица 1.4

Численность населения  Российской Федерации по возрастным группам в 2002 и 2010 гг.

 

Млн. человек

Доля в общей численности  населения,  %

2002 г.

2010 г.

Оба

пола

в том числе

Оба

пола

в том числе

Мужчины

Женщины

Мужчины

Женщины

2002 г.

2010 г.

Все население в возрасте1:

           

  100

100

моложе трудоспособного

26,3

13,4

12,9

23,1

11,8

11,3

18,1

16,2

трудоспособном

89,0

44,8

44,2

88,0

45,3

42,7

61,3

61,6

старше трудоспособного

29,8

9,3

20,5

31,7

8,9

22,8

20,5

22,2

Городское население в возрасте:

           

100

100

моложе трудоспособного

18,0

9,2

8,8

16,1

8,2

7,9

16,9

15,3

трудоспособном

67,3

33,4

33,9

65,8

33,4

32,4

63,2

62,5

старше трудоспособного

21,0

6,4

14,6

23,4

6,5

16,9

19,8

22,2

Сельское население в возрасте:

           

100

100

моложе трудоспособного

8,3

4,2

4,1

7,0

3,6

3,4

21,5

18,7

трудоспособном

21,7

11,4

10,3

22,2

11,9

10,3

56,0

59,2

старше трудоспособного

8,8

2,9

5,9

8,3

2,4

5,9

22,5

22,1


Число супружеских пар составило 33 миллиона (в 2002 г. – 34  млн.). Из общего числа супружеских пар 4,4 млн. (13%) состояли в незарегистрированном браке (в 2002 г. – 3,3 миллиона, или 9,7%).

Брачная структура населения в возрасте 16 лет и более характеризуется следующими данными (табл. 1.5):

Таблица 1.5

Брачная структура населения Российской Федерации в 2002 и 2010 гг.

 

Оба пола

Мужчины

Женщины

2002 г.

2010 г.

2002 г.

2010 г.

2002 г.

2010 г.

Население в  возрасте 16 лет и более, млн. человек,

118,7

119,7

54,1

54,2

64,6

65,5

из них:

           

Никогда не состоявшие в браке

24,9

24,0

13,6

13,2

11,3

10,8

Состоящие в браке (зарегистрированном и незарегистрированном)

67,9

66,5

33,9

33,2

34,0

33,3

Вдовые

13,5

13,8

1,9

2,0

11,6

11,8

Разведенные официально и разошедшиеся

11,2

11,6

4,1

4,0

7,1

7,6


Кроме того, 1,8 тыс. человек  в возрасте моложе 16 лет указали, что они состоят в браке, из них 1,1 тыс. человек –  в незарегистрированном (в 2002 г., соответственно, 3,7 тыс. человек и 2,2 тыс. человек).

По данным переписи 2010 г. рождаемость у женщин в возрасте 15 лет и более, проживающих в  частных домохозяйствах, характеризуется  следующими данными (табл. 1.6):

Таблица 1.6

Рождаемость у  женщин в возрасте 15 лет и более в Российской Федерации в 2002 и 2010 гг.

 

Млн. человек

2010 г. в % к  2002 г.

В % к итогу

2002 г.

2010 г.

2002 г.

2010 г.

Все женщины  в возрасте 15 лет и более, ответившие на вопрос о рождаемости         из них указали: число рожденных детей:

62,9

62,4

99,3

100

100

           1

19,2

19,4

101,4

30,5

31,2

           2

21,2

21,5

101,5

33,7

34,4

           3

5,6

5,5

97,5

8,9

8,7

           4

1,6

1,4

87,1

2,5

2,2

           5 и более

1,7

1,2

72,3

2,7

2,0

Не родили ни одного ребенка

13,6

13,4

98,4

21,7

21,5


Среднее число  рожденных женщинами детей уменьшилось  в расчете на 1000 женщин  с 1513 в 2002 г. до 1469 в 2010 г. В городских населенных пунктах этот показатель составил 1328 детей (в 2002 г. – 1350), а в селе – 1876 (в 2002 г. – 1993).

Из общей численности  женщин в возрасте 15 лет и более, родивших детей, первого ребенка родили в возрасте 15-19 лет 19% женщин, в возрасте 20-24 лет – 54%, в возрасте 25-29 лет – 19%, в возрасте 30-34 лет – 5,3%, в возрасте 35 лет и более – 1,9% женщин.  

Низкий уровень рождаемости  ведет к демографическому старению населения. Если в 1992 году численность  женщин в возрасте старше 55 лет и  мужчин в возрасте старше 60 лет составляла 19,3 % всего населения, то в 2006 году - 20,4 %.

Наряду с общими демографическими тенденциями, характерными для Российской Федерации в целом, имеются значительные различия между регионами.

В ряде субъектов Российской Федерации демографическая ситуация требует незамедлительного реагирования. За последние 15 лет более чем на 15 % сократилась численность населения в Республике Коми, Камчатском крае, Архангельской, Магаданской, Мурманской и Сахалинской областях. На 10 - 15 % сократилась численность населения в Республике Карелия, Республике Мордовия и Республике Саха (Якутия), Приморском и Хабаровском краях, Амурской, Владимирской, Ивановской, Кировской, Костромской, Курганской, Курской, Новгородской, Псковской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской областях и Забайкальском крае.

По пессимистическому  варианту прогноза предположительной численности населения Российской Федерации, население России сократится к 2015 году на 6,2 млн. человек (4,4 %) и составит 136 млн. человек, а к 2025 году - 124,9 млн. человек. Ожидаемая продолжительность жизни уменьшится до 64,5 года, более чем на 18 % уменьшится численность женщин репродуктивного возраста, увеличится доля граждан старше трудоспособного возраста.

Развитие ситуации по данному сценарию, помимо демографических  потерь, неблагоприятно скажется на основных показателях социально-экономического развития страны, прежде всего на темпе роста валового внутреннего продукта и обеспеченности трудовыми ресурсами, потребует структурных и качественных изменений в системе оказания медицинской и социальной помощи с учетом увеличения доли граждан старшего возраста.

1.3 Государственная демографическая политика в Российской Федерации

Демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни  населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.

Целями демографической  политики Российской Федерации на период до 2025 года являются стабилизация численности  населения к 2015 году на уровне 142 - 143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет.

Достижение целей демографической политики Российской Федерации в значительной степени зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.

Основными задачами демографической  политики Российской Федерации на период до 2025 года являются:

  • сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин;
  • сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;
  • сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;
  • повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;
  • укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
  • привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.

Решение задачи по сокращению уровня смертности населения, прежде всего граждан трудоспособного возраста, включает в себя:

  • сокращение уровня смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы за счет создания комплексной системы профилактики факторов риска, ранней диагностики с применением передовых технологий, внедрения образовательных программ, направленных на предупреждение развития указанных заболеваний;
  • улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, оказывающих помощь, в том числе экстренную, больным, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, оснащение и кадровое обеспечение учреждений здравоохранения в соответствии со стандартами, создание необходимых служб в муниципальных и региональных учреждениях здравоохранения, повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи указанным больным, а также развитие системы восстановительного лечения и реабилитации этих больных;
  • сокращение уровня смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий за счет повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, а также за счет повышения оперативности, качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на всех ее этапах;
  • сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда;
  • сокращение уровня смертности от самоубийств за счет повышения эффективности профилактической работы с гражданами из групп риска, направленной на предупреждение суицидов;
  • сокращение уровня смертности от онкологических заболеваний за счет внедрения программ профилактики, а также за счет других программ раннего выявления онкологических заболеваний;
  • сокращение уровня смертности от ВИЧ/СПИДа и туберкулеза за счет совершенствования программ профилактики и лечения этих заболеваний, а также за счет применения новых инновационных технологий лечения;
  • внедрение специальных программ для населения старших возрастных групп;
  • повышение доступности медицинской помощи для жителей сельской местности и отдаленных районов.

Информация о работе Совершенствование демографической политики в Забайкальском крае