Совершенствование демографической политики в Забайкальском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 08:49, дипломная работа

Описание

Цель: исследовать особенности репродуктивного поведения населения Забайкальского края в условиях изменяющейся экономики с применением различного рода методик и предложить меры по совершенствованию региональной демографической политики в отношении рождаемости.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
 Дать понятие демографической политике;
 Описать демографическую ситуацию в Российской Федерации, а также в Забайкальском крае и проанализировать проводимую демографическую политику;
 Охарактеризовать влияние различных групп факторов на репродуктивное поведение населения Забайкальского края и уровень рождаемости.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...5
Глава 1. Теоретические аспекты демографической политики…………………………7
1.1 Основные понятия и процессы в демографической политике………………7
1.2 Современное состояние демографических процессов в Российской Федерации………………………………………………………………………………....13
1.3 Государственная демографическая политика в Российской Федерации….20
Глава 2. Анализ демографической ситуации и оценка демографической политики в Забайкальском крае……………………………………………………………………..30
2.1 Анализ демографической ситуации за период 2000 – 2011 годы в Забайкальском крае. Проблемы и тенденции развития……………………………….30
2.2 Репродуктивное поведение населения и факторы, его определяющие. Дерево целей………………………………………………………………………….33
2.2.1 Здоровый образ жизни……………………………………………….34
2.2.2 Среда обитания……………………………………………………….42
2.2.3 Образование…………………………………………………………..49
2.2.4 Социально-бытовые факторы……………………………………….57
2.2.5 Экономические факторы…………………………………………….65
2.2.6 Социальная стабильность общества………………………………...69
2.3 Исследование репродуктивного поведения населения Забайкальского края методом анкетирования…………………………………………………………..84
2.4 Таксономия как метод исследования демографической ситуации………...92
2.5 Применение корреляционно-регрессионного анализа в исследовании демографической ситуации…………………………………………………………….97
Глава 3. Совершенствование региональной демографической политики в Забайкальском крае…………………………………………………………….…………………..110
3.1 Предложения по совершенствованию региональной демографической политики…………………………………………………………………………….110
3. 2 Пути решения проблемы духовно-нравственного воспитания общества…………………………………………………………………………………............114
Заключение……………………………………………………………………………...123
Список использованной литературы………………………………………………….126
Приложения……………………………………………………………………………..128
Приложение A Здоровый образ жизни…………………………………………
Приложение Б Среда обитания…………………………………………………
Приложение В Образование…………………………………………………….
Приложение Г Социально-бытовые факторы…………………………………..
Приложение Д Экономические факторы………………………………………
Приложение Е Социальная стабильность общества…………………………..
Приложение Ж Анкета…………………………………………………………..
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Диплом конечный.doc

— 6.12 Мб (Скачать документ)

Кризисные явления, возникшие  в ходе трансформации экономики, осложнили ситуацию на рынке труда и привели к сокращению уровня занятости населения и появлению безработицы, в том числе скрытой. Резко возрос уровень бедности. Ухудшилась структура потребления семей за счет резкого повышения доли затрат семейных бюджетов на удовлетворение простейших нужд, в первую очередь на питание.

Современную демографическую  ситуацию в России многие оценивают как кризисную или катастрофическую. Впервые после Великой Отечественной войны, начиная с 1992 г. (начальный этап экономических реформ), численность населения страны начала сокращаться. За период 1992—2008 гг. численность российского населения сократилась на 6505,9 тыс. человек. Изменение численности произошло за счет естественной убыли (-12258,5 тыс. человек) и миграционного прироста (+5752,6 тыс. человек).

При этом скорость сокращения городского населения выше, чем сельского. Такое стремительное сокращение численности населения Российской Федерации представляет собой непосредственную угрозу для национальной безопасности страны.

Фактор 5. 2: Развитие производства.

Перспективы промышленного  развития Забайкалья многие годы связаны  с освоением Севера (Удоканский промышленный очаг) и Юго-востока  (Харанор-Шерлогоровский и Приаргунский промышленный очаг). В объеме промышленного производства на Юго-восток уже сейчас приходится около 60 % показатели края, и вес этого подрайона будет только расти.

Юго-восток Забайкальского края – это реализация комплексного проекта «Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов Юго-востока Забайкальского края», в рамках которого планируется осуществить ряд крупных инвестиционных проектов в сфере добычи и переработки  минеральных ресурсов, развитие транспортной инфраструктуры (Стратегия 2010). Это, прежде всего проект строительства новой железнодорожной линии- Нарын-Лугокан, протяженность 75 км. Железнодорожная ветка пройдет через месторождение полиметаллических руд на их базе планируется осуществить строительство новых горно-обогатительных комбинатов Бугдаинского, Лугоканского, Быстринского, Култуминского и Березовского. Все на реализацию проекта 2012 года предполагалась освоить свыше 60млрд. рублей и организовать более 70 000 рабочих мест. 

Последние выступления  руководителей края говорят ясно, что столь масштабного освоения не будет. Оценка месторождения Забайкалья завышена. В июне 2010 года решение инвестиционной комиссии РФ железнодорожная ветка сократилась вдвое, объемы финансирование были уменьшены, принято решение отказаться от разработки трех месторождений. По мнению заместителя Губернатора Забайкальского края, «налоговые поступления от разработки Березовского» месторождения будут составлять примерно третью часть от проекта освоения Быстринского и Бугдаинского. Таким образом, количество рабочих мест в целом уменьшится до 30-35 тысяч человек. Это,  дополнительно, 10% занятых в экономике региона.

Фактор 5. 3: Трудовые ресурсы

Воздействуя на окружающую природную среду в процессе трудовой деятельности, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества. 

Главной производительной силой общества является человеческий ресурс. Поэтому процветает то общество, которое создало условия для  лучшего использования, воспроизводства и обогащения данного ресурса.  
В настоящее время в целом по экономике Забайкальского края недостаток в рабочей силе не наблюдается, но ситуация существенно различается при рассмотрении отдельных отраслей и профессии с позиций: изменения численности занятых в отраслевом разрезе и дефицита профессий в группах квалифицированных рабочих и специалистов.

С 2001 по 2010 год численность  экономически активного населения  увеличилась с 505,1 до532,1 тыс. человек, а количество безработных сократилось с 81,9 до 60,5 тыс. человек. Среди занятых в экономике  до 20 лет наблюдается сокращение с 3,5 до 1,3 тыс. человек, с 20-24 лет численность занятых сократилась с 11, 7 до 9,7 тыс. человек, а в возрасте с 25-29 лет наблюдается увеличение с 13,1 до 15 тыс. человек.

Фактор 5. 4: Уровень жизни

Уровень жизни – это комплексная социально-экономическая категория, которая отражает уровень развития физических, духовных и социальных потребностей, степень их удовлетворения и условия в общества для развития и удовлетворения этих потребностей.

Забайкальский край относится к группе регионов России, имеющих низкий уровень жизни. Основополагающим показателем, является показатель «доходы населения».

Реальные располагаемые  денежные доходы населения края в  период с 2005 г. росли, наибольший их рост был отмечен в 2008 г. (117% к уровню предыдущего года), после чего рост замедлился, составил в 2009 г. 102%.

Несмотря на продолжающиеся кризисные явления в экономике, реальные располагаемые денежные доходы населения края в октябре 2010 г. по сравнению с  октябрем 2009 г. увеличились на 5,3%. Денежные доходы в октябре 2010 г. в среднем на душу населения составили 14505,2 рубля (в октябре 2009 г. – 12984,2 рубля).

Среднедушевые денежные доходы населения в месяц возросли за пять лет в два раза: с 5887 до 12576 руб.

Также наблюдался неуклонный рост среднемесячной начисленной заработной платы, он составил 8400 руб. (с 8152 руб. в 2005 г. до 16553 руб. в 2009 г.). По размеру номинальной заработной платы в СФО край находится на 4 месте, а по реальной зарплате – на 8 месте.

Следует заметить, что индекс потребительских цен в Забайкальском крае достаточно высок: 106,2% - в январе – сентябре 2010 г. – это 3 место в СФО.

Не решены проблемы в  социальной сфере: суммарная задолженность  по заработной плате в октябре  увеличилась на 2,4 млн. руб. и составила на 1 ноября 2010 г. 72,2 млн. руб.

Современная демографическая  ситуация в Забайкальском крае остается неблагоприятной: продолжается сокращение численности населения, отмечается старение населения, низкая рождаемость, высокая смертность населения, сохраняется миграционная убыль населения. 

Фактор 5. 5: Демография

  На рубеже XX и XXI вв. ведущая роль человеческого фактора в экономическом развитии и национальном богатстве становится все более очевидной, то есть численность населения оказывает значительное влияние на экономический потенциал и развитие производительных сил общества.    Поэтому оценка демографической политики служат основной разработки стратегии демографического развития, включающей комплекс мер по преодолению депопуляции.

   Численность населения Читинской области (включая АБАО), начиная с 1991 г., неуклонно сокращается. На начало 2008 г. в области проживало 1 миллион 118 тыс.  жителей, что на 15,7% меньше уровня 1990 года. На начало 2010 года численность Забайкальского края составила – 1117,3 тыс. человек.

    Главными факторами  современного демографического  развития являются: значительные масштабы сокращения населения, низкая рождаемость, массовое распространение однодетной семья, не обеспечивающей воспроизводство населения, высокая смертность, особенно в трудоспособном возрасте, значительные миграционные потери населения.

Эти факторы влияют не только на смертность, но и на уровень  рождаемости, а так же на здоровье населения, в том числе и будущих  поколений; снижению трудового потенциала края; сокращению контингента для набора в силовые структуры. Таким образом, по целому ряду направлений подрываются основы национальной  безопасности.

2.2.6 Социальная стабильность общества

Под демографической  политикой понимается целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Она призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения. В задачи федерального уровня власти входит установление основ государственной демографической политики, правовое регулирование в сфере управления социально-демографическими процессами, разработка федеральных программ по улучшению демографической ситуации. Субъекты РФ разрабатывают основы региональной демографической политики с учетом с учетом исторических и культурных традиций территории: устанавливают региональные стандарты и нормы. Муниципальный уровень призван конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной и региональной демографической политики, в привязке к особенностям конкретных территорий. Задачей органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, является непосредственное предоставление комплекса муниципальных услуг, обеспечивающих условия для стабильного воспроизводства человека. На основе региональных норм и нормативов органами местного самоуправления могут разрабатываться местные нормы и нормативы, учитывающие специфику конкретного муниципального образования.

Муниципальная социальная политика строится в русле социально социально-демографической политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти, в первую очередь с органами власти субъектов РФ. Через муниципальную социально-демографическую политику реализуются как собственные полномочия местного самоуправления, так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в сфере регулирования социально-демографических процессов.

Управление социальной сферой осуществляется на всех уровнях  публичной власти: федеральном, региональном и муниципальном. Функции каждого уровня определяются в соответствии с законодательно разграниченными полномочиями.

Таким образом, муниципальная  социальная политика направлена на обеспечение населения социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования. Муниципальная социальная политика строится в русле социальной политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти.

Фактор 6. 1: Гражданское общество

Развитие общества в целом, как в основной части Российской Федерации, так и в Забайкальском крае, неразрывно связано с процессами, происходящими в сфере народонаселения, от состояния которого зависит благополучие граждан, национальная безопасность и само существование нашего государства. Поэтому наиболее важными задачами для государства и гражданского общества является создание условий и влияние на улучшение ситуации в сфере снижения уровня смертности населения, увеличения продолжительности жизни, роста рождаемости, совершенствования миграционных процессов, сохранения и укрепления здоровья граждан, оказания всесторонней поддержки институту семьи.

Значительную роль в  улучшении демографической ситуации призваны 
сыграть институты гражданского общества в самом широком понимании 
этого слова, включая традиционные религиозные конфессии, организации, 
оказывающие благотворительную помощь и социальную поддержку семьям 
с детьми и молодым людям, детским домам и другим интернатным 
учреждениям, реализующим  образовательные программы, осуществляющим активные мероприятия по пропаганде здорового образа жизни.

Именно из-за того, что российская законодательная и исполнительная власть недооценивают важность реальной коммуникации и выработки договоренностей между всеми тремя секторами общества — властью, бизнесом и гражданским обществом ошибки неизбежны. Принятые и проводимые в ситуации отсутствия базового консенсуса государства и гражданского общества меры государственной демографической политики не встречают поддержки и доверия у самих граждан.

Фактор 6. 2: Политическая стабильность

Политическая стабильность – составная часть общего понятия  стабильности государства. Синонимы «стабильности» – «постоянство», «неизменность», «устойчивость». «Политическая стабильность рассматривается, как психологическая способность населения сохранить спокойное поведение, невзирая на внешние или внутренние неблагоприятные условия. Политическая нестабильность развивается только в тех случаях, когда масса людей психологически подготовлена агрессивно реагировать на любые общественно-экономические события».

Численность населения бывшего СССР к моменту его распада составляла 290 млн человек. Однако трудности демографической обстановки в России ассоциируются не с общей численностью ее населения, а с наметившимися в начале 90х годов неблагоприятными тенденциями в области воспроизводства населения, а именно депопуляционными процессами, особенно в европейской части страны. Россия вступила в период быстрого снижения ежегодной рождаемости. Совершенно очевидно, что если в ближайшие годы не удастся переломить эти тенденции, то Россию ожидает гораздо больший демографический «провал», чем в 60е годы, со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями: диспропорциями на брачном «рынке», спадом численности трудовых ресурсов и т. д. 
К сожалению, в средствах массовой информации давались чисто эмоциональные, лишенные подчас серьезных научных аргументов, оценки причин проявившихся в стране депопуляционных процессов, когда смертность резко превысила рождаемость. В этой связи отметим следующее:

1. Нельзя преуменьшать  значение трудностей переходного  периода, нестабильности экономической и политической обстановки в стране, последствий непростительных ошибок правительств России в экономической сфере. Снижение жизненного уровня действительно заставляет многие молодые семьи откладывать рождение детей на будущее.

2. Наметившийся в стране  спад рождаемости, вероятно, связан  и с первым спадом рождаемости  в конце 60х годов, обусловленным  последствиями низкой рождаемости в военные годы. В 90е годы в возрастную группу наибольшей плодовитости (20—29 лет), на долю которых приходится более 1/3 ежегодно рождающихся детей, вступили малочисленные контингента женщин, родившихся во второй половине 60х — начале 70х годов (т. е. дочери тех, кто родился в военные и первые послевоенные годы). Речь идет о своеобразных демографических волнах.

3. В масштабах такого  федеративного государства, каким  является Россия, цели и средства  демографической политики должны  определяться спецификой и характером регионов. У каждого народа, проживающего на территории нашего государства, свои этнические особенности, традиции (в том числе в области планирования семьи), культурное наследие, образ жизни. 
Нетрудно заметить, что осуществление подобной цели вполне укладывается в рамки теории демографического перехода: улучшение социально-экономических условий жизни населения (в частности, женщин) в отставших в своем развитии регионах не может не привести к демографическому оптимуму, о котором шла речь выше.

Информация о работе Совершенствование демографической политики в Забайкальском крае