Россия - светское государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:43, курсовая работа

Описание

Целью работы является конституционно-правовое исследование светскости государства во всей ее многоаспектности, выявление и исследование существенных признаков светского государства.
Достижение указанной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:
- раскрыть понятие, признаки и сущность светского государства;
- проанализировать конституционно-правовые аспекты светского государства на примере Российской Федерации;
- исследовать особенности Российской Федерации как светского государства;
- отразить взаимоотношения церкви и государства в России;
- определить проблемы и перспективы развития России как светского государства.
Предметом исследования служит российский конституционный принцип светскости государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....2
Глава 1. Светское государство – основа конституционного строя РФ………4
1.1 Понятие, признаки и сущность светского государства……………4
1.2 Конституционно- правовые аспекты светской России……………8
Глава 2. Развитие Российской Федерации как светского государства……...15
Особенности Российской Федерации как светского
государства…………………………………………………………..15
2.2 Взаимоотношение церкви и государства в России....……………..19
Глава 3 Проблемы и перспективы развития России как светского
государства…………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………...28
Список использованной литературы…………………………………………..31

Работа состоит из  1 файл

ТЕКСТ.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)

      Провозглашенный во время Великой Французской  революции принцип разделения церкви и государства был порождением мировоззрения эпохи Просвещения. Этот принцип утверждался также и основателями американской демократии, в данном случае вместе с комплексом идей, сформировавшихся в борьбе пуритан против британской епископальной системы. Во Франции   революционное государство приняло на себя функции, прежде выполнявшиеся церковью, - воспитание, заключение брака и т.д., заменив традиционную религию секуляризированным «культом разума» - практическим эквивалентом «гражданской религии» Руссо.

      В целом, в Европе, в том числе в России, эти события происходили с 70-х годов XIX века по 1905 - 1907гг.

      С конца 18 века берут начало две фундаментальные  тенденции, связанные с разделением церкви и государства. Первая тенденция заключается в предоставлении церкви, независимой от светских властей, максимальной свободы в реализации ее духовных, моральных и воспитательных задач. На сегодняшний день благодаря этому была создана система общедоступных церковных школ и воспитательных учреждений.

      Необходимо  отметить, что в последние годы видна положительная тенденция пристального внимания Русской православной церкви к вопросам, связанным с правами человека. По мнению Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В. Лукина, «в России далеко не все благополучно с правами человека, и здесь открывается очень широкое поле для единства и сотрудничества Церкви и общества. Необходимо обсуждать эту серьезную проблему с таким расчетом, чтобы Русская православная церковь с ее великими традициями глубокого духовного размышления привнесла свой вклад в этот процесс»12. Вместе с тем ценности веры, святынь, Отечества для большинства православных христиан стоят выше, чем права человека, даже право на жизнь.

      Существование России как светского государства  обусловливается особенностями правового, социально-политического и культурного ее развития. А существующие сегодня в мире разнообразные типы светских государств – это продукт длительных и сложных социальных процессов, на которые оказывают значительное влияние конкретные исторические, культурные, социально-политические и иные особенности развития каждого общества, а также международные процессы глобального характера. Процесс формирования в каждой конкретной стране светского государства определенного типа в значительной степени зависит от понимания руководителями государства значения и содержания принципа светскости государства, от воплощенных в решениях органов государственной власти представлений о должном взаимодействии государства с религиозными объединениями.

      На  развитие института светскости в России как системы оказали влияние:

      - взаимодействие процессов глобализации и десекуляризации мира;

      - взаимодействие тенденций конвергенции и диверсификации в развитии светскости государства.

      Влияющий  на развитие светскости государства процесс десекуляризации мира происходит не по пути деградации светского государства или отказа от нее, а по пути усложнения процессов взаимодействия России и идентичности личности, социальных групп, общества в целом, и является сложным, многоплановым и несет в себе как позитивные последствия ( национально-культурное и духовное возрождение, расширение сотрудничества государства с религиозными объединениями), так и угрозы, в том числе светскому российскому государству (дискриминация по признаку убеждений или отношения к религии, национальности или расе; усиление угрозы экстремизма и международного терроризма, обострение межрелигиозных конфликтов и др.).

      В условиях мировой глобализации в развитии светского российского государства существуют две взаимодействующие тенденции – конвергенции и диверсификации. Такое  взаимодействие является разноплановым, вплоть до противодействия и прямого антагонизма.

      Тенденция конвергенции в развитии светского государства заключается в появлении общих черт в правовом содержании России как светского государства с различными странами, сближении разнотипных светских государств по своим характеристикам и содержанию конституционно-правовых институтов, обеспечивающих светскость государства. Наиболее яркими примерами тенденции конвергенции в развитии светского государства является стремление США навязать всему миру свое понимание светского государства, а также добровольное сближение правовых систем государств Европейского Союза на основе принятия законодательства Европейского Союза и унификации национальных законодательств.

      Тенденция диверсификации в развитии светского государства проявляется в стремлении сохранить уникальные особенности России, реализованные в настоящее время и обусловленные состоянием правового, социально- политического и культурного развития общества и государства. Примером тенденции диверсификации в развитии светского государства является осознанное и принципиальное сохранение самобытных типов светского государства в России.  
 
 
 
 
 

Заключение 

      Одно  из важных требований к светскому государству выражает Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г. в ст. 18: «Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору». Государство должно само не подвергать никого такому принуждению и не позволять этого никому.

      В унисон пакту гласит ст.14 Конституции РФ, которая запрещает придание какой бы то ни было религии характера государственной или обязательной. Это означает и недопустимость установления для какой бы то ни было религии ограничивающих или унижающих правил. Исторический опыт России – в котором наряду с традициями религиозной свободы и веротерпимости имели место и государственный характер православной религии, и неравноправие религиозных верований и церквей, и преследования на религиозной почве (даже христианских сект, староверов, молокан или других ересей и т.п.), и огромные по своему размаху гонения на все церкви, террор против духовенства и верующих во времена коммунистического «воинствующего безбожия», и использование властями церкви и религии в своих интересах и т.д. - убедительно доказывает необходимость сохранения и усиления светского характера государства, свободы совести, равноправия религий и церквей.

      Эта проблема сохраняет свое значение еще  и потому, что иногда и в наше время имеют место попытки  противопоставить религии друг другу, поставить некоторые из них в неравноправное положение вопреки Конституции и законам России. Таковыми, например, были выступления части православного духовенства против того, чтобы в Москве, столице для всех народов и всех верующих любых вероисповеданий в России, на Поклонной горе в мемориале в честь всех погибших за Родину в Великой Отечественной войне граждан нашей страны, в большинстве – неверующих, наряду с православной церковью строились и храмы других конфессий.

      К тому же в демократическом обществе и светском государстве большинство обязано соблюдать права меньшинства, как и индивидуальные права личности. В данном смысле любое, в том числе вероисповедное, большинство равноправно с каждым меньшинством и не может претендовать на то, чтобы быть «более равноправным», нежели другие религии, конфессии, церкви.

      Отделение религиозных объединений от государства имеет большое юридическое значение. Прежде всего, это взаимное невмешательство в дела друг друга со стороны религиозных объединений, с одной стороны, и государства, его органов и должностных лиц – с другой. Государство нейтрально в сфере свободы религиозных верований и убеждений. Оно не вмешивается в осуществление гражданами их свободы совести и вероисповедания, в законную деятельность церкви и иных религиозных объединений, не возлагает на них выполнение каких бы то ни было своих функций. Религиозные объединения не вмешиваются в государственные дела, не участвуют в деятельности политических партий, в выборах органов государства и т.п.

      Но  определенные формы взаимодействия между ними существуют. Государство в соответствии с законом охраняет индивидуальные и коллективные права и свободы верующих, законную деятельность их объединений. Последние имеют право участвовать в культурной и социальной жизни общества.

      В результате исследования конституционно-правовых основ светскости российского государства, их закрепления в нормах национального и международного права можно сделать несколько выводов.

      1. Конституция России содержит все необходимые нормы, позволяющие России быть светским государством, то есть государством, которое гарантирует каждому индивиду свободу мировоззренческого выбора, является мировоззренчески нейтральным, признает формальное равенство религиозных и общественных объединений и не проводит специальной политики в мировоззренческой сфере общества.

      2. Нормы международного права закрепляют  право на свободу мысли, совести и религии. Светскость государства как главная гарантия этого права не прописывается ни в одном из этих документов.

      3. Федеральное законодательство в  целом имеет отношение только к конкретизации положения Конституции РФ об отделении религиозных объединений от государства, но не содержит норм, позволяющих расценивать светское государство в России как нейтральное в мировоззренческой сфере.

      4. Анализ Конституций республик  и Уставов иных субъектов в  составе России показал, что  требование федеральной Конституции о светском государстве соблюдается в зависимости от региональных предпочтений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы: 

  1. Международный пакт Международный пакт о гражданских и политических правах / Права человека. Основные международные документы. – М.: Международные отношения, 1989. – 160с.
  2. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12.12.1993г.- М.: Дашко и К, 2003. 40с.
  3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Норма, 2009. 784с.
  4. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: Проспект, 2010. 428с.
  5. Дмитриев Ю.А. Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный). - М.: Деловой двор, 2009. 546с.
  6. Зорькин В.Д., Лазарев Л.В. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2010. 824с.
  7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е.Конституционное право России. – М.: Проспект, 2009. 628с.
  8. Лазарев Л.В. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: ООО «Новая правовая культура», 2009. 622с.
  9. Никитин А.Ф. Юридический словарь. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. 640с.
  10. Пятин С.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 26 сентября 1997г. «О свободе совести и о религиозных объединениях». – М.: Юнити-Дана, 2011. 322с.
  11. Авакьян С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт // Вестник МГУ. Серия 11 «Право», 1999, № 1. с.34-38
  12. Грудцына Л.Ю. Церковь как связующее звено между гражданским обществом и государством в России // Адвокат, 2011, № 9. с.8-10
  13. Дворникова О.А. Религия и закон: проблемы взаимодействия // Журнал российского права, 2010, № 7. с.3-6
  14. Дозорцев П. Конституционно-правовые основы свободы совести в России // Российская юстиция, 2009, № 2. с.8-10
  15. Клименко Е.Н. Правовой статус религиозных объединений в России // Российская юстиция, 2010, № 4. с.8-10
  16. Козлова М. Свобода совести и светскость государства: Проблемы и решения // Адвокат, 2010, № 12. с.59-66.
  17. Куприянов А. Церковное право и его рецепция в российское законотворчество // Российская юстиция, 2011, № 2. с.4-6
  18. Савва С.С. Конституционное закрепление светского государства в России: национальный и международно-правовой аспекты // Журнал российского права, 2009, № 12. с.11-13
  19. Тихонова Е.В. Новые подходы к обеспечению свободы совести и свободы вероисповедания // Гражданин и право, 2011, № 1. с.12-14
  20. Фомина С.В. Демократия и права человека. Право на свободу совести и свободу вероисповедания // Гражданин и право, 2008, № 1. с.6-8

Информация о работе Россия - светское государство