Россия - светское государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:43, курсовая работа

Описание

Целью работы является конституционно-правовое исследование светскости государства во всей ее многоаспектности, выявление и исследование существенных признаков светского государства.
Достижение указанной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:
- раскрыть понятие, признаки и сущность светского государства;
- проанализировать конституционно-правовые аспекты светского государства на примере Российской Федерации;
- исследовать особенности Российской Федерации как светского государства;
- отразить взаимоотношения церкви и государства в России;
- определить проблемы и перспективы развития России как светского государства.
Предметом исследования служит российский конституционный принцип светскости государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....2
Глава 1. Светское государство – основа конституционного строя РФ………4
1.1 Понятие, признаки и сущность светского государства……………4
1.2 Конституционно- правовые аспекты светской России……………8
Глава 2. Развитие Российской Федерации как светского государства……...15
Особенности Российской Федерации как светского
государства…………………………………………………………..15
2.2 Взаимоотношение церкви и государства в России....……………..19
Глава 3 Проблемы и перспективы развития России как светского
государства…………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………...28
Список использованной литературы…………………………………………..31

Работа состоит из  1 файл

ТЕКСТ.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)

     Религиозные объединения не могут создаваться  в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях. Вместе с тем религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбе находящихся в них граждан, в помещениях, специально выделяемых для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.

      Религиозные объединения не участвуют в выборах  в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь. Но это не означает, что священнослужители лишаются каких-то общегражданских прав. Будучи равноправными с другими гражданами своей страны, они могут участвовать в выборах и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, хотя и не от религиозных объединений и не как представители соответствующей церкви. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не может сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии. В то же время командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не вправе препятствовать участию военнослужащих в богослужениях и других религиозных обрядах и церемониях8.

      Федеральный закон о свободе совести предусматривает также контроль за религиозными организациями. Функции контроля осуществляют:

      1. Органы юстиции (уставная деятельность религиозной организации).

      2. Инспекция федеральной налоговой  службы.

      3. ФСБ и МВД России (специализированный контроль).

      Особую  разновидность административно-правовых норм в рассматриваемой сфере отношений составляют предписания Федерального закона о свободе совести, которые предусматривают односторонние обязательства органов исполнительной власти. Должностное лицо правоохранительного органа не вправе настаивать на допросе священнослужителя по исповедальным обстоятельствам; разглашение тайны исповеди не допускается даже в случае совершения тяжких уголовных преступлений или административных проступков. Тем самым законом предусмотрен иммунитет священнослужителей в сфере административной и уголовной юрисдикции.

      Следует отметить укрепление положения церкви в России.  О том, что церковь возрождается в России, можно судить по многим обстоятельствам:

реконструируются  старые и строятся новые Храмы; выпускается множество газет религиозного содержания («Жизнь с Богом», «Истина и жизнь» (католическое издание), «Символ», «Русь православная» и др.),  да и других газетах все чаще появляются заметки и статьи, так или иначе связанные с церковной тематикой; по телевидению в самых разных программах часто можно увидеть не только репортажи о церкви, но и самих церковных деятелей, которые, к слову, принимают, можно сказать, активное участие в политической и общественной жизни страны, например, присутствие Святейшего Патриарха на практически всех больших праздниках рядом с политическими деятелями и т.п.); люди все чаще и охотнее посещают церковь; открываются религиозные образовательные учреждения, в том числе и еврейские.

      Духовная  жизнь общества многообразна, она включает в себя культуру, в том числе искусство, область верований, национальный аспект, в том числе языковый и др. Действующая Конституция отказалась от принципа жесткой опеки государства над духовной жизнью общества и установила принцип светского государства. 

    1.  Взаимоотношение церкви и государства в России
 

     В Российской Федерации преобладающей является христианская религиозная традиция. Исторически сложилось так, что христианство первые века своего существования было гонимой и не признанной государством религией. Отношение раннего христианства к государственной власти было резко оппозиционным, что определялось не столько спецификой Римской империи, но главным образом враждебностью христиан всему мирскому вообще. Это объяснялось их уверенностью в неминуемом скором наступлении Царствия Божия, обещанном Иисусом Христом. Слова Христа «Царство мое не от мира сего» ориентировали верующих на неприязненное и пренебрежительное отношение к существующей политической власти.

      М. Вебер выделяет следующие аспекты отношения раннего и средневекового христианства к государству в целом:

      - отвращение к Римской империи как царству Антихриста;

      - полное равнодушие, пассивная терпимость по отношению к власти (всегда несправедливо»), а отсюда - активное исполнение всех повинностей, в том числе уплаты налогов, если они прямо не угрожают спасению души; «отдавайте кесарево кесарю» означает именно полное равнодушие к делам мира;

      - стремление держаться в стороне от конкретного политического сообщества, поскольку участие в нем необходимо ведет к греху (культ императоров), но повиноваться начальству, пусть даже неверующему, так как оно все-таки угодно Богу, хотя и грешно; как и все устройство мира» его греховность – возложенное Богом как людей за грехопадение Адама наказание, которое каждый христианин должен терпеливо нести;

      - положительная оценка властей, даже неверующих, как средства для обуздания грехов, необходимого в состоянии греховности и как всеобщего условия всего угодного Богу земного существования.

      Напряженность и враждебность между официальным Римом и христианством обострялись еще больше из-за того, что христиане категорически отвергали культ императора и институт суда. Тем не менее, первые поколения христиан признавали, что государство выполняет функции носителя порядка в мире. Послания апостола Павла, в частности, внушали верующим представление о том, что всякая существующая власть от Бога и направлена к добру. Во втором «Послании к феесалоникийцам» Павел утверждает, что Римское государство, благодаря сложившемуся в нем правопорядку, «сдерживает» падение мира в бездну хаоса, куда толкает его Антихрист. Эти идеи легли в основу христианского политического сознания на долгие времена. А антиримские идеи раннего христианства (например, сравнение Рима с вавилонской блудницей в Книге Откровения) оказали заметное влияние на развитие христианского радикализма и пацифизма, отвергающих всякое сотрудничество с государством, в том числе военную службу и участие в судопроизводстве9.

      Сегодня же Православная церковь активно  участвует в жизни государства. Неучастие Русской Православной Церкви в государственном строительстве и в осуществлении мирских полномочий исполнительной власти не следует отождествлять с отстраненностью церкви от решения судьбоносных

внутриполитических  проблем. Все органы внутрицерковного управления Церкви обладают потенциальной возможностью участвовать в деятельности органов исполнительной власти.

     Разработка  основ взаимодействия Церкви и государства отнесена к ведению ее высшего конфессионального органа – Поместного Собора. В период, когда Поместный Собор не созывается, указанные полномочия осуществляются подотчетным ему органом – Архиерейским собором Церкви. Поместный и Архиерейский соборы являются высшими представительными органами Церкви, различающимися периодичностью их созыва. Поместный Собор должен созываться не реже одного раза в пять лет, тогда как перерывы в заседаниях Архиерейского собора не могут превышать двух лет. Священный Синод – единственный постоянно действующий орган внутрицерковного управления, который осуществляет полномочия Архиерейского и Поместного Соборов в период между их заседаниями.

      Председательствует  на заседаниях Священного Синода Патриарх Церкви. Решения Поместного и Архиерейского Соборов и Священного Синода в сфере взаимоотношений с государством призваны содействовать решению важнейших внутриполитических проблем. В случае кризисных ситуаций высшие органы церкви, руководствуясь доктриной невмешательства в политико-правовые причины разногласий, призваны способствовать примирению противоборствующих сторон10.

      Таким образом, Церковь выполняет роль духовного арбитра во внутригосударственных конфликтах. Отделение религиозных объединений от государства (это более четкая формула, чем отделение церкви от государства), закрепленное частью второй ст. 14 Конституции РФ, означает, что государство, его органы и должностные лица не вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, в законную деятельность религиозных объединений и не поручают последним выполнение каких-либо государственных функций. В то же время государство охраняет законную деятельность религиозных объединений. Религиозные объединения не могут смешиваться в дела государства, не участвуют в выборах органов государственной власти и в деятельности политических партий. Вместе с тем

религиозные объединения  могут принимать участия в  социально-культурной жизни общества в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность общественных объединений.

      Федеральное законодательство РФ устанавливает, что обучение в

государственных и национальных образовательных учреждениях носит светский характер и не преследует цели формирования какого-либо отношения к религии. В то же время в негосударственных образовательных учреждениях, частным образом на дому или при религиозном объединении, а также факультативах (по желанию граждан) во всех учебных заведениях  преподавание вероучений и религиозное воспитание допускается. Указанное положение нельзя путать как это часто бывает, с возможностью включения в официальное обучение программы государственных и муниципальных образовательных учреждений Закона Божьего или других религиозных дисциплин. Светское образование несовместимо с этим.

      Таким образом, светское государство не провозглашает  какой-либо официальной или предпочтительной религии, ни одно вероучение не оказывает определяющего влияния на деятельность государства, систему государственного и муниципального образования. В светских государствах в настоящее время каких-либо существенных разногласий между государством и церковью не наблюдается: положение церкви в государстве стабилизировано и не подвергается каким-либо кардинальным изменениям. По-видимому, это достигается совместной работой органов государства и церкви, результатом которой стало принятие решений, удовлетворяющих обе стороны.

      Однако, государство имеет преимущественный потенциал воздействия на положение церкви путем принятия законов, которые обязательны для исполнения. Поэтому, если и возникнут какие-либо трения, то государство

имеет возможность  быстро «урезонить» церковь силой своей власти. Причем

характер ограничений  может носить специфический характер, например, вопросы собственности церкви, занятия церкви коммерческой деятельностью и т.п. Такое положение вещей, крайне ограничивает ответные меры церкви по

отношению к  государству. Степень воздействия церкви на государство через верующих тоже не стоит преуменьшать, причем не важно, светское это государство или теократическое. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Проблемы и перспективы развития России

как светского  государства 

      Представления о том, каким должно быть светское государство, изменялись со временем и отличались в зависимости от исторического периода и страны, где происходили события. Поэтому без изучения динамики изменения правового содержания и понимания светского государства невозможно дать полную картину светскости как характеристики современного государства. Понимание светского государства – это обусловленная особенностями состояния политико-правового развития общества и государства, историческими и национально-культурными традициями, распределением национально-культурной, и религиозной идентичности общества система представлений о содержании светскости государства и обусловленных светскостью государства правах, обязанностях и ограничениях во взаимоотношениях между государством и религиозными объединениями.

      В развитии правового содержания и  понимания светскости государства  в европейских странах отмечаются совпадения и аналогичные событийные ряды, этапы, проанализировав которые, можно вывести определенные закономерности этого развития.

      В большинстве стран Европы государство  в определенные периоды своего развития стремилось поставить Церковь и  духовенство в полное подчинение государственной власти ( период царствования Иоанна Грозного, реформы Петра I, Екатерины II и последующие в Российской Империи; галликанство во Франции; иосифизм в Австрии). С другой стороны, та светскость государства, которая является сегодня конституционной характеристикой многих государств мира, зародилась в Европе как реакция правящих элит на вмешательство Римской католической церкви в суверенные дела европейских государств. Подход к определению светскости постепенно претерпевал трансформацию по мере научного и социально-политического развития общества. Практически одновременно сразу в нескольких государствах Европы происходили события связанные с отделением религиозных объединений от государства и утверждением светскости государства (Пруссия, Франция, и др.)11.

Информация о работе Россия - светское государство