Развитие стандартизации на воздушном транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:46, реферат

Описание

В целях реализации Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184ФЗ "О техническом регулировании" и повышения эффективности работ по стандартизации в области гражданской авиации приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 августа 2008г. № 2568 создан технический комитет по стандартизации (ТК) "Воздушный транспорт".

Работа состоит из  1 файл

Современные проблемы эксплуатации авиационной и космической техники. Учебное пособие. Часть 2.docx

— 19.47 Кб (Скачать документ)

Развитие стандартизации на воздушном транспорте

В целях реализации Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184ФЗ "О  техническом регулировании" и  повышения эффективности работ  по стандартизации в области гражданской  авиации приказом Федерального агентства  по техническому регулированию и  метрологии от 20 августа 2008г. № 2568 создан технический комитет по стандартизации (ТК) "Воздушный транспорт".

В составе  комитета образовано 8 подкомитетов:

ПК 1 – Безопасность полётов, нормы лётной годности, испытания  и

лётная эксплуатация воздушных  судов;

ПК 2 – Воздушные перевозки;

ПК 3 – Авиационные работы;

ПК 4 – Аэродромы, Аэропорты;

ПК 5 – Поддержание лётной годности, техническая эксплуатация и ремонт авиационной техники;

ПК 6 – Организация воздушного движения;

ПК 7 – Авиационная безопасность;

ПК 8 – Авиационный персонал.

В перечень организаций (предприятий) – членов комитета включены:

Министерство транспорта РФ, Министерство промышленности и  торговли РФ,ФГУП ГосНИИ ГА, ОАО "Авиатехприёмка", ОАО "Аэрофлот- Российские авиалинии", ОАО "Авиакомпания ЮТэйр", Группа Истлайн ЗАО "АТБ Домодедово", ОАО "Научнопроизводственная компания "ПАНХ",ФГУП"Аэронавигация",ФГОУВПО "Московский государственный технический университет гражданской авиации" и "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации".

Перечень организаций (предприятий) – членов комитета открыт для участия  других организаций и предприятий  и может по согласованию дополняться.

Технические комитеты по стандартизации действуют во всех промышленно развитых странах и являются, по своей сути, форумами, свободный доступ к которым  имеют все предприятия и организации, заинтересованные в развитии работ  по национальной, региональной и международной  стандартизации. Широкое представительство в технических комитетах по стандартизации организаций, являющихся непосредственными участниками рынка продукции и услуг, обуславливает рыночный характер принимаемых ими решений, а сотрудничество в них наиболее прогрессивных в научно-техническом

и экономическом отношении предприятий способствует высокому уровню разрабатываемых документов по стандартизации.

Механизм ответственности  за результаты деятельности технических  комитетов по стандартизации устанавливается  посредством привлечения к работе в них экспертов по стандартизации. Обязательства этического характера, которые принимает на себя лицо при  получении сертификата эксперта по стандартизации, позволяют техническому комитету по стандартизации осуществлять деятельность в интересах национальной экономики в целом, а не отдельных  предприятий и групп.

Технический комитет по стандартизации "Воздушный транспорт"

(Комитет) представляет  собой форму сотрудничества юридических  и физических лиц (предприятий,  организаций, органов исполнительной  власти, экспертов, специалистов  и т.д.), осуществляемого на добровольной  основе в целях организации  и проведения работ в области  национальной, региональной и международной  стандартизации применительно к  деятельности воздушного транспорта.

В настоящее время общий  фонд всех национальных стандартов Российской Федерации составляет около 30 тыс. единиц. По объёму он примерно такой же, как  в развитых странах Европы. Этот фонд включает фонд стандартов бывшего  Советского Союза (около 20 тыс. единиц), который стал фондом межгосударственных стандартов стран-участниц СНГ и  имеют аббревиатуру ГОСТ.

Применительно к деятельности воздушного транспорта в настоящее  время действует только около 100 национальных (межгосударственных) стандартов, устанавливающих основные положения, общие требования, термины и определения  по системе технического обслуживания и ремонта техники, метрологии, авиатопливу, уровням шума и вибрации, отдельным  эргономическим и экологическим  требованиям. В основном нормативно-технические  характеристики содержатся в стандартах отрасли или наставлениях, руководствах, методиках, рекомендациях и т.п., утверждённых и введённых в действие федеральными органами исполнительной власти, и стандартах предприятий.

Вместе с тем, Федеральным  законом о техническом регулировании  предусмотрены национальные стандарты (общероссийские классификаторы)и стандарты организаций. Такие категории, как стандарты отрасли и нормативные документы, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, законодательно не предусмотрены. В перспективе эти отраслевые документы будут трансформированы в национальные стандарты, а также стандарты ассоциаций, союзов и объединений, общественных организаций. Учитывая большую численность фонда ГОСТов и нормативных отраслевых документов, указанная трансформация займёт продолжительный период времени.

Принцип добровольности стандартов реализуется только при выборе

решения о применении (или  неприменении) стандарта или его  разделов. Положительное решение  о применении стандарта независимо от формы (договор, ссылка в техническом  документе и др.) обязывает субъект  хозяйственной деятельности выполнять  требования в принятом объёме (целиком  стандарт или его отдельные разделы). Поэтому, несмотря на добровольный характер национальных стандартов, заменивших государственные стандарты, требования стандартов становятся обязательными  для предприятий и организаций, если ими принято решение об их применении для производства, поставок продукции и оказании услуг.

Национальные стандарты  утверждаются национальным органом  по стандартизации – Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование), который в перспективе, как это принято в зарубежной практике, трансформируется в негосударственную организацию.

В соответствии с Федеральным  законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» национальную систему стандартизации образуют участники работ по стандартизации, а также национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, правила их разработки и применения, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, своды правил.

Расширение международных  связей приводит к необходимости  разработки международных стандартов. Различия национальных стандартов с  международными стандартами являются тормозом на пути развития экспорта транспортных услуг, тем более что темпы роста международной торговли в 3-4 раза превышают темпы роста национальных экономик.

По оценкам специалистов, стандарты влияют на 80 % объемов международной  торговли, а из-за различий между  национальными и международными стандартами и требованиями к  процедурам сертификации потери превышают 15 % валового товарооборота. НА основании  вышеизложенного задачи совершенствования  российской системы стандартизации становятся актуальными.

Правовой  основой деятельности ТК являются следующие  законодательные средства:

-Конституция Российской  Федерации;

-Гражданский кодекс Российской  Федерации;

-Федеральный закон Российской  Федерации от 27 декабря 2002 года  №184-ФЗ "О техническом регулировании" (в ред. федерального закона  от 01.05.07 № 65-ФЗ);

-Федеральный закон Российской  Федерации от 19 марта 1997 г. №  60-

ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (принят Государственной

Думой 19.02 97, одобрен Советом  Федерации 05.03.97; действует в ред. Федеральных законов от 08.07.1999 N 150-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред.

29.12.2004), от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 21.03.2005 N 20-ФЗ, от 18.07.2006 N

114-ФЗ);

-Федеральный закон Российской  Федерации от 8 января 1998 года №10-ФЗ "О государственном регулировании  развития авиации";

-Федеральные законы Российской  Федерации или постановления  Правительства Российской Федерации,  касающейся безопасной эксплуатации

авиационной техники и  связанной с ней инфраструктурой, по вопросам:

-безопасной эксплуатации  и утилизации машин и оборудования;

-безопасной эксплуатации  зданий, строений, сооружений и безопасного

использования прилегающих  к ним территорий;

-пожарной безопасности;

-биологической безопасности;

-электромагнитной совместимости;

-экологической безопасности;

-ядерной и радиационной  безопасности;

-Конвенция о международной  гражданской авиации. Чикаго, 1944 год;

-Конвенция об унификации  некоторых правил, касающихся международных  воздушных перевозок, Варшава, 1929 года (Варшавская конвенция) с последующими дополнениями и изменениями, внесенными Гаагским протоколом 1955 годаuc2 , Гватемальским протоколом 1971 г. и Монреальским протоколом 1975 г.;

-Конвенция о возмещении  вреда, причиненного иностранными воз-

душными судами третьим лицам  на поверхности, Рим, 1952 года (Римская

конвенция);

-Федеральные авиационные  правила в части касающейся  оценки соответствия и обеспечения  безопасной эксплуатации авиационной  техники;

-национальные стандарты,  своды правил, стандарты предприятий  (в том числе, аэропортов, авиапредприятий и эксплуатантов).

В деятельности ТК необходимо учесть обязательные требования по безопасности и охране окружающей среды, установленные в следующих документах:

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной

безопасности опасных  производственных объектов";

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности";

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";

Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Таким образом, следует отметить, что Система стандартов на воздушном  транспорте недостаточно развита и  практически не ведутся работы по

разработке (переработке) имеющихся  отраслевых стандартов в национальные

стандарты или своды правил и положения международных стандартов. Рекомендуемая практика ИКАО не в  полной мере находит свое применение в деятельности гражданской авиации  России. При этом наиболее готовой  в качестве базы модернизации отраслевой Системы стандартизации являются отраслевые стандарты в области сохранения летной годности ВС, их технического обслуживания и ремонта, эксплуатации наземной авиационной техники.

В перечне Технических  комитетов Международной организации  по стандартизации (ИСО) нет комитета в области гражданской авиации (воздушного транспорта). В указателе стандартов ИСО по коду 03.220.50 "Воздушный транспорт" стандартов не имеется. Предлагаемая модернизация должна включать ревизию документов по стандартизации, особенно отраслевого уровня. Последние следует, например, перерабатывать в своды правил на основе укрупнения отраслевых стандартов, трансформации нормативных документов органов государственного регулирования, принятия в качестве национальных стандартов ряда международных стандартов, и путем перевода на национальный уровень части отраслевых стандартов, если это будет отражать интересы основных участников рынка воздушных перевозок.Приоритетным направлением деятельности ТК должно стать создание в ИСО Технического комитета в области гражданской авиации (воздушного транспорта) под руководством Российской Федерации и разработка международных стандартов ИСО в области гражданской авиации (воздушного транспорта), исходя из интересов Российской Федерации. Необходимо более

активно разрабатывать российские стандарты в области гражданской  авиации и продвигать их в качестве международных стандартов.


Информация о работе Развитие стандартизации на воздушном транспорте