Президент в РФ и в США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 07:26, курсовая работа

Описание

По форме правления Россия и США — президентские республики, вследствие чего в положении и полномочиях президентов есть много общего. Но в то же время можно заме­тить и немало особенного, что дает пищу для размышлений об уровне демократичности, различиях в мере эффективности высшей вла­сти, в степени зависимости от общественного мнения и проч.
Глава 1. Конституционные основы статуса Президента в РФ и в США

Содержание

Введение
Глава 1. Конституционные основы статуса Президента в РФ и в США
§1 Источники конституционного права, регламентирующие статус Президента
§2 Место главы государства в системе федеральных органов государственной власти
Глава 2. Конституционные основы деятельности Президента
§1 Функции и полномочия
§2 Правовые акты
Глава 3. Порядок наделения полномочиями и конституционно - правовая ответственность
§1 Порядок избрания на должность
§2 Гарантия неприкосновенности
§3 Процедура отрешения от должности

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 145.00 Кб (Скачать документ)

Вице-президент работает под непосредст­венным руководством Президента, получая от него поручения, обычно связанные с предсе­дательством в различного рода комиссиях. Он входит в Совет национальной безопасности, совершает официальные зарубежные визиты. В Сенате это лицо появляется сравнительно редко, в связи с чем палатой избирается вре­менный председатель Сената, ведущий заседа­ния и организующий работу. Вице-президент голосует в Сенате только в случае, если голоса сенаторов раскалываются поровну. Его поло­жение в Сенате становится трудным, когда большинство образуется из представителей другой партии.

При различных президентах реальная роль вице-президента в государственных делах бы­вала разной. На этом посту часто оказывались личные друзья Президента или различного рода креатуры партийного аппарата. В любом случае все решения принимаются Президен­том единолично.[6]

§2 Правовые акты

Роль правовых актов Президента обусловлена прежде всего его конституционным статусом и компетенцией. Президент не инсти- туирован как законодательный орган, поэтому его правовые акты ор­ганично встроены в правовую систему вслед за Конституцией и фе­деральными законами.

Статья 90 Конституции РФ предусматривает, как указывалось выше, две разновидности правовых актов, издаваемых Президентом: указы и распоряжения. В зависимости от полномочий издаются как нормативные указы, так и указы, имеющие индивидуального адреса­та. К числу ненормативных указов относятся, например, многочис­ленные акты персонального характера (кадровые назначения, награ­ждения, помилования и т.п.). Они вписываются в конституционные формулы (ст. 83, 89 и др.) «награждает государственными награда­ми», «назначает судей федеральных судов», «назначает и отзывает» дипломатических представителей.

По сложившейся практике и согласно п. 3 распоряжения Прези­дента РФ от 5 февраля 1993 г. «О порядке подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Президента Российской Федера­ции» в форме указов издаются также решения о назначении и осво­бождении от должности руководителей федеральных органов испол нительной власти и Администрации Президента РФ, о приобретении гражданства РФ, предоставлении политического убежища, награжде­нии государственными наградами, присвоении классных чинов, по­четных званий, высших воинских и высших специальных званий, помиловании.

Указами обычно оформляются решения нормативного характера, т.е. содержащие общие правила поведения, относящиеся к неопреде­ленному кругу адресатов и рассчитанные на многократное приме­нение.

Преимущественно указами Президента решаются вопросы обес­печения согласованного функционирования органов государствен­ной власти, в первую очередь это касается органов исполнительной власти. Координация деятельности всех ветвей государственной вла­сти на федеральном уровне, как правило, требует принятия норма­тивных указов. Указами оформляются решения по стратегическим вопросам экономического и социального развития, вытекающие из функции Президента определять основные направления внутренней и внешней политики. Указами утверждаются различного рода прези­дентские программы, доктрины, концепции, основные направления развития отдельных отраслей экономики и другие аналогичные до­кументы.[7]

       Решения Президента по вопросам его компетенции имеют форму правовых актов. Из буквального прочтения Конституции США следует, что Президент правом нормотворчества не обладает (за исключением сферы внутренней организации исполнительной власти). Это прерогатива законодательного органа — Конгресса. Однако на практике нормотворческая деятельность осуществляется Президентом весьма активно.

По мнению некоторых американских авторов, именно Президент в настоящее время фактически является "главным законодателем". Правотворчеством Президент занимается на основе делегирования ему соответствующих полномочий Конгрессом. Правомерность делегированного законодательства выводится американскими юристами из положения последнего абзаца разд. 8 ст. I Конституции США, согласно которому, как уже указывалось, Конгресс имеет право на издание любых законов в рамках компетенции федерации (концепция подразумеваемых полномочий).

А раз это так, заявляют правоведы, Конгресс вправе принимать в числе других законы, делегирующие исполнительной власти полномочия на издание нормативных актов по вопросам ведения Конгресса. Правомерность делегирования признана не только доктриной, но и целым рядом судебных решений. Первым из них считается решение Верховного суда, принятое в 1913 г., в котором он определил, что делегирование конституционно, если в делегирующем законе указаны четкие границы предмета регулирования, осуществляемого на основании делегирования.

По мере усложнения нормотворческой деятельности сфера делегирования расширяется, а требования, предъявляемые Конгрессом к актам делегированного законодательства, становятся все менее определенными. Президент нередко осуществляет субделегирование полномочий, переданных ему Конгрессом, главам исполнительных департаментов, независимых ведомств и иным должностным лицам.

К разновидностям актов Президента США относятся, во-первых, исполнительные приказы, во-вторых, планы реорганизации, наконец, в-третьих, иные акты — правила, положения, прокламации, военные приказы и т. д. Наибольшую значимость имеют две первые разновидности.

Исполнительные приказы — это наиболее частые акты Президента. Они издаются на основе конституционных полномочий Президента либо в порядке делегированного законодательства и регулируют самые разнообразные вопросы социально-экономической и политической жизни. В настоящее время действует около 15 тыс. исполнительных приказов Президента США.

Большую значимость имеет и вторая разновидность актов Президента — планы реорганизации. Это акты, принимаемые Президентом на основе законов о реорганизации, которые делегируют Президенту полномочия по регулированию вопросов организации и порядка деятельности структур исполнитель-ной власти на основе закона, а нередко (при наличии специального указания об этом в законе о реорганизации) и право изменять положения законов по этим вопросам. Например, именно на основе плана реорганизации в 1953 г. был учрежден федеральный департамент здравоохранения, образования и социального благосостояния.

С 1977 г. сфера регулирования планами реорганизации была ограничена: Президент посредством таких планов теперь может реформировать лишь второстепенные структуры исполнительной власти. Крупные же организационные реформы исполнительной власти осуществляются актами Конгресса.

Планы реорганизации подлежат утверждению палатами Конгресса в течение 60 дней. Если план в течение этого срока не рассмотрен палатами, он вступает в силу в день, определяемый Президентом.

Акты Президента так же, как и федеральных органов исполнительной власти специальной компетенции, публикуются по мере их принятия в официальном периодическом издании "Федеральный регистр" ("Federal Register"), а также помещаются в периодически обновляемом многотомном "Своде федеральных постановлений" ("The Code of Federal Regulations"), где акты группируются по разделам.[8]

 

Глава 3. Порядок избрания на должность

§1 Порядок избрания на должность

Выборы Президента РФ осуществляются на основе Конституции РФ, Федерального за­кона «О выборах Президента Российской Фе­дерации», Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на уча­стие в референдуме граждан Российской Фе­дерации» и других федеральных законов.

Избирательное право включает многие ме­ждународно-правовые стандарты, которые со­блюдаются в любом демократическом госу­дарстве. Эти стандарты служат важной гаран­тией избирательных прав граждан в каждой стране, признающей себя частью мирового сообщества. Избирательная система России, в том числе по выборам Президента Россий­ской Федерации, построена с учетом этих ме­ждународно-правовых стандартов.

Прежде всего установлено, что выборы яв­ляются обязательными и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полно­мочий соответствующего органа государствен­ной власти. Перенесение сроков выборов, если это не связано с чрезвычайным положением или другими исключительными обстоятельст­вами, способно создать угрозу для демократии и конституционного строя. Особенно опасно в этом плане произвольное продление сроков полномочий, разного рода «пожизненные» из­брания главы государства, поскольку они, как показывает опыт ряда стран, открывают путь к авторитаризму. Несоблюдение конституцион­ных сроков полномочий обычно происходит в странах с неразвитым гражданским обществом и нарушениями прав человека.

Далее, чтобы выборы признавались леги­тимными, они должны быть свободными, справедливыми и подлинными.

Особенностью России является то, что в отличие от многих (если не большинства) других государств с относительно новыми конституциями в Конституции РФ нет специ­ального раздела об избирательном праве (из­бирательной системе), в котором были бы де­тально закреплены общие принципы избира­тельного права по выборам во все органы вла­сти. Всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании конституци­онно закреплено применительно к выборам Президента РФ. Конституция, кроме того, указывает на основные требования для избра­ния на этот пост (пассивное избирательное право), чем, в общем, и ограничивается. Ос­новной же комплекс вопросов, составляющих порядок избрания Президента Российской Федерации, регулируется федеральным зако­нодательством. Следует заметить, что в Со­единенных Штатах Америки порядок избра­ния Президента, в самых общих вопросах устанавливаемый Конституцией США, де­тально в основном регулируется законами са­мих субъектов федерации (штатов).

Легитимность выборов Президента требу­ет, чтобы они опирались на прочную право­вую базу. Буквально все этапы избирательного процесса, начиная от создания избирательных комиссий и кончая объявлением результатов голосования, таят опасность злоупотребле­ний, избежать которые можно только через детальное правовое регулирование. Россия не имеет пока ни значительного опыта проведе­ния президентских избирательных кампаний, ни необходимого доверия населения к орга­нам, ответственным за проведение выборов. Поэтому в ходе избирательных кампаний воз­никает много споров и даже острых конфлик­тов между кандидатами или их представителя­ми. В связи с этим законодательство о выбо­рах предусматривает весьма частую возмож­ность обращения в суд.

Конституция и федеральный закон закреп­ляют основные принципы проведения выбо­ров Президента Российской Федерации. Во- первых, как отмечалось, Президент избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Во-вторых, участие гражданина в выборах Президента яв­ляется свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах Президента, а также препятствовать его свободному волеизъявлению. Эти основ­ные принципы пронизывают все институты избирательного законодательства, способствуя их демократизму и защите прав граждан по вы­борам главы своего государства.

Президент РФ избирается на шесть лет. Прези­дент РФ может быть переизбран на второй срок, но избрание одного лица более чем на два срока подряд не допускается. Следовательно, избрание на третий и четвер­тый сроки возможно, но только после пере­рыва, хотя и не указано, какого.

Свободные выборы рассматриваются в США как важнейший элемент демократии.

Конституционные требования к Президен­ту невелики. Им может стать любой прирож­денный (т. е. не натурализованный) гражда­нин США, достигший 35-летнето возраста и проживающий в течение 14 лет в Соединен­ных Штатах. Конституционно установлено также, что Президент и Вице-президент не могут быть жителями одного и того же штата.

Проведение выборов Президента не зави­сит от чьего бы то ни было усмотрения, так как их сроки и порядок установлены в самой Конституции.

Президент избирается сроком на четыре года, досрочные выборы Конституцией не предусмотрены, и их в американской истории никогда не было. Выборы неизменно проис­ходят каждый високосный год в первый втор­ник после первого понедельника ноября.

Президент избирается косвенным путем. Избиратели голосуют за коллегию выборщи­ков, которая затем избирает Президента. В каждом штате избирается столько выбор­щиков, сколько от него избрано сенаторов и членов Палаты представителей в Конгресс США.

Сложная система косвенных выборов гла­вы государства носит формальный характер, поскольку выборщики при всех условиях обя­заны голосовать только за кандидатов той партии, по списку которой они были избраны.

Финансирование выборов — еще одна от­личительная черта избирательной системы США. Федеральное законодательство ограни­чивает расходы по выборам Президента. Соб­ственные средства кандидата не должны пре­вышать 50 тысяч долларов. Политические пар­тии, банки, корпорации, не имеющие права делать взносы из собственных средств, образу­ют многочисленные фонды для привлечения средств частных лиц.[9]

 

§2 Гарантия неприкосновенности

Как известно, одним из оснований прекращения полномочий Президента является истечение срока пребывания в должности. Как в Российской Федерации, так и в США, срок пребывания Президента в должности составляет 4 года.

Законодательством обоих государств устанавливаются правовые, социальные и иные гарантии Президентам, прекратившим исполнение  своих полномочий в связи с истечением сроков пребывания в должности.

В настоящее время в России такого рода гарантии и правовое положение Президента, прекратившего исполнение своих полномочий в связи с истечением сроков пребывания в должности, регламентируется двумя нормативно-правовыми актами – это постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2001 г. «Об обеспечении некоторых социальных гарантий Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий» и федеральный закон «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» (№14-ФЗ от 12 февраля 2001 г.).

Указанный федеральный закон опубликован в одном официальном инкорпоративном сборнике – Собрание законодательства Российской Федерации за 2001 год №7. Следовательно, данный нормативно-правовой акт является основным в сфере определения правового положения Президента России, прекратившего исполнение своих полномочий. Рассматриваемый закон устанавливает правовые, социальные и иные гарантии Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, и членам его семьи.

Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, пожизненно предоставляется государственная охрана в местах его постоянного или временного пребывания в полном объеме мер, предусмотренных федеральным законом «О государственной охране», включая предоставление социальной связи и транспортного обслуживания.

За Президентом Российской Федерации и членам его семьи сохраняется право на медицинское обслуживание, которое им предоставлялось на день прекращения Президентом Российской Федерации исполнения своих полномочий.

Информация о работе Президент в РФ и в США