Президент в РФ и в США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 07:26, курсовая работа

Описание

По форме правления Россия и США — президентские республики, вследствие чего в положении и полномочиях президентов есть много общего. Но в то же время можно заме­тить и немало особенного, что дает пищу для размышлений об уровне демократичности, различиях в мере эффективности высшей вла­сти, в степени зависимости от общественного мнения и проч.
Глава 1. Конституционные основы статуса Президента в РФ и в США

Содержание

Введение
Глава 1. Конституционные основы статуса Президента в РФ и в США
§1 Источники конституционного права, регламентирующие статус Президента
§2 Место главы государства в системе федеральных органов государственной власти
Глава 2. Конституционные основы деятельности Президента
§1 Функции и полномочия
§2 Правовые акты
Глава 3. Порядок наделения полномочиями и конституционно - правовая ответственность
§1 Порядок избрания на должность
§2 Гарантия неприкосновенности
§3 Процедура отрешения от должности

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 145.00 Кб (Скачать документ)


 

Содержание

          Введение

Глава 1. Конституционные основы статуса Президента в РФ и в США

§1 Источники конституционного права, регламентирующие статус Президента

§2 Место главы государства в системе федеральных органов государственной власти

Глава 2. Конституционные основы деятельности Президента

§1 Функции и полномочия

§2 Правовые акты

Глава 3. Порядок наделения полномочиями и конституционно - правовая ответственность

§1 Порядок избрания на должность

§2 Гарантия неприкосновенности

§3 Процедура отрешения от должности

 


Введение

Тема, выбр

По форме правления Россия и США — президентские республики, вследствие чего в положении и полномочиях президентов есть много общего. Но в то же время можно заме­тить и немало особенного, что дает пищу для размышлений об уровне демократичности, различиях в мере эффективности высшей вла­сти, в степени зависимости от общественного мнения и проч.
Глава 1. Конституционные основы статуса Президента в РФ и в США

§1 Источники конституционного права, регламентирующие статус Президента

   Источник права — это внешняя форма выражения правовьіх норм. В соответствии с этим источниками конституционного права являются различные формы выражения конституционно-правовых норм. Они, как и источники других отраслей права, являются в основном результатом нормотворческой деятельности государственных органов — парламента, главы государства, правительства, региональных органов власти и др.

Система источников конституционного права каждой страны характеризуется и тем, что она не является чем-то застывшим, раз и навсегда установленным. Конституционное право во многих странах, особенно в развивающихся, является более подвижным, чем другие отрасли права. Объясняется это динамичностью общественно-политических процессов, происходящих в этих странах, нередкой сменой политических режимов и форм правления. Напротив, в ряде стран Западной Европы и США конституционное право является менее подвижным, чем другие отрасли права, и это объясняется устойчивостью форм правления и демократических институтов.

Система источников существенно зависит от государственно-территориального устройства страны. В федеративных государствах, где имеется конституция и система законодательства не только на уровне федерации, но и в каждом регионе, в систему источников входят нормативные акты федерации и ее субъектов.

Таким образом, система источников каждой страны имеет свои особенности, которые определяются национальными традициями, формой правления, формой государственно-территориального устройства, иными факторами. Вместе с тем источникам конституционного права присущи общие черты, позволяющие их классифицировать.

Прежде всего, источники конституционного права можно разделить на две основные сферы: естественное право и позитивное право:

Естественным правом являются общечеловеческие представления о свободе, справедливости, неотъемлемости прав человека. Такие представления сложились еще в античном мире и обусловили в дальнейшем главные цели революционных движений в Европе и Америке в XVII — XVIII веках; они были положены в основу формирования концепции правового государства и народовластия.

Естественное право является важнейшей гарантией демократических ценностей и институтов. Со сменой политических сил, стоящих у руля механизма государственной власти, можно реформировать позитивное право, изменить или принять новую конституцию, ограничивающую естественные права и свободы, установить авторитарный или тоталитарный политический режим. Но естественное право, если оно признается источником конституционного права, становится важным гарантом для спасения свободы и демократии.

Однако во многих государствах мира — и Россия, к сожалению, пока остается в их числе — источником права признается лишь позитивное право, а представители юридической науки и практики не устают призывать к соблюдению лишь норм писаного права.

Наиболее общее деление нормативных правовых актов — это их деление на законы и подзаконные акты. Закон — понятие собирательное, правовой системе современной России известны следующие виды законов:

1) Конституция РФ — Основной Закон государства;

2) федеральные конституционные законы. Данный вид законов появился в России только с принятием Конституции РФ 1993 г. По своей сути российские федеральные конституционные законы — это органические законы, они принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ, в развитие ее положений. Основной Закон предусматривает порядка двух десятков вопросов, по которым должны приниматься федеральные конституционные законы. Они должны регулировать важные сферы общественных отношений: судебную систему страны, статус Конституционного Суда РФ, арбитражных судов и судов общей юрисдикции, Правительства РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, режимы военного и чрезвычайного положений, порядок проведения референдум. В отношении принятых парламентом федеральных конституционных законов Президент РФ не обладает правом вето;

3) федеральные законы. Это самый многочисленный вид источников конституционного права. Однако здесь необходимо иметь в виду следующие обстоятельства.

В отличие от федеральных конституционных законов источниками конституционного права являются не все принимаемые в России федеральные законы, а лишь те из них, содержание которых подпадает под предмет конституционно-правового.

4) законы о поправках к Конституции РФ. Эти законы необходимо выделять в самостоятельную группу не только на основании специфики их содержания, но и в силу особой процедуры принятия. Общие положения о принятии законов о поправках содержатся в ст. 136 Конституции РФ, а детализация — в Федеральном законе от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»;

5) Многочисленную группу нормативных правовых актов — источников конституционного права составляют подзаконные акты. При этом источниками конституционного права являются не все они, а лишь те, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет ведущей отрасли права. К ним относятся:

- указы Президента РФ. Следует уточнить, что указы главы государства, входящие в сферу конституционно-правовых отношений, но носящие индивидуальный, а не нормативный характер (например, о предоставлении гражданства, о награждении государственными наградами, о помиловании, об отрешении от должности главы региона), равно как и распоряжения Президента РФ, которые нормативный характер носят крайне редко, в качестве источников права рассматривать нельзя, поскольку они не содержат общеобязательных правил поведения. Примерами рассматриваемых источников права, в частности, являются Указы Президента РФ от 28.12.2001 № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации», от 14.11.2001 № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», от 13.05.2000 № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе», от 21.04.2000 № 706 «Об утверждении военной доктрины Российской Федерации», о введении чрезвычайного положения в определенных местностях и др.;

- постановления Правительства РФ. Данные акты не должны противоречить не только Конституции РФ и федеральным законам, но и указам Президента РФ, который вправе отменять правительственные постановления в случае их противоречия правовым актам большей юридической силы;

- ведомственные акты (приказы, положения, инструкции, правила), изданные органами исполнительной власти в пределах своей компетенции. Данные акты не должны противоречить в том числе и постановлениям Правительства РФ. Правительственными и ведомственными актами[1].

США в соответствии с Конституцией являются по форме правле­ния президентской республикой, по форме государственно-террито­риального устройства — относительно централизованной федераци­ей, страной с демократическим государственным режимом.

Вопросы конституционного права регулируются также конститу­циями штатов. Они более осовременены, подвижны, детальны. Конституции штатов должны соответство­вать Конституции США, но вместе с тем содержат многие важные ин­ституты конституционного права, которых нет в Конституции США (отзыв депутатов законодательных собраний штатов и избранных должностных лиц, референдум, народная законодательная инициа­тива, положения о партиях и др.).

Нормы конституционного права содержатся в федеральных законах, законах штатов (по отношению к штатам), в решениях верховных судов штатов (они затрагивают и во­просы федерального конституционного права, но их решения по этим вопросам не окончательны и могут быть обжалованы в Верхов­ный суд США).

Решения Верховного суда США имеют особое значе­ние для конституционного права. Своими толкованиями без измене­ния текста Конституции США он создает новые конституционные нормы и конституционные доктрины («живая конституция»), ибо акт 1787 г. был принят в совершенно иной обстановке и в ряде случаев не отвечает современным общественным отношениям. 
Конституция США относится к катего­рии жестких. Поправки к ней могут быть приняты 2/3 членов обеих па­лат высшего законодательного органа — Конгресса — либо специаль­ным конвентом, созванным по инициативе 2/3 штатов (случаев такого созыва не было). Они подлежат ратификации законо­дательными собраниями штатов либо конвентами 3/4 штатов, со­званных по решению федерального Конгресса. В результате этих сложностей за два с половиной столетия, как отмечалось, принято лишь 27 поправок, (были предложены тысячи поправок, Конгресс принял около 40 из них, штаты ратифицировали 27). Единичные по­правки не имеют принципиального значения, так как посвящены  частным вопросам, некоторые вводят, а затем отменяют какие-либо положения.

Впервые Конституция США была дополнена Биллем о правах (первые десять поправок), принятым в 1789 г. и ратифицированным требуемым числом штатов в 1791 г. Билль о правах закрепляет важней­шие политические и личные свободы.

Другие поправки касаются способа избрания Президента и сенато­ров, преемственности власти в случае досрочного прекращения своих полномочий президентом, отдельных вопросов правосудия и т.д. 
Поправки к конституциям штатов принимаются 2/3, 3/5 голосов, в полутора десятках штатов — простым большинством, но в последнем случае затем подлежат утверждению на референдуме[2]. 

Использование всех вышеуказанных источников конституционного права помогло мне при проведении сравнительно-правового анализа. На основе нормативно-правовых и иных актов мне удалось проанализировать правовой статус данных глав государств.

§2 Место главы государства в системе федеральных органов государственной власти

       Президент РФ занимает особое место в системе государственных органов. Особенность института Президента в РФ состоит в том, что в отличие от зарубежных государств, где Президент, как правило, относится исключительно к исполнительной ветви власти, Президенту РФ отведено особое положение в системе разделения властей.

Президент обладает широкими полномочиями в различных сферах. В одних случаях полномочия принадлежат исключительно ему, в других – они сопряжены с полномочиями других органов государственной власти.    

         В отношении законодательной ветви власти Президент обладает очень обширными полномочиями:

1) Президент РФ обладает правом законодательной инициативы и является непосредственным участником законотворческого процесса. Законопроекты могут  разрабатываются в администрации президента, после чего они направляются в Государственную Думу, затем поступают в Совет Федерации, а после одобрения идут на подпись Президенту. Законопроект становится законом  и вводится в действие только после его подписания и обнародования Президентом. На рассмотрение отводится 14 дней, после чего закон или должен быть отклонен, или вступает в силу. 

  2) Президент обладает правом относительного вето. Иными словами, Президент вправе наложить запрет на одобренный Советом Федерации законопроект. Причем вето Президента не является абсолютным, так как существует специальный механизм, с помощью которого возможно его преодолеть. Для этого необходимо, чтобы  против вето Президента выступило не мене  2/3 обеих палат Федерального Собрания – в этом случае Президент обязан подписать законопроект в течение 7 дней.     

   3) Президент назначает выборы Государственной Думы, в то время как выборы Президента назначаются Советом Федерации. После выборов Государственная Дума собирается на 30-й день самостоятельно, но Президент имеет право собрать депутатов досрочно.

   4) Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране, об основных направлениях внешней и внутренней политики, о бюджете.Причем следует отметить, что послание Президента не является обязательным для исполнения для Федерального Собрания. Федеральное Собрание может принимать во внимание идеи, высказанные Президентом, но не обязано беспрекословно их выполнять.

   5) Президент назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Другие органы не вправе принимать решение о всенародном голосовании.

   6) Президент вправе распустить Государственную Думу в 3-х случаях:

- в случае трехкратного отклонения кандидатуры на пост Председателя Правительства;

- в случае двукратного вынесения недоверия Правительству в течение трех месяцев;

- в случае отказа Государственной Думы в доверии Правительству.

Кроме этого,  можно выделить ряд случаев, когда Государственная Дума не может быть распущена Президентом:

- в течение одного года после его избрания;

- с момента вынесения обвинений против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

- в течение 6 месяцев до окончания сроков полномочии Президента.    

Таким образом, можно сделать вывод, что Президент обладает существенной компетенцией в законодательной ветви власти.

Информация о работе Президент в РФ и в США