Политическое лидерство и политический лидер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:38, реферат

Описание

Лидерство существует во всех сферах общественной жизни - в бизнесе, науке, искусстве, семье и школе. Открыв словарь, мы можем прочесть, что лидер (англ. 1еаdеr - ведущий, руководитель) - это лицо, способное воздействовать на других в целях организации какой-то совместной деятельности. Но особенно ярко лидерство проявляется в сфере политики.
Политический лидер - это не просто организатор политических действий и движений, это человек, способный изменить ход политической истории, определить направление политических процессов, обозначить перспективные политические цели.

Содержание

Введение. 2
Лидерство. Политическое лидерство. 3
Лидер. Политический лидер. 9
Институализация функций лидера. 15
Современный политический лидер. 17
Заключение. 20
Список литературы. 21

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ. политический лидер.docx

— 44.60 Кб (Скачать документ)

     В структуре теоретических моделей  важное место занимает понятие «стиль лидерства», с помощью которого определяются способы достижения лидером своих  целей. Западный исследователь Д. Бёрнс выделил три стиля лидерства:

     - стиль «невмешательства», которому  свойственно то, что лидер неохотно  выходит из узкого круга своей  личной ответственности и компетентности: «стоять у руля» государственной  машины с многочисленными ее  сложностями - не его стихия;

     - стиль «координатора», предполагает  более активное участие лидера  в повседневном течении государственных  и общественных дел, но лидер  такого типа исходит из чисто  прагматических соображений –  сохранить единство и стабильность  своей структуры, расширять поддержку  электората;

     -стиль  «реформатора», обязывает лидера  не только заявлять принципиальные  идеологические убеждения, но  и иметь политическую волю  к тому, чтобы воплотить свою  идею в жизнь. 
 
 

 

     

     Лидер. Политический лидер.

 

     Лидер (от англ. Leader - ведущий) - лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.

     С незапамятных времен человечество познало  только три способа выдвижения лидеров: борьба за лидерские позиции в  иерархии, которая предполагает фактически насильственные способы их достижения; упорядоченное наследование по признакам  родства, старшинства; выборы по законам  демократии, древней и примитивной  или же современной, сложной и  изощрённой.

     В общественной жизни, лидера, как центральную, наиболее авторитетную фигуру в конкретной группе лиц, можно выделить практически  в каждом виде деятельности, и в  любой исторический период.

     Термин  “лидер” имеет два значения:

  1. индивид, обладающий наиболее ярко выраженными, полезными (с точки зрения внутригруппового интереса) качествами, благодаря которым его деятельность оказывается наиболее продуктивной. Такой лидер служит образцом для подражания, своеобразным “эталоном”, к которому должны, с точки зрения групповых ценностей, примыкать другие члены группы. Влияние такого лидера основано на психологическом феномене отраженной субъективности (т.е. идеальном представлении других членов группы).
  2. лицо, за которым данное сообщество признает право на принятие решений, наиболее значимых с точки зрения группового интереса. Авторитет этого лидера основан на способности сплачивать, объединять других для достижения групповой цели. Такое лицо, независимо от стиля лидерства (авторитарного или демократического), регулирует взаимоотношения в группе, отстаивает ее ценности в межгрупповом общении, влияет на формирование внутригрупповых ценностей, и в некоторых случаях символизирует их.

     Положение лидера вынуждает его быть очень  аккуратным в повседневной и политической жизни, ибо его дела, поступки, поведение, качества постоянно на виду и все  это более строго оценивается  людьми, и от этого во многом зависят  успех или неудача той партии, того курса, того направления которому он служит.

     Существует  много различных типологий лидеров. Наиболее простую из них составляет разделение их на лидеров в собственном  смысле слова и вождей. Когда лидерство  перестает быть рациональным, начинает опираться на иррациональные, эмоциональные  предпочтения толпы, на массовый психоз, лидер превращается в вождя. Тогда  общество отождествляется в массовом сознании с государством, политика — с идеологией, воля вождя —  с волей народа.

     Еще одна типология берет начало от классической типологии господства, разработанной  М. Вебером.

     Соответственно  в ней выделяются три типа лидеров:

     1. Традиционные лидеры — их власть  основывается на традиции, является  привычной и ни у кого не  вызывает сомнений; например, при  восшествии на престол законного  наследника династии он становится  политическим лидером страны  по праву традиции престолонаследия.

     2. Легальные лидеры — они приходят  к власти благодаря действию  правовых механизмов, то есть  избираются или назначаются на  вакантные руководящие должности.  Такое лидерство, хотя и зависит  во многом от личных качеств  избираемого, наполовину заключено не в нем самом, а в должности, которую он занял. Потеряв должность, он потеряет и власть.

     3. Харизматические лидеры ближе  всего к вождям, вернее, власть  вождя типологически подпадает  под эту категорию. Власть харизматического  лидера опирается на реальные  или воображаемые личностные  качества, имеющие сверхъестественную  или, по крайней мере, иррациональную  природу. Когда массы убеждаются  в отсутствии или ослаблении таких качеств лидера, их интерес к нему пропадает, и он теряет власть.

     Лидерство и лидеры - сфера деликатная и  тонкая. В ней легко нарушить меру, сорваться в области неудач, даже впасть в крайности - то ли чрезмерно  преувеличить роль лидера, то ли серьезно недооценить лидера, его возможности, способности, не воспользоваться ими.

     Тут многое зависит и от непосредственного  окружения, "команды", круга помощников, советников, экспертов, консультантов  и т. д. Естественно, что каждый и  должен и вправе играть свою роль и  не поддаваться искушениям политики и власти.

     Необузданные  политические амбиции, притязания, популизм могут приносить существенный урон. Все большее значение в наше время  приобретают проблемы формирования "команды" лидера и вовлечение в активную деятельность молодых  лидеров.

     Политический  лидер - это символ общности и образец  политического поведения группы, способный реализовать ее интересы с помощью власти. Причем данное определение особо подчеркивает первостепенную значимость субъективных качеств политического лидера и  утверждает, что лидерство создается  стихийно, самим народом.

     Личность  политического лидера является сложнейшим образованием и состоит из различных  взаимосвязанных элементов. Не все  они в одинаковой степени "ответственны" за политическое поведение.

     Наиболее  влиятельные личностные характеристики:

  • представления политического лидера о себе самом;
  • потребности и мотивы, влияющие на политическое поведение;
  • система важнейших политических убеждений;
  • стиль принятия политических решений;
  • стиль межличностных отношений;
  • устойчивость к стрессу.

     Лидер политический - глава государства, руководитель политической партии, общественной организации, движения.

     В настоящее время особое внимание обращается на лидерство на различных  уровнях государства, общества, различных  коллективах, а так же коллективное лидерство. Без глубокого знания проблем уровня жизни, интересов  различных общностей людей, общественного  мнения трудно претендовать на роль политика даже местного масштаба.

     В тоже время, очевидно, что политический лидер должен опираться на ту или  иную организацию, будь то партия, союз, ассоциация и т.д. Лидер должен опираться  на решающие звенья политической системы, иначе невозможно его продвижение  по политической лестнице до самых  ее высот.

     Но  в тоже время сама политическая система  не должна зависеть от личных качеств  политического лидера, его слабостей  и достоинств. Иначе эта система  не будет демократичной, а скорее всего, будет прообразом будущей  диктатуры. Все политические формирования, институты, и прежде всего государственные, призваны во время пресекать негативные устремления тех или иных деятелей, а в случае необходимости - заменять их новыми руководителями, отвечающим потребностям общества, требованиям законов и нравственности. Опасность для политического лидера также представляет собой и негативизм, обвинение и бичевание "врагов".

     Прошедшее время подтвердило необходимость  выдвижения на руководящие посты  политических лидеров нового, демократического типа способных вести подлинную  борьбу за влияние в среде граждан, доказывающих свою способность управлять  словом и делом.

     Проблема  компенсации реальных или воображаемых дефектов личности была поставлена ещё  известным психологом А. Адлером. Согласно его концепции, человек для компенсации низкой самооценки стремится к власти как средству такой компенсации. Таким образом, самооценка, будучи не адекватной, может стимулировать поведение человека в отношении политически целей - власти, достижений, контроля и других.

     Политический  лидер в любой ситуации за редким исключением ведёт себя в соответствии с собственной самооценкой. Поведение его зависит от того, кем и как он себя осознает, как он сравнивает себя с теми, с кем он взаимодействует.

     Очень важно заметить что, чем выше самооценка, у политиков, тем хуже они реагируют  на ситуацию, тем ниже их реактивность. Лидеры с высокой самооценкой  менее зависимы от внешних обстоятельств, они имеют более стабильные внутренние стандарты, на которых они основывают свою самооценку.

     Политические  деятели с низкой самооценкой  оказываются более зависимыми от других людей и таким образом, более реактивными. Они являются более чувствительными и изменяют свою самооценку в зависимости от одобрения или неодобрения других.

     Самооценка  политического лидера накладывает  очень важный отпечаток на внутри- и внешнеполитический курс его страны. Если у него в течение жизни  сформировалась заниженная самооценка то его постоянное недовольство собой могло быть той самой движущей силой, которая толкала его на взятие всё новых и новых барьеров в сфере внутренней или внешней политики. Такими были Ленин, Сталин, Никсон, Рейган, такими являются Саддам Хусейн, Дудаев. Каждой своей победой они постоянно доказывали себе, что они чего-то стоят. Но взятые барьеры их уже не радовали. И они стремились к новым, чтобы опять удостовериться в собственной значимости. Заниженная самооценка толкает политического лидера на "великие" шаги на международной арене: крупномасштабные военные или, наоборот, миротворческие акции, неожиданные для окружения экстравагантные повороты во внешней политике и многое другое.

     Лидеры  государств, с завышенной самооценкой  переоценивая собственные качества политика и главнокомандующего, зачастую не замечают всеобщей и внешней, и  внутренней реакции на свой курс на международной арене. Они упиваются собственным успехом и относят критику к злобствующим завистникам.

     Другой  тип лидеров, с завышенной самооценкой  сталкиваясь с недооцениванием их политики как в стране гак и за рубежом, сильно страдают от аффекта неадекватности. Когда их политика строилась с их собственной точки зрения на принципах высокой морали или же казалась им продуманной и продуктивной, а она была воспринята как безнравственная или же бессмысленная, то тогда такие политические лидеры шли на самые неожиданные шаги. Американский президент Джонсон очень сильно страдал, что его вьетнамская война стала вызывать негативное отношение и в США, и в мире. Его близкие советники отмечали, что весьма часто, получив донесение об острой негативной реакции в других странах и в различных слоях американского общества, сетуя на то, что его не ценят, не любят и не понимают, он отдавал приказ об очередной бомбардировке Вьетнама. Круг, тем самым, замыкался.

     Лидеры  с адекватной самооценкой представляют лучший образец партнеров на политической арене. Их внешняя и внутренняя политика не мотивирована стремлением к самоутверждению. Адекватно оценивающий свои политические способности лидер, как правило, уважительно и высоко оценивает  других лидеров. Не боясь, что его  унизят, обидят, обойдут, твердо зная, собственную  высокую цену, считая себя не хуже других с кем ему приходится взаимодействовать, такой лидер будет вести политику, которая позволила бы добиться поставленных целей и дала бы обоюдную выгоду.

 

     

     Институализация функций лидера.

 

     Процесс зарождения политического лидерства  можно наблюдать на примере стихийно возникшего митинга. Он может начаться на базе спонтанно собравшейся толпы  без участия политических лидеров. Однако в ходе такого митинга обычно появляются инициаторы, пытающиеся перевести  эмоциональный порыв в коллективные действия. Если это удается, то инициаторы становятся зачинщиками, которые могут  повести людей, скажем, на штурм правительственных  учреждений. В том случае, если лежащие в основе преимущественно стихийных действий людей, потребности и мотивы имеют для них достаточно высокую личностную значимость и требуют систематических коллективных усилий, то в процессе их осуществления происходит устойчивое распределение функций и их институциализация, появляются лидирующие позиции и сами политические лидеры, т.е. возникают элементы политической организации. Примерно таким способом возникло после августовского 1991 г. путча в СССР, движение защитников “Белого Дома” и конституировались его лидеры.

Информация о работе Политическое лидерство и политический лидер