Политические партии как политические институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 08:50, контрольная работа

Описание

Слово "партия" происходит от латинского слова "pars", означающего "часть". Политическая партия – это активная и организованная часть общества, объединенная общими интересами, целями или идеалами и стремящаяся овладеть государственной властью или решающим образом влиять на ее осуществление.
Ряд определений явно смешивает функцию и сущность партии: говорят, например, что партия есть организация, стремящаяся к власти и т.д.

Работа состоит из  1 файл

контрольная.doc

— 76.00 Кб (Скачать документ)

     Правовая  основа деятельности политических партий и общественных объединений в Республике Беларусь составляютКонституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь "Об общественных объединениях",  Закон Республики Беларусь  "О политических партиях".

     Согласно  данным нормативно-правовым документам, политические партии и общественные организации осуществляют свою деятельность согласно своим уставам и программам.Политическая партия строится исключительно по территориальному принципу и должна иметь Минскую городскую и областные организационные структуры в большинстве областей Республики Беларусь, создаваемые в шестимесячный срок со дня государственной регистрации политической партии.

     На  территории Республики Беларусь создаются  и действуют международные, республиканские  и местные общественные объединения и их союзы.Международными признаются общественные объединения и их союзы, деятельность которых распространяется на территорию Республики Беларусь (одной или нескольких административно-территориальных единиц Республики Беларусь) и территорию одного или нескольких иностранных государств.Республиканскими признаются общественные объединения и их союзы, деятельность которых распространяется на всю территорию Республики Беларусь.Местными признаются общественные объединения и их союзы, деятельность которых распространяется на территорию одной или нескольких административно-территориальных единиц Республики Беларусь.

 

Вопрос 2. Политическая оппозиция и ее роль в функционировании политической системы общества

 

     Выяснение причин возникновения, форм деятельности,характеристик политической оппозиции, определение ее роли в политическойжизни белорусского общества приобретают все возрастающее научное ипрактическое значение. В отечественной политологии эти проблемы оказались всилу определенных причин почти не разработанными.

     В любом демократическом обществе с устоявшимися традициями,стабильным правопорядком политическая оппозиция  оценивается какзакономерное, естественное явление, способствующее нормальнойжизнедеятельности  и развитию общества вне зависимости от характера егополитической системы, как условие совершенствования механизма обратнойсвязи между гражданами и органами политической власти. Это означает, что вобществе стимулируется многообразие социально-политической жизни, незапрещаются образование и деятельность различных политических партий,движений и общественных организаций. Благодаря такому многообразиюполитических сил в обществе создается необходимая система сдержек ипротивовесов, достигается определенный баланс между различнымиконкурирующими друг с другом политическими институтами, что  способствуетсоциальному прогрессу в целом.

     Причин, обусловливающих существование  политической оппозиции, много.Это  и внутренняя противоречивость общества, и социальное расслоение,вызывающее социальный диспаритет, и игнорирование принципа социальнойсправедливости, и кризис между населением и властью.

     Политическая  оппозиция — это противодействие, сопротивлениедействующей государственной  власти, противостояние осуществляемомустратегическому курсу с целью  заменить его на другой, удовлетворяющийоппозиционные политические организации. Здесь речь идет не овнутрипартийной, а о внутригосударственной политической оппозиции.

     В зависимости от степени лояльности к государственной властивыделяют умеренную и радикальную (непримиримую) политическую оппозицию.Первая по своей сути конструктивно-критическая, нередко готовая прийти ксогласию с властью. Вторая открыто выступает за смену существующегополитического курса с целью реализации своей политической линии.

     Особую  роль приобретает политическая оппозиция в обществе,находящемся в переходном состоянии, когда происходят глубокие изменениявсего социально-экономического уклада (строя). В такой ситуации возрастаетопасность использования насилия для достижения политических целей. Если жеполитическая власть запаздывает с формированием механизма обратной связи имодернизацией политических институтов, политическая оппозиция способнаактивизироваться, ее деятельность может вызвать непредсказуемыепоследствия.

     Оппозицию подразделяют также на легальную и нелегальную. Легальнаяоппозиция действует открыто, в рамках конституции и других законов.Нелегальная (подпольная) политическая оппозиция действует скрытно, нередкоприменяет методы, неприменимые в цивилизованном обществе.

     Чтобы политическая оппозиция была эффективной, недостаточно видетьнерешенные проблемы и критиковать работу государственных органов.Включенность в оппозиционную деятельность предполагает наличиесобственного, отличного от официального, видения путей социальногопрогресса.

     Однако те политические группировки Республики Беларусь, которые гордо именуют себя оппозицией, таковой по сути не являются, превратившись в субкультуру со своими законами, представлениями об окружающем мире и собственными критериями успешности.

     Конфликты в оппозиции имеют несколько уровней: политическое лидерство, финансы, внешняя политика, внутрипартийная борьба. Безусловно, все эти уровни взаимосвязаны и разрешение одной проблемы может привести к разрешению других.

     Политическое  лидерство является одной из самых глобальных и серьезных проблем. Можно сказать, что лидеров оппозиции очень много, а вот Лидера нет. Вероятно, что в скором времени оппозиция будет состоять только из лидеров. Под Лидером понимается человек, авторитет, которого является непререкаемым среди значительной части хотя бы демократического сообщества. В своей массе оппозиционные лидеры – это лидеры групповые, организационные либо ситуативные, а не общенациональные или общедемократические. Организационный лидер, вошедший на политическое поле, начинает претендовать на роль общенационального Лидера и сталкивается с претензиями точно таких же претендентов на лидерство, так как такой человек ничем не лучше остальных претендентов. Иногда лидер появляется вдруг, когда складывается определенная политическая ситуация, например, выборы, но это также вызывает недоумение и недоверие, особенно когда в дело замешаны финансы.

     Другой  проблемой является политическая безнаказанность  оппозиционных деятелей. В массе  своей белорусский оппозиционный политик-лидер не несет никакой ответственности за то, что сделал (не сделал) или сказал. Он остается на плаву, не подвергается общественной обструкции и как ни в чем ни бывало продолжает «трудиться на благо демократии», когда всем ясно, что ни сама демократия, ни борьба для такого человека ничего не значат.

     Это и без того плачевное состояние  оппозиции ухудшает финансовый вопрос. Финансы – отдельная и больная  тема. С одной стороны, без них  трудно организовать систематическую  работу любой структуры, с другой – деньги превратились в самоцель. Фактически борьба за лидерство в оппозиционной среде сводится к борьбе за финансы и наоборот. Нередко наличие финансов, а не борьба, обеспечивает «титул лидера», но когда финансы заканчиваются, приходит конец и лидерству. Если же опять на горизонте появляется новая надежда на финансирование, количество «демократических лидеров» неожиданно вырастает. С другой стороны, если говорить об организационных структурах, то кресло председателя нередко обеспечивает доступ к финансированию. Отсюда постоянные распри и конфликты внутри оппозиционных партий, регулярные расколы и взаимные обвинения в узурпации власти.

 

Литература

 
  1. Мельник В.А. Политология: учебник для вузов  – Минск, 2002
  2. Радугина А.А. Политология – Москва, 2001
  3. Решетникова С.В. Политология -  Минск, 2004
  4. Гаджиев К.С. Политология. Учебник для вузов. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2003
  5. Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001.

Информация о работе Политические партии как политические институты