Политические партии как политические институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 08:50, контрольная работа

Описание

Слово "партия" происходит от латинского слова "pars", означающего "часть". Политическая партия – это активная и организованная часть общества, объединенная общими интересами, целями или идеалами и стремящаяся овладеть государственной властью или решающим образом влиять на ее осуществление.
Ряд определений явно смешивает функцию и сущность партии: говорят, например, что партия есть организация, стремящаяся к власти и т.д.

Работа состоит из  1 файл

контрольная.doc

— 76.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 

 «Политические  партии как политические институты» 
 

 

Вопрос 1. Правовая регламентация деятельности партий

 

     Слово "партия" происходит от латинского слова "pars", означающего "часть". Политическая партия – это активная и организованная часть общества, объединенная общими интересами, целями или идеалами и стремящаяся овладеть государственной властью или решающим образом влиять на ее осуществление.

     Ряд определений явно смешивает функцию  и сущность партии: говорят, например, что партия есть организация, стремящаяся  к власти и т.д.

     Определение должно раскрывать сущность партии и  помогать прогнозировать ее будущее, ее сильные и слабые стороны. Поэтому можно дать следующее определение: политическая партия есть организация, соединяющая некоторые общественные движения и некоторые течения общественно-политической мысли. Иными словами, партия содержит, по крайней мере, три компонента: общественное движение, течение политической мысли, организацию. Вместе с тем партия является представительством определенных экономических, социальных, культурных и прочих интересов, но представительством на политическом уровне, т.е. на обобщенном и на общегосударственном. В этом отношении партия отличается от различных общественных организаций и движений, которые представляют частные, профессиональные, корпоративные, т.е. узкие интересы.

     Партии  существовали и в Древней Греции, и в Древнем Риме, и в Средние  века, но, как правило, лишь там, где режим управления государством имел сколько-нибудь выраженные демократические признаки. Лишь при этих условиях партии могли выражать какие-либо социальные интересы. В условиях же деспотических, абсолютистских, тоталитарных режимов существование нормальных партий невозможно; здесь формируются лишь неформально действующие группы влиятельных сановников, основанные на общности их личных (карьерных и т. п.) интересов.

     Политические  партии в современном понимании  этого термина впервые возникли в Европе в непосредственной связи с буржуазными революциями, в ходе которых создавалось народное представительство – система власти народа, осуществляемой через выборных представителей. Первоначально в партии объединялись, с одной стороны, сторонники монарха и феодалов, а с другой – защитники равноправия и политической свободы. Впоследствии стали появляться партии, отстаивающие интересы отдельных социальных и региональных групп общества. С усилением классовой дифференциации, углублением социальных противоречий, по мере вовлечения в политику все более широких слоев общества роль партий возрастала, и они стали основным субъектом политики и необходимым элементом демократической государственности.

     Место и роль партии в политической системе  определяется во многом ее функциями. Функции отражают основные задачи и направления деятельности политической партии, ее назначение в обществе. К числу наиболее общих функций политических партий относятся:

     - представительство социальных интересов;

     - выработка программных установок, политической линии партии;

     - формирование общественного мнения, политическое образование и политическая  социализация граждан;

     - участие в борьбе за власть  и в ее осуществлении, в формировании  политической системы общества;

     - подготовка и выдвижение кадров.

     В рамках указанных функций возможно выделение более частных, конкретных задач. Содержание, формы и методы осуществления одних и тех  же функций могут отличаться у  партий различных типов. Имеются  и специфические функции, выполняемые  теми или иными партиями в силу особенностей их развития и положения.

     Все политические партии принято классифицировать по социальному, политическому и  организационному принципу. Критерий для классификации партий показывает, какие интересы партия выражает, какие  цели ставит перед собой и обществом и какими политическими средствами их добивается.

     Одну  из попыток исторической периодизации форм партийной организации дал  М. Вебер, который выделил три  этапа: 1) период аристократических  группировок; 2) эпоха политических клубов и 3) современный этап массовых партий.

     В это же время появляются и марксистские варианты классификации политических партий на основе социально-классового признака. Например, В. И. Ленин в  статье "Опыт классификации русских  политических партий" (1906) подразделяет общероссийские партии на пять категорий: черносотенцев (мелкая буржуазия), октябристов (крупная буржуазия), кадетов (буржуазная интеллигенция), трудовиков (крестьянство) и социал-демократов (рабочие). Этот марксистско-ленинский подход был принят в отечественном обществознании в качестве официального в течение многих десятилетий.

     Сейчас, по социальному критерию мы можем  классифицировать партии следующим  образом:

     1) До XIX века (зависимость от таможенных  пошлин): а) консервативные – отстаивали  интересы национальных производителей; б) либеральные – отстаивали интересы потребителей.

     2) С XIX века: а) социалистические  партии – отражают интересы  людей наемного труда и прежде  всего рабочего класса. Подразделяются: коммунистические (экстремистское  крыло рабочего движения), фашистские и НСП (ставка на насилие, национализм и т.д.), СД и СП Европы (реформистское крыло рабочего движения); б) конфессиональные политические партии – объединяют людей на основе общности веры (ХДПГ, ХС-ХДС (католики и евангелисты)); в) партии "зеленых" – решение экологических проблем.

     Политическая  классификация как таковая возникла из-за размещения партий послереволюционном парламенте Франции. По политическому  признаку партии следует разделять  на:

     1) Правые – консерваторы, противники реформ (сидели по правую руку).

     2) Левые – сторонники реформ, стремящиеся  к переменам (сидели по левую  руку).

     3) Центристы – партия, выражающая  интересы власти (в центре зала).

     Иной  вариант классификации партий был  предложен французским политологом  М. Дюверже в работе "Политические партии" (1951), который на основе организационного строения политических партий подразделяет их на два основных типа: "кадровые" и "массовые". Кадровыми партиями он именует организации, генетически возникавшие вместе с парламентскими выборами в виде избирательных комитетов. В них нет строгого, постоянного членства и статуса индивидуальных участников, а также централизованной структуры, хотя при этом основные рычаги контролируются влиятельными партийными боссами (консервативные партии в англо-саксонских странах).

     Массовые  партии связаны с возникновением системы всеобщего избирательного права и рабочих, социалистических организаций (например, социал-демократических  партий) в XIX веке. Они достаточно централизованы, опираются на иерархическую структуру местных организаций и финансирование из членских взносов.

     Конституции XIX века ни одной буквой не упоминали  о политических партиях, хотя партии уже тогда играли весьма заметную роль в политической и государственной  жизни, ныне же регулирование их статуса образует полноценный конституционно-правовой институт.

     Принципы  представительности и выборности представителей различных социальных групп в  законодательные или иные органы власти, по самой логике вещей, поставили  вопрос об инструментах и средствах политической реализации этих принципов. В качестве таких инструментов постепенно во всех ныне индустриально развитых странах возникли и утвердились политические партии. Важно учесть формирование не только идеи партии как инструмента реализации политического процесса, но и идеи партии как законной оппозиции.

     Под институционализацией политических партий понимается процесс превращения их в политико-правовой институт путем правового регулирования комплекса отношений, связанных с созданием, деятельностью и ликвидацией политических партий.

     Институционализация политических партий проявляется в  двух взаимосвязанных процессах: конституционализации, то есть включении в конституции  основных принципов их статуса и  законодательной институционализации, в результате которой правовое положение партий определяется законом достаточно детально. Законодательная институционализация обычно включает правовое регулирование следующих элементов статуса политических партий:

  • понятия политической партии, определения места и роли партий в политической системе и государственном механизме;
  • условий и порядка создания и прекращения политических партий;
  • требований к идеологии и программным положениям партий;
  • требований к их организационному строению и порядку деятельности;
  • финансово-экономической базы партий;
  • взаимоотношений с публичной властью, прежде всего участия в выборах и в деятельности представительных органов государства и местного самоуправления.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  политические партии – это активная группа единомышленников, преследующая общую цель – получение политического контроля над государством, стремящаяся к институциализации как отдельный институт политической системы.

     Вопрос  о конституционализации политических партий, о придании им статуса конституционного института остается дискуссионным в западной политической и юридической литературе. Главный из аргументов состоит в том, что партии рассматриваются как практическое осуществление одного из основных прав человека - свободы объединения и, следовательно, любое их правовое регулирование, особенно конституционное, является ограничением этой свободы. Другой довольно распространенный аргумент - конституционное признание политических партий означает включение их в сферу государственности.

     Указанные аргументы нельзя признать полностью состоятельными. Конечно, "любое правовое регулирование партий, в том числе и конституционное, является в определенной мере ограничением свободы объединения. Но эта свобода не может быть абсолютной, как желалось бы сторонникам радикального либерализма. Придание партиям конституционного статуса призвано ввести их деятельность в правовые рамки, предотвратить использование свободы объединения в ущерб демократии".

     Почти все принятые после второй мировой  войны демократические конституции  содержат в том или ином объеме положения о политических партиях. Сегодня уже ни одна из вновь принимаемых конституций не обходит партии своим вниманием. При этом на уровне конституции, разумеется, фиксируются лишь главные, принципиальные особенности правового статуса политических партий.

     Во-первых, конституция закрепляет место и роль партий в общественно-политической жизни. Важнейшей их функциейпризнается участие в подготовке и проведении выборов, содействие формированию воли избирателей. "Партии содействуют формированию воли народа" — сказано, например, в п. 1 ст. 21 Основного закона Германии. Впрочем, некоторые конституции ставят вопрос шире, трактуя партии как "основной элемент политической Деятельности" (ст. 6 Конституции Испании), фиксируя, что партии "должны служить свободному функционированию демократического режима" (ст. 29 Конституции Греции). Последнее юридически легализует не только предвыборную активность партий, но и их повседневную работу, в том числе в государственных органах.

     Во-вторых, конституция закрепляет принцип свободного образования и деятельности партий, как важнейшего критериядемократии. Более того, органы конституционного надзора рядастран  в своих решениях специально подчеркивали,что свобода партийной деятельности является одной из "наиболееценных свобод" западного общества.

     В-третьих, конституция недвусмысленно формулирует условия, при которых политические партии могут пользоваться правом на свободную деятельность, т. е. фиксирует пределыпользования свободой. Другими словами, конституционно декларируемая свобода партийной деятельности отнюдь не абсолютна. Правящие круги зарубежных стран сделали необходимые выводы из уроков истории, создав правовые преграды на пути радикальных и экстремистских сил. В большинстве случаев закон прямо запрещает объединения тайного или военного характера, использующие подрывные методы борьбы, а также организации открыто фашистского толка (ст. 18 Конституции Италии, ст. 22 Конституции Испании, ст. 46 Конституции Португалии, § 14 гл. 2 Акта "Форма правления" Швеции). Причем, что особенно важно, конституция, ставя во главу угла интересы демократии, не допускает произвольные действия властей в отношении ни к одной политической партии.

     Исходные конституционные нормы, предопределяющие общую направленность институциализации политических партий, развиваются и конкретизируются в рамках органического(законы о выборах, регламенты палат парламента и др.) и текущего законодательства.

Информация о работе Политические партии как политические институты